Программа по песенному фольклору. «Развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами игрового песенного фольклора»
рабочая программа (подготовительная группа)

Осипова Ирина Викторовна

 «Развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами игрового песенного фольклора»

 

Методологической основой исследования являются подходы к проблеме развития способностей, разработанные зарубежными и отечественными психологами и педагогами (Гилфорд Д., Лоуэнфельд В., Выготский Л.С., Теплов Б.М.), психолого-педагогическая теория деятельности (Рубинштейн, С.Л., Леонтьев А.Н., Гальперин П.Я.), теория музыкального обучения и воспитания (Ветлугина Н., Зимина А., Орф К., Картавцева М.Т.)., традиционная культура и мир детства (Н. Успенская)., народные игры в детском саду (Лялина Л.А.)., народное искусство в воспитании детей (Комарова Т.С.)., фольклор, музыка, театр (Мерзлякова С.И.) традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей (Рытов Д.А.).

Актуальность. На современном этапе главная задача музыкального воспитания дошкольников средствами музыкального фольклора – повернуться лицом к народной музыке, начиная с самого раннего, когда еще только закладываются основные понятия у ребенка, формируется речь и мышление, развиваются способности, умения и навыки. Сейчас лишь немногие дошкольные учреждения в своей работе опираются на национальное искусство, в частности музыкальный фольклор, изначально несущий в себе нравственность, эстетику, элементы народной мудрости, народной педагогики.

Обращение к музыкальному фольклору в воспитании дошкольников открывает широкие возможности педагогическому творчеству, смелому поиску инновационных методов обучения и воспитания. Это и послужило выбору темы исследования: «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с игровым песенным фольклором».

В нашей исследовательской работе мы, изучая и анализируя специальную литературу, рассматриваем песенный игровой фольклор, который  имеет огромный педагогический развивающий потенциал, но в наше время остается недооцененным и поэтому редко используется в музыкальной педагогической деятельности.

Объектом исследования: является развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

Предметом исследования: является развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с игровым песенным фольклором.

Цель исследования: теоретически изучить и экспериментальным путем проверить эффективность развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами игрового песенного фольклора.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что ознакомление с игровым песенным фольклором будет эффективным средством развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста, если педагог:

·        использует разные жанры игрового фольклора;

·        создает в группе развивающую музыкально - игровую среду;

·        активно применяет комплекс методов и приемов обучения детей воспроизведению песенной мелодии, сопровождающей народные игры;

·        учит простейшим импровизациям разученных ранее игр, песен, попевок, пестушек.

 

Исходя из цели исследования и выдвинутой гипотезы, были поставлены задачи исследования:

1.     изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования;

2.     раскрыть теоретические основы развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста; выделить компоненты, критерии, показатели развития музыкальных способностей старшего дошкольного возраста;

3.     разработать программу развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с игровым песенным фольклором;

4.     проверить эффективность ознакомления детей старшего дошкольного возраста с игровым песенным фольклором, как средством развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста.

 

Теоретическая значимость данной дипломной заключается в обобщении и систематизации знаний по данной теме. состоит в уточнении особенностей развития музыкальных способностей дошкольников.

 

Практическая значимость заключается в том, что материалы данного исследования, составленные методические рекомендации по ознакомлению с игровым песенным фольклором, как средство развития музыкальных способностей детей в старшем дошкольном возрасте могут быть использованы педагогами и родителями в дошкольных учреждениях для повышения эффективности воспитательной работы.

База исследования: Дом культуры  с. Подсинее

Структура работы представлена введением, двумя главами, заключением, списком литературы, приложением. Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Первая глава. Посвящена теоретическому анализу развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста.

Здесь ведется детальный разбор понятий творческих и музыкальных способностей и их формулировка на разных исторических этапах. Анализ философской сущности творчества по трудам ученых Платона, Аристотеля, Прихожана, Теплова и других.

Специальные способности - это способности к определенной деятельности, которые помогают человеку достигать в ней высоких результатов.

