Нейропедагогические подходы в обучении детей
консультация (старшая группа)

Нянькина Ольга Викторовна

 Обучение успешно только тогда, когда оно происходит по законам работы мозга! Наука нейропедагогика, позволяет правильно выстроить работу с детьми. Мозг каждого человека уникален, его развитие стимулируется в условиях свободы творчества и блокируется в обстановке давления! Об этом стоит помнить каждому родителю и педагогу!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neyropedagogika_v_obuchenii_doshkolnikov.docx21.26 КБ

Предварительный просмотр:

Нейропедагогические подходы к обучению детей

Нейропедагогический подход — это использование знаний неврологии, психофизиологии, мозговой организации психических процессов в обучении и развитии детей. Учение и познание — это естественные механизмы развития мозга. Человек стремится к познанию, и педагогика должна создавать среду для удовлетворения этой потребности. Опора на прежний опыт — врожденное качество мозга. Человеческий мозг функционирует в режиме связи прежнего опыта с новой ситуацией. Понимание и осмысление происходит тогда, когда мозг находит опору в имеющихся знаниях и представлениях, которые нужно постоянно актуализировать в процессе обучения (Выготский Л.С. Концепция зоны актуального и ближайшего развития).

 Все обучение ребенка, его интеллект, поведение, речь зависит от нижних этажей и особенно от фундамента — нервной системы.

Основание и вершина пирамиды  развития ребенка взаимосвязаны — вершина не может существовать отдельно от основания, так же как здание не может удержаться без прочного фундамента. Не обеспечив развитие ребенка на нижних этажах, невозможно сформировать навык, который находится на более верхних этапах развития.

Речь, мышление, внимание, память — это высшие психические функции, находящиеся не в основе пирамиды, а высоко на ней. Развитие ребенка идет снизу вверх. Каждый этаж формируется на фундаменте предыдущего. Чтобы подняться к вершине пирамиды, когда ребенок будет готов к школьному обучению, нужно уделить внимание каждому этажу.

К 3-м годам созревают все анализаторные системы психики и мозг готов к синтезу понятий — осмыслению явлений. В этом возрасте дети начинают посещать детский сад, поэтому педагоги могут обеспечить правильное развитие дошкольников, учитывая закономерности формирования высших психических функций, опираясь на данную пирамиду обучения.

Основные принципы в работе с детьми

  • Не обучение, а формирование базовых психических процессов, необходимых для обучения.
  • Дополнять недостаточно сформированные функции, опираясь на более развитые.
  • Идти от простого к сложному.
  • Использовать игровые формы занятий.

Помощь в формировании обонятельного и вкусового восприятия

  • Угадай по вкусу-запаху: например — фрукт или овощ.
  • Определи по запаху: съедобное — несъедобное.
  • Коробочки с запахами.
  • Найди одинаковые по запаху баночки, мешочки со специями.
  • Лекарственные травы распознай по запаху; чай — на вкус.
  • Что приготовил повар на обед — угадай по запаху.
  • Вкусовые бутылочки: вода сладкая — кислая — соленая. Найди пару.
  • Грызть морковь, яблоки.
  • Что из чего готовят?
  • Ароматерапия.

Помощь в формировании зрительного восприятия

  • Найди одинаковые картинки, половинки.
  • Найди картинку такого же цвета.
  • Найди отличия в картинках.
  • Найди зашумленные картинки.
  • Угадай, что спрятано, нарисовано.
  • Угадай по контуру, по тени, по форме.
  • Угадай разрезные картинки.
  • Угадай части и целое.
  • Узнай букву, цифру по ее части.
  • Дорисуй половинку — то, чего не хватает.
  • Коврики, заплатки, фрагменты.
  • Разноцветный мир — найди цвет.
  • Найди предмет такой же формы
  • Лото.

