Значение сюжетно-ролевых игр для развития интеллекта ребенка раннего возраста
методическая разработка (младшая группа)

Шемис Александра Иосифовна

     Психологами доказано, что именно дошкольное образование часто играет решающую роль в дальнейшем развитии ребенка, именно в семейном воспитании, в домашней обстановке закладывается основа основ человечности, доброты, мышления и, конечно, интеллекта.


Игра в жизни ребенка, особенно дошкольника, играет особую роль, она позволяет малышу представить себя врачом, парикмахером, мамой или папой, позволяет развить воображение, мышление, пофантазировать. Если в два-три года ребенок играет один или с родителями, представляя себя водителем автобуса, он со страшным рычанием мотора носится по квартире, держа в руках самодельный руль, то к четырем-пяти годам особое значение приобретают сюжетно-ролевые игры. Здесь участвуют все: и друзья, и братья, и сестры, и родители; у каждого своя роль, своя, пусть игрушечная, ненастоящая

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znachenie_syuzhetno.docx15.9 КБ

Предварительный просмотр:

Значение сюжетно-ролевых игр для развития интеллекта ребенка раннего возраста

     Психологами доказано, что именно дошкольное образование часто играет решающую роль в дальнейшем развитии ребенка, именно в семейном воспитании, в домашней обстановке закладывается основа основ человечности, доброты, мышления и, конечно, интеллекта.


Игра в жизни ребенка, особенно дошкольника, играет особую роль, она позволяет малышу представить себя врачом, парикмахером, мамой или папой, позволяет развить воображение, мышление, пофантазировать. Если в два-три года ребенок играет один или с родителями, представляя себя водителем автобуса, он со страшным рычанием мотора носится по квартире, держа в руках самодельный руль, то к четырем-пяти годам особое значение приобретают сюжетно-ролевые игры. Здесь участвуют все: и друзья, и братья, и сестры, и родители; у каждого своя роль, своя, пусть игрушечная, ненастоящая, но жизнь


В сюжетно-ролевых играх ребенок старается как можно ярче проявить себя, применить весь накопленный опыт, все свои знания и умения. Очень часто родители ругают своего ребенка за то, что он привел целую ватагу друзей и устроил дома настоящий погром, вместо того чтобы просто научить малыша играть. Для того чтобы ребенок радовал вас своими успехами и поступками, его необходимо много чему научить: научить правильно есть, правильно говорить, правильно поступать в той или иной ситуации, но самое главное - это научить ребенка играть.


Некоторые дети склонны в игре выбирать роли третьего лица, например бабушки, тети, сестры. Это, как правило, проявление средних способностей. Такие дети не хотят руководить, но и подчиняться не хотят, выбирая роли взрослых людей, но так, чтобы снять с себя всякого рода ответственность. Это признак того, что ваш малыш осознает и ценит родительскую роль, он понимает, что мама должна не только командовать и требовать беспрекословного подчинения, но и уметь находить общий язык со всеми участниками игры.

В сюжетно-ролевых играх, кроме деления на главные и второстепенные роли, существует деление на положительных и отрицательных героев. Очень часто дети, не имея богатого жизненного опыта, проводят резкое деление ролей на положительные и отрицательные. Что касается положительных героев, то мотивация выбора ребенком данной роли понятна: он хочет быть хорошим, стремится понравиться всем участникам игры, наладить дружеские отношения.

Но иногда малыш сознательно выбирает резко отрицательные роли, роль злой матери или отца или непослушного ребенка. Чем же мотивирован выбор подобной роли? Ведь все родители стремятся сделать своего ребенка лучше, добрее, внимательнее к окружающим. Причин может быть несколько, если не брать в расчет некоторых психических расстройств (мании, фобии, навязчивые состояния и т. п.).


Во-первых, причиной столь необычного выбора игровой роли может быть (и это самая распространенная причина) неблагоприятная обстановка в семье, когда родители избирают тоталитарный стиль воспитания. В такой семье ребенок чувствует себя ущемленным, обиженным, и такая модель родительского поведения отражается малышом в игровой деятельности. Родителям, заметившим за своим ребенком подобные особенности, стоит немедленно пересмотреть собственные методы воспитания.

