Статья на тему «Игра как средство развития личности»
статья

Жиленко Наталья Владимировна

В статье рассматривается процесс становления личности ребенка посредством игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologiya.docx29.17 КБ

Предварительный просмотр:

                                           

                                                                               Жиленко Н.В., воспитатель

                                                  ГБДОУ детский сад №42 Приморского района

                                                                                             Санкт-Петербурга

Тема:  «Игра как средство развития личности»

 

    С «сотворения мира» человек играет. В игре проявляются все важнейшие черты личности. Игра – уникальна. Это феномен общечеловеческой культуры. В игре человек обнажает свои психофизиологические и интеллектуальные ресурсы. Играют все: взрослые и дети. Игра обучает, развивает, воспитывает, социализирует и развлекает. Выдающийся нидерландский мыслитель Йохан Хёйзинга (1872-1945) утверждал, что понятие "человек играющий" выражает такую же существенную функцию, как "человек созидающий". Играя человек развивается.[9]                                                                                                                                                                                  Не секрет, что игровая деятельность – естественная потребность ребенка, в основе которой лежит интуитивное подражание взрослым. Шляпникова О.А. утверждает, что «за формирование личности человека отвечают такие компоненты, как общение, игра, учение и труд. Можно утверждать, что процесс обучения равноправно включает в себя все эти виды деятельности.»            В настоящее время игровая деятельность обучаемых различного возраста и уровня подготовки неизменно притягивает внимание многих психологов и педагогов. Высокую актуальность в образовательной практике получают исследования посвященные использованию игровой деятельности в целях здоровьесбережения и психологической поддержки обучаемых. Прежде всего, игра — это осмысленная деятельность, т.е. совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива. Распространенное представление о том, что игра является лишь функционированием, порождается тем фактом, что игровое действие совершается не ради практического эффекта, который оно оказывает на обыгрываемый предмет. Все же человеческая игра это никак не просто функционирование созревших в организме систем и не движение, которое совершается только потому, что внутри организма накопился излишек нерастраченной энергии. Игра это деятельность; это значит, что игра является выражением определенного отношения личности к окружающей действительности.[11].

Цель работы: анализ игровых приемов и методов, влияющих на развитие личностных особенностей ребенка.

    Развитию личности способствует  игровая деятельность , которая является средством воспитания и как объективный фактор. Игра является уникальным механизмом накопления и передачи социального опыта - как практического, так и этического, связанного с определёнными правилами и нормами поведения в различных ситуациях.

   Игра необходима для подготовки подрастающего поколения к труду, она может стать одним из активных методов обучения и воспитания.

                                  1.Что такое «Игра»

   Игра – это особый вид деятельности человека. Обществу необходимо подготовить подрастающее поколение к жизни. Игра берет н себя эту функцию.

   Игры становятся подлинными организаторами жизни людей, их активной деятельности, их интересов и потребностей, только тогда, когда в практике воспитания существует богатство и разнообразие игр. Если дети будут иметь возможность играть в разные игры и постоянно пополнять свой игровой багаж, то детская жизнь может быть интересна и содержательна.

   Дети очень изобретательны. Каждый отдельный вид игры имеет многочисленные варианты. Дети могут усложнить или упростить известные игры, придумывают новые правила и детали. Они не пассивны по отношению к играм. Это для них всегда творческая изобретательская деятельность.

   Русские и советские ученые (А. И. Сикорский, П. Ф. Каптерев, П. Ф. Лесгат, К. Д. Ушинский) объясняют игру как подлинно человеческую деятельность. [6]                                                       

   Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, а затем многие педагоги и психологи углубили анализ игры и строго научно объяснили эту своеобразную детскую деятельность.

                                        1.3 Особенности игры

- Игра представляет собой форму активного отражения ребенком окружающей его жизни людей, отличительной особенностью игры является и сам способ, которым ребенок пользуется в этой деятельности;

- Игра имеет общественный характер, поэтому она меняется с изменением исторических условий жизни людей;

- игра является формой творческого отражения ребенком действительности.

