Проект "Формирование инженерного мышления у детей дошкольного возраста через различные виды конструирования"
методическая разработка

Анастасия Витальевна Якимова

«Формирование инженерного мышления у детей дошкольного возраста через различные виды конструирования»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_inzhenerikum.docx108.16 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план работы творческой группы

«ИнженерикУм»

на 2022-2023 учебный  год по теме:

«Формирование инженерного

мышления у детей дошкольного

возраста через различные виды

конструирования»

depositphotos_464025276-stock-illustration-eps-vector-illustration-colored-gears.jpg

                                                 2022-2023г

Состав творческой группы:

  • Якимова Анастасия Витальевна – руководитель, воспитатель
  • Громобоева Екатерина Ивановна – воспитатель
  • Рязанцева Татьяна Викторовна – воспитатель
  • Ронькина Татьяна Ильинична – воспитатель
  • Межалс Светлана Андрисовна – воспитатель
  • Пузырева Оксана Богдановна – воспитатель

Тема работы:

«Формирование инженерного мышления у детей дошкольного возраста через различные виды конструирования»

Актуальность:

              Зачатки инженерного мышления необходимы ребенку уже с малых лет, так как с самого раннего детства он находится в окружении техники, электроники и даже роботов. Действуя с наглядными моделями, дети легче понимают такие отношения  вещей и явлений, которые они не в состоянии усвоить ни на основе словесных объяснений, ни при действии с реальными предметами. Способность к использованию в мышлении модельных образов, становится основой понимания различных отношений предметов, позволяет усваивать обобщенные знания и применять их при решении новых мыслительных задач. В наше время постоянно возрастает техническая сложность средств производства, что требует особого внимания к профессиональным интеллектуальным качествам современного человека, а также к его творческим способностям.

Цель работы:

Развитие предпосылок инженерного мышления и выявление технических способностей дошкольников средствами конструктивной деятельности.

Задачи:

  • Развивать у дошкольников интерес к моделированию и конструированию, стимулировать детское научно-техническое творчество;
  • Формировать пространственное мышление, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением;
  • Развивать воображение, фантазию и творческую инициативу;
  • Формировать целостную картину мира, расширять кругозор детей.

Этапы работы:

1 этап  - подготовительный

- изучение методических материалов по инженерному мышлению;

- определение направления содержания работы по формированию у детей умения  владеть основами моделирующей деятельности;

- разработка детального плана работы с детьми, родителями и педагогами в соответствии с поставленными задачами по реализации проекта.

2 этап – основной

             - организация сотрудничества с педагогами, детьми и родителями через реализацию различных форм работы.

            - Совместные мероприятия с семьями воспитанников.

            -  Совместные мероприятия с детьми.

            - Пополнение развивающей предметно-пространственной среды.

3 этап – практический

- Проведение игровых мероприятий (конкурсы, турниры, задания)

- вовлечение родителей в образовательный процесс через организацию совместных мероприятий 

- публикация инновационных продуктов и мероприятий по внедрению в образовательный процесс технологии моделирования с применением конструкторов нового поколения

4 этап - заключительный 

 - Награждение победителей конкурсов

- Оформление фотовыставки

 - Презентация программы, фотоотчет, видеоролики.

Предполагаемые результаты:

В результате проведенной работы дети смогут:

⮚ Проявлять интерес к конструированию;
⮚ Самостоятельно  продумать план создания объекта (постройка,
игрушка, плоскостная и объемная модель);
⮚ Осуществлять поиск информации;
⮚ Совместно с родителями, педагогом  или самостоятельно создавать различные продукты деятельности;
⮚ Формулировать собственную точку зрения.
⮚ Родители имеют понятие о значимости привлечения детей к научно-технической деятельности с использованием конструкторов нового поколения;
⮚ Коллеги  приняли опыт разработки проекта.

Продукты работы творческой группы:

- Картотека игр со строительным материалом;

- Буклет «Возможности конструктора ТИКО»;

- Консультация для родителей по ЛЕГО-конструированию;

- Методические рекомендации для педагогов по работе с деревянным конструктором  КУБИ-ДУБИ;

- видеоролики тематических выставок;

- презентация работы творческой группы.