Во-вторых, мотивом к выбору отрицательной роли может быть, наоборот, слишком равнодушное поведение родителей, если они выбрали для себя модель поведения посторонних наблюдателей. В такой обстановке ребенок чувствует себя ненужным, неинтересным, и в игровой деятельности он старается выплеснуть все эмоции, которые не могут быть выплеснуты дома.

В-третьих, причиной выбора малышом роли отрицательного персонажа может быть неравноправное положение в семье, когда после рождения второго ребенка все внимание уделяется младшему. Такие условия способны породить в малыше чувство неудовлетворенности, злости, что, как и две предыдущие причины, находит отражение в игровой деятельности.

Это, конечно, неполный список основных причин неадекватного выбора ребенком роли в игровой деятельности. На самом деле их намного больше. Малыш, особенно в возрасте трех-четырех лет, когда он уже достаточно развит, имеет некоторый жизненный опыт, когда у него уже налажены контакты со взрослыми, наиболее болезненно реагирует на определенную обстановку в семье; он хочет управлять родителями, старается сделать так, чтобы мама и папа не ссорились, не ругались. Дети, как уже говорилось выше, - сложный психологический материал, главная сложность которого заключается в их непосредственности, наивности. Где, как не в игре, ребенок способен показать себя, выплеснуть эмоции, которые у него накопились?

Для того чтобы ваш ребенок развивался в полноценную, психически здоровую личность, очень важна благоприятная эмоциональная обстановка в семье. Как раз в области сюжетно-ролевых игр наиболее образно и наглядно можно проследить семейную среду того или иного ребенка. Если малыш во время игры нервничает, кричит, раздражается, можно сделать вывод о том, что он просто-напросто копирует поведение кого-то из родителей или близких родственников.


Очень важно научить ребенка самостоятельно организовывать семейные праздники. Как часто дети сталкиваются с проблемой организации собственного досуга? Мы ругаем детей за то, что они слоняются по улицам без дела, а ведь в этом отчасти виновны именно родители, потому что вовремя не научили детей организовывать свое свободное время. Для того чтобы выработать у детей подобные навыки, необходимо долго учиться. Семейные концерты, спектакли, домашние праздники призваны не только повысить интеллектуальный уровень детей, но и в большей степени поспособствовать раскрепощению детей. Участвуя в подобных мероприятиях, дети раскрывают свои таланты, учатся высказывать свои мысли, развивают ораторское мастерство и многое другое


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение сюжетно-ролевых игр с экономическим содержанием для детей старшего возраста

Я предлагаю  вам ознакомиться с сюжетно-ролевыми играми экономического содержания...

Памятка для родителей на тему «Значение пальчиковых игр для развития речи ребенка раннего возраста»

В памятке собран материал на тему" Значение пальчиковых игр для развития маленьких детей"...

Значение сюжетно-ролевых игр для интеллектуального развития ребёнка

Интеллектуальное развитие начинается в семье: с простой игры, с элементарного общения со взрослыми, со сказок, рассказанных бабушкой....

«Развитие интеллекта ребенка раннего возраста»

Интеллект ребенка развивается под влиянием  чувственных (сенсорных) впечатлений. Поэтому малышу необходимо предоставить разнообразный мир ощущений, в котором естественным путем развиваются все ор...

Значение сюжетно-ролевых игр для развития интеллекта ребенка раннего возраста

Консультация для родителей "Значение сюжетно-ролевых игр для развития интеллекта ребенка раннего возраста"...

Методическая разработка Конспект сюжетно-ролевой игры «Едем в автобусе» для детей раннего возраста.

Содержание методической разработки раскрывает актуальность вопроса формирования безопасного поведения, игровых умений, развития творческой игры и самостоятельности детей посредством сюжетно-ролевой иг...