Творческий подход к обучению детей игре на музыкальных инструментах. Музицирование на свирели.
методическая разработка по теме

Значение инструментального музицирования для музыкального и общего развития детей трудно переоценить. В процессе игры на инструментах развиваются музыкальные способности и прежде всего все виды музыкального слуха: звуковысотный, метроритмический, ладогармонический, тембровый, динамический и архетонический, или чувство музыкальной формы. Кроме этого, инструментальное музицирование является важным источником постижения системы средств музыкальной выразительности, познания музыкальных явлений и закономерностей. Оно способствует развитию тонкости и эмоциональности чувств. Дети открывают для себя мир музыкальных звуков, различают красоту звучания разных инструментов, совершенствуются в выразительности исполнения. У них активизируются музыкальная память и творческое воображение. Помимо музыкальных способностей развиваются волевые качества, сосредоточенность, внимание. Вот почему музицирование входит во все программы по дошкольному музыкальному воспитанию.  

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Творческий подход к обучению детей игре на детских музыкальных инструментах

                                                   

                                                Звуки вырастают, как цветы;

                                                Грустные, веселые, любые;

                                                То горячие до красноты,

                                                 То холодновато-голубые.

                                                                                          С.Островский  

В своей работе по музыкальному воспитанию я ставлю перед собой задачу: стремление к раскрытию творческого потенциала дошкольника. Об этом в своих статьях о музыкальном просвещении и образовании музыкант, композитор и педагог академик Б. Асафьев писал, что необходимо пройти путь «от пассивного слушания к осознанному восприятию и активному участию в работе над музыкальным материалом». Этот принцип является определяющим в приобщении детей к основам инструментального музицирования.

Значение инструментального музицирования для музыкального и общего развития детей трудно переоценить. В процессе игры на инструментах развиваются музыкальные способности и прежде всего все виды музыкального слуха: звуковысотный, метроритмический, ладогармонический, тембровый, динамический и архетонический, или чувство музыкальной формы. Кроме этого, инструментальное музицирование является важным источником постижения системы средств музыкальной выразительности, познания музыкальных явлений и закономерностей. Оно способствует развитию тонкости и эмоциональности чувств. Дети открывают для себя мир музыкальных звуков, различают красоту звучания разных инструментов, совершенствуются в выразительности исполнения. У них активизируются музыкальная память и творческое воображение. Помимо музыкальных способностей развиваются волевые качества, сосредоточенность, внимание. Вот почему музицирование входит во все программы по дошкольному музыкальному воспитанию.

Наблюдая детей на занятиях, в играх, мы заметили, что они очень интересуются звуковыми, шумовыми игрушками, с помощью барабана, бубна, звоночков, погремушек, кастаньет, трещоток выполняют несложные ритмы.

Требования к инструментам:

Детские музыкальные инструменты должны звучать чисто, иметь определённый тембр, быть доступными детям по своему размеру и весу, простыми по конструкции, достаточно прочными.

Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах является первой ступенью коллективного инструментального музицирования в детском саду. Под термином «коллективное инструментальное музицирование» подразумевается музыкально – исполнительская деятельность в оркестре, которая позволяет предельно удовлетворить музыкальные интересы и раскрыть творческие возможности детей.

Яркий, неподдельный интерес детей к музицированию отмечают все без исключения исследователи и педагоги, работающие по этой проблеме. Интерес усиливается по мере того, как дети овладевают инструментами и начинают чувствовать себя увереннее при исполнении произведений.

Руководствуясь в своей работе «Программой воспитания и обучения» Васильевой, мы строим свою работу следующим образом. На каждом музыкальном занятии уделяем несколько минут знакомству детей с музыкальными инструментами, обучению игре на них, развитию музыкально-сенсорных способностей. В каждом виде музыкальной деятельности решаем эти задачи. Во время слушания происходит непосредственное восприятие музыки, развивается эмоциональная отзывчивость на музыку, что является основой музыкальности. Во время пения, распевания также учим детей различать 4 свойства музыкального звука: высоту, тембр, динамику и ритм. Например, развивая ритмический слух, учим распевку, прохлопываем и выкладываем её ритм на фланелеграфе, а затем даём детям палочки, кубики, орешки, коробочки и просим пропеть и отстучать заданный рисунок.