Специальные способности сложились в ходе развития человеческого общества. Развитие специальных способностей является сложным и длительным процессом. Для разных специальных способностей характерно неодинаковое время их выявления. Ранее прочих проявляются дарования в области искусств, и прежде всего в музыке. Установлено, что в возрасте до 5 лет развитие музыкальных способностей происходит наиболее благоприятно, так как именно в это время формируются музыкальный слух и музыкальная память ребенка.

Музыкальные способности являются специальными, в результате обучения развиваются, дифференцируются, обеспечивая успешность выполнения музыкальной деятельности.

В определении музыкальных способностей мы придерживаемся мнения Картавцевой М.Т., которая считает, что музыкальные способности начинают формироваться в дошкольном возрасте, включают в себя ряд компонентов (музыкальный слух (мелодический, тембровый, звуковысотный), музыкальную память (кратковременную и долговременную), чувство метроритма, воображение (воссоздающее и творческое)

 

 Так же в этой главе нами был сделан анализ психолого педагогических возрастных особенностей детей и дана характеристика ряда компонентов музыкальных способностей, детей данной категории.

В старшем дошкольном возрасте познавательная деятельность усиливается в процессе обучения. Их восприятие не устойчивое  и не организованное, однако, очень острое. Этому возрасту характерна малая дифференцированность восприятия, компенсируемая ярко выраженной эмоциональностью. Мышление от эмоционально - образного к эмоционально- логическому, развивается с речью.

Формируются отдельные компоненты музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста:

Мелодический слух - развивается на занятиях пения, при игре на инструментах, разучивании песен.

Для развития умения слушать и воспринимать музыку необходимо музыкально – сенсорное восприятие ребенка. Оно предполагает различение звуков по высоте, тембру, силе звучания, длительности.

Активизация всех компонентов музыкального слуха детей – одна из важных задач музыкальной педагогики и самая существенная сторона в практическом поучении.

Музыкальная память – к основным процессам относится запоминание материала, узнавание и воспроизведение. Благодаря памяти определяются музыкальные темы и произведения при повторном их исполнении, воспроизводятся отдельные интонации, мелодические обороты и произведения в целом.

Музыкальное воображение – это необходимый элемент творческой деятельности детей старшего дошкольного возраста, оно делится на воссоздающее и творческое.

Воссоздающее воображение дает возможность мысленно представить мелодию или произведение. Воображение  опирается на предшествующий музыкально – слуховой опыт.

Каждая из этих способностей в большей или меньшей степени развивается в различных видах музыкальной деятельности: восприятии, исполнительстве, творчестве. Но наиболее успешно: ладовое чувство – в процессе слушания музыки, чувства ритма – в музыкально ритмических движениях, музыкально – слуховых представлениях – в видах деятельности, которые требуют различения  и воспроизведения мелодии по слуху (пение, игра, игра на музыкальных инструментах).

В третьем пункте первой главы мы излагаем суть методов и средств развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста такие как

Наглядный

Словесный

Метод практической деятельности

 

На ряду с этими методами рассматриваем эффективность развития музыкальных способностей дошкольников средствами игрового песенного фольклора.

Замечательный русский ученый – мыслитель Ломоносов М., будучи большим знатоком и любителем народного пения, одним из первых обратил внимание на большие воспитательные возможности фольклора.

Великий Толстой Л.Н. считал, что одновременно с родной речью ребенок должен учиться родному музыкальному языку.

Методы и средства развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста заключаются и в народной музыке. Народные музыкальные произведения ненавязчиво, часто в веселой, игровой форме знако­мят детей с обычаями и обрядами народа, трудом, бережным отношением к природе, жизнелюбием, чувствам юмора. Знакомство с музыкальным фольклором в практике дошкольных учреждений осуществляется на музыкальных и других занятиях, в повседневной жизни, на досугах и в процессе народных праздников, проводимых с детьми. Наиболее распространенное и доступное средство -произведения музыкального фольклора, которые входят как основа русской музыкальной культуры в жизнь ребенка. Правдивость, поэтичность, богатство мелодий, разнообразие ритма, ясность, про­стота формы - характерные черты русского музыкального народного творчества. Мелодии, остава­ясь очень простыми и доступными, часто варьируются, что и придает им особую притягательность.

