План по самообразованию
методическая разработка

Кудряшова Татьяна Александровна

Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и педагогической компетенции в вопросах сенсорного развития детей раннего возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya.docx28.16 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Солнышко»

План по самообразованию на тему:

«Сенсорное воспитание через дидактические игры»

в группе раннего возраста

на 2021 – 2024 учебный год

составила: воспитатель 1 квалификационной категории

          Кудряшова Т.А.

с.Линда

2021 г.

План по самообразованию на тему:

«Сенсорное воспитание через дидактические игры»

в группе раннего возраста

Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и педагогической компетенции в вопросах сенсорного

развития детей раннего возраста.

Задачи:

- научить детей различать основные цвета;

- познакомить детей с величиной и формой предметов;

- сформировать навыки самостоятельной деятельности;

- повысить самооценку детей, их уверенность в себе;

- развить творческие способности, любознательность, наблюдательность;

- сплотить детский коллектив.

Актуальность темы:

Возраст от рождения до трех лет в научном мире считается уникальным,

стратегически важным для всего последующего развития человека. Путь,

который проходит ребенок в первые три года, поистине грандиозен. Если

брать новорожденного, то большинство клеток его мозга еще не работают, но

уже в первые шесть месяцев после рождения мозг достигает 50% своего

взрослого потенциала. К трем годам его структура формируется, размер

достигает 70-80%, а к восьми годам рост мозга практически завершен.

Первоначальной ступенью познания мира является чувственный опыт,

который наиболее интенсивно накапливается в раннем детстве. На основе

ощущений и восприятий формируются представления о свойствах

предметов, становится возможным их дифференцировать, выделять один из

множества других, находить сходства и различия между ними. Видный

ученый, психолог, доктор медицинских наук Николай Матвеевич Щелованов

называл ранний возраст «золотой порой сенсорного воспитания».

Л. А. Венгер считал, что «сенсорное развитие составляет фундамент общего

умственного развития ребенка».

Сенсорное воспитание имеет важное значение в развитии ребенка

потому что:

- является основой для интеллектуального развития;

- развивает наблюдательность, воображение

- обеспечивает усвоение сенсорных эталонов;

- влияет на расширение словарного запаса ребенка;

- влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной, образной и др.

видов памяти.

Насколько успешно и самостоятельно ребенок владеет

системой сенсорных обследовательских действий, позволяющих

ему самостоятельно рассматривать, обследовать предметы для выявления

их особенностей, необходимых для достижения результатов в той или иной

деятельности, и определяется гармоничное развитие ребенка.

Направления самообразования: профессиональное, методическое.

Форма самообразования: Индивидуальная  

Срок реализации: 2021 - 2024 гг.

Источники самообразования: семинары, курсы повышения квалификации, мастер-классы, интернет - ресурсы, методическая литература, журналы.

Представление материала: транслирование педагогического опыта на педагогических советах, часах, мастер-классы, консультация для родителей, стендовая информация.

Основные этапы работы по теме самообразования: 

1 этап – информационно-аналитический и методическая работа (2021 – 2022 год)

- сбор и анализ информации по данной проблеме,

- изучение методической литературы,

- анализ исследования ученых по сенсорному воспитанию дошкольников,

- подборка дидактических игр:

- Дидактические игры на развитие тактильных и вкусовых ощущений:

- Дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы:

- Дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины.

- Дидактические игры и упражнения на закрепление цвета

2 этап – проектировочный (2022 – 2023 год)

- разработка и реализация плана работы по данной теме.

- приобретение и создание дидактических игр и пособий на развитие

сенсорных навыков,

- создание в группе центра по сенсорному развитию и оформление

картотеки.

3 этап – итоговый (2023 – 2024 год)

- диагностическое обследование детей в процессе наблюдения;

- оформление итогов работы

Ожидаемые результаты:

- Повышение уровня педагогической компетенции в вопросах сенсорного

развития дошкольников; совершенствовать знания о сенсорном воспитании

детей раннего возраста;

- Систематизация материала по развитию сенсорных способностей у детей 2-

3 лет средствами дидактических игр в соответствии с возрастными и

индивидуальными возможностями.