Обучение детей игре на ДМИ осуществляется и в логопедической группе, что является не самоцелью, а скорее средством для решения коррекционных задач: развитию внимания и памяти, мелкой моторики, координации движений, чувства ритма и т.д. Обучаясь игре на музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. И этому во многом помогают музыкально-дидактическиеигры, проведение которых способствует развитию у детей музыкально-сенсорных способностей, закреплению приёмов игры на ДМИ

В музыкально-дидактических играх часто встречается игра на инструментах. Дети включаются в эти игры с большим желанием и интересом. Например, игра «Определи инструмент» даёт возможность детям сравнить звучание различных инструментов, развивает не только тембровый, но и ритмический слух.

Для малышей проводим развлечение – дидактическую игру«Весёлые музыканты», где уже закрепляем в игровой форме знания, полученные на занятиях, дети отгадывают загадки о музыкальных инструментах, а потом и сами становятся участниками спонтанно организованного оркестра.

Мною создана картотека и множество музыкально-дидактических игр, которые, развивая музыкально-сенсорные способности детей, помогают обучению игре на ДМИ.

Разучиванию любого музыкального произведения предшествует осмысление его эмоционально – образного строя, его настроения, характера музыки, то есть его восприятие. Затем – непосредственно исполнительская деятельность. Среди педагогов-музыкантов, работающих с дошкольниками, не существует единого подхода к разучиванию музыкальных произведений. Одни ориентируются на цветовые, цифровые, буквенные или слоговые обозначения звуков. Другие используют нотную грамоту, что весьма затруднительно для детей дошкольного возраста. Мы используем иллюстрированный способ записи нот при разучивании попевки, песенки на занятиях, который позволяет быстро и качественно обучить всех детей раннего возраста игре на ДМИ. Обучение проходит в интересной, увлекательной и игровой форме.

«Музыкальный букварь» Ветлугиной «подсказал» идею записи нот условными знаками. Немного изменив его, на своё усмотрение, мы изготовили картинки – «весёлые нотки», в названиях которых заложены названия музыкальных звуков.

ДО – домик в лесу,

РЕ - редис вот, на грядке,

МИ – мишка косолапый,

ФА – фасоль, её едят,

СОЛЬ – а это просто соль,

ЛЯ – лягушка-квакушка,

СИ – синичка на ветке.

ДО – эти нотки повтори.

С помощью таких картинок дети выкладывают на нотном стане мелодическую линию несложной попевки. А с помощью карточек разной длины (длинный и короткий звук) дети отмечают её ритмический. Также изготовили музыкально-дидактическое пособие «Подвижные нотки» со схематичным изображением длинных и коротких звуков при помощи больших и маленьких пуговиц. Дети, у которых лучше развито звуковысотное и ритмическое чувство, без труда могут выложить на нём ритм и мелодию любой попевки. 

Закрепив это наглядно, разучиваем попевку на металлофоне. Важно, чтобы даже самую простейшую попевку на одном звуке ребёнок сыграл выразительно, передал настроение, которое он почувствовал и хочет выразить. Такое обучение способствует эстетическому воспитанию ребёнка и развитию самостоятельности при работе над разучиванием музыкального произведения.

Как уже говорилось, музицирование в детских садах осуществляется в ансамблевой форме, а затем и в оркестровой. В состав детского оркестра входят разнообразные музыкальные инструменты.

В работе используются различные их группы:

· ударные без определённой высоты звука (барабаны, бубны, коробочки, палочки, маракасы, румбы, кастаньеты, треугольники, колокольчики, тарелки);

· ударные мелодические инструменты с диатоническим и хроматическим звукорядом (металлофоны и ксилофоны, пианино и рояли);

· язычковые инструменты (аккордеоны, баяны, гармоники);

· струнные (арфы, гусли, цитры, цимбалы);

· духовые однозвуковые (дудки, клаксоны, трубы);

· духовые многозвуковые (флейты, кларнеты, саксофоны, триолы, свирели);

· электромузыкальные инструменты (синтезаторы, «Пиле»).

Кроме этого – народные инструменты (различные трещотки, кикерико, деревянные ложки, ритмические палочки, бубенцы, колотушки, рубель и т.п.)