Народный, песенный материал помогает эффективно решать задачу эстетического воспитания и развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста. Русские народные пес­ни богаты разнообразием жанров. Даже песни, сопровождающие быт ребенка, отличаются ярко вы­раженным характером. Некоторые из них протяжные, распевные, например колыбельные песни «Котя, котенька-коток», «Баю-баю». Игровые, плясовые песни радуют своим веселым, жизнерадо­стным характером. Они очень просты по своему, построению, отличаются четким ритмом, задор­ной мелодией. В них ярко переданы интонации, иллюстрирующие монотонные движения колыбе­ли. Малыши с удовольствием слушают и подпевают эти песни, эмоционально откликаются на них.

Игровой фольклор занимает ведущее место в детском творчестве. Трудно представить себе детей, жизнь которых не была бы связана с определенным кругом игр. « Ребенок, лишенный элементарных знаний, которые дает ему игра, не смог бы ничему научиться в школе и был бы безнадежно оторван от своего естественного и социального окружения »

Игра оказывает на ребенка эмоциональное воздействие, увлекает его, вызывает интерес к деятельности. Это обстоятельство усиливается воздействием на ребенка различных видов искусства – слова, музыки, танца – в едином синтезе.

Таким образом, песенное творчество входит в обучение через игру, через сказку и, главное, формирует творческую личность, которая, по мнению современных психологов, сможет проявить свои творческие способности в жизни в любой сфере практической и художественной деятельности — и в математике, и в биологии, и в музыке, и в живописи. Теория «переноса» творческих способностей позволяет нам надеяться на положительный педагогический эффект, который отдален от воспитателей определенным временным пространством, но будет востребован.

Вторая глава. Во II главе излагается экспериментальное исследование развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами игрового песенного фольклора.

Цель экспериментального исследования: теоретически изучить и экспериментальным путем проверить эффективность развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами игрового песенного фольклора.

Исследование проводилось на базе Сельского Дома культуры. Ансамбль

 « Печки-лавочки»

Вся опытно–экспериментальная работа состояла из трех этапов.

 

1       Констатирующий  На этом этапе в соответствие с целью и предметом нашего исследования для сбора эмпирических данных нами были использованы игровые задания для детей и анализ педагогической документации.

С помощью заданий мы изучили Показатели уровня развития компонентов музыкального творчества у детей старшего дошкольного возраста

Уровень сформирования способности к импровизации

Уровень сформированности ладового чувства

Уровень сформированности сочинительских навыков

 

      Анализ эмпирических данных полученных в результате проведения нами опытно-экспериментальной работы показал, что в старшем дошкольном возрасте у детей преобладает сред­ний уровень развития музыкальных способностей, они чувствовали заданную тональность, но не всегда выразительно передавали содержание произведения, заканчивали мелодию, начатую взрос­лым после повторения Инструкции; не всегда сохраняли заданный ритмический рисунок, изменяя мелодическую интонацию, подчеркивали свое отношение; не испытывал значительных затрудне­ний при сочинении мелодии на заданное содержание текста, но мелодия включала в себя повто­ряющиеся элементы

 

2                         Формирующий  На формирующем этапе мы работали по составленной нами программе, где доказательно излагаются методы и принципы работы с детьми по развитию музыкальных способностей средствами игрового песенного фольклора.  Мы активно применяли комплекс методов и приемов обучения детей воспроизведению мелодии сопровождения в народных песнях, а также игровых песнях и игре на  народных шумовых инструмен­тах, обучали их импровизации разученных ранее песенок, попевок, а также созданию собственных композиции на материале игрового песенного фольклора.

Работа проводилась во всех блоках педагогического процесса, занятия определялись в соответствие с программой «Разви­тия» « Истоки», являющейся  базовой в Доме Культуры.

Для формирования музыкальных способностей детей мы создавали определенную развивающую предметно-пространственную среду, активно используемую педагогом для развития детского му­зыкальных способностей:

1. Организация мини-музея русской культуры.

2. Создание фольклорного ансамбля детей и педагогов.

3. Заключение договоров между хакасским национальным ансамблем  «Айланыс» и театром « Читиген».

