игра как средство развития личности
методическая разработка на тему

Костина Галина Алексеевна

Методическая разработка. Статья "Игра как средство развития личности"

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon igra_kak_sredstvo_razvitiya_lichnosti_-_kopiya.zip17.4 КБ

Предварительный просмотр:

Игра как  средство развития личности.

Игра-это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребенка, это его жизнь. В процессе игры ребенок не только познает окружающий мир, но и себя самого, свое место в этом мире . Играя малыш накапливает знания, осваивает язык, общается, развивает мышление и воображение. В процессе игры ребенок примеряет на себя те или иные роли. При этом он не только становится на место своего персонажа и получает возможность посмотреть на мир его глазами, но и обогащает собственную личность новыми качествами и ощущениями, становится более глубоким человеком. Такое взаимопроникновение является основой для использования игры в процессе воспитания вообще и с целью развития личности в частности.

В ходе игры совершенствуются такие качества подрастающего человека как воля, мышление, воображение. Играя ребенок познает мир, удивляясь его полноте и многообразию. Принятые роли формируют и развивают его самого как индивидуальность. Именно в детстве, когда развитие личности происходит особенно интенсивно, роль игры для данного процесса велика как никогда.

Игра как средство развития личности является тем видом деятельности маленького человека, которая обогащает его внутреннее содержание. Особое значение при этом приобретают те навыки, которые привносят прогрессивные изменения сначала в игру, а затем и в его жизнь.

Подобные действия однажды появляются в игре, затем с какой-то периодичностью повторяются в ней, чтобы, в конце концов, стать реальной привычкой. Таким образом, игра становится обучающим и воспитательным приемом, который готовит ребенка к дальнейшей жизни.

От уровня развития игры в значительной мере зависит развитие мышления, воображения и речи .Играя ,ребенок заменяет отсутствующие объекты предметами- заместителями, иногда даже воображаемыми .В игре он учится планировать и регулировать свои действия, а также действия партнеров по игре. Но чтобы игра стала действительно развивающей для ребенка, его надо учить играть- сначала просто оперировать игрушками, подражая реальным действиям, их логике и последовательности. Потом когда ребенок уже умеет самостоятельно действовать, осваивать науку сюжетно-ролевой игры, разыгрывать целые сюжеты, в которых главное-отношение между людьми В качестве сюжетов для таких игр нередко выбирается жизнедеятельность взрослых людей. Она становится образцом, который «проживается» ребенком в процессе его игровой деятельности. В целом менталитет и культура, труд и быт той общественной среды, в которой проживает ребенок, тесно связан с его жизненным опытом, отраженным в игре. Таким образом, именно игра оказывает влияние на преемственность поколений. Она формирует и развивает у ребенка те качества, которые понадобятся ему в его будущей деятельности. На этом этапе действия могут стать уже чисто символическими ,а реальные предметы заменяться другими ,с помощью которых можно изображать нужное действие, а в дальнейшем и вовсе лишь словом обозначающим действие. Когда ребенок пройдет весь этот игровой путь, он приобретет многое, значительно продвинувщись в своем развитии .Сначала формируются и осмысливаются сами действия с предметами, потом-отношения между людьми, окружающими ребенка, их взаимозависимость, собственное место ребенка в этих взаимоотношениях. Дальше-нравственные нормы, этическая сторона взаимоотношений ,нормы и способы общения, эмоциональный отклик на плохое и хорошее. Следует прививать ребенку   чувство заботы и сострадания к тем, кто более слаб – старикам, животным и т.п. Во время  совместных походов полезно обсуждать с ребенком увиденное, давать оценку тому, что хорошо, и что плохо .Не стоит забывать, что ребенок только учится контролировать собственные эмоции, при этом следует демонстрировать ему собственный положительный пример и учить его спокойствию и самообладанию при возникновении непростых ситуаций.

Также посредством игры ребенок приобретает и отрабатывает навык нахождения наилучшего решения в той или иной ситуации. Грамотно организованные игры притупляют чувство агрессии и развивают совокупность позитивных качеств.

Игры являются залогом будущих успехов растущего человека. Прививают ребенку уверенность в собственных силах, а процесс познания приобретает особую привлекательность.

Игра-есть особая форма общения, сотрудничества, содружества ,которая выводит интересы и возможности ребенка на более высокий уровень-на уровень мыслящей, творческой натуры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа проведения семинара "Игра как средство развития личности ребенка-дошкольника"

Представлен план проведения  Городского семинара "Игра как средство развития личности ребенка-дошкольника"...

Мастер-класс «Подвижная игра как средство развития личности ребенка»

Мастер-класс «Подвижная игра как средство развития личности ребенка»Цель:Моей работы направлена на сохранение и укрепление здоровья детей; формирование осмысленного ценностного отношения р...

Мастер-класс для педагогов «Подвижная игра как средство развития личности ребенка»

Мастер-класс для педагогов «Подвижная игра как средство развития личности ребенка»...

Театрализованные игры - как средство развития личности детей

Разные виды театра используемые при обучении детей театрализованной деятельности....

Сюжетно-ролевая игра как средство развития личности ребёнка с ОВЗ с задержкой психического развития

Сюжетно – ролевая игра – это одно из ведущих средств всестороннего воспитания и развития личности ребенка. В игре ребёнок не только получает информацию об окружающем мире, законах общества...

Мастер-класс для педагогов коммуникативные игры, как средство развития личности ребенка «Давайте учиться играть вместе с детьми»

Согласно новым требованиям государственного стандарта образования в Российской Федерации одним из ведущих приоритетов является коммуникативная направленность учебного процесса, так как формирование ли...

МАСТЕР-КЛАСС «ДАВАЙТЕ УЧИТЬСЯ ИГРАТЬ ВМЕСТЕ С ДЕТЬМИ» КОММУНИКАТИВНЫЕ ИГРЫ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА С УЧАСТИЕМ ДЕТЕЙ C ОВЗ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ И РОДИТЕЛЕЙ.

коммуникативные игры помогут родителям лучше понять своих детей. детям войти в социальный мир,  помогут сформировать у них социальную уверенность....