Такое разнообразие инструментов позволяет приобщить к музицированию всех без исключения детей, подобрать каждому ребёнку инструмент по его интересам и возможностям.

Внешняя привлекательность и необычность инструмента – главное, что определяет интерес к нему и желание взять его в руки. Детей привлекают не только звучание и вид инструментов, но и то, что они могут сами, без чьей-либо помощи извлекать из них звуки. Лёгкость самостоятельных действий с шумовыми инструментами, возможность манипуляций являются основными факторами педагогического успеха в работе с ними 

Обучение игре на музыкальных инструментах нельзя ограничить лишь разучиванием пьес и песен. Важно, чтобы эта деятельность носила творческий характер. Мы хотим, чтобы шумовой оркестр был игрой в оркестр, где есть место для фантазии, творчества, поэтому даём задание на развитие творческих способностей. На музыкальных занятиях придумываем различные простые ритмы, обыгрывая игрушки (поёт медведь и скачет зайка, кукла ходит и бегает, часы большие и маленькие). Предлагаю творческие задания: передать с помощью музыкального инструмента, как гремит гром, как поют мама-птичка и птенчик, как кукует кукушка, как дождик начинается, идёт, заканчивается. Эти задания помогают ознакомить детей с выразительными возможностями каждого инструмента.

Игры «Заинька», «Гроза», «Сравни звуки», «Отзовись, кого зовут», «Кукушка» и другие побуждают ребёнка к творческому поиску и самостоятельности, будят в нём желание фантазировать и воображать. В старшей группе предлагаю творческие задания, в основном связанные с импровизацией ритмического рисунка: сочинить марш и сыграть его на бубне, коробочке, барабане, придумать музыкальный рассказ «кто живёт в лесу?», т.е. передать при помощи ритма и высоты звука образ лесного зверя. Игра «Эхо» - один ребёнок передаёт любой ритм, другой должен его повторить. Дети сами придумывают аранжировку музыки к песням, соответствующую её характеру, подбирая подходящие инструменты.

Техническая лёгкость игры на шумовых и орфовских инструментах, их способность тотчас же откликаться на любое прикосновение располагают и побуждают детей к звукокрасочной игре, а через неё – к простейшей импровизации. Таким образом, орфовские и шумовые инструменты позволяют всем детям, независимо от способностей, участвовать в музицировании.

Вовлекая детей в музицирование, мы обогащаем их жизнь музыкой, прививаем им желание и умение это делать, учим выразительно пользоваться звуками. Это нужно, чтобы человек знал: музыка – чудесный источник положительных эмоций, который есть в нём самом: пой, играй, насвистывай, двигайся под музыку и делай это так, как ты можешь и хочешь. Развивая творческие способности детей, предлагаем с помощью музыкальных инструментов озвучить сказку, театральную постановку, чтобы выход каждого героя сопровождался игрой оркестра. Произведения для этого подбирались мной, а аранжировку к ним придумывали вместе с детьми, советовались, сочиняли, подбирая соответствующие инструменты для персонажей сказки. Так родилась сказка «Под грибком», которую с большим желанием и артистизмом показывали дети подготовительной к школе группы.

Обучая детей игре на орфовских инструментах, в частности на хроматических металлофонах и ксилофонах, позволяем себе выйти за рамки привычного для детского сада репертуара, основанного на народных попевках и детских песенках. Осваивая такие инструменты, приобретая исполнительские навыки, дети с первых шагов знакомства с ними получают возможность играть произведения классической музыки

Теперь более подробно остановимся на том, каким же образом происходит разучивание того или иного музыкального произведения для оркестра. Мы выбрали способ разучивания, который опирается на музыкально – слуховые представления детей о средствах выразительности, им мы стали пользоваться недавно, но уже заметны положительные результаты этой работы.

С этой целью создана система упражнений на освоение за инструментом каждого из средств музыкального языка. Так, например, на первых занятиях дети знакомятся с метрической пульсацией, воспроизводят ровные, мерные шаги в движении (шагают под музыку, слышат, где надо сделать передышку, остановиться). Затем на металлофонах выполняют упражнение на равномерное движение на одном звуке «ДО» под музыку «Марша» П. Чайковского.