- игра есть оперирование знаниями, средство уточнения и обогащения, путь упражнений, а значит, и развитие познавательных и нравственных способностей и сил ребенка.

- игра представляет собой коллективную деятельность

- разносторонне развивая детей, сама игра тоже изменяется и развивается.

                                         1.2 Виды игр

Существуют разные виды игр: подвижные, дидактические, игры – драматизации, конструктивные.

В раннем детстве возникают и начинают формироваться элементы ролевой игры. В ролевой игре дети удовлетворяют свое стремление к совместной жизни со взрослыми и в особой, игровой форме воспроизводят взаимоотношения и трудовую деятельность взрослых людей.

А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец называли ролевую игру ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. Ролевая игра возникает и существует в связи с другими видами детской практики: в первую очередь с наблюдениями окружающей жизни, слушанием рассказов и беседами со взрослыми.

Д. Б. Эльконин на основе анализа этнографических исследований пришел к выводу, что ролевая игра возникла в ходе исторического развития общества. Появление игры связано не с действием каких – то врожденных, инстинктивных сил, а с определенными условиями жизни ребенка в обществе. Игра социальна не только по происхождению, но и по своему содержанию. Все исследователи, описывающие ролевую игру, указывали, что на нее огромное влияние оказывает окружающая ребенка действительность, что сюжеты детских игр обусловлены социальными, бытовыми, семейными условиями жизни ребенка. [12].

Сюжетно – ролевая игра заключается в воспроизведении детьми действий взрослых и отношений между ними. То есть в игре ребенок моделирует взрослых, их взаимоотношения.

Те моменты в деятельности и отношениях взрослых, которые воспроизводит ребенок, составляют содержание игры. Сюжет и содержание игры воплощаются в роли.

Развитие игрового действия, роли и правил игры происходит на протяжении дошкольного детства по следующим линиям: от игр с развернутой системой действий и скрытыми за ними ролями и правилами – к играм со свернутой системой действий, с ясно выраженными ролями, но скрытыми правилами – и, наконец, к играм с открытыми правилами и скрытыми за ними ролями. Д. Б. Эльконин показал, что центральным компонентом сюжетно – ролевой игры выступает роль – соответствующий принятым в обществе нормам, правилам способ поведения людей в различных ситуациях. [12].

Кроме этого вида игры дошкольник осваивает игры с правилами, которые способствуют интеллектуальному развитию ребенка, совершенствованию основных движений и двигательных качеств.

Таким образом, игра изменяется и достигает к концу дошкольного возраста высокого уровня развития. В игре ребенок легко обучается.

                             1.3Игровые формы обучения

Л.М. Козуб даёт следующую классификацию игровых форм обучения [4]:

1. Учебные игры дидактические (академические, обучающие, образовательные, воспитательные и педагогические).

2. Имитационные игры (имитация, машинные имитации, имитаторы), проблемные (эвристические), сюжетные (драматизация, инсценировки), ситуационные (манипулятивные и строительные), настольные, языковые, абстрактные.

3. Ролевые (организационные и функциональные) игры, военные (военные учения), деловые (управленческие, операционные и экономические), производственные (технологические, технические), спортивные (игры с правилами), формальные (формализованные).

4. Развлекательные игры, азартные, актёрские, индивидуальные (игры с природой), коллективные (командные), соревновательные (игры-состязания, результативные игры).

Игры, включаемые в учебно-воспитательный процесс, отличаются от развлекательных своей социальной направленностью и содержанием, особенностями целей и задач. По мнению Б.Г. Ананьева, игра занимает ведущее место в социальном формировании человека. В искусственно воссозданных условиях человек проигрывает разные жизненные ситуации, что необходимо для его развития, изменения его социальных позиций, ролей в обществе, для формирования профессиональных интересов, потребностей и навыков. В имитационных играх, в воображаемых условиях реализуется определённая деятельность, создаются представления о вымышленном персонаже, действующем по игровому сценарию. В каждой имитационной игре действует объект игрового моделирования. Преимущество игрового метода в том, что для участия в игровом моделировании не требуется никаких репетиций, поэтому не теряется новизна предстоящей игровой деятельности, что служит несомненным источником постоянного интереса школьников к событиям в игре и развития их разносторонности.