             Картотека игр со строительным материалом

  1. «Построим дом»

Цель: Составление домов разных размеров. Учить детей подбирать двери, окна, крыши соответствующие величине данного дома.

Материал: Части домов различного размера для составления 5-ти зданий, отличающихся по величине.

Ход: Комплекты деталей выкладываются в беспорядке. Ребенок подбирает подходящие детали. Количество составляемых домов зависит от

возможностей ребенка.

  1. «Собери и построй»

Цель: Закреплять умение детей узнавать и называть геометрические фигуры (квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, овал). Выкладывать из геометрических фигур различные предметы.

Материал: кубик с наклеенными геометрическими фигурами,

геометрические фигуры, вырезанные из картона; контурные образцы построек.

Ход игры:

 Вариант 1.

Ребенок бросает кубик, называет фигуру, которую видит на верхней грани и берет такую же картонную любого цвета. Из фигур, набранных за несколько ходов, ребенок составляет любое изображение.

3. «Какая постройка рассыпалась?»

Цель: Развитие внимания; логического мышления. Умение узнавать и называть геометрические фигуры.

Материал: Карточки с составленными из геометрических фигур постройками (горка, дом, ворота и др.); и теми же геометрическими фигурами, но размещенными в хаотичном порядке.

Ход игры:

Взрослый показывает ребенку карточку с разбросанными по полю

геометрическими фигурами (фигуры наклеены) и предлагает найти карточку с постройкой из таких же фигур. Сначала на выбор дается две карточки с постройками, затем, когда дети начинают легко справляться с заданием,

количество карточек увеличивается.

  1. «Мастерская форм»

Цель: Закреплять у детей знания геометрических форм. Выкладывать геометрические фигуры и предметы по условиям.

Материал: Счетные палочки, геометрические фигуры.

Ход:

 Вариант 1.

Детям предлагается выложить из палочек геометрические фигуры по образцам. Образцами являются различные прямоугольники, квадраты, треугольники.

 Вариант 2

Детям предлагается выложить из палочек различные предметы по условиям. Например: треугольник из 3-х палочек, 5-и,6-и; прямоугольник из 6-и, 8-и; домик из 6-и, 11-и и т.д.

  1. «Архитектор»

Цель: Развивать умение составлять сериационный ряд. Упражнять ребенка в умении создавать план постройки.

Материал: Полоски разной длины (до 10 градаций); лист бумаги, простой карандаш.

Ход:

 Вариант 1.

Полоски разложить в беспорядке. Предложить детям разложить их по порядку: от самой маленькой до самой большой или от самой большой до самой маленькой.

 Вариант 2.

Полоски разложить в беспорядке. Предложить детям нарисовать план

лестницы, не трогая полосок. Затем, предложить взять полоски и выстроить лестницу по плану.

  1. «Счастливый остров»

Цель: Развитие воображения. Умение работать в команде. Закрепление названий геометрических фигур.

Материал: Разноцветные геометрические фигуры и их части.

Ход: Педагог определяет тему. Дети совместно создают постройку. Постройка должна соответствовать характеру темы.

  1. «Разные дома»

Цель: Учить детей сравнивать рисунок и чертеж (схема) предмета.

Материал: Карточки с контурными изображениями построек сложной

формы (дома с разными крышами, пристройками). Детям предлагаются 4 схемы. По три детализированных картинки к каждой схеме. В каждой

картинке есть небольшое расхождение со схемой: отличие в форме крыши одной из пристроек, в расположении пристроек, в их высоте и др.

Ход: Взрослый рассказывает детям, что однажды строители строили по чертежу дом и допустили небольшие ошибки. И хоть дома получились красивые, они все же немного отличались от чертежа. Предлагает

рассмотреть каждую постройку и найти неточности. Воспитатель показывает детям первую схему и картинку к ней. Дети находят ошибку. Затем педагог показывает следующую картинку к этой же схеме, потом третью. Далее

переходят ко второй схеме и рассматривают последовательно ещё три

картинки. Если дети не могут найти правильный ответ, воспитатель помогает им. Точно так же рассматриваются остальные рисунки и чертежи.