- Сформированные сенсорные представления путем выделения формы, цвета,

и величины предметов.

- Сформированные представления о разновидностях дидактических игр и

основных приемах игры на них.

- Сотрудничество ДОУ и семьи по проблеме формирования и развития

сенсорных способностей у детей раннего возраста.

Формы работы с родителями:

сотрудничество через:

- индивидуальную работу,

- консультации,

- родительские собрания,

- беседы,

- совместную деятельность,

- практическую деятельность.

Формы работы с детьми:

- НОД по сенсорному воспитанию;

- сенсорное развитие, осуществляемое в процессе обучения рисованию,

лепке, конструированию;

- дидактические игры на развитие тактильных ощущений;

- дидактические игры и упражнения для закрепления понятия формы;

- дидактические игры и упражнения на закрепления понятия величины;

- дидактические игры и упражнения на закрепление цвета;

- экспериментальная деятельность.

 План информационно-аналитического этапа

Месяц

Организация деятельности

Цель

Сентябрь

Изучение статей в журналах: воспитатель ДОУ. Дошкольное воспитание. Ребёнок в детском саду.

Изучение научно - методической литературы на данную тематику.

Октябрь

Создание предметно- развивающей среды для сенсорного развития детей.

Составление картотеки дидактических игр по сенсорике

Ноябрь

Разработать игры с пуговицами «Сортировка», «Цепочка»

Составление картотеки дидактических игр по сенсорике

Декабрь

Изучение статей в журналах: воспитатель ДОУ. Дошкольное воспитание. Ребёнок в детском саду. Изучение статей в журналах: воспитатель ДОУ. Дошкольное воспитание. Ребёнок в детском саду.

Изучение научно - методической литературы на данную тематику.

Январь

Изучить книгу Т.В.Галанова

«Развивающие игры с малышами до 3-х лет»

Изучение научно - методической литературы на данную тематику.

Февраль

Венгер Л.А. «Воспитание сенсорной культуры ребёнка от рождения до 6 лет»

Изучение научно - методической литературы на данную тематику.

Март

Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша. Игры на восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста.

Изучение научно - методической литературы на данную тематику.

Апрель

Громова О.Н. Прокопенко Т.А.: «Игры-забавы по развитию мелкой моторики у детей» М.2001г.

Изучение научно - методической литературы на данную тематику.

Май

Салахетдинова В. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников»

Изучение научно - методической литературы на данную тематику.

План проектировочного этапа

Мероприятия

Организация деятельности

Цель

Сентябрь

Работа с детьми

Дидактическая игра

«Ум на кончиках пальцев»

В режимных моментах

Развитие мелкой моторики в раннем возрасте.

Дидактическая игра

«Гусеничка»

В режимных моментах

Развивать моторику кистей пальцев через действия с предметами, сенсорного восприятия, логического мышления.

Дидактическая игра

«Застёжки»

В течение дня

Упражнять в различении четырёх основных цветов, формы: квадрат, круг; развивать мелкую моторику, координацию движений рук.

Дидактическая игра «Собери урожай»

В режимных моментах

Развивать моторику кистей пальцев через действия с предметами, различать и называть цвета. Закрепить способ застёгивания пуговиц.

Работа с родителями

Информация для родителей. Папка-передвижка: «Что такое сенсорика, и почему необходимо её развивать в раннем возрасте?»

В течение месяца

Познакомить родителей с понятием сенсорное развитие.

Октябрь

Работа с детьми

Дидактическая игра «Собери урожай»

В режимных моментах

Учить группировать предметы (помидорчики и огурчики) по величине.

Дидактическая игра

«Собери яблоки (осенние листья)»

В режимных моментах

Учить группировать предметы по цвету.

Дидактическая игра

«Подбери чашки к блюдцам»

В течение дня

Учить группировать предметы по двум признакам: цвету и величине.

Дидактическая игра «Подбери иголки для ёжиков»

В режимных моментах

Учить группировать предметы по цвету.