                             2. Роль игры в развитии ребенка

    Игровая деятельность влияет на формирование произвольности психических процессов. Так, в игре у ребенка начинает развиваться произвольное внимание и произвольная память. Дети, играя, лучше сосредотачиваются и запоминают больше. Сознательная цель выделяется для ребенка раньше и легче всего в игре. Сами условия игры требуют от ребенка сосредоточения на предметах, включенных в игровую ситуацию, на содержании разыгрываемых действий и сюжета. Если ребенок не хочет быть внимательным к тому, что требует от него предстоящая игровая ситуация, если не запоминает условия игры, то его просто не берут в игру. [3]                                                                                  
                                                                                                                                       Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте, она оказывает значительное влияние на развитие ребенка.

     В игровой деятельности наиболее интенсивно формируются психические качества и личностные особенности ребенка. Другие виды деятельности, которые потом приобретают самостоятельное значение, складываются в игре.

   Игра влияет на все стороны психического развития, что неоднократно подчеркивали как педагоги, так и психологи. Так, А. С. Макаренко писал: «Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, как у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре. И вся история отдельного человека как деятеля или работника может быть представлена в развитии игры и в постепенном переходе ее в работу». [7]                                                       

   Игровая ситуация оказывает постоянное влияние на развитие умственной деятельности ребенка. В игре ребенок учится действовать с заместителем предмета – он дает заместителю новое игровое название и действует с ним в соответствии с названием. Постепенно игровые действия с предметами сокращаются, ребенок научается мыслить о предметах и действовать с ними в умственном плане. Таким образом, игра в большой мере способствует тому, что ребенок постепенно переходит к мышлению в плане представлений.

   В тоже время опыт игровых и особенно реальных взаимоотношений ребенка в сюжетно – ролевой игре ложится в основу особого свойства мышления, позволяет стать на точку зрения других людей, предвосхитить их будущее поведение и на основе этого строить свое собственное поведение.

Ролевая игра имеет определенное значение для развития воображения.

   Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том , что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения, и в ней приобретаются основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя его подчинятся правилам, содержащиеся во взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения.

   Продуктивные виды деятельности ребенка – рисование, конструирование – на разных этапах дошкольного детства тесно сливаются с игрой. Интерес к рисованию и конструированию первоначально возникает как игровой интерес, направленный на процесс создания рисунка, конструкции в соответствии с игровым замыслом. И только в среднем и старшем дошкольном возрасте интерес переносится на результат деятельности, и она свободна от влияния игры.

   Внутри игровой деятельности начинает складываться и учебная деятельность, которая позднее становится ведущей деятельностью. Учение вводит взрослый, оно не возникает непосредственно из игры. Но дошкольник начинает учиться играя – он к учению относится как к своеобразной ролевой игре с определенными правилами. Однако, выполняя эти правила, ребенок незаметно для себя овладевает элементарными учебными действиями.

   Очень большое влияние игра оказывает на развитие речи. Игровая ситуация требует от каждого включенного в него ребенка определенного уровня развития речевого общения. Необходимость объясняться со сверстниками стимулирует развитие связной речи. В игре дети учатся полноценному общению друг с другом. Младшие дошкольники еще не умеют по – настоящему общаться со сверстниками.

   В среднем и старшем дошкольном возрасте дети, несмотря на присущий им эгоцентризм, договариваются друг с другом, предварительно распределяя роли, а также и в процессе самой игры.

   Если по какой – то серьезной причине распадается совместная игра, процесс общения тоже рушится.

   Игра, как и другие виды деятельности, требуют от дошкольника проявления определенных нравственно – волевых качеств, установления контактов со сверстниками.