4. Наличие инструментов и костюмов для детей и взрослых

5. Отбор репертуара.

Учебно-тематический план в используемой программе составлен с учетом возрастных особенностей обучаемых с включением следующих разделов: «Народоведение» - формирование мировоззрения.

·        Народный календарь, где с детьми мы изучаем народные традиции, обряды, обычаи, праздничную культуру.

·        Быт и уклад жизни

·        Жанры литературного  устного фольклора (скороговорки, считалки, потешки, дразнилки и т.д.)

1.                                         «Музыкальный фольклор» - развитие способностей, совершенствование музыкальных и речевых навыков.

Включает в себя различные виды деятельности.

·                      Слушанье и восприятие.

Наши дети слушают фольклорные образцы не только на СД носителях но и имеют возможность смотреть выступления хакасского национального ансамбля «Айланыс», г. Абакан, детского образцового фольклорного ансамбля «Соловушка», не имеющего аналогов в Хакасии.

·                      Пение сольное и ансамблевое.

Песенный репертуар разнообразен. Дети знакомятся с устными и песенными жанрами фольклора; (скороговорками, дразнилками, прибаутками, потешками, закличками…),  Музыкальный фольклор используется в разных формах; (занятие-концерт, урок- драматизация, урок-беседа). Обучение включает в себя  упражнения для голосового аппарата: на развитие дикции, дыхания и единой звуковой позиции.  Поются песни различных регионов, разных традиций. Они доставляют детям огромную радость, ведь пропевая эти песни каждый член коллектива может самовыразиться – спеть, сплясать, сыграть,  на инструменте.

Пение – сложный процесс звукообразования, в котором важна координация слуха и голоса. Музыка и слово вырабатывают чувство организованности. Воспринимая последовательность и организованность мелодии и речи, ребенок чувствует себя увереннее, в большей безопасности. Воспитывая певческие навыки, педагог следит. Чтобы дети пели громко, легко, напевно, без крика. Вдох должен быть быстрым, глубоким и бесшумным, а выдох - медленным. Дикция четкая и ясная.  Пение  оказывает положительное влияние на детей с различного рода речевыми недостатками.

 

·                      Народная хореография.

Разучиваем с ребятами элементы бытовых танцев, пляски, кадрили, включая их в последующем в театрализацию народных праздников, гуляний, молодежных увеселений. Танцевальные упражнения способствуют развитию пластичности, ритмичности движений, снятию или ослаблению мышечного напряжения.

·                      Фольклорные игры.

Играя в них наши детки раскрепощаются, устанавливается неформальная обстановка и хороший контакт  в общении. Фольклорные игры «Яша», «Бояре», «Золотые ворота», «Плетень», «Дрема» удобны для развития распевного интонирования, они активизируют и раскрепощают детей, создают необходимую атмосферу увлеченности, которая способствует развитию коллективного творчества, появлению сотрудничества и заинтересованности, самоотдачи и самовыражения.

Ребенок поет, ритмично дви­гается, слышит других поющих, видит их, сам являет­ся субъектом деятельности, наиболее приближенно к психофизиологическому уровню его развития. В процессе фольклорной песенной игры возникает атмосфера коллективного эстетического пережива­ния, что еще более усиливает глубину восприятия.

Эти игры способствуют обогащению словаря, активизации восприятия и понимания речи, определяют её содержание, формируют навык грамматически правильной, связной речи и помогают её развитию.

·                      Игра на  народных музыкальных инструментах .

Для развития ритмической организации  используем народные инструменты устной традиции (ложки, трещетки, погремушки, стукалки).

Ритмические хлопки притопы в сочетании с игрой на шумовых инструментах  способствуют развитию музыкально-ритмического слуха, памяти, учат грамотно связывать пение с игрой. Музицирование на традиционных русских народных инструментах вносит яркий колорит в звучание ансамбля при исполнении песен, а в работе с детьми, увлекает и вызывает у них интерес.

·                      Народный театр.

В этом направлении мы с детьми создаем мини-спектакли. Чаще всего это - небольшие праздничные музыкальные композиции, посвященные русским и хакасским народным праздникам.