Помощь в формировании слухового восприятия

  • Найди одинаково звучащие коробочки.
  • Угадай звук — звуки природы, бытовые шумы.
  • Угадай — чей голосок (животные).
  • Игра «Кто тебя позвал?».
  • Игра «Что ты слышишь?».
  • Определи, какое явление природы ты слышишь.
  • Определи, какой музыкальный инструмент играет.
  • Постучи (похлопай) столько раз, сколько я.
  • Повтори ритм, продолжи ритм.
  • Ритмика, танцы, пение.
  • Звучащие игрушки.
  • Деревянные ложки.
  • Фольклор, потешки, стихи, песни, произведения К. Чуковского.
  • Игры со звуками — слова на букву.
  • Хлопни в ладоши, если услышишь звук — букву — слово.
  • Игры «Телефон», «Испорченный телефон».

Помощь в формировании тактильного восприятия

  • Массажные коврики.
  • Самомассаж.
  • Водные процедуры: закаливание, обливание, полоскание.
  • Ползанье.
  • Пальчиковая гимнастика, игры с пальчиками.
  • Волшебный мешочек — угадай на ощупь.
  • Лепка.
  • Мягкие конструкторы.
  • Лоскутки ткани.
  • Сухой бассейн, сухой дождь, сухой ручей.
  • Игры с песком, с водой, крупами.
  • Рисование ладошками.
  • Сортировка, группировка.
  • Утренний вход в группу детского сада через дорожки с препятствиями.

Необходимо помнить, что тактильное восприятие — основа сенсомоторного развития!

Сенсомоторное развитие

  • Подвижные уличные игры: качели; классики; классики с изображением животных; тропинка следов; скакалка.
  • Игры с мячом: футбол; баскетбол; попади в цель.
  • Творческие занятия: лепка; рисование разными техниками; аппликация; вырезание; конструирование; бисероплетение; плетение кос.
  • Физкультурные занятия: ходьба на руках; ходьба по дорожкам; дорожки с препятствиями; зарядка; физкультминутки.
  • Логопедические занятия: артикуляционная гимнастика; чистоговорки; буквенные дорожки (раскрашивание); задувание свечек; надувание шариков.
  • Мозаика.
  • Рисунки (буквы, цифры) на спине, на ладошке — угадай.
  • Волшебный мешочек — узнай на ощупь.
  • Шнуровки, застегивание пуговиц.
  • Самостоятельное одевание, переодевание.
  • Танцы.
  • Ритмика.

Необходимо помнить, что сенсомоторное развитие — это основа умственного развития!

Умственное развитие (внимание, мышление, самоконтроль)

  • Командные игры.
  • Подвижные и сюжетно-ролевые игры с правилами.
  • Лото, домино.
  • Игры на напряжение — расслабление.
  • Дежурство, обязанности, поручения.
  • Игры по сигналу, игры на внимание: «Замри — отомри», «Топ-хлоп», «Море волнуется», «Съедобное — несъедобное», «Огонь — лед», «День — ночь», «Да и нет не говори, черное и белое не бери», «Пожалуйста», «Радио» (угадай по признакам) и др.

Данный структурированный подход создает эффективную среду для всей деятельности дошкольников, приводит к личному прогрессу каждого ребенка, что в дальнейшем отражается на успешной адаптации к школьному обучению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий подход к обучению детей игре на музыкальных инструментах. Музицирование на свирели.

Значение инструментального музицирования для музыкального и общего развития детей трудно переоценить. В процессе игры на инструментах развиваются музыкальные способности и прежде всего все виды музыка...

«Новые подходы в обучении детей 3-5 лет рассказыванию»

                                                 Выступление на коор...

НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ЯЗЫКАМ В ДОУ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

НОВЫЕ ПОДХОДЫ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ЯЗЫКАМВ ДОУ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН...

Инновационные подходы в обучении детей с нарушением зрения.

Инновационные процессы на современном этапе развития общества затрагивают в первую очередь систему дошкольного образования как начальную ступень формирования личности. Внимание педагогов дошкольного о...

«Индивидуальный подход в обучении детей, основанный на разных видах учебной деятельности».

Каждый человек единственный и неповторимый в своей индивидуальности, которая выражается в индивидуальных особенностях. Считается, что воспитание и обучение должны максимально опираться на индивидуальн...

«Пение – как вид активной деятельности детей дошкольного возраста, профессиональный подход при обучении детей сольному и хоровому пению»

Из опыта работы музыкального руководителя: «Пение – как вид активной деятельности детей дошкольного возраста, профессиональный подход при обучении детей сольному и хоровому пению»...