Советы родителям будущих первоклассников
статья (подготовительная группа)

Чеботова Мария Владимировна

Последний год перед поступлением ребенка в школу приносит много тревог его родителям. За этот достаточно долгий срок некоторые мамы и папы пытаются изучить со своим сыном или дочерью программу первого класса. Однако делать подобное ни к чему. Лучше убедиться в том, что ребенок обладает достаточной психологической зрелостью для обучения в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Советы родителям будущих первоклассников

«…Школьное обучение никогда

не начинается с пустого места,

 а всегда опирается на определенную стадию

 развития, проделанную ребенком».

Л. С. Выготский

Даже если ваш ребенок пойдет в 1 класс только на следующий год, начните уделять время подготовке к школе уже сейчас. Тогда у вас будет достаточно времени для того, чтобы пройти несколько важных этапов подготовки. Они существенно упростят и облегчат жизнь, как самих первоклассников, так и их родителей. Да, дорогие мамы и папы, вам потребуются и время, и терпение, но результат того стоит.

Последний год перед поступлением ребенка в школу приносит много тревог его родителям. За этот достаточно долгий срок некоторые мамы и папы пытаются изучить со своим сыном или дочерью программу первого класса. Однако делать подобное ни к чему. Лучше убедиться в том, что ребенок обладает достаточной психологической зрелостью для обучения в школе.

Начинаем с навыков самообслуживания

Это то, что требует наибольшего времени на освоение, но понадобится сразу же, как только ребенок переступит школьный порог. В первую очередь, к началу школьного обучения ребенок должен уметь:

  • Самостоятельно одеваться (учимся справляться с пуговицами, «молниями», крючками, шнурками и т. д.). Кстати, это очень полезные навыки – развивают мелкие мышцы руки, готовят руку к письму.
  • Есть, пользуясь столовыми приборами (ложки, вилки).
  • Следить за чистотой школьной формы и обуви.
  • Собирать свои учебные принадлежности в портфель, приводить в порядок рабочее место.

Здесь мы называем только те навыки, которые точно будут необходимы в школе, конечно же, список умений семилетнего ребенка гораздо шире.

Не забываем о безопасности на дороге

Напоминаем и отрабатываем на практике умения соблюдать правила дорожного движения. Во время прогулок повторяем, обсуждаем, выполняем все правила безопасности для пешеходов.

Ребенок должен знать, что даже если машин не видно, но на светофоре горит красный сигнал, идти нельзя ни в коем случае — это работа родителей, показывать пример.

Прокладываем и отрабатываем маршрут «дом-школа»

Сначала пройдите этот путь сами и проверьте, нет ли по дороге в школу опасных для ребенка объектов — заброшенных, разрушенных, недостроенных зданий, гаражей, неогороженных котлованов. В вечернее время проверьте, насколько хорошее освещение вдоль маршрута (зимой ребенок будет ходить в школу, когда на улице еще темно). Пройдите с ребенком от дома до школы и обратно несколько раз.

Привыкаем к новому режиму

Постепенно переходим к новому режиму дня, вводим более ранние подъемы по утрам, чтобы ребенок быстрее и легче адаптировался к новому ритму жизни. На адаптацию уйдет примерно 2-3 месяца, в этот период не должно быть много дополнительной нагрузки – кружков, секций, студий и т. д.

Чрезмерная загруженность снизит мотивацию к учебе и может привести к тому, что ребенок будет посещать школу, прилагая невероятные усилия.

Готовимся к непредвиденным ситуациям

Учим с ребенком имена, отчества, фамилии и телефоны родителей, уточняем, кому можно позвонить в сложной ситуации, если родители по какой-то причине не смогли ответить на звонок сразу.

Вспоминаем, что незнакомые взрослые бывают опасны

Обсуждаем с ребенком, что нужно делать, если к нему на улице обращается незнакомый человек с предложением угостить конфетами, покатать на машине, показать мультик или с просьбой помочь найти пропавшего котенка, накормить голодного щенка и т.д. На предложения отвечаем вежливым отказом («Спасибо, не хочу / у меня это есть»), на просьбу о помощи – советом обратиться за помощью к взрослым людям.

Если посторонний настаивает, пытается взять за руку или за одежду, нужно громко крикнуть:
«Я тебя не знаю! Полиция! Помогите!» и бежать в безопасное место (туда, где много людей – например, в магазин), обратиться за помощью к полицейскому или женщине с детьми. Договоритесь, что о таких случаях надо немедленно рассказать взрослым.

Создаем мотивацию к учебе и позитивный настрой

Ребенок должен понимать, что в школе он узнает много нового и интересного, у него появятся новые друзья. Важно объяснить, что учеба – не только увлекательный процесс, но и труд, поэтому необходимо слушать и выполнять все указания учителя, соблюдать правила поведения в школе. Да, учитель об этом обязательно расскажет, но на данный момент самые важные люди для малыша – это вы, папа и мама. Именно к вам он сейчас прислушивается больше всего, именно вам он доверяет.

Если вы предложите ребенку принять школьные правила, то ему будет легче согласиться с ними. Акцентируйте внимание ребенка не на отметках, а на полезности учебы.

Интеллектуальная готовность ребенка к школе заключается в определенном кругозоре, запасе конкретных знаний, в понимании основных закономерностей, развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, умение устанавливать связи между явлениями и событиями. К 6-7 годам ребенок должен знать:

§ свой адрес и название города, села, поселка, в котором он живет;

§ название страны и ее столицы;

§ имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;

§ времена года, их последовательность и основные признаки;

§ названия месяцев, дней недели;

§ основные виды деревьев и цветов.

Ему следует уметь различать домашних и диких животных, понимать, что бабушка – это мама отца или матери.

Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и своем ближайшем окружении.

Психологическая готовность ребенка к школе включает в себя личностную и волевую готовность.

1. Личностная готовность ребенка к школе заключается в формировании у него готовности к принятию новой социальной позиции школьника — положения школьника. Позиция школьника обязывает занять иное, по сравнению с дошкольником, положение в обществе, с новыми для него правилами. Эта личностная готовность выражается в определенном отношении ребенка к школе, к учителю и учебной деятельности, к сверстникам, родным и близким, к самому себе.

Отношение к школе. Выполнять правила школьного режима, своевременно приходить на занятия, выполнять учебные задания в школе и дома.

Отношение к учителю и учебной деятельности. Правильно воспринимать ситуации урока, правильно воспринимать истинный смысл действий учителя, его профессиональную роль.

Отношение к родным и близким. Имея личное пространство в семье, ребенок должен испытывать уважительное отношение родных к его новой роли ученика. Родные должны относиться к будущему школьнику, его учению, как к важной содержательной деятельности, гораздо более значимой, чем игра дошкольника. Учение для ребенка становится основным видом его деятельности.

Отношение к самому себе,к своим способностям, к своей деятельности, ее результатам. Иметь адекватную самооценку.

2. Волевая готовность заключается в способности ребенка напряженно трудиться, делая то, что от него требует учитель, режим школьной жизни. Ребенок должен уметь управлять своим поведением, умственной деятельностью.

Наличие волевых качеств у ребенка поможет ему длительное время выполнять задания, не отвлекаясь на уроке, доводить дело до конца. Сначала взрослые с помощью слова регулируют поведение ребенка, потом, усваивая практически содержание требований взрослых, он постепенно начинает с помощью собственной речи регулировать свое поведение, делая тем самым существенный шаг вперед по пути волевого развития. После овладения речью слово становится для детей не только средством общения, но и средством организации поведения.

Одним из центральных вопросов воли является вопрос о мотивационной обусловленности тех конкретных волевых действий и поступков, на которые человек способен в разные периоды своей жизни.

Социальная готовность подразумевает потребность в общении со сверстниками и умение подчинять свое поведение законам детских групп, способность принимать роль ученика, умение слушать и выполнять инструкции учителя, а также навыки коммуникативной инициативы и самопрезентации. Сюда можно отнести и такие личностные качества, как умение преодолевать трудности и относиться к ошибкам как к определенному результату своего труда, умение усваивать информацию в ситуации группового обучения и менять социальные роли в коллективе класса. Очень важна роль родителей, от которых ребенок будет ждать понимания, принятия и помощи.

Скоро Ваш ребенок переступит порог школы, что существенно изменит всю его привычную жизнь. Переход из детского сада в школу – важная ступень в жизни каждого ребенка. Оказываясь в новых социальных условиях, дети часто бывают к ним не готовы, что, сказывается на их эмоциональной сфере. Поэтому важно, готовить ребенка к школе, ведь все, чему вы научите его сейчас, поможет ему быть успешным в школе.

Совет 1. Заранее познакомьтесь со школой, условиями обучения и учителем.

Совет 2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретится в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

Совет 3. Выделите ребенку место для занятий дома.

Совет 4. Поддерживайте в ребенке его стремление стать школьником.

Совет 5. Избегайте чрезмерных требований к ребенку.

Совет 6. Составьте вместе с будущим первоклассником распорядок дня и следите за его соблюдением.

Совет 7. Приучайте ребенка содержать в порядке свои вещи и школьные принадлежности.

Совет 8. Ребенок имеет право на ошибку. Поэтому не относитесь к его первым неудачам как к краху всех ваших надежд. Помните: ему очень необходима ваша помощь и поддержка.

Совет 9. Не пропустите первые трудности в обучении. Обращайте внимание на любые затруднения, особенно если они становятся частыми.

Совет 10. Не перенагружайте ребенка учебой. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игр.

И помните: самое главное — верить, что у сына или дочки все сложится хорошо!

И еще. Залог успеха в подготовке ребенка к школе – многократное повторение. Возможно, вам придется повторять какие-то правила десятки, а то и сотни раз. По возможности отрабатывайте навыки на практике. Отвечайте на его многочисленные «почему?» (ребенку проще усвоить правило, если вы не просто его озвучили, но и объяснили, почему это правило нужно соблюдать). Говорите с ребенком спокойно и доброжелательно. И тогда у вас все получится!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: 12 советов родителям будущих первоклассников

Консультация для родителей будущих первокласников....

Консультация для родителей. «Советы родителям будущих первоклассников»

Скоро в школу... Этой осенью или через год ваш ребенок переступит ее порог. В стремлении помочь ему уверенно сделать этот шаг родители порой сбиваются с ног в поисках учреждений и ч...

Работа с родителями. Родительское собрание на тему: "Советы родителям будущих первоклассников."

    Скоро в школу...Этой осенью или через год ваш ребенок переступит ее порог. В стремлении помочь ему уверенно сделать этот шаг родители порой сбиваются с ног в поисках учреждений и ...

Консультация для родителей подготовительной группы. « Советы родителям будущих первоклассников».

Консультация для родителей подготовительной группы.  « Советы родителям будущих первоклассников»....

Советы психолога Советы родителям будущих первоклассников

Почему  необходимо определить готовность ребенка к школе в самом начале обучения, а еще лучше – до поступления в школу? Что  такое «готовность к школе»? Для чего это нужно ...

Методическая разработка для организации работы с родителями, направленные на подготовку родителей будущего первоклассника (Кафедра родителя будущего первоклассника) "Практические советы родителям будущих первоклассников учителя-логопеда"

Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. У многих детей  наблюдается  отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привле...