 

Контрольный Анализ результатов экспериментального исследования

Целью контрольного этапа опытно-экспериментальной работы являлось изучение эффектив­ности развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с игровым песенным фольклором.

 Мы использовали задания констатирующего этапа.

Количественный анализ полученных результатов показал, что в обследуемой, группе четей наблюдалась позитивная динамика. Так, показатели высокого уровня изменились на 10% и соста­вили в общей сложности 20% обследуемой группы детей; средний уровень повысился на

5% и со­ставил 65% выборки: низкий уровень снизился на половину и наблюдался у 15% обследуемых.

Полученные результаты наглядно отражены в рисунке 2, 3 и сводном протоколе обследования детей

  

Сравнительные анализ показателей уровня развития музыкального творчества у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем и контрольном этапах ОЭР

 

 

 

 

Показатели уровня развития компонентов музыкального творчества у детей старшего дошкольного возраста на контрольном этапе ОЭР.

  

Качественный анализ полученных результатов показал, что:

 

- на высокий уровень со среднего перешли 2 ребенка, следует отметить, что они сохраняли ритмический рисунок, предложенный экспериментатором, способны изменять мелодические интонации, эмоционально выражали свое отношение к произведению при исполнении; не только чувствовали заданную тональность, но и придумывали собственную мелодию;

- на средний уровень с низкого перешли 3 ребенка, при выполнении заданий они чувствовали заданную тональность, старались выразительно передавать содержание произведения, заканчивать мелодию, начатую взрослым после повторения инструкции, хотя ошибки в исполнении наблюдались - дети не всегда сохраняли заданный ритмический рисунок, но не испытывал значительных затруднений при сочинении мелодии на заданное содержание текста, но мело­дия включала в себя повторяющиеся элементы;

- с низким уровнем в группе осталось 3 детей, следует отметить, что при выполнении заданий не всегда чувствовали заданную тональность, но старались выразительно передавать содер­жание, заканчивая мелодию после повторной инструкции дети использовали прием повторе­ния, воспроизводили ритмический рисунок и мелодическую интонацию с ошибками.

 Таким образом, мы выявили, что в обследуемой группе детей произошли как количественные, так и качественные изменения. Дети стали интонировать исполняемую мелодию, сформировано ладовое чувство, у многих из них ярко проявилась способность к сочинительству мелодий по за­данному содержанию. Даже дети с низким уровнем развития музыкального развития с удоволь­ствием принимали участие в выступлениях детского оркестра, самостоятельной работе в уголке му­зыкальной культуры.

Итак, гипотеза о том, что развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами игрового песенного фольклора                                                                                            является эффективным средством.

 Полученные результаты свидетельствуют о том, что цель исследования дос­тигнута, гипотеза нашла свое подтверждение.

 

Работа в ансамбле ведется по нескольким направлениям, связанной с музыкальной деятельностью детей, а именно;

По двум разделам

1раздел «Народоведенье» (формирование мировоззрения)

2раздел «Музыкальный фольклор» (Развитие способностей)

 1раздел «Народоведенье» раскрывается тремя темами

1.     Народный календарь, где с участниками коллектива мы изучаем народные традиции, обряды, обычаи, праздничную культуру.

2.     Быт и уклад жизни

3.     Жанры литературного  устного фольклора (скороговорки, считалки, потешки, дразнилки и т.д.)

2раздел «Музыкальный фольклор» отражает различные виды      музыкальной деятельности.

1.     Слушанье и восприятие    

 Наши дети слушают фольклорные образцы не только на СД носителях но и посещают концерты лучших коллективов, работающих в  народном жанре. Таких как «Звоны», «Сибиринка», «Добро», «Лазори», «Звонница», «Дуня». Дети, видя высокий уровень стремятся к тому же.

