«Современные подходы к обучению детей игре на музыкальных инструментах».
материал (старшая группа)

 

«Современные подходы к обучению детей игре на музыкальных инструментах»

Игра – основной вид деятельности ребенка. В процесс игры вовлекается вся личность ребенка: познавательные процессы, воля, чувства, эмоции, потребности, интересы. Игра на музыкальных инструментах – особый и интересный вид деятельность.

 Здесь ребенку легче всего проявить свою активность и самостоятельность, это самый доступный для него вид исполнительской деятельности. Малыш не устает дудеть в дудочку или бить в барабан. Те музыкальные звуки, которые подчас раздражают взрослых, для него остаются необыкновенно привлекательными. С годами желание извлекать звуки не угасает. Я наблюдала, как ведут себя дети в музыкальном зале, случись им остаться без педагога. Они устремляются к инструменту, который невероятно их притягивает.

         Игра на ударных музыкальных инструментах помогает выработать чувство ритма, расширяет тембровые представления детей. Мелодические музыкальные инструменты развивают ладовое чувство, музыкально-слуховые представления.

Помимо музыкальных способностей развиваются волевые качества, сосредоточенность, внимание. Занятия в оркестре дают позитивные результаты всем без исключения детям независимо от того, насколько быстро ребёнок продвигается в своём музыкальном развитии. Прежде всего, они приносят удовлетворение в эмоциональном плане.

Развитие ребенка зависит от условий воспитания и обучения в детском саду и в семье. Задача педагогов, музыкальных руководителей и родителей – всячески способствовать полноценному развитию детей.

 

Знакомить детей с музыкальными инструментами я начинаю уже в раннем возрасте. Играя на инструментах, контрастных по тембру (например, дудочка и колокольчик), привлекаю внимание малышей к различной окраске звучания. Сопровождаю звучание марша и других муз. – ритмических упражнений игрой на бубне, чтобы подчеркнуть ритм.

 

По мере того, как дети начинают чувствовать и воспроизводить в движениях (ходьбе, хлопках) ритм музыки, поручаю самим играть на этих инструментах.

В своей работе я активно применяю приемы методики «Элементарное музицирование» Т.Э.Тютюнниковой. Она основана на

сочетании ритмодекламации с движением и исполнением на детских

музыкальных инструментах. Простейшие стихи, проговариваемые приемом

ритмодекламации, воспитывают у детей одновременно чувство метро –

ритма, координацию движений, слаженность группового действия, свободную импровизацию.

Немаловажную роль при обучении детей игре на детских музыкальных инструментах имеют музыкально-дидактические игры, которые способствуют формированию умений слушать музыку, различать высоту, тембр, динамику и длительность звука, помогают закреплять знания детей о музыкальных инструментах. Я начинаю использовать на своих занятиях музыкально-дидактические игры уже во второй младшей группе, применяя эстетично и красочно оформленные пособия и музыкальные инструменты.

Наряду с традиционными методами обучения детей использую новые мультимедийные и информационные технологии.

На своих занятиях я активно использую игроритмику,( Основа для развиия чувства ритма) игрогимнастику, ( служит ребёнку для освоения ритма, движений, уркепления осанки и разучивания движений), игротанец ( направлен на развитие чувства ритма и создание атмосферы быстро менять роли).

 

 Я считаю, что обучение может быть продуктивным, если в его содержание будут заложены потребности современных детей, а процесс обучения и воспитания будет осуществляться с учетом их особенностей, потенциала и возможностей. Поэтому для этого целесообразно разрабатывать и использовать в своей профессиональной деятельности инновационные технологии воспитания и обучения, опираясь на особенности современных детей; создавать такие условия, в которых ребенок будет развивать воображение и творческие способности, проявлять познавательную инициативу, удовлетворит свою потребность к самореализаци

     Электронные диафильмы, включающие в себя анимацию,  аудио- и видеофрагменты с элементами интерактивности расширяют возможности музыкального руководителя в преподнесении музыкального и дидактического материала, предусмотренного образовательной программой дошкольного учреждения. Внедрение современных средств обучения позволяет повысить качество организации воспитательно-образовательного процесса,  сделать процесс обучения интересным,  а музыкальное развитие ребенка эффективным.

Гармонично сочетая традиционные средства обучения с применением новых, мультимедийных технологий, я более красочно и наглядно преподношу детям все направления музыкальной деятельности. Такие музыкальные занятия усиливают  познавательный  интерес дошкольников к музыке, активизируют  детское внимание. Музыкальное занятие становится более содержательным, гармоничным и результативным.

