Консультация для воспитателей "Лего – технология в развитии речи детей"
консультация

Зиновьева Инна Рашидовна

В жизни человека речь имеет социально значимую роль. Именно грамотное, логически оформленное изъяснение своих мыслей является одним из показателей умственного развития. Успехи в овладении детьми связной речью обеспечивают и определённую успешность в учебной деятельности по всем предметам. Поэтому развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lego_tehnologiya.docx24.65 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ     УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 22 «ЖУРАВУШКА»

 ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ

 НАПРАВЛЕНИЮ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ»

Консультация  для воспитателей

"Лего – технология  в развитии речи детей"

Подготовила

Зиновьева И.Р

г.Шарыпово

2022г.

В жизни человека речь имеет социально значимую роль. Именно грамотное, логически оформленное изъяснение своих мыслей является одним из показателей умственного развития. Успехи в овладении детьми связной речью обеспечивают и определённую успешность в учебной деятельности по всем предметам. Поэтому развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей.

В настоящее время – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. Существует множество проблем в речи детей. Речь односложная, состоящая из простых предложений. Детям сложно грамматически правильно построить распространённое предложение. Недостаточный словарный запас, бедная диалогическая речь. Многие дети затрудняются в построении монолога. В речи детей отсутствует логическое обоснование своих утверждений и выводов. Слабые навыки культуры речи, плохая дикция. Поскольку современные дети перенасыщены информацией, то необходимо процесс обучения построить так, чтобы он был для них интересным, занимательным, развивающим, деятельным, работал на зону ближайшего развития ребёнка, но не превышал его возможностей.

Известно, что речь формируется в процессе общения людей между собой. Развитие речи тесно связано с формированием мышления и воображения ребенка. Умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы способствует овладению монологической речью, а это имеет приоритетное значение для полноценной подготовки ребенка к школе и, как отмечают многие ученые, педагоги и логопеды, возможно только в условиях целенаправленного обучения. 

Развивать речь ребенка, не включая ее в какую-либо деятельность, невозможно. В соответствии с выдвигаемыми требованиями, в дошкольных учреждениях подбираются, внедряются, совершенствуются педагогические технологии и обучающие средства, способные вызвать у детей потребность длительного общения с окружающими, эмоционально откликаться на возникающие ситуации.

Работа по развитию связной речи с применением LEGO-технологий является примером инновационного подхода в педагогике, в полной мере отвечающего требованиям современной системы образования и воспитания. Что же, собственно, это такое - LEGO технологии?

  • Предмет основан на конструкторах хорошо известной фирмы – это дает основание предполагать, что занятия с использованием Lego пользуются огромной популярностью у детей.
  • Предмет изучает технологию – науку, которая отвечает на вопрос, как сделать, а точнее, как сделать лучше.

Ребенок гораздо лучше поймет и усвоит материал, имея реальную возможность не только на теоретическое изучение, но и “пощупав” руками. 

Лего-технология имеет ряд плюсов:

  • Конструктор «LEGO» является безопасным при использовании;
  • Построение интересных моделей доступно для детей любого уровня развития;
  • Позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребенка, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации;
  • Применение данной технологии не вызывает у детей негативизма и все происходящее воспринимается как игра.

LEGO-технология – это совокупность приемов и способов конструирования, направленных на реализацию конкретной образовательной цели через систему тщательно продуманных заданий, из разнообразных конструкторов LEGO.

Использование LEGO-конструкторов в образовательном пространстве ДОУ позволяет обеспечить образовательный процесс современным игровым оборудованием близким и понятным детям, развивающим у детей самостоятельность, стремление к самопознанию, развитию творческого мышления и воображения, стимулирующее речевую активность при взаимодействии друг с другом, с педагогом при осуществлении совместной деятельности.

Виды LEGO-технологии используемые в ДОУ: 

  • традиционная – это LEGO-конструирование;
  • инновационная – это обучающий комплекс наборов LEGO с уникальными учебными материалами или программным обеспечением (базовый набор «Построй свою историю» и программное обеспечение StoryVisualizer, дополнительным набором Lego Education 45101 «Построй свою историю. Сказки», базовый набор Комплект LEGO «Построй свою историю. Городская жизнь», Комплект LEGO «Построй свою историю. Космос», набор заданий «Развитие речи», набор LEGO Education «Планета STEAM», « Моя первая история» DUPLO).

LEGO-конструирование включает создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных отдельных предметов, частей, элементов. В процессе применения LEGO - технологии мышление детей имеет творческий характер, ведь осуществляются они посредством игровой деятельности.

В LEGO-конструировании выделяются два взаимосвязанных этапа: создание замысла и его исполнение. Сначала необходимо выработать стратегию, продумать основные детали. Практическая деятельность позволяет экспериментировать с материалом, что ведет к изменению или уточнению замысла.