На следующем этапе упражняемся в игре на двух звуках «МИ–ДО» -нисходящей терции – простой и естественной интонации «зова». Придумываем, пропеваем, проигрываем на инструменте попевки («Спите, куклы», «Баю-бай»), двуслоговые имена (И-ра, Са-ша), звукоподражания голосам животных и птиц (мя-у, ку-ку). Пусть пока это всего лишь два звука, но с ними можно играть, придумывать разные комбинации. Каждому ребёнку даётся возможность на этом простом материале сыграть на инструменте свой собственный вариант. При этом, постигая общее, он не теряет своей индивидуальности. Затем предлагаю всем вместе сыграть «настоящую» музыку. И вот уже дети не импровизируют, а внимательно вслушиваются в музыкальную ткань замечательного произведения «Кукушка» К. Сен-Санса. Теперь сыграть это уже знакомое детям «ку-ку» нужно не произвольно, а только в определённое время – после окончания аккордовых фраз. Лучше исполнять это упражнение на флейтах, обладающих особенным, чуть сипловатым тембром, но можно и на ксилофоне, металлофоне. У детей происходит эмоциональное осмысление художественно-музыкального образа. Параллельно идёт работа над метроритмом. Дети при помощи ударных инструментов (треугольников, бубнов, палочек) сочиняют аккомпанемент к звучащей классической мелодии.

Через некоторое время переходим к следующему этапу, добавив ещё один звук и получив комбинацию из трёх звуков «МИ-РЕ-ДО». И вновь начинаются уже знакомые игры с именами («Как тебя зовут?» - «А-лё-ша, На-та-ша» и т.д.), попевками ( «Вниз иду»), звукоподражанием (Му-му-му, ква-ква-ква). Освоение звуков на инструментах происходит незаметно для детей. Они запоминают, где какой звук расположен, не заучивая их специально, а в играх, в своих импровизациях. На этом этапе очень важна проработка изучаемого 3-х звукового элемента за инструментом.Дети сочиняют простейшие метроритмические формулы и играют их остинато на инструменте по своему выбору.

На этих трёх звуках дети знакомятся с таким ярким музыкально – выразительным средством, как «остинато», с увлечением исполняя фрагмент «Перезвон» Ж. Бизе. Тут же происходит знакомство ещё с одним средством музыкальной выразительности – динамикой. Детей учим постепенно усиливать звучание своих инструментов от тихого (пиано) к громкому (форте), т.е. исполнять динамическое крещендо.

После того, как дети овладели свободной импровизацией на трёхзвуковом мотиве, усложняем задание. На примере «Вальса» Тиличеевой или «Ната-Вальса» Чайковского, в котором мелодия состоит в основном из трёх последовательных звуков, но сыгранных от разных нот и в разных направлениях, дети овладевают этим навыком, а также знакомятся с понятием «направление движения мелодии».

На последующих занятиях учим играть упражнение, состоящее из скачкообразного движения «ДО-МИ-СОЛЬ» и обратно, закрепляя с помощью попевки «Бубенчики звенят», звукоподражаний, игр с именами. Также прорабатываем этот элемент на металлофонах, ксилофонах, сочиняя метроритмические формулы, играя их остинато. Новые термины, фамилии композиторов закрепляем, проговаривая их одновременно хором. Приучаем детей понимать жесты педагога: «приготовились», «начали», «закончили».

Так, постепенно «цепляя» одно выразительное средство за другое, осваивая их за инструментами, дети накапливают опыт обращения с ними. Когда он достигает достаточного уровня, мы переходим к разучиванию музыкальных произведений, в основе которых лежат уже несколько знакомых детям элементов. Педагог анализирует мелодическую линию, сопровождает свой рассказ показом игры на инструменте. Такой метод не требует от детей знания нотной записи и допускает групповое, а не индивидуальное разучивание.

Занятия в оркестре дают позитивные результаты всем без исключения детям независимо от того, насколько быстро ребёнок продвигается в своём музыкальном развитии. Прежде всего, они приносят удовлетворение в эмоциональном плане. На занятиях царит атмосфера увлечённости, подчас даже вдохновения. Эмоциональная сфера ребёнка обогащается постоянным общением с классической музыкой.