2.     Пение сольное и ансамблевое

Песенный репертуар нашего ансамбля разнообразен. В репертуаре насчитывается около сорока песен разных жанров (календарные - масленичные, колядки, святочные, волочебные, веснянки; Обрядовые- свадебные, заклички, духовные; Шуточные, игровые, вечерочные,  плясовые, строевые, военные, лирические… Дети поют песни различных регионов России, разных традиции, педагоги знакомят детей с особенностями исполнения.  С большим интересом дети осваивают казачью традицию. В репертуаре ансамбля более 10 казачьих песен разных жанров. (походные, строевые, шуточные, плясовые). Они доставляют детям огромную радость, ведь пропевая эти песни каждый член коллектива может  – спеть, сплясать, сыграть,  на инструменте, показать умение владеть  шашкой. Ребята помимо ансамблевого пения, занимаются сольным исполнительством, в этом направлении уже наметились свои лидеры и есть хорошие результаты. Иван Дилев  на  региональном фестивале  детского творчества в Шушенском  в номинации «Сольное пение»  фольклор, занял первое место, а Александрова Тамара стала дипломантом первой степени.

 

3.     Народная хореография

  Разучиваем с ребятами элементы бытовых танцев, пляски, кадрили, включая их в последующем в театрализацию народных праздников, гуляний, молодежных увеселений.

4.     Фольклорные игры

  Играя в них наши детки раскрепощаются создается необходимая атмосфера увлеченности, устанавливается неформальная обстановка и хороший контакт  в общении.

5.     Игра на народных инструментах

Благодаря работе нашего концертмейстера Швецова Вадима Викторовича  ребята могут осваивать приемы игры на традиционных русских инструментах разучивая наигрыши на различных инструментах (кугиклах, жалейках, свирелях, балалайке, гармошке, барабанке, окарине)  музицирование на традиционных русских народных инструментах вносит яркий колорит в звучание ансамбля при исполнении песен, а в работе с детьми, увлекает и вызывает у них интерес.

6.     Народный театр.

В этом направлении мы с детьми создаем мини-спектакли, чаще всего это небольшие праздничные музыкальные композиции «Коляда», «Капустки», «Кузьминки», «Масленица»,  «Святки», и так далее. С которыми мы часто выступаем на фестивалях, конкурсах и творческих встречах.

В этом фольклорном жанре дети проявляют себя как настоящие артисты, играя разные роли и объединяя все виды деятельности: пение, танцы,  игра на инструментах, фольклорные игры, драматизация. Эта форма используется нами как итог проделанной работы.

 

Результатом нашей работы является то, что дети, выступая на конкурах и концертах разного уровня, имеют хорошие показатели. За годы существования ансамбля коллектив достиг высокого художественного уровня в своей творческой деятельности. Участники фольклорного ансамбля «Соловушка» являются неоднократными лауреатами  и дипломантами районных, республиканских, городских фестивалей и конкурсов. Участниками сельских, районных, городских мероприятий, праздников, тематических концертов.

 

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выдержки из дипломной работы : "Развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами игрового песенного фольклора"

Развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами игрового песенного фольклора Методологической основой исследования являются подходы к проблеме развития способност...

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами русского фольклора Сибирского региона

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста – актуальная проблема современной педагогики. Творческая личность всегда активна, способна к самостоятельности мышления и пре...

статья "ИНТЕРАКТИВНАЯ МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Статья была опубликована в журнале "Дошкольное образование в контексте реализации ФГОС" в 2019 г. В статье подробно рассматривается деятельность музыкального руководителя ДОУ по внедрен...

Презентация "Развитие музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности"

Презентация "Музыкальные способности детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности". Эта презентация предназначена для курсовых работ по этой теме студентам....

Обучение игре на детских музыкальных инструментах. Оркестровые уроки. «Шумовой оркестр как средство развития музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста»

ВведениеФедеральный государственный Стандарт дошкольного образования направлен на решение многих задач. Одна из них – воспитание высоконравственного, инициативного, авторитетного гражданина Росс...

РАЗВИТИЕ АКТИВНОГО СЛОВАРЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МАЛЫХ ФОРМ ФОЛЬКЛОРА

Традиционным средством в работе с детьми являются произведения устного народного творчества. Основой народной культуры является – фольклор. «Фольклор это совокупность разных видов и форм н...

Методическая разработка « Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста средствами фольклора»

Фольклор и народное искусство, многофункционально и одна из их функций – воспитательная. В народном искусстве заложены большие воспитательные возможности, которые до сих пор не реализуются в пол...