Содержание работы по формированию музыкальной культуры детей посредством информационно-коммуникативной технологии.
учебно-методический материал

Зиборова Елена Алексеевна

Организация учебного процесса в ГБДОУ детский сад №12 Калининского района Санкт-Петербурга регламентируется: учебным планом, годовым календарным учебным графиком, расписанием занятий, циклограммами различных видов деятельности воспитателя с детьми и циклограммой деятельности музыкального руководителя.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uch_met_mat.docx21.89 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Содержание работы по формированию музыкальной культуры детей посредством информационно-коммуникативной технологии

Организация учебного процесса в ГБДОУ детский сад №12 Калининского района Санкт-Петербурга регламентируется: учебным планом, годовым календарным учебным графиком, расписанием занятий, циклограммами различных видов деятельности воспитателя с детьми и циклограммой деятельности музыкального руководителя.

На основе учебного плана составлена сетка проведения музыкальных занятий. Музыкальное развитие детей осуществляется в непрерывной образовательной деятельности, и в повседневной жизни. Занятия проводятся два раза в неделю по 25-30 минут, их построение основывается на общих задачах музыкального воспитания, которые изложены в Программе музыкального руководителя.

 Цель музыкального воспитания: продолжать приобщать детей к музыкальной культуре. Воспитывать художественный вкус, сознательное отношение к отечественному музыкальному наследию и современной музыке. Совершенствовать звуковысотный, ритмический, тембровый и динамический слух. Продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера. Способствовать дальнейшему формированию певческого голоса, развитию навыков движения под музыку. Обучать игре на детских музыкальных инструментах. Знакомить с музыкальными понятиям.

Общие задачи психолого-педагогической работы:

- развивать любознательность, активность, интерес к музыке разных жанров и стилей, к музыке как средству самовыражения;

- развивать эмоциональную отзывчивость на не программную музыку, способность понимать настроение музыки (, Чтение художественной литературы, Художественное творчество);

- воспитывать слушательскую культуру (культуру восприятия музыки);

- формировать первичные представления об элементарных музыкальных формах, жанрах музыки, некоторых композиторах;

 - развивать способность решать интеллектуальные и личностные задачи, связанные с самостоятельным созданием музыкальных образов импровизаций, попытками элементарного сочинительства музыки;

 - формировать умение выразительно исполнять музыкальные произведения (песни, танцы);

- инициировать стремление перенести полученные умения в самостоятельную музыкальную деятельность;

 - стимулировать овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми, и сверстниками в совместной музыкальной деятельности (слушание, совместное исполнение, совместное творчество).

Слушание: - развивать и обогащать представления о многообразии музыкальных жанров, опыт слушания музыки, музыкальные впечатления, слушательскую культуру, представления о композиторах и их музыке, элементарный анализ форм в процессе слушания соответствующей возрасту народной, классической, детской музыки, музыкально-дидактических игр, бесед элементарного музыковедческого содержания, продуктивной интегративной деятельности.

Исполнительство: - совершенствовать певческие навыки (чистоту, дыхание, дикцию, слаженность), умения игры на детских музыкальных инструментах, танцевальные умения, выразительное исполнение в процессе совместного и индивидуального музыкального исполнительства, упражнений, попевок, распевок, двигательных, танцев. Творчество: - развивать и обогащать умение организации самостоятельной деятельности по подготовке и исполнению задуманного музыкального образа, умения комбинировать и создавать элементарные оригинальные фрагменты мелодий, танцев в процессе совместной деятельности педагога и детей, в творческих заданиях, концертах-импровизациях, музыкальных сюжетных играх.

К концу года дети могут:

·Различать жанры музыкальных произведений (марш, танец, песня); звучание музыкальных инструментов (фортепиано, скрипка)

 ·Различать части произведения.

Внимательно слушать музыку, эмоционально откликаться на выраженные в ней чувства и настроения.

·Определять общее настроение, характер музыкального произведения в целом и его частей; выделять отдельные средства выразительности: темп, динамику, тембр; в отдельных случаях – интонационные мелодические особенности музыкальной пьесы.

·Слушать в музыке изобразительные моменты, соответствующие названию пьесы, узнавать характерные образы.

 ·Выражать свои впечатления от музыки в движениях и рисунках.