Музицирование весьма эффективно влияет на развитие ребёнка и в других видах музыкальной деятельности. У них улучшается качество пения (поют чище и выразительнее), музыкально – ритмических движений (чётче воспроизводят ритм). Для многих игра на детских музыкальных инструментах помогает передать чувства, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми

Бесспорна и воспитательная функция оркестра, поскольку коллективное музицирование является также и одной из форм общения. У детей появляются ответственность за правильное исполнение своей партии, собранность, сосредоточенность. Оркестр объединяет детей, воспитывает волю, упорство в достижении поставленной задачи, помогает преодолеть нерешительность, робость, неуверенность в своих силах.

Работа с оркестром формирует коллектив, дети учатся вместе переживать, радоваться успехам, у них появляется чувство ответственности, дисциплинированности. Участие в оркестре развивает организованность, сплочённость, взаимопонимание. Игра на детских музыкальных инструментах – очень разносторонняя форма музыкальной деятельности. Это и самостоятельное индивидуальное музицирование в часы игр, и коллективный оркестр, выступающий со своими номерами перед сотрудниками и родителями на праздниках и концертах. 

Обязательным является использование на всех ступенях обучения самодельных шумовых инструментов. В данном случае речь идёт не о том, что «голь на выдумки хитра». Идея использовать в работе с детьми самодельные инструменты и конструировать их вместе с детьми проста и мудра: детские музыкальные инструменты на первоначальной ступени должны быть игрушками в прямом и высоком значении этого слова. Музыкальными игрушками, которые будят творческую мысль, помогают понять, откуда и как рождаются звуки 

Экспериментирование со звучащими предметами – особая форма активности детей, которая позволяет решать множество разных педагогических задач:

· развитие познавательного отношения к окружающему миру, формирование интереса к миру звуков и звучанию разных предметов:

· развитие способности различать звучание разных предметов и дефферинцировать звуки по высоте, интенсивности:

· развитие мелкой моторики кистей рук;

· формирование чувства ритма.

Всем известно о великой силе воздействия творческого музицирования на весь процесс формирования личности. Хотелось, чтобы это воздействие не миновало и наших детей. Желание играть звуками есть неистребимое желание детей, и не надо идти против их природы. Вот зачем детям нужна музыка!

                         Музицирование на свирели

                                       Свирель                 Алина Опрелянска

                      Полетит как буд-то песня соловья

                      Свирели стройной мелодия

                      Она , вроде бы нить золота

                      Вроде бы звезда в небе сонная              
                     Так сияет ясно, так горит

                      Вроде бы солнце в небе синим

                      Так же сильно и пленяет

                      Как рожь желта в длинной ниве.    

                      Так нота несется по земле

                      Лишь нота звонкой свирели

                      Так песня ее мгновенно летит

                      В небо сине между ветви. .

               

                                         

   Генрих  Семирадский—Пастушек, играющий на свирели

Приобщение детей к игре на этом инструменте благотворно влияет на воспитание, на формирование любви к прекрасному. Раскрывать этот мир никогда не поздно в любом возрасте, однако, результативнее, как показывает опыт, проводить обучение в младшем школьном возрасте, в возрасте 6-10лет

Занятия с детьми этого возраста предполагают развитие творческих способностей детей через обучение на русском народном музыкальном инструменте.

Через обучение игре на этом инструменте можно стимулировать развитие интеллектуальной и эмоциональной сфер жизни ребенка, способствовать развитию воображения, объема непроизвольного внимания, психологическое развитие, формировать музыкальный слух, умение лучше понимать других, поддерживать интерес к учению.

Основная цель работы по приобщению детей к исполнению музыки – раскрыть перед детьми прекрасный и удивительный мир звуков. Трудно не согласиться со словами Карла Эрнста о том, что “наша цивилизация… украла у человека радость целостно воспринимать мир всеми чувствами. Дети захвачены чувствами. Они рождаются с желанием изучать их. Обучая музыке маленьких детей, мы можем помочь восстановлению всего богатства чувств с помощью творчества, которое вовлечет их в поиски интересных звучаний”.