   Для того, чтобы игра происходила успешно, ребенок должен обладать умениями, которые были охарактеризованы А. П. Усовой как качества «общественности». К таким умениям она относила:

- умение действовать сообща,

- устанавливать связи с другими детьми,

- умение найти свое место среди играющих,

- проявить инициативу и убедить других, чтобы они в игру приняли,

- быть внимательным к сверстникам,

- умение не только оказывать влияние на детей, организуя их, но и подчиняться определенным требованиям сверстников, считаться с их мнением. Эти качества формируются и проявляются в процессе общения в совместных играх детей.

   В игре при решении коммуникативных организационных вопросах могут возникать ссоры, конфликты. Характер конфликтов в игре свидетельствует о ее развитии как совместной деятельности.

   Игра как ведущая деятельность имеет особое значение для развития знаковой функции речи ребенка. Усвоение знаковой функции речи ведет к коренной перестройке всех психических функций ребенка. В игре развитие знаковой функции осуществляется через замещения одних предметов другими.

   В игре ребенок постигает специфические знаки двоякого типа: индивидуальные условные знаки, имеющие мало общего по своей чувственной природе с обозначаемым предметом; иконические знаки, чувственные свойства которых визуально приближены к замещаемому предмету.

Индивидуальные условные знаки и иконические знаки в игре берут на себя функцию отсутствующего предмета, которые они замещают.

Действия замещения, кроме того, способствуют развитию у ребенка свободного обращения с предметами и используя их не только в том качестве, которое было усвоено в первые годы жизни, но и по – другому.

   Игра как ведущая деятельность имеет особое значение для развития рефлексивного мышления.

   Рефлексия – способность человека анализировать свои собственные действия, поступки, мотивы и соотносить их с общечеловеческими ценностями, а также с действиями, поступками, мотивами других людей. Рефлексия способствует адекватному поведению человека в мире людей.

   Игра ведет к развитию рефлексии, поскольку в игре возникает реальная возможность контролировать то, как выполняется действие, входящее в процесс общения. Двойная позиция играющего – исполнитель и контролер – развивает способность соотносить свое поведение с поведением некоего образца. В ролевой игре возникают предпосылки к рефлексии как чисто человеческие способности осмысливать свои собственные действия, потребности и переживания с действиями, потребностями и переживаниями других людей.

   Игра способствует становлению произвольного поведения ребенка. Механизм управления своим поведением – подчинение правилам – складывается именно в игре, а затем проявляется в других видах деятельности. Произвольность предполагает наличие образа поведения, которым следует ребенок, и контроля. Игра способствует становлению произвольной памяти, в ней преодолевается так называемый познавательный эгоцентризм.

   Таким образом, в дошкольном возрасте игра становится самостоятельной деятельностью ребенка, он осваивает разные виды игр, с помощью игр дошкольник « входит в разные сферы социальной действительности, расширяя возможности познания этих сфер».

   К 7 годам ребенок все больше начинает ориентироваться на нормы и правила; регулирующие его поведение, образы становятся более обобщенными. К моменту поступления в школу дети способны управлять своим поведением в целом, а не только отдельными действиями.

   Воспитательное значение сюжетных игр у младших школьников закрепляется в том, что они служат средством познания действительности, создания коллектива, воспитывают любознательность и формирует волевые чувства личности. Младшие школьники понимают условность игры и поэтому допускают в играх известную снисходительность в отношении к себе и к своим товарищам. В этом возрасте распространены подвижные игры. Дети с удовольствием играют с мячом, бегают, лазают, то есть те игры, в которых требуется быстрота реакций, сила, ловкость. В таких играх обычно присутствуют элементы соревнования, что очень привлекает детей. У детей этого возраста наблюдается интерес к настольным играм, а также дидактическим и познавательным. В них имеются следующие элементы деятельности: игровая задача, игровые мотивы, учебные решения задач. Дидактические игры могут применяться для повышения успеваемости учащихся первых классов. [5]                                                       

   В игре развиваются мотивы ребенка и потребности. Возникают новые мотивы деятельности и связанные с ними цели. Теперь, в игре со сверстниками, ему легче отрешиться от своих мимолетных желаний. Его поведение контролируется другими людьми, он обязан следовать определенным правилам, вытекающим из его роли, и не имеет права не изменять общий рисунок роли, ни отвлечься от игры на что – то постороннее.

