Значение сюжетно-ролевой игры старших дошкольников с задержкой психического развития.
статья (старшая группа)

Сергель Наталья Александровна

Игра- наиболее доступный вид деятельности для детей, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, эмоций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_syuzhetno-rolevaya_igra_dlya_detey_s_zpr.docx16.38 КБ

Предварительный просмотр:

Значение сюжетно-ролевой игры старших дошкольников с задержкой психического развития.

Авторы: Сергель Наталья Александровна

Организация: МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №1»

Населенный пункт: г.Самара

Игра- наиболее доступный вид деятельности для детей, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, эмоций. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающая потребность в общении.

В процессе сюжетно-ролевой игры неслышащие учащиеся могут приобрести знания о многих профессиях, познать особенности каждой работы, научиться ориентироваться в сфере производства и обслуживания. Сюжетно-ролевая игра-это воспроизведение действительности. Ребенок переживает в игре действительность, обдумывает свои действия, как бы решая свои задачи.

Игровой процесс, важный в познавательном плане, приобретает особое значение для детей с отклонением в развитии. Становление игровой деятельности у детей с ЗПР подчиняется тем же общим закономерностям, что и у нормально развивающихся детей, но идет значительно медленнее и имеет ряд специфических значений.

Дети с ЗПР испытывают большие трудности при переносе знаний, получаемых на занятиях, в самостоятельную деятельность, у таких детей снижена   потребность в игре. Игровая деятельность для детей с ЗПР способствует приобретению умений и навыков, необходимых в самообслуживании, поможет уточнить и закрепить знания, полученные на предыдущих уроках. Все это происходит в непринужденной обстановке, постепенно, с расчетом вызвать живой интерес у детей, увлечь их. В качестве основной задачи, перед педагогом стоит задача формулирования положительного эмоционального отношения к игровой деятельности.

Для детей с ЗПР эмоциональная сторона организации игры-важное условие. Взрослый своим поведением, эмоциональным настроением, должен вызывать у ребенка положительное отношение к игре. Эмоциональное общение взрослого и ребенка возникает на основе совместных действий, которые должны сопровождаться приветливой улыбкой и ласковым голосом, прикосновениями к ребенку.

Необходима также доброжелательность взрослого, благодаря которой и проявляется сотрудничество, обеспечивающее желание ребенка действовать вместе со взрослым. Любые игровые взаимоотношения помогают установить контакт, сближают, открывают педагогу доступ к самым глубинам тайнам детской души

«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии и творчества».

                                                             В.А. Сухомлинский.

В условиях ДОУ педагоги активно используют сюжетно-ролевые игры. Процесс обучения детей с ЗПР сюжетно-ролевым играм использует следующие приемы: чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций к ней.

  Осваивая в игре правила ролевого поведения, ребенок осваивает моральные нормы, заключенные в роли. Во время игры у детей формируется положительное отношение к поступкам, правилам и нормам поведения в обществе. Игровые переживания всегда искренни, ведь ребенок не может притворяться, не может лукавить. В сюжетно-ролевой игре развивается также воображение и творчество. Зачастую, сюжетно-ролевая игра-это всегда импровизация, во время игры могут возникать новые идеи и новые образы. Безусловно, в создании образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, свои переживания, уметь согласовывать свои действия с товарищами.

 Все же, несмотря на распространение роли сюжетно-ролевых игр в инклюзивном обучении в условиях ДОУ, в настоящее время существует ряд трудностей в сфере педагогического руководства сюжетно-ролевыми играми детей с ЗПР в условиях дошкольного учреждения. Одной из актуальных проблем в современном дошкольном образовании является организация педагогического процесса в инклюзивных группах дошкольного образовательного учреждения. Решение данной проблемы требует внимания не только со стороны педагогов, но и дефектологов и психологов.

                                               

                                                               Литература:

  1.      Е. А. Слепович «Игровая деятельность детей с ЗПР».
  2.   Д. Б. Эльконин «Воспитательное значение сюжетно-ролевой игры»
  3. Н. Я. Михайленко «Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя».

                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование в старшей группе. Конструирование Г.А.Кузнецова. Система работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития

Календарно-тематическое планирование в старшей группе.  Конструирование Г.А.Кузнецова. Система работы со старшими  дошкольниками с задержкой психического развития...

Формирование лексико-грамматических категорий у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством дидактической игры и компьютерных технологий.

Обоснована роль коррекционного обучения для развития лексико-грамматических категорий у детей с задержкой психического развития. Даны примерные виды игровых упражнений для развития речи у дошкольника...

«Педагогические условия реализации сюжетно-ролевой игры у старших дошкольников с задержкой психического развития»

Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми, это творческие или сюжетно-ролевые игры. В них дети воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жи...

Консультация для педагогов «Значение сюжетно-ролевых игр для старших дошкольников» Социально-коммуникативное развитие

В процессе игры ребенок обучается анализу, развивает свое воображение, мышление и еще много чего полезного происходит в развитии ребенка....