В этой игре можно использовать самые разные чертежи и рисунки.

  1. «Конструируем из палочек»

Цель: закрепление знаний геометрических фигур, развитие логического мышления детей.

Материал: карточки с контурным изображением предметов, палочки разной длины.

Цель игры. Предложите детям палочки разной длины, попросите отобрать самые длинные, покороче и самые короткие. Выложите из палочек по предложению ребенка какую-нибудь фигурку. Затем дайте ребенку

карточку, рассмотрите с ним контуры предметов, пусть он узнает их,

назовет. Потом предложите выложить любую фигурку. В процессе работы закрепляйте названия знакомых геометрических фигур, которые будут возникать в процессе выкладывания. Попросите выложить палочками

фигурки по собственному замыслу.

  1. «Построй по схеме»

Цель игры: учить детей выполнять элементарные постройки, ориентируясь на схемы.

Материал: схемы построек, строительный набор.

Ход игры. Вспомните с детьми строительные детали, которые они знают, продемонстрируйте им их свойства. Покажите карточку, спросите, что на ней изображено, предложите рассмотреть, и сказать, из каких деталей постройки. Попросите соорудить из строительных деталей такие же постройки. Важно,

чтобы детали были изображены в натуральную величину.

  1. «Накладываем детали»

Цель игры: учить детей выкладывать изображения способом накладывания.

Материал: карточки с контурными рисунками, строительный набор или плоскостные геометрические фигуры.

Ход игры. Детей учат выкладывать изображения способом накладывания объемных деталей одной из граней на рисунок. Предложите детям карту и попросите создать красивые картинки (покажите на примере установки одной детали).

  1. Игра «Строим забор»

Воспитатель говорит детям, играющим со строительным материалом: « Это у вас стройка? Что вы строите? Саша, что это у тебя? Домик. А у тебя, Гена?

Тоже домик? Я вижу. На стройке есть хороший строительный материал. Для ваших домиков можно построить хороший забор. Начинаем новую стройку. Посмотрим, какие будут заборчики.

Мы решили строить дом Для своих зверушек.

Дом построен ,и теперь Нам заборчик нужен.

Доски обтесали,

Крепко прибивали. Тук – тук, перестук, Доски обтесали, Тук – тук, перестук Крепко прибивали.

  1. «Выкладывание фигур»

Цель игры: упражнять детей в выкладывании изображений из геометрических фигур используя схемы.

Материал: карты-схемы изображений, строительный набор.

Ход игры. Детям предлагают схемы и геометрические фигуры для выкладывания изображений. После выполнения задания спрашивают: " Из каких фигур ты составил эту машину? Сколько всего фигур тебе потребовалось для этой раке ты? Сколько здесь одинаковых фигур?"

  1. «Сопоставь»

Цель игры: развитие логического мышления дошкольников.

Материал: рисунки с изображением геометрических фигур и реальных предметов, хорошо знакомых дошкольникам.

Ход игры. Детям предлагают два рисунка, на одном изображены

геометрические тела (куб, цилиндр, шар, конус и др.), на другом реальные предметы, хорошо знакомые дошкольникам, просят назвать, на какое геометрическое тело похож тот или иной предмет. Предложите ребятам поиграть в игру "На что похоже?" - отыскать в окружающем пространстве предметы, напоминающие знакомые им геометрические тела. Попросите детей показать и назвать круглые, квадратные, фигуры на одном и другом рисунке.

  1. «Посчитай и сконструируй»

Цель игры: Развитие логического мышления дошкольников.

Материал: карточки с изображением роботов из геометрических фигур, строительные наборы или плоскостные геометрические фигуры.

Ход игры. Детям показывают рисунок с изображением роботов из геометрических фигур. Воспитатель предлагает сосчитать, роботов

человечков, спрашивает, сколько роботов-собачек. Просит выбрать любого робота, рассказать, из каких фигур он составлен, сколько на него пошло одинаковых фигур-деталей. Затем детям дают геометрические фигуры и просят выложить из них понравившиеся изображения.