·Петь несложные песни в удобном диапазоне, исполняя их выразительно и музыкально, правильно передавая мелодию;

Воспроизводить и чисто петь общее направление мелодии и отдельные её отрезки с аккомпанементом.

·Сохранять правильное положение корпуса при пении, относительно свободно артикулируя, правильно распределяя дыхание.

·Выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, музыкальными образами; передавать несложный музыкальный ритмический рисунок; самостоятельно начинать движение после музыкального вступления; активно участвовать в выполнении творческих заданий.

·Выполнять танцевальные движения: шаг с притопом, приставной шаг с приседанием, пружинящий шаг, боковой галоп, переменный шаг; выразительно и ритмично исполнять танцы, движения с предметами.

Самостоятельно инсценировать содержание песен, хороводов, действовать, не подражая друг другу.

·Исполнять сольно и в ансамбле на ударных и звуковысотных детских музыкальных инструментах несложные песни и мелодии. Одним из самых доступных видов музыкальной деятельности является восприятие музыки. Благодаря информационным технологиям музыка звучит везде - по телевизору и радио, на компьютере и магнитофоне, на плеере и в мобильных телефонах. Но мало звучит классической музыки, поэтому необходимо восполнить этот пробел. Для этого мною сделана подборка аудиозаписей музыки, которую воспитатели включают в течение дня в 36 групповых комнатах, т. е дети слушают музыку разных жанров, в том числе и классическую. Знакомив, таким образом, детей с музыкальными произведениями разнообразных жанров, у воспитанников развиваются навыки слушания. После прослушивания музыки мы учились высказывать свои сопереживания, размышлять об увиденном – благодаря этому развивается речь, мышление, художественный вкус. Для обучения детей музыкально-ритмическим движениям использовались видеоклипы, с помощью которых дошкольники знакомились с различными танцами, танцевальными композициями, особенностями их исполнения. Для развития чувства ритма старших дошкольников в музыкально ритмической деятельности необходимо развивать чувство темпа, динамики, формы, характера музыкального произведения, координацию и свободу движений; а также учить понимать и активно использовать в речи направление своего движения., учить выполнять действия в соответствии с инструкциями педагога, развивать мелкую моторику, координацию движения и речи.

Развитие чувства темпа велось по следующим разделам:

1 раздел – «Разминка» -направлена на разогрев мышц, подготовку детей к движению. 2 раздел – «Приветствие» -направлено на создание благоприятной обстановки на занятии, является условием для получения детьми удовольствия от процесса общения, помогают детям преодолеть страх перед общением со сверстниками, вступлением в контакт со взрослыми.

3 раздела – «Пальчиковые игры»- служат основной для ручной умелости, координации движения рук. Упражнения, превращенные в увлекательную игру, не только обогащают внутренний мир ребенка, но и оказывают положительное воздействие на улучшение памяти, мышления, развивают фантазию; развивают чувство ритма, способность к словесному выражению пространственных отношений.

 4 раздел – «Танцевальная композиция»- развивает музыкальный слух, чувство ритма, умение с помощью жестов, мимики, пантомимики, в танце передавать музыкальный образ.

5 раздел – «Музыкально-подвижные игры»- являются ведущим видом деятельности на занятии. Здесь используются приему имитации, подражания, образные сравнения, ролевые ситуации, музыкально-ритмические упражнения; игры по словесной инструкции.

6 раздел – «Ритм в стихах» - «Музыкальные инструменты»- развитие ритмического слуха, активизация памяти и закрепление ритма в передаче движения.

7 раздел – «Музыкально-двигательные фантазии»- двигательная импровизация под музыку, проводится в конце занятия и прививает детям любовь к музыке, желание ее слушать, развивает умение свободно и красиво двигаться под музыку. Мною предполагалась работа с обязательным включением, музыкального руководителя, воспитателя и психолога. Занятия музыкально-ритмической деятельностью проводили музыкальный руководитель совместно с воспитателем. Занятия проходили в форме групповых занятий в музыкальном зале, оснащенным необходимым оборудованием.

Индивидуальная форма занятий проводилась с детьми, которые пропускали занятия или не справлялись с предложенными заданиями. Занятия строились с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Развивающая работа проводилась не только на специально организованных занятиях, но и была включена в режимные моменты.