 При обучении игре на детских музыкальных инструментах я использую видеозаписи концертов симфонического оркестра, оркестра русских народных инструментов, сольное звучание различных инструментов; объясняю, что такое оркестр, группа инструментов, знакомлю с профессией дирижёра. Более доступной и понятной для детей становится специфика звучания музыкальных инструментов.

 Посмотрев видеозаписи, у детей появляется интерес к слаженному исполнению музыки на детских музыкальных инструментах, правильному звукоизвлечению.

Музыкально-дидактические игры, помогающие в обучении игре в оркестре, я часто организовываю с применением красочных озвученных презентаций, таких, как «Угадай звучание музыкального инструмента», «Кто к нам в гости пришёл? » «Музыкальный домик», «Угадай мелодию» и т. д.

Я сделала вывод о том, что использование информационных технологий для повышения мотивации у детей в музыкальном развитии  приводит к целому ряду положительных следствий: психологически облегчает процесс усвоения материала детьми; возбуждает живой интерес к предмету познания; расширяет общий кругозор детей; возрастает уровень использования наглядности на занятиях. Дети получают одобрение не только от педагога, но и со стороны компьютера в виде картинок — отгадок, призов, сопровождающихся звуковым оформлением (например, при выполнении ритмического задания в игре «Наряжаем ёлочку» Дед Мороз показывает одобрительный жест)

  Музыка для ребенка – мир радостных переживаний. Я открываю перед ним дверь в этот мир, помогаю развивать у него способности, и прежде всего эмоциональную отзывчивость. Применение мной на музыкальных занятиях в комплексе передовых технологий и методик обеспечивают разностороннее развитие личности ребенка благодаря тесной взаимосвязи эстетического воспитания с нравственным, умственным, физическим. При использовании всех видов музыкальной деятельности, доступных дошкольному возрасту, творческих возможностях ребенка, достигается гармоничность музыкально – эстетического воспитания, а, следовательно, решение главной цели моей работы музыкального руководителя – научить детей любить и понимать музыку.

 

 

Список использованной литературы:

  1. Ветлугина Н.А. Детский оркестр. - М., 1976
  2. Кононова Н.Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах. -    М., 1990
  3. Конкевич СВ. Элементарное музицирование как средство творческого развития дошкольников. - М., 2003.
  4. Тютюнникова Т.Э. «Элементарное музицирование с дошкольниками». - М.,2000
  5. Тютюнникова Т. Группа или труппа? Речь. Музыка. Движение. Творчество.//Дошкольное воспитание. №1., 2000
  6. Тарасова К., Рубан Т. Основа системы музыкального воспитания. //Дошкольное воспитание. №11., 20017.
  7.  Т.Э. Тютюнникова. «Бим! Бам! Бом!»
  8. Т.Э. Тютюнникова «Видеть музыку и танцевать стихи».
  1.    9.  Т.Э. Тютюнниковой  «Уроки музыки». Система обучения К. Орфа.

 

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий подход к обучению детей игре на музыкальных инструментах. Музицирование на свирели.

Значение инструментального музицирования для музыкального и общего развития детей трудно переоценить. В процессе игры на инструментах развиваются музыкальные способности и прежде всего все виды музыка...

Система обучения детей игре на музыкальных инструментах

Большая роль в музыкальном воспитании уделяется музицированию и игре на  детских музыкальных инструментах. Чтобы ребенок мог освоить технику игры на детских музыкальных инструментов и активно уча...

Доклад по методике обучения детей игре на музыкальных инструментах. Особенности проведения музыкальных занятий.

Основной формой музыкальной деятельности в детском саду являются музыкальные занятия. Они объединяют все виды музыкальной деятельности: пение, слушание музыки, музыкально...

Мастер-класс «Использование музыкально -дидактических игр при обучении детей игре на музыкальных инструментах»

Ценность этих игр в том, что они не только доступны детскому пониманию, но и вызывают у ребёнка интерес, желание участвовать. При этом развиваются необходимые навыки музыкальной деятельност...

Современные подходы к обучению детей игре на музыкальных инструментах

Игра на музыкальных инструментах – один из видов детского исполнительства. Применение детских музыкальных инструментов и игрушек (как на занятиях, так и в повседневной жизни) обогащает музыкальн...

Семинар – практикум для педагогов «Современные подходы к обучению детей игре на музыкальных инструментах»

Успехи музыкального развития дошкольников во многом зависят не только от музыкального руководителя, но и от воспитателя. Ведь он общается с детьми чаще, чем музыкальные руководитель, лучше знает склон...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА музыкального руководителя по обучению детей игре на музыкальных инструментах «Играем в оркестре» (художественной направленности) для детей 4-5 лет.

Программа  «Играем в оркестре»  - программа  дополнительного  образования  художественно-эстетической  направленности. Данная программа составлена на основе п...