Значение сюжетно-ролевой игры старших дошкольников с задержкой психического развития.
статья (старшая группа)
Игра- наиболее доступный вид деятельности для детей, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, эмоций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_syuzhetno-rolevaya_igra_dlya_detey_s_zpr.docx | 16.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Значение сюжетно-ролевой игры старших дошкольников с задержкой психического развития.
Авторы: Сергель Наталья Александровна
Организация: МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №1»
Населенный пункт: г.Самара
Игра- наиболее доступный вид деятельности для детей, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, эмоций. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающая потребность в общении.
В процессе сюжетно-ролевой игры неслышащие учащиеся могут приобрести знания о многих профессиях, познать особенности каждой работы, научиться ориентироваться в сфере производства и обслуживания. Сюжетно-ролевая игра-это воспроизведение действительности. Ребенок переживает в игре действительность, обдумывает свои действия, как бы решая свои задачи.
Игровой процесс, важный в познавательном плане, приобретает особое значение для детей с отклонением в развитии. Становление игровой деятельности у детей с ЗПР подчиняется тем же общим закономерностям, что и у нормально развивающихся детей, но идет значительно медленнее и имеет ряд специфических значений.
Дети с ЗПР испытывают большие трудности при переносе знаний, получаемых на занятиях, в самостоятельную деятельность, у таких детей снижена потребность в игре. Игровая деятельность для детей с ЗПР способствует приобретению умений и навыков, необходимых в самообслуживании, поможет уточнить и закрепить знания, полученные на предыдущих уроках. Все это происходит в непринужденной обстановке, постепенно, с расчетом вызвать живой интерес у детей, увлечь их. В качестве основной задачи, перед педагогом стоит задача формулирования положительного эмоционального отношения к игровой деятельности.
Для детей с ЗПР эмоциональная сторона организации игры-важное условие. Взрослый своим поведением, эмоциональным настроением, должен вызывать у ребенка положительное отношение к игре. Эмоциональное общение взрослого и ребенка возникает на основе совместных действий, которые должны сопровождаться приветливой улыбкой и ласковым голосом, прикосновениями к ребенку.
Необходима также доброжелательность взрослого, благодаря которой и проявляется сотрудничество, обеспечивающее желание ребенка действовать вместе со взрослым. Любые игровые взаимоотношения помогают установить контакт, сближают, открывают педагогу доступ к самым глубинам тайнам детской души
«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии и творчества».
В.А. Сухомлинский.
В условиях ДОУ педагоги активно используют сюжетно-ролевые игры. Процесс обучения детей с ЗПР сюжетно-ролевым играм использует следующие приемы: чтение художественной литературы и рассматривание иллюстраций к ней.
Осваивая в игре правила ролевого поведения, ребенок осваивает моральные нормы, заключенные в роли. Во время игры у детей формируется положительное отношение к поступкам, правилам и нормам поведения в обществе. Игровые переживания всегда искренни, ведь ребенок не может притворяться, не может лукавить. В сюжетно-ролевой игре развивается также воображение и творчество. Зачастую, сюжетно-ролевая игра-это всегда импровизация, во время игры могут возникать новые идеи и новые образы. Безусловно, в создании образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, свои переживания, уметь согласовывать свои действия с товарищами.
Все же, несмотря на распространение роли сюжетно-ролевых игр в инклюзивном обучении в условиях ДОУ, в настоящее время существует ряд трудностей в сфере педагогического руководства сюжетно-ролевыми играми детей с ЗПР в условиях дошкольного учреждения. Одной из актуальных проблем в современном дошкольном образовании является организация педагогического процесса в инклюзивных группах дошкольного образовательного учреждения. Решение данной проблемы требует внимания не только со стороны педагогов, но и дефектологов и психологов.
Литература:
- Е. А. Слепович «Игровая деятельность детей с ЗПР».
- Д. Б. Эльконин «Воспитательное значение сюжетно-ролевой игры»
- Н. Я. Михайленко «Организация сюжетной игры в детском саду: Пособие для воспитателя».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности развития сотрудничества со сверстниками и взрослыми у старших дошкольников с задержкой психического развития
В статье представлен опыт работы по развитию сотрудничества у детей с ЗПР...
Календарно-тематическое планирование в старшей группе. Конструирование Г.А.Кузнецова. Система работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития
Календарно-тематическое планирование в старшей группе. Конструирование Г.А.Кузнецова. Система работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития...
Формирование лексико-грамматических категорий у старших дошкольников с задержкой психического развития посредством дидактической игры и компьютерных технологий.
Обоснована роль коррекционного обучения для развития лексико-грамматических категорий у детей с задержкой психического развития. Даны примерные виды игровых упражнений для развития речи у дошкольника...
«Педагогические условия реализации сюжетно-ролевой игры у старших дошкольников с задержкой психического развития»
Особое место в деятельности дошкольника занимают игры, которые создаются самими детьми, это творческие или сюжетно-ролевые игры. В них дети воспроизводят в ролях все то, что они видят вокруг себя в жи...
Консультация для педагогов «Значение сюжетно-ролевых игр для старших дошкольников» Социально-коммуникативное развитие
В процессе игры ребенок обучается анализу, развивает свое воображение, мышление и еще много чего полезного происходит в развитии ребенка....