Совместная работа музыкального руководителя, воспитателя и психолога Музыкальный руководитель Воспитатель Психолог Проведение занятий по музыкально ритмической деятельности. Сопровождение детей на занятиях по музыкальноритмической деятельности, выполнение указаний музыкального руководителя. Проведение игр с детьми в свободное время. Знакомство с методиками и результатами диагностики. Включает в свои занятия музыкальные игры как повторение и закрепление, наблюдает за эмоциональным состоянием детей. Разминка. Приветствие. Пальчиковая гимнастика. Танцевальная композиция. Музыкально-подвижные игры. Ритм в стихах. Музыкально двигательные фантазии. Пальчиковая гимнастика. Музыкально-подвижные игры. Игры по словесной инструкции. Пальчиковая гимнастика. Музыкально-подвижные игры. Музыкально двигательные фантазии. В ходе занятий создавались такие условия, чтобы у детей вырабатывалась установка на успех, на принятие помощи взрослого. Исключительное значение имело непосредственное участие педагога в играх и упражнениях, позволяющее осуществлять не только руководство деятельностью детей, поддерживать их активность и самостоятельность, но и установить доверительные отношения с каждым ребенком. Содержание и структура занятий были вариативными, с использованием наглядного материала, костюмов, музыкальных инструментов.

 Следующим видом деятельности по формированию музыкальной культуры детей является пение. Это один из любимых детьми видов музыкальной деятельности. Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Пение в хоре объединяет детей, создает условия для их музыкального эмоционального общения. Выразительное исполнение песен помогает наиболее ярко и углубленно переживать их содержание, вызывает эстетическое отношение к окружающей действительности. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Кроме того, дети получают различные сведения о музыке. В пении реализуются музыкальные потребности ребенка, т.к. знакомые и любимые песни он может исполнять по своему желанию в любое время. Чтобы разучить песню, мы сначала слушали, выразительно ли она спета, как звучит. В этом нам помогли видеоиллюстрации с элементами анимации к упражнениям на развитие голоса, певческого диапазона, понятие долгих и коротких звуков. («Лесенка», «Веселые капельки», «Куда летит пчелка» и др.). Пение тесно связано с общим развитием ребенка и формированием его личностных качеств.

В процессе пения активизируются умственные способности детей. Восприятие музыки требует внимания, наблюдательности. Ребенок, слушая музыку, сравнивает звуки ее мелодии, аккомпанемента, постигает их выразительное значение, разбирается в структуре песни, сравнивает музыку с текстом. Очевидно воздействие пения на физическое развитие детей. Пение влияет на общее состояние организма ребенка, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. Правильно поставленное пение организует деятельность голосового аппарата, укрепляет голосовые связки, развивает приятный тембр голоса. Правильная поза влияет на равномерное и более глубокое дыхание. Пение, развивая координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь. Огромную роль в обучении пению играют навыки восприятия музыки. Поэтому в первую очередь на музыкальных занятиях у детей необходимо развивать эмоциональную отзывчивость на музыку.

Через активное пение у детей закрепляется интерес к музыке, развиваются музыкальные способности. В процессе пения дети обучаются музыкальному языку, что повышает восприимчивость к музыке. Постепенно они познают жанровую основу песни. У них формируется способность чувствовать тембровые высотные и ритмические изменения в музыке. Ребенок-дошкольник не просто познает язык музыкальной речи, он начинает сознательно активно им пользоваться в своей исполнительской деятельности. Дети к 6-ти годам должны самостоятельно различать звуки по длительности и по высоте в пределах квинты. Отличать на слух правильное и неправильное пение. Для подготовительной группы мною составлен список песен для пения и слушания детьми. Музыкально-дидактические игры, продемонстрированные в виде презентаций, позволяют в доступной, привлекательной форме развивать тембровый, динамический слух, чувство ритма, характера музыкального произведении. Презентации должны быть понятны и доступны детскому восприятию. Их можно использовать во всех видах музыкальной деятельности. Например, презентации и видеоклипы на праздниках (9 мая, День матери, День защитника отечества), презентации по лексическим темам (символы России: флаг, герб, гимн), видео-иллюстрации к прослушиванию произведений мировых и советских композиторов.