Именно желание пробудить интерес к познанию, помочь научиться играть со звуками, складывать и умножать их, воспроизводить и осознавать, непосредственно включиться с первых минут общения с музыкальным инструментом в процесс исполнения. Всего этого можно достичь, используя в работе методику, разработанную Э.Я. Смеловой. Она выделяет три задачи, которые возможно решать, работая с детьми по развитию навыков игры на свирели: оздоровление, общение, познание.

Работа со свирелью способствует вентиляции легких. Это также и дыхательная гимнастика, которая облегчает страдания больных астмой. Занятия со свирелью способствуют гипервентиляции мозга. Благодаря этому занятию дети реже болеют. Значительно стимулируется работа по другим предметам, развивается воображение детей, объем непроизвольного внимания. Это вполне объяснимо с точки зрения психологии, так как ключ к умственному развитию ребенка лежит в его эмоциональной сфере.

Как показывает опыт, в ходе этих занятий улучшается климат в детском коллективе: дети переживают, радуются от совместного общения с музыкой, их охватывает общее эмоциональное состояние, они становятся требовательнее к себе и к другим – через это решаются многие задачи формирования коммуникативной культуры, взаимодействия детей в коллективе. Сам коллектив становится добрее, дружнее, интереснее.

Распахнуть перед детьми мир музыки, дать почувствовать себя в нём не в гостях, а создателем и творцом – это ли не радость для педагога! Благодаря свирели, расширяется возможность становления творческого мировоззрения ребенка, главная задача – приобщить детей к исполнительской и творческой деятельности – решается наиболее простыми и доступными для детей средствами.

Работа по овладению навыками игры на свирели проходит последовательно: сначала происходит формирование навыков игры на свирели на простых мелодиях, затем на материале большей сложности и далее на материале повышенной сложности.

Возможно обучение детей в течение 3 лет, один раз в неделю, наиболее эффективные занятия с детьми 6-12 лет. Основной принцип прохождения материала: от простого - к более сложному, с использованием закрепления и повторения пройденного. От простых мелодий до 2-х и 3-х голосных произведений; от лёгких пьес, до сложных концертных произведений. Занятия могут включать в себя кроме непосредственной работы со свирелью, вокально-хоровую работу, работу над певческим дыханием, работу по развитию чувства ритма, слуховой анализ, так как всё это пригодится для развития навыков игры.

Знакомство с инструментом, организация занятий включает в себя: знакомство с правилами обращения со свирелью, гигиенический уход за инструментом, правильную постановку рук и положение рта, а так же постановка целей и задач обучения. Вокально-хоровая работа: включает вокальную работу над каждым произведением, пропевание трудных интонаций, выработка чистой вокальной интонации. Работа над дыханием: включает объяснение правильного дыхания, развитие правильного исполнительского дыхания, работу над освоением приема передувания. Ритмическое развитие предполагает работу над ритмической грамотностью, знакомство с длительностями, отработка ритмически сложных построений, специальные упражнения для развития чувства ритма. Слуховой анализ подразумевает анализ мелодий, узнавание мелодий на слух, работа над чистой интонацией

В ходе первого этапа работы по овладению навыками игры на свирели и блок – флейте дети узнают, как надо правильно пользоваться инструментом, как за ним ухаживать и правильно держать во время исполнения. Дети знакомятся с правилами певческого дыхания и учатся им грамотно пользоваться. Они овладевают цифровой записью мелодий, учатся исполнять красивым и напевным звуком.

Несомненно, что вся работа по освоению этих инструментов и развития навыков игры на них направлена на развитие личности ребенка, формированию его музыкальной культуры. Удивительно, что дети, используя все то, чему научились на занятиях, начинают проявлять творческую самостоятельность: они на слух подбирают любимые произведения, перенимают друг от друга музыкальный материал, с удовольствием учатся импровизировать.

                                                  Заключение

Игра на инструментах — интересная и полезная музыкальная деятельность детей. Музыкальные игрушки и инструменты позволяют украсить жизнь ребенка, развлечь его и вызвать стремление к собственному творчеству. В процессе обучения игре на инструментах хорошо формируются слуховые представления, чувство ритма, тембра, динамики. В действиях ребенка развивается самостоятельность, внимание и организованность.

Совместное решение задач нравственного воспитания педагогами, музыкальным руководителем и родителями воспитанников нашего детского сада дало ощутимые результаты: музыка прочно вошла в быт детей, заняла значительное место в их жизни.