   В развитой ролевой игре с ее замысловатыми сюжетами и сложными ролями, создающими достаточно широкий простор для импровизации, у детей формируется творческое воображение.

   Педагогически грамотно организованная игра мобилизует умственные возможности детей, развивает организаторские способности, прививает навыки самодисциплины, доставляет радость от совместных действий.

   Особенностями игровой деятельности в старшем школьном возрасте является нацеленность на самоутверждение перед обществом, юмористическая окраска, стремление к розыгрышу, ориентация на речевое взаимодействие. Игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников;
в составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся.[10]
                                                       .

   В старшей школе широко используется деловая игра для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления старого материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.

   В учебном процессе применяются различные модификации деловых игр:

- имитационные,

- операционные,

- ролевые игры,

-деловой театр,

- психо - и социодрама.

   Имитационные игры на уроках являются одним из средств активизации познавательной деятельности учащихся. На таких уроках имитируется деятельность какой-либо организации, предприятия или его подразделения, например, совета директоров, отдела, участка и т.д. Имитироваться могут события, конкретная деятельность людей (деловое совещание, обсуждение плана, проведение беседы и т.д.) и обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность (кабинет начальника цеха, зал заседаний и т.д.). Сценарий имитационной игры, кроме сюжета события, содержит описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов.

   Наиболее приемлема для старшеклассников деловая игра. Отношение к будущей семье, профессии, общественной деятельности. Все это может стать содержанием деловых игр для старшеклассников.

   Речевая деятельность вызывает особое внимание в юношеском возрасте. Те, кто недостаточно ею владеют, испытывают неудовлетворенность. Старшеклассников всегда привлекают игры, вовлекающие в дискуссию, игры, которые обучают дискуссии. Например:

- "Ролевое рассуждение". Руководить собранием, обсуждением, дискуссией - особое искусство. От руководителя в этой роли требуется немало умений:

быть доброжелательным и тактичным по отношению к аудитории;

владеть аудиторией, вниманием слушателей;

ограничивать активность крикунов, вовлекать в обсуждение пассивных;

четко формулировать вопросы и умело резюмировать этапы обсуждения темы.

   В данной ролевой игре участники группы смогут проверить на практике свои умения и навыки ведения публичной дискуссии. 

   Руководитель раздает участникам листочки с обозначением той роли, в которой должен выступать данный человек в обсуждениях. Например: "философ", "дипломат", "активный общественник" и т.д. Каждый знает только о своей роли и ничего не знает о других. Затем договариваются о предмете обсуждения. Им может быть любое известное художественное произведение или кинофильм. После 10-15 минут дискуссии окружающие должны определить, кто в какой роли выступал. Тот, чья роль оставалась неузнанной, считался не выполнившим задачу. [4]                                                       

- "Конкурс ораторов". Желательно, чтобы через это упражнение прошло как можно больше участников. Этот конкурс предполагает импровизацию. Вызывается любой участник (можно по жребию). Он должен произнести речь на 2-3 минуты на любую заданную группой тему. Если участники игры доверяют друг-другу, то можно называть темы, стимулирующие раскрытие личности. "Что мне принесло шестнадцатилетние?", "Как я понимаю честность?" и др.

                                            Заключение

Играя, дети стремятся овладеть теми качествами личности, которые их привлекают в реальной жизни. Таким образом, игра снимает психологические барьеры, оказывает положительное влияние на формирование взаимоотношения детей, вселяет уверенность в собственных силах, улучшает общение детей со сверстниками и взрослыми. Детям нравятся такие роли, которые связаны с проявлением смелости, благородства. В ролевой игре они начинают изображать и самих себя, стремясь при этом к позиции, которая не удается в действительности.

По Л. С. Выготскому, игра является движущей силой развития ребенка, разработанная в отечественной педагогике концепция становления детской личности рассматривает игру как ведущую деятельность ребенка – дошкольника. Ролевая игра выступает как средство самовоспитания ребенка.