В разделе «Игра на детских музыкальных инструментах» мною использованы презентации – концерты, для знакомства с музыкальными инструментами и спецификой их звучания. Имеют место так же видеоподсказки для детей, играющих в оркестре. Дети живо воспринимали подсказки, отображающие приёмы игры на музыкальных инструментах. С помощью презентаций и видеороликов проведена работа по знакомству дошкольников с разными видами искусства, такими как театр, балет, опера. Благодаря использованию современных информационнокоммуникационных технологий в непосредственно образовательной деятельности по формированию музыкальной культуры, дошкольники превращаются в активных участников процесса, занятие становится более ярким, насыщенным и интересным. Таким образом, практика работы с дошкольниками в ДОУ показывает, что использование информационных технологий способствует раскрытию, развитию и реализации музыкальных способностей ребенка-дошкольника. Музыкальная культура дошкольника невозможна без взаимодействия с родителями. Вся работа с семьей осуществляется по двум направлениям: - Музыкальное просвещение родителей: родительские собрания, открытые занятия, индивидуальные консультации, листы благодарности, наглядная информация в уголках, фотоальбомы. - Приобщение к совместной музыкальной деятельности: совместные праздники родителей и детей, совместные развлечения родителей и детей, выставки музыкально-дидактических игр, конкурс лучший музыкальный инструмент, сделанный своими руками. Особенно нравятся родителям открытые уроки, на которых они получают возможность наблюдать, сравнивать и перенять приемы обучения музыкальной культуры детей. Степень воздействия музыки на личность ребенка и успешность его приобщения к началам музыкальной культуры зависит от комплекса педагогических усилий и методов, от педагогического мастерства, внимания родителей. Культурно-досуговая деятельность является кульминацией образовательных проектов. Праздники, развлечения, сказки, конкурсы и концерты являются синтезом различных видов творчества, игры, общения и способствуют не только эстетическому воспитанию детей, а также обогащению их жизненного опыта. Родители, хорошо зная своего ребенка, его характер, увлечения, склонности и найдя нужный подход, могут заинтересовать его музыкой, постоянно обогащать музыкальные впечатления. При этом полезно привлекать вспомогательные средства воздействия: рассказывать сказки, читать книги, рассматривать репродукции картин и т.д. Если ребенок растет в семье, где звучит не только развлекательная музыка, но и классика, и народная музыка, он, естественно, привыкает к ее звучанию, накапливает слуховой опыт в различных формах музыкальной деятельности (активных и более пассивных, нацеленных на непосредственное занятие музыкой и использование ее как фона для другой деятельности).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста в процессе формирования музыкальной культуры детей

Интеллектуальное развитие дошкольников на музыкальных занятиях осуществляется в разных видах музыкальной деятельности. •Слушание•Пение•Песенное творчество•Музыкально – ритмические движения•Музыка...

Дистанционное обучение. Планирование и организация образовательной деятельности с учетом ФГОС ДО. Дисциплина 3. Модуль 2 Методические основы формирования музыкальной культуры детей дошкольного возраста

Тема 1 - Характеристика условий формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возрастаТема 2 - Методы и приемы формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возрастаТема 3- Инт...

Дистанционное обучение. Планирование и организация образовательной деятельности с учетом ФГОС ДО. Дисциплина 3. Модуль 3 Игра в формировании музыкальной культуры детей дошкольного возраста

Тема 7 - Характеристика музыкальной игрыТема 8 - Музыкальная игра-сказка в формировании творческой активности ребёнкаТема 9 - Особенности организации и руководства творческим процессом музыкальной игр...

Консультация для родителей "Слушание и восприятие музыки-основа формирования музыкальной культуры детей дошкольного возраста"

Консультация для родителей "Слушание и восприятие музыки-основа формирования детей дошкольного возраста"...

Слушание и восприятие музыки основа формирования музыкальной культуры детей дошкольного возраста

Слушание музыки, ее восприятие и анализ основной вид музыкальной деятельности, принадлежит ведущая роль в реализации познавательной коммуникативной функции....

Статья "Формирование музыкальной культуры дошкольников посредством концерта"

Современный ребенок просто обязан быть музыкально образован. И начинается такое воспитание в том возрасте, когда ребенок может поднять руку и нажать на клавишу или кнопку музыкального инструмента. Кон...