Работа с родителями

Информация для родителей. Папка-передвижка: «Развитие мелкой моторики рук у детей»

В течение месяца.

Познакомить родителей с дидактическими играми

Ноябрь

Работа с детьми

Дидактическая игра «Волшебное поле»

В режимных моментах

Развитие узнавать и называть цвета.

Дидактическая игра «Шарики»

В режимных моментах

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Дидактическая игра «Яблонька»

В течение дня

Развитие мелкой моторики пальцев рук. Развитие сенсорного восприятия.

Дидактическая игра «Спрячемся от дождика»

В режимных моментах

Воспитывать умение у детей группировать предметы по форме.

Работа с родителями

«Сенсорное развитие детей с речевыми нарушениями.

В течение месяца.

Познакомить родителей с дидактическими играми, которые могут решить данную проблему.

Декабрь

Работа с детьми

Игра с крупами «Месим тесто»

В режимных моментах

Способствует эмоциональной отзывчивости, самостоятельности, совершенствуется мелкая моторика рук.

Игра с крупами «Наполни банку»

В режимных моментах

Способствует эмоциональной отзывчивости, самостоятельности, совершенствуется мелкая моторика рук.

Игра с крупами «Весёлые шарики»

В режимных моментах

Способствует эмоциональной отзывчивости, самостоятельности, совершенствуется мелкая моторика рук.

Игра с крупами «Ягодки»

В режимных моментах

Способствует эмоциональной отзывчивости, самостоятельности, совершенствуется мелкая моторика рук.

Работа с родителями

«Сенсорное развитие детей в домашних условиях»

Родительское собрание

Познакомить с играми и упражнениями, направленными на развитие мелкой моторики руки, которые можно организовать в домашних условиях.

Январь

Работа с детьми

Дидактическая игра «Укрась ёлочку шарами»

В режимных моментах

Упражнять в различении двух(четырёх) основных цветов, формы: круг; развивать мелкую моторику, координацию движений рук, создать радостное настроение.

Дидактическая игра «Цветные варежки»

В режимных моментах

Упражнять в различении и назывании четырёх основных цветов, формы: квадрат, круг; в умении соотносить цвет, развивать мелкую моторику, координацию движений рук.

Дидактическая игра «Найди пару»

В режимных моментах

Учить подбирать предметы разных пропорций по образцу, закреплять знания основных цветов, развивать внимание, память.

Дидактическая игра «Помоги снеговикам»

В режимных моментах

Классифицировать предметы по размеру.

Работа с родителями

Привлечь родителей к изготовлению дидактических игр и демонстрационного материала.

В течение месяца.

Информация для родителей

Февраль

Работа с детьми

Дидактическая игра

«Времена года» (Зима). «Когда это бывает?»

В режимных моментах

Находить, соответствующие данному времени года картинки; развивать зрительную память, внимание, речь; любить природу в разное время года.

Дидактическая игра

«Времена года» (Весна). «Когда это бывает?»

В режимных моментах

Находить, соответствующие данному времени года картинки; развивать зрительную память, внимание, речь; любить природу в разное время года.

Дидактическая игра

«Времена года» (Лето). «Когда это бывает?»

В режимных моментах

Находить, соответствующие данному времени года картинки; развивать зрительную память, внимание, речь; любить природу в разное время года.

Дидактическая игра

«Времена года» (Осень). «Когда это бывает?»

В режимных моментах

Находить, соответствующие данному времени года картинки; развивать зрительную память, внимание, речь; любить природу в разное время года.

Работа с родителями

Оформление наглядных консультаций и информационных стендов по сенсорному развитию детей.

В течение месяца.

Информация для родителей

Март

Работа с детьми

Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

В режимных моментах

Развитие тактильных ощущений.

Дидактическая игра «Овощной магазин»

В режимных моментах

Расширять представления о форме, величине, цвете; развивать навыки сравнения предметов.

Дидактическая игра «Строим дом»

В режимных моментах

Развивать представления детей о форме, величине, цвете.

Дидактическая игра «Большие и маленькие мячики»

В режимных моментах

Учить различать цвет и величину (большой- маленький); различать чувство ритма; ритмично проговаривать слова.