В ходе занятий с конструкторами LEGO повышается коммуникативная активность каждого ребёнка, формируется умение работать индивидуально, в парах, в группе, происходит развитие творческих способностей. Повышается мотивация к обучению. Работа по лексическим темам с применением LEGO – конструирования даёт возможность детям запоминать новые слова, используя тактильный и зрительный анализаторы. Дети не просто описывают свои модели и рассказывают об их назначении, но и задают и отвечают на вопросы по ходу строительства.

  Одно из направлений применения LEGO -конструирования – это развитие мелкой моторики. Тренируя пальцы, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, а, следовательно, и на развитие речи.

Большинство практикующих дошкольных педагогов считают, что не следует запрещать детям разговаривать во время лепки, рисования, конструирования, выполнения любой деятельности, поскольку дошкольникам очень трудно выполнять работу молча.

Деятельность по LEGO-конструированию способствует развитию не только мелкой моторики, но и развитию речевой активности у дошкольников.

Играя с LEGO, можно развивать разговорную речь ребенка. Пересказ рассказа не по сюжетной картинке, а по объёмному образу декораций из конструктора помогает ребёнку лучше осознать сюжет, что делает пересказ более развёрнутым и логичным.

У детей старшего дошкольного возраста развитие речи достигает высокого уровня. Многие дети умеют достаточно точно произносить все звуки, регулировать темп, громкость речи. По мере взросления у детей накапливается достаточно большой словарный запас.

В этом возрасте наступает великое стремление узнать, рассказать. Ребенок учится воздействовать речью на окружающих. Речь сопровождает практически все действия, которые выполняются. Постепенно усложняется уровень общения с другими людьми, происходит расширение социального взаимодействия. Это приводит к наиболее прогрессивному развитию всех сторон речи. Основой овладения языком является освоение звуковой структуры слов. В развитии звуковой стороны речи выделяют формирование фонематического слуха и правильность произношения. Немаловажно для ребенка различать звуки, произносимые им самим. В дошкольном возрасте завершается процесс фонематического развития.

 В работе с LEGO можно выстроить систему, где будут задействованы все стороны речи от фонематического восприятия до формирования связной речи. Для этого игру можно разнообразить различными упражнениями, беседами, дополнениями. При работе с LEGO хорошо отрабатывать грамматические конструкции: согласование числительных с существительными (сколько в твоём домике окошек? сколько ягодок на кустике?).

Конструктор “LEGO” – это уникальный творческий обучающий инструмент, который позволяет дошкольникам освоить навыки повествования и научиться создавать рассказы в естественных условиях.

Игровая форма обучения позволяет организовать оптимальное речевое взаимодействие между участниками.

Особая ценность новой технологии заключается в том, что дети гораздо шире вовлекаются в процесс обучения, значительно улучшают свои коммуникативные и речевые навыки.

С помощью LEGO-конструктора у детей появляется возможность создать нечто уникальное, задействовав при этом все мыслительные процессы. Занятия в данном направлении способствуют развитию координации, моторики, мышления, внимания, сообразительности, речи и др. Перед педагогом стоит важная задача – создать условия, позволяющие раскрыть потенциал своих воспитанников.

Исходя из вышеперечисленного, можно сделать вывод, что применение   LEGO -технологии значимо в развитии связной речи ребенка, так как способствует обогащению и активизации словаря, развитию грамматически правильной речи. LEGO -конструкторы позволяют выстраивать проблемное общение с детьми, что в свою очередь стимулирует речевую активность и коммуникативные навыки дошкольников. От подготовки воспитателя и его непосредственного участия в образовательном процессе с использованием LEGO -технологии во многом зависит успешность развития связной речи. Планомерно и целенаправленно осуществляя руководство коммуникативной деятельностью детей, педагог с одной стороны поддерживает их речевую активность, а с другой использует возможности ведущего вида деятельности дошкольников – игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

современные технологии развития речи детей дошкольного возраста

консультация для педагогов "Современные технологии развития речи детей дошкольного возраста"...

Технология развития речи детей старшего дошкольного возраста в процессе познавательно-исследовательской деятельности (из опыта работы)

Современному ребенку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить, проявлять умственное напряжение. Именно поэтому как составную часть готовности к школе исследова...

Технологии развития речи детей, разработанные на основе методов ТРИЗ и РТВ

Технологии ТРИЗ и РТВ (теория решения изобретательских задач и развитие творческого воображения) – это система методов и приемов, которые можно использовать во всех образовательных областях дошкольног...

Мастер - класс "Сторителлинг - как инновационная технология развития речи детей

Технология сторителлинг в работе с детьми старшего дошкольного возраста...

Образовательные технологии развитии речи детей дошкольного возраста на музыкальных занятиях

Образовательные технологии развитии речи детей дошкольного возраста через музыкальную деятельность...

Современные технологии развития речи детей. Типичные синтаксические и морфологические ошибки детей, их причины.

О методе морфрлогического анализа - Круги Луллия, типичных морфологических ошибках детей, их причинах и способах преодаления....