Консультация для воспитателей: «Развитие мелкой моторики».
консультация

Кондратьева Валентина Васильевна

Моторика – совокупность двигательных реакций (общая моторика, мелкая моторика кистей и пальцев рук, артикуляторная моторика).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Родничок»

Консультация для воспитателей:

«Развитие мелкой моторики».

Учитель логопед: Кондратьева В.В.

г. Советский

Моторика – совокупность двигательных реакций (общая моторика, мелкая

моторика кистей и пальцев рук, артикуляторная моторика).

 «Рука является вышедшим наружу головным мозгом», это высказывание Иммануила Канта прозвучало еще задолго до того, как была доказана физиологическая значимость развития тонкой моторики.
Человек – универсальное «мыслящее тело», классический пример этой универсальности – движущая рука человека (Э.В. Ильенков). Наибольшее воздействие импульсации от мышц рук на развитие коры головного мозга происходит только в детском возрасте, пока идет формирование моторной области.
Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для использования движений, чтобы рисовать, писать, одеваться и т. д.

Работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

    В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

      Задача педагогов ДОУ - донести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему

овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если

задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка, но для этого следует

знать основные пути ее развития и совершенствования:

Мелкая моторика рук и уровень развития речи находятся в прямой зависимости

друг от друга, что установлено уже давно. Если моторика развивается нормально,

т.е. ребенок на определенных этапах роста выполняет те или иные действия, то

нормально развивается и речь. Если же мелкая моторика развита слабо, то

наблюдаются отставания и в овладении речи.

Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем

дошкольном возрасте. Именно к 6–7 годам в основном заканчивается созревание

соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Этот

возраст является сензитивным периодом для развития кисти руки (С.И. Гальперин,

1964г.)

Прежде чем приступать к работе по коррекции звукопроизношения у детей

дошкольного возраста, необходимо изучить их личностные качества и учитывать то

обстоятельство, что у некоторых из них помимо недостатков развития речи

встречаются сопутствующие отклонения в нервно-психологической сфере

(повышенная возбудимость, расторможенность, расстройство внимания,

неспособность к волевым усилиям). Поэтому в повседневную работу с детьми

целесообразно включать игры и задания для развития общей и специальной

моторики с учетом индивидуальных способностей каждого ребенка.

Дошкольник с низким уровнем развития моторики быстро утомляется. Ему

трудно выполнить задания, связанные с письмом, например, обвести какую – либо

фигуру. Его внимание быстро рассеивается, появляется чувство тревоги. В

дальнейшем это может привести к отставанию в учебе.

Мелкая моторика отвечает не только за речь, но так же позволяет развивать

координацию в пространстве, воображение, зрительную и двигательную память.

Нарушения мелкой моторики

Существует три основных типа нарушений мелкой моторики:

Нарушения подачи сигнала на выполнение действия (например, при

органических поражениях головного мозга, инсульте, травмах головы)

Нарушения передачи сигнала (например, при болезни Паркинсона, в

постинсультном состоянии)

Нарушения в приёме и выполнении сигнала (при ДЦП, травмах конечностей,

недостаточной степени развития ловкости и т. д.)

К 5 годам дети умеют:

- рисовать, используя в изображениях мелкие детали;

- раскрашивать, не заходя за контур и не оставляя пробелов;

- вырезать крупные многоугольные фигуры;

- застегивать пуговицы;

- одеваться и обуваться;

- шнуровать обувь и завязывать шнурки;

- наливать в чашку молоко из пакета;

- умываться;

- чистить зубы.

КАК РАЗВИТЬ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ?

1. Массаж и самомассаж кистей и пальцев рук.

Ежедневный тщательный массаж кистей рук: мягкие массирующие движения и

разминания каждого пальчика, ладошки, наружной стороны кисти, а также

предплечья.

2. Ежедневная пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры (со стихами,

скороговорками, звуками):

упражнения выполняются стоя, но меняется исходное положение рук (перед

собой, вверх, в стороны);

специальные упражнения на столе (выполняются сидя).

3. Работа с предметами и материалом (ножницы, пластилин, конструктор,

прищепки, бусины, крупы и др.)

4. Теневой, пальчиковый театр.

5. Упражнения в обводе контуров предметов. Рисование по трафаретам, по

клеткам (зрительные и слуховые диктанты), закрашивание контурных предметов

ровными линиями и точками. Штриховка вертикальная, горизонтальная, наклонная,

рисование “петелькой” и “штрихом” (упражнения выполняются только простым

карандашом).

6. Рисование несложных геометрических фигур, букв в воздухе и на столе

ведущей рукой, затем другой рукой и обеими руками вместе; поочередное

рисование каждым пальцем одной, затем другой руки.

7. Конструирование и работа с мозаикой, пазлами.

8. Выкладывание фигур из счетных палочек.

9. Освоение ремесел: шитье, вышивание, вязание, плетение, работа с бисером и

др.

При подборе игровых упражнений следует принимать во внимание такие

принципы:

– игровые упражнения должны приносить детям радость, а личностные

отношения взрослого и ребенка строятся на основе доверия, взаимопонимания,

доброжелательности. Ребенок знает, что получит необходимую помощь при

затруднениях;

– постепенное усложнение игрового материала, упражнений, от простого к

сложному.

При предъявлении игрового материала, речевых игр следует учитывать

индивидуальные возможности ребенка, в процессе работы они должны

усложняться.

Для достижения желаемого результата необходимо сделать работу по развитию

пальцевой моторики регулярной, выделив для этого время на занятиях педагогов и в

процессе режимных моментов.

Мелкую моторику развивает все, что мы делаем руками.

Упражнения для развития тактильной чувствительности и сложнокоординированных движений пальцев и кистей рук.