Работа с родителями

Папка-передвижка для родителей на тему: «Сенсорные игры малышей»

В течение месяца.

Познакомить родителей с использованием самых разнообразных предметов и материалов- воды, теста, круп, бумагой, звуками…

Апрель

Работа с детьми

Дидактическая игра «Накорми поросёнка»

В режимных моментах

Развивать мелкую моторику рук.

Игры с бельевыми прищепками.

В режимных моментах

Развивать мелкую моторику рук.

Дидактическая игра «Бусы»

В режимных моментах

Укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно- моторной координации; различение предметов по форме, цвету и материалу; развитие усидчивости.

Дидактическая игра «Собери картинку»

В режимных моментах

Закрепить умение воспринимать, составлять целостное изображение предмета из частей, развивать внимание.

Работа с родителями

Игры для развития сенсорных способностей у детей 2-3 лет

В течение месяца.

Познакомить родителей с играми на развитие сенсорных способностей.

Май

Работа с детьми

Дидактическая игра «Сладкие ягоды»

В режимных моментах

Развивать зрительное восприятие, мелкую моторику.

Дидактическая игра «Заштопай одежду»

В режимных моментах

Научить детей вставлять предметы разной формы в соответствующие отверстия, закреплять знания детей о величине и цвете (4 основных цветов).

Игра с прищепками

В режимных моментах

Развивать зрительное восприятие, мелкую моторику.

Дидактическая игра «Шнуровка»

В режимных моментах

Развивать зрительное восприятие, мелкую моторику.

Работа с родителями

Презентация «Сенсорное воспитание через дидактические игры».

Родительское собрание

Информация для родителей, рекомендации на будущее.

Список литература:

1. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая

группа. – Москва, 2010.

2. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной

культуры ребенка» - М.: «Просвещение», 1988;

3. Э. Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;

4. Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой

младшей группе детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

5. Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова. Как играть с ребенком. – М.: Обруч,

2012г

6. Дидактические игры-занятия в ДОУ (младший возраст): Практическое

пособие для воспитателей и методистов ДОУ. Автор-составитель Е.

7. Э.Г. Пилюгина «Сенсорные способности малыша» - М.: «Мозаика-Синтез», 2003;

8. «Развивающие игры с малышами до 3-х лет» - Ярославль «Академия

развития», 1998. Сост. Т.В. Галанова

9. Ветрова В. В. «Во что играть с ребенком до 3 лет». ТЦ М. 2011

10. Давыдова О.И. «Работа с родителями в детском саду» ТЦ Сфера. 2005.

11. Колдина Д.Н. «Игровые занятия с детьми 2 - 3 лет» ТЦ М. 2011.

12. Пилюгина Э.Г. «Сенсорные способности малыша. Игры на развитие

восприятия цвета, формы и величины у детей раннего возраста». М., 1996.

13. Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша – Москва. Мозаика –

Синтез, 2003.

14. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста – Москва,

Мозаика – Синтез, 2011.

15. https://vk.com/doshkolnikru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План по самообразованию «НЕТРАДИЦИОННОЕ РИСОВАНИЕ» План по самообразованию

Название «Путешествие в мир красок и фантазии»Задачи:Развивать воображение, ассоциативное мышление, мелкую моторику, координацию движения рук.Сформировать у детей технические навыки рисова...

План по самообразованию на 2018-2019. Тема самообразования: «Духовно – нравственное воспитание детей в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»

Тема самообразования:«Духовно – нравственное воспитание детей  в рамках реализации Программы «Социокультурные истоки»...

План по самообразованию педагога - психолога Тыриной Анастасии Ивановны на 2019 – 2020 учебный год Тема самообразования: «Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста»

План по самообразованию педагога - психолога ДОУ по теме "Профилактика и коррекция агрессивного поведения детей дошкольного возраста"...

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование» на период с 01.09.2020. - 30.05.2021.

План по самообразованию Тема самообразования: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста, через экспериментирование»на период  с 01.0...