"Формирование прединженерного мышления у детей дошкольного возраста через различные виды конструирования"
консультация

Марина Валерьевна Барышевская

 Сегодня зачатки инженерного мышления необходимы ребенку уже с малых лет, так как с самого раннего детства он находится в окружении техники.

«Инженерное мышление — это вид познавательной деятельности, направленной на исследование, создание и эксплуатацию новой высокопроизводительной и надежной техники…» Инженерное мышление объединяет различные виды мышления: логическое, творческое, наглядно-образное, практическое, теоретическое, техническое, которые начинают формироваться уже в дошкольном возрасте.

 Инструментом, способным сформировать у детей дошкольного возраста инженерное мышление, является конструирование. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования конструирование является одним из видов детской деятельности .

Конструирование предполагает построение предмета, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных элементов и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного и бросового материала.

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Муниципальное Бюджетное Дошкольное

             Образовательное Учереждение

                     "Деский сад №30"

            Тема выступления на педсовете

"Формирование прединженерного мышления у детей дошкольного возраста через различные виды конструирования"

                                                  Подготовила

                                                  Воспитатель  

                                                  Барышевская М.В.

                          р.п.Ржавки 2019г

 Сегодня зачатки инженерного мышления необходимы ребенку уже с малых лет, так как с самого раннего детства он находится в окружении техники.

«Инженерное мышление — это вид познавательной деятельности, направленной на исследование, создание и эксплуатацию новой высокопроизводительной и надежной техники…» Инженерное мышление объединяет различные виды мышления: логическое, творческое, наглядно-образное, практическое, теоретическое, техническое, которые начинают формироваться уже в дошкольном возрасте.

 Инструментом, способным сформировать у детей дошкольного возраста инженерное мышление, является конструирование. В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования конструирование является одним из видов детской деятельности .

Конструирование предполагает построение предмета, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных элементов и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного и бросового материала.

 Конструирование объединяет игру с исследовательской и экспериментальной деятельностью, предоставляет ребенку возможность экспериментировать и созидать свой собственный мир.

 Для формирования у детей дошкольного возраста инженерного мышления были определены задачи:

 – развивать у дошкольников умение конструировать в трех различных масштабах (взрослом, детском, кукольном),осваивать и обустраивать пространство по своему замыслу и плану;

 – способствовать развитию у дошкольников умение фиксировать этапы и результаты деятельности по созданию моделей, «читать» простейшие схемы, чертежи технических объектов, макетов, моделей;

 – создать условия для развития у дошкольников инициативы в конструктивной деятельности. Для решения задач по формированию у дошкольников инженерного мышления в группе был организован уголок конструирования «Самоделкин», оснащенный разными видами конструкторов: пластмассовые — «Кнопочка», «Щелкунчик», «Зигзаг», «Гарпун», «Спиралька», «Цветочное царство», «Гибкие лепестки»,

 «Забавные фигурки», «Соединялкин», «LEGO», «Ракета»; металлический — «Малыш»; деревянный — «Томик»; мягкие модули; «Юный инженер»; «Знаток»; «Механик»; Polydron® (магнитный «Конструируем транспорт», гигант «Конструируем транспорт», «Проектирование»).

Работа с конструкторами проводится как в ходе непосредственно образовательной деятельности, так и в режимных моментах (совместная творческая деятельность, игровая и самостоятельная деятельность).

 При этом нами используются различные формы конструирования: конструирование по образцу, конструирование по модели, конструирование по простейшим чертежам и наглядным схемам, конструирование по условиям, конструирование по замыслу, конструирование по теме.

Содержание образовательной деятельности по конструированию обогащено с учетом парциальной образовательной программы дошкольногообразования «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров» (авт. Т. В. Волосовец, Ю. В. Карпова, Т. В. Тимофеева).

 Конструирование по образцу, в основе которого лежит подражательная деятельность, использовалось нами на этапе знакомства с конструкторами. Мы предлагали детям образцы построек, выполненных из деталей конструкторов, и показывали способы их воспроизведения. С опорой на образцы воспитанники группы сооружали свои постройки.

 Например, воспитанники группы строили по предложенному образцу: из конструктора «Томик»– одноэтажные дома и плоскостные изображения животных (непосредственно образовательная деятельность «У бабушки в деревне»); из конструктора LEGO — транспорт (непосредственно образовательная деятельность «Экскурсия по городу»); из конструктора «Соединялки» — объемные геометрические тела, обозначающие метеориты, (совместная игровая деятельность «Путешествие космос»); из конструктора «LEGO» — фотоаппараты для фотографирования достопримечательностей родного города (совместная игровая деятельность «Уголки родного края») и т. д.

 Более усложненная форма конструктивной деятельности — это конструирование по модели. Организуя данную форму конструирования, мы предлагаем детям в качестве образца модель, представляющую собой лишь очертания составляющих ее элементов. Дошкольники воспроизводят эту модель из имеющихся у них деталей конструктора, определяют для себя задачу, но способ ее решения не обговаривается, решение дети находят сами.

 Таким образом, можно отметить, что конструирование одно из важных условий формирования у дошкольников инженерного мышления, так как оно влияет на развитие умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением; развивает у детей умение планировать деятельность, доводить работу до результата, адекватно оценивать его; вносить необходимые изменения в работу; способствует формированию у воспитанников умение фиксировать этапы и результаты деятельности по созданию моделей, «читать» простейшие схемы, чертежи технических объектов,

 макетов, моделей; развивает умение применять свои знания при проектировании и сборке конструкций.

 Литература: Волкова С. И. Конструирование [Текст]: / С. И. Волкова — М: Просвещение, 2010–96 с. Волосовец Т. В. «От Фребеля до робота: растим будущих инженеров» [Текст]: / Т. В. Волосовец, Ю. В. Карпова, Т. В. Тимофеева — Самара «Издательство АСГАРД», 2017–67 с. Ишмакова М. С. Конструирование в дошкольном образовании в условиях введения ФГОС [Текст]: / М. С. Ишмакова — М.: ИПЦ Маска, 2013–100 с. Миназова Л. И. Особенности развития инженерного мышления детей дошкольного возраста [Текст] / Л. И. Миназова // Молодой ученый. — 2015. — № 17. — С. 545–548. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 [зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384] // КонсультантПлюс. www.consultant.ru 2013. С. 4.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование элементарных валеологических знаний у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности

В данной работе представлены материалы из педагогического опыта по формированию у детей дошкольного возраста элементарных валеологических знаний через различные виды деятельности (занятия, празд...

Презентация опыта работы «Формирование культуры поведения детей дошкольного возраста через различные виды деятельности»

«Формирование культуры поведения детей дошкольного возраста через различные виды деятельности»...

ПРОГРАММА по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности «Умелые пальчики» (возраст детей: от 3 до 5 лет) 2года обучения:

Пояснительная записка:актуальность,цели и задачи программы,расписание образовательной деятельности и режим работы кружка,ожидаемые результаты, формы подведения итогов,учебно - тематическое планировани...

Индивидуальный план профессионального развития «Формирование экологических знаний детей дошкольного возраста через различные виды деятельности».

Индивидуальный план профессионального развития «Формирование экологических знаний детей дошкольного возраста через различные виды деятельности»....

Индивидуальный план профессионального развития «Формирование экологических знаний детей дошкольного возраста через различные виды деятельности».

Индивидуальный план  профессионального развития  «Формирование экологических знаний детей дошкольного возраста через различные виды деятельности»....