  1.  Игра «Построим башенку для принцессы»

Воспитатель приносит в группу куклу-принцессу, сажает её на стульчик и говорит ей: «Принцесса скоро будет построен ваш дом. Надо выбрать хорошее место. Позову- ка я строителей. Кто будет строить дом для принцессы? Лена и Лиза вы знаете, где будет стройка? Тогда найдите нам

подходящее место, где будет дом для принцессы. (Девочки находят место для дома). Теперь нам нужны строительные материалы. Гена и Саша, помогите нам, выберите, пожалуйста, всё, что нужно для стройки. А что нам нужно?

(дети называют материалы: кирпичи, доски, камни, песок.) Дети, вы будете строителями. Постройте хороший дом, похожий на башню».

Дети вместе с воспитателем строят башенку, используя строительный набор и подручный материал. В конце игры воспитатель показывает новый дом принцессе и говорит: «Это ваш новый дом – башня. Вы довольны

,принцесса? Хорошо постарались наши строители! Они могут строить и другие красивые дома».

  1.  «Построй по модели»

Цель игры: учить детей строить конструкции по готовой модели.

Материал: объемные модели, строительный конструктор.

Ход игры. Соорудите из строительного материала несложные

конструкции и обклейте их бумагой или тканью, получатся объемные

модели. Общее представление о конструкции есть, а вот из каких деталей она собрана, надо догадаться. Предложите детям соорудить постройки по этим моделям. (Дети подготовительной группы конструируют по

изображенным нерасчлененным объемным моделям более сложные конструкции.)

  1.  «Моделирование по схеме»

Цель игры: Обучение детей моделированию по схеме.

Материал: карточки с изображением геометрических фигур и схем сооружений, строительные детали.

Ход игры. Детям предлагают две карты: на одной изображены

геометрические фигуры, на другой - схемы сооружений. Дается задание - отобрать по схеме необходимые фигуры и приступить к моделированию.

Задание можно усложнить, предложив вместо геометрических фигур строительные детали.

  1. «Построим магазин для кукол»

Цель: Закреплять умение строить магазин из кубиков, кирпичиков, доводить дело до конца, воспитывать дружеские отношения в игре.

Игра: Воспитатель вносит в группу маленьких кукол. У каждой есть

сумочка. Спрашивает: «Зачем наши куклы взяли сумки?». Вместе решают, что куклы собрались в магазин, а найти его не могут. Детям предлагается

помочь куклам и построить из кубиков и кирпичиков магазин. Ребята строят: кто – по образцу, данному воспитателем, кто – самостоятельно.

  1. «Зоопарк для диких животных».

Цель: Закреплять навыки совместной с воспитателем деятельности (строить клетки для животных); продолжать учить обыгрывать свою постройку.

Игра: Воспитатель показывает игрушки – фигурки диких животных, уточняет, где они живут, и вместе с детьми решает построить для них зоопарк.

  1. «Зоопарк».

Цель: Закреплять умение строить из кубиков домики для разных животных; воспитывать уважение к животным.

Игра: Воспитатель напоминает, что в зоопарке у животных есть домики, куда они прячутся от дождика, и вызывает желание построить для них домики. На столе набор фигурок диких животных. По окончании

строительства с ними играют.

  1. «Построим дом для животных».

Цель: Развивать память, речь; побуждать детей к созданию вариантов конструкций, добавляя другие детали.

Игра: Детям предлагается выбрать одно - два домашних животных и построить для них домик, используя строительные детали.

  1. «Гараж».

Цель: Закреплять умение строить из деталей крупного строителя; обыгрывать постройку.

Игра: Игровая ситуация: маленькие машины стоят в разных местах, и труд – найти ту, которая нужна. Воспитатель уточняет, где «живут» машины, и подводит детей к мысли, что надо построить гаражи. Ребята выбирают себе машинку и самостоятельно строят для неё гараж. При желании достраивают дополнительные конструкции. Потом, если хотят, обыгрывают постройки.

  1. «Построим дом для зайчика».

Цель: Развивать конструктивные умения детей, способность по показу строить