1.  Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким-либо однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы). 5 - 10 минут как бы перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с другой фактурой наполнителя. После нескольких проб ребенок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы. 

2.  Опознание предмета  на ощупь поочередно правой и левой рукой. Более сложный вариант - ребенок одной рукой ощупывает предложенный предмет, а другой рукой (с открытыми глазами) его зарисовывает.

3. Лепка из пластилина различных  фигур (предметы, геометрические фигуры).  Затем опознавание слепленных фигур  закрытыми глазами.

4. Перекатывание карандаша между пальцами ( от большого к мизинцу и обратно, поочередно каждой рукой).

5. Игра "Повтори движение" (вариант игры Б. П. Никитина "Обезьянки")

   Взрослый, садясь напротив ребенка, делает пальцами своей руки какую-либо "фигуру" (какие-то пальцы согнуты, какие-то выпрямлены - любая комбинация). Ребенок должен точно в такое же положение привести пальцы своей руки - повторить "фигуру". Задание здесь усложняется тем, что ему ее еще необходимо зеркально отразить (ведь взрослый сидит напротив). Если данное задание вызывает у ребенка сложности, то сначала можно потренироваться, проводя упражнение,  сидя рядом (а не напротив ребенка). Так ему будет легче копировать положение пальцев руки. 

6. Игры с рисованием.

    Если у ребенка плохо развита мелкая моторика и ему трудно обучаться письму - то можно поиграть в игры с рисованием. Ребёнку предлагается обводить наперегонки квадратики или кружочки, продвигаться по нарисованному заранее лабиринту (наиболее интересно, когда ребенок рисует лабиринт для родителя, а родитель - для ребенка). Сейчас в продаже есть много разных трафаретов всевозможных геометрических фигур, животных, но, в принципе, их легко изготовить и самим. 

7. Игры с предметами домашнего обихода.

  Достоинством игр на развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуются какие-то специальные игрушки, пособия и т.п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т.д. 

  1. Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны), буквы и т.д.
  2. Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т.д.
  3. Дайте ребенку круглую щетку для волос. Ребенок катает щетку между ладонями, приговаривая:

"У сосны, у пихты, елки

Очень колкие иголки.

Но еще сильней, чем ельник,

Вас уколет можжевельник".

  1. Насыпаем в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

"Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи".

  1. Насыпаем в кружку сухой горох. Ребенок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Четверостишия подбираются любые.
  2. Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог:

"Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы".

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

  1. Ребенок собирает спички (или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т.д.

Строим "сруб" из спичек или счетных палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше.

  1. Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

"Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: "Кыш!".

  1. Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке:

"Прищеплю прищепки ловко

Я на мамину веревку".

  1. Ребенок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешочек) так, чтобы он весь уместился в кулачке.
  2. Ребенок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:

"Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех".

Два грецких ореха ребенок держит в одной руке и вращает их один вокруг другого.

8. Игры - шнуровки Марии Монтессори:

- развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;

- развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева";

- формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);

- способствуют развитию речи;

- развивают творческие способности.

  В играх со шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки (мелкая моторика), а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи. А также, что не маловажно, игры-шнуровки М. Монтессори косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.

   

     Следует помнить, что развитие тонкой координации движений и ручной умелости предполагает известную степень зрелости структур головного мозга, от них зависит управление движениями руки, поэтому ни в коем случае нельзя ребёнка заставлять!

Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, а самое главное — способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит дошкольника к успешному обучению в школе!

Список использованной литературы

1. Беззубцева В. Г., Андриевская Т. Н. «Развиваем руку ребёнка, готовим её к

рисованию и письму». - М., ГНОМ и Д, 2003.

2. Белая А. Е., Мирясова В. И., Пальчиковые игры для развития речи

дошкольников. Москва: «Профиздат», 2001.

3. Данилова Л. «Пальчиковые игры» Москва: «Росмэн», 2008.

4. Драко М.В. Развивающие пальчиковые игры. Минск: «Попурри», 2009.

5. Навицкая О. П. «Ум на кончиках пальцев» Москва: «Сова», 2006.

6. Рисование с детьми дошкольного возраста./ Под ред. Р. Г. Казаковой. – М.,

Творческий Центр, 2004.

7. Рузанова Ю. В. «Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной

деятельности». – Санкт – Петербург, КАРО, 2007.

8. Хвастовцев А. «Умные ручки» Новосибирск: «Сибирское издание», 2008.

9. Шанина С. Е., Гаврилова А. М. «Играем пальчиками - развиваем речь»

Москва, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей."Развитие мелкой моторики средствами изобразительной деятельности"

Цель данной консультации - развитие мелкой моторики у детей с речевыми нарушениями. Воспитатели, работающие с такими детьми, хорошо знают о том, как сложна и важна такая работа....

Консультация для воспитателей «Развитие мелкой моторики и координации движений рук в дошкольном возрасте»

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет рассуждать, у него дост...

Консультация для воспитателей "Развитие мелкой моторики пальцев рук"

В статье описываются методы и приемы развития мелкой моторики пальцев рук...

Консультация для воспитателей: "Развитие мелкой моторики рук"

Развитие мелкой моторики рук - важная задача, которая стоит перед воспитателями на потяжении всего периода пребывания ребенка в детском саду....

Консультация для воспитателей "Развитие мелкой моторики с использованием различных технологий как фактор успешного развития дошкольника"

Система работы по достижению положительной динамики в развитии мелкой моторики рук дошкольников через использование различных форм, методов и приёмов....

Консультация для воспитателей "Развитие мелкой моторики с использованием различных технологий как фактор успешного развития дошкольников"

Для развития мелкой моторики дошкольников необходимо использовать систему специальных упражнений и заданий, которые проводятся во время индивидуальных и подгрупповых занятий....