Г. Н. Волков говорит, что игра удивительно разнообразная и богатая сфера деятельности детей. Игры – уроки жизни. В ходе игры дети не только выполняют игровые действия, но и проявляют отношения к партнеру по игре. Это отношение обусловлено, с одной стороны, ролью, а с другой – личностными отношениями детей. В процессе совместной деятельности во время ролевой игры дети вырабатывают способы взаимоотношений друг с другом. Игра - это не возрастное явление, а личностное. Потребность личности в игре и способность включаться в игру характеризуется особым видением мира и не связаны с возрастом человека. Стремление к игре взрослых и детей имеют различные психологические основания. Играя человек развивается. Влияние игры на процесс развития личности колоссально. 

Таким образом, можно сделать вывод, что высокая ценность педагогического значения грамотно организованной игровой деятельности для формирующейся и развивающейся личности вполне закономерна. Игра как особый вид деятельности обучаемого должна всегда привлекать особое внимание не только родителей, но и педагогических работников образовательных организаций различного уровня.

                                        Список литературы: 

1.   Аникеева Н.П. Воспитание игрой. Москва: "Прогресс", 1987. – 316с .

2.Богомолова Н.Н. Ситуационно — ролевая игра, как активный метод социально — психологической подготовки // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. –М.:МГУ, 1977. – 204с.

3.Газман О. С., Харитонова Н. Е. В школе с игрой: Книга для учителей. – М.: Просвещение, 1991. – 96 с.

4.Козуб Л.М. К вопросу о методике организации и проведения деловых игр по основам маркетинга // Технологическое образование и предпринимательство. Брянск: БГПУ, 1997. -С. 70-73.

5.Кулагина И. Е. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет): Учебное пособие. – М.:РОУ,1996. – 180 с.

6.Люблинская А. А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических институтов. – М.: Просвещение, 1979. – 415 с.

 7. Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. Соч.: В 8 т. Т.4. - М.:Педагогика, 1984.- 400с.

 8.  Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие для педагогических вузов и ин-тов повышения квалификации. - М.: Народное образование, 1998. - 256 с.

9.Урунтаева Г. А. Детская психология: учебник для средних учебных заведений. – М.: Академия, 2006 – 368 с.

10.Шмаков С. А. Игры учащихся – феномен культуры. – М.: Новая школа, 1994. – 239 с.

11.Шляпникова  Ольга Алексеевна. Мотивация образовательной деятельности : учебное пособие / О. А. Шляпникова ; Яросл. гос. ун-т им. П. Г. Демидова. – Ярославль : ЯрГУ, 2014. – 124 с.

12.Эльконин Д. Б. Психология игры. — 2-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 360 с. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

игра как средство развития личности

Методическая разработка. Статья "Игра как средство развития личности"...

Программа проведения семинара "Игра как средство развития личности ребенка-дошкольника"

Представлен план проведения  Городского семинара "Игра как средство развития личности ребенка-дошкольника"...

Статья на тему: "Игра как средство развития ребенка"

Игра очень важна в жизни детей в любом возрасте....

Статья на тему: «Игра, как средство всестороннего развития ребёнка в разные периоды дошкольного возраста».

Игра, как средство всестороннего развития ребёнка в разные периоды дошкольного возраста....

Сюжетно-ролевая игра как средство развития личности ребёнка с ОВЗ с задержкой психического развития

Сюжетно – ролевая игра – это одно из ведущих средств всестороннего воспитания и развития личности ребенка. В игре ребёнок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества...

Мастер-класс для педагогов коммуникативные игры, как средство развития личности ребенка «Давайте учиться играть вместе с детьми»

Согласно новым требованиям государственного стандарта образования в Российской Федерации одним из ведущих приоритетов является коммуникативная направленность учебного процесса, так как формирование ли...

МАСТЕР-КЛАСС «ДАВАЙТЕ УЧИТЬСЯ ИГРАТЬ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ» КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА С УЧАСТИЕМ ДЕТЕЙ C ОВЗ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ И РОДИТЕЛЕЙ.

коммуникативные игры помогут родителям лучше понять своих детей. детям войти в социальный мир,  помогут сформировать у них социальную уверенность....