Музыкальный педагог призван помочь детям войти в мир музыки, понять её законы, приобщиться к её таинствам. Процесс этот бесконечен, как бесконечно и безгранично всё музыкальное творчество. Важно его начать, дать ребёнку почувствовать, что волшебный мир классической музыки может принести ему радость, стать понятным и близким.

Всем известно о великой силе воздействия творческого музицирования на весь процесс формирования личности. Хотелось, чтобы это воздействие не миновало и наших детей. Желание играть звуками есть неистребимое желание детей, и не надо идти против их природы. Вот зачем детям нужна музыка!

:

                                                                    Литература

                                                       

  1. Лев Виноградов  ,,Развитие музыкальных способностей у дошкольников,,-

СПб.: Речь, Образовательные проекты 2009.

  1. Н.Г.Кононова  ,,Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах,, Москва,,  Просвещение,, 1990

  1. Н.В.Черкасова  ,,Развитие творческих способностей детей через обучение игре на свирели,, интернет ресурсы.

  1. Н.А.Ветлугина ,,Детский оркестр,,--М., 1976

  1. Н.А.Ветлугина ,,Музыкальный букварь,,--М.,1972, 1985

                                                                                                                                                                                                1

                  ЗАДАЧИ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ

Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а, прежде всего воспитание человека.

В.А. Сухомлинский.

Музыка обладает возможностями воздействия не только на взрослых, но и на детей самого раннего возраста. Более того, и это доказано, даже внутриутробный период чрезвычайно важен для последующего развития человека: музыка, которую слушает будущая мать, оказывает положительное влияние на самочувствие развивающегося ребенка (может быть, и формирует его вкусы и предпочтения). Из сказанного можно сделать вывод о том, сколь важно создавать условия для формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста.

Основными задачами музыкального воспитания можно считать:

Развивать музыкальные и творческие способности (с учетом возможностей каждого) посредством различных видов музыкальной деятельности;

Формировать начало музыкальной культуры, способствовать формированию общей духовной культуры.

Успешное решение перечисленных задач зависит от содержания музыкального воспитания, прежде всего от значимости используемого репертуара, методов и приемов обучения, форм организации музыкальной деятельности и др.

В ребенке важно развивать все лучшее, что заложено в нем от природы; учитывая склонности к определенным видам музыкальной деятельности, на основе различных природных задатков формировать специальные музыкальные способности, способствовать общему развитию.

Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному. У некоторых уже на первом году жизни все три основные способности - ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма - выражаются достаточно ярко, быстро и легко развиваются, это свидетельствует о музыкальности; у других позже, труднее. Наиболее сложно развиваются музыкально - слуховые представления - способность воспроизводить мелодию голоса, точно ее, интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. У большинства детей эта способность проявляется лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления способностей, подчеркивает музыкант-психолог Б.М.Теплов, не является показателем слабости или тем более отсутствие способностей. Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок (особенно в первые годы жизни). Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления.

Основной формой музыкальной дея-ти в детском саду являются занятия, которые предусматривают не только слушание музыкальных произведений доступных для восприятия малышей, обучение их пению, движениям в музыкальных играх и плясках, но и обучению их игре на ДМИ. Интерес к оркестру детских музыкальных инструментов √ как средству музыкального воспитания был большим. Выдающиеся музыканты просветители Б.Асафьев, Б.Яворский, австриец К. Орф подчеркивали значение активных форм музыкальной дея-ти детского оркестра, как основы элементарного музицирования и развития детей. Большое значение оркестру детских инструментов придавали и создатели действующей у нас системы музыкального воспитания детей дошкольного возраста.

Еще в 20-е годы Н.Метлов и Л.Михайлов говорили о необходимости организации детского оркестра как действенного средства развития музыкального восприятия и слуха у детей. В 30-40х годах Н.Метловым были организованны оркестры в детском саду, созданы новые звуковысотные ДМИ. Начав в 20-е годы с обучения детей игре на ударных инструментах(бубен, треугольник, звоночки,кастаньеты и др), Н.А.Метлов вскоре оставляет за ними право только аккомпанирующих,дающих определенную окраску произведению.Он ищет,конструирует и совершенствует мелодические инструменты,на которых дети могли бы исполнять любые мелодии,самостоятельно музицировать. Первыми инструментами для детей были ксилофон и металлофон. При обучении детей игре на этих инструментах пользовались системой записи нот. В союзе с мастерами- умельцами В. Рахманиновым, В.Бодровым и др. Н.Метлов в 1941-1942 г. создал металлофон с точной и устойчивой настройкой, чистымприятным звучанием. На современных ксилофонах и металлофонах изображается названия звуков и их расположение на нотном стане. Играя на таких инструментах, дети практически усваивают элементы музыкальной грамоты. В группу мелодических инструментов Метлов ввел детскую цитру, баян, флейту, гобой. Он организовал в детском саду оркестр в составе 30-40 детей играющих на музыкальных инструментах. Для каждого произведения Н.А.Метлов создавал инструментовки с учетом жанра и структуры.произведения, специфики инструмента.Особую роль в инструментовке он отводил партии фортепьяно,которую исполнял музыкальный руководитель. Партию фортепьяно он украшал дополнительными гармоническими и варициозными средствами выразительности. Очень важной считалось инструментовка пьес для ударного оркестра. На основе народных мелодий и песен Метлов создал репертуар детского оркестра, удобный для исполнения на детских инструментах; позже в репертуар вошли произведения советских композиторов.

Совместно с Н.А.Метловым в 20-40г работали известные педагоги Т.С.Бабаджан, Ю.А.Двоскина, М.А.Фумер и др. А в последствии разработкой этих методик занималась Н.А.Ветлугина и ее ученики (К.Линкявичус, В.В.Ищук).

Почему проводя музыкальные занятия мы уделяем большое внимание игре на ДМИ? Да потому что детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребенка. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности. Обучаясь игре на ДМИ дети открывают для себя мир музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, они чище поют, улучшается качество музыкально ритмических движений, дети четче воспроизводят ритм.

 

Для многих детей игра на ДМИ помогает передать чувство,внутренний духовный мир.Это прекрасное средство не только индивидуального развития,но и развития мышления,творческой инициативы,сознательных отношений между детьми. И поэтому этой работе в нашем ДОУ уделяется большое внимание и проводится она не формально от случая к случаю, а имеется целая система обучения, которую я попытаюсь раскрыть в данной работе.

                                       Содержание

  1. Задачи музыкального воспитания-  1- 4

      2.Творческий подход к обучению детей игре  на музыкальных инструментах-          

       5 - 13

      3.Музицирование на свирели- 14- 17

      4. Заключение- 18

      5 .Литература- 19

      6.Приложение- 20- 24

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по методике обучения детей игре на музыкальных инструментах. Особенности проведения музыкальных занятий.

Основной формой музыкальной деятельности в детском саду являются музыкальные занятия. Они объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание музыки, музыкально...

Мастер-класс «Использование музыкально -дидактических игр при обучении детей игре на музыкальных инструментах»

Ценность этих игр в том, что они не только доступны детскому пониманию, но и вызывают у ребёнка интерес, желание участвовать. При этом развиваются необходимые навыки музыкальной деятельност...

Современные подходы к обучению детей игре на музыкальных инструментах

Игра на музыкальных инструментах – один из видов детского исполнительства. Применение детских музыкальных инструментов и игрушек (как на занятиях, так и в повседневной жизни) обогащает музыкальн...

Семинар – практикум для педагогов «Современные подходы к обучению детей игре на музыкальных инструментах»

Успехи музыкального развития дошкольников во многом зависят не только от музыкального руководителя, но и от воспитателя. Ведь он общается с детьми чаще, чем музыкальные руководитель, лучше знает склон...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА музыкального руководителя по обучению детей игре на музыкальных инструментах «Играем в оркестре» (художественной направленности) для детей 4-5 лет.

Программа  «Играем в оркестре»  - программа  дополнительного  образования  художественно-эстетической  направленности. Данная программа составлена на основе п...

«Современные подходы к обучению детей игре на музыкальных инструментах».

laquo;Современные подходы к обучению детей игре на музыкальных инструментах»Игра – основной вид деятельности ребенка. В процесс игры вовлекается вся личность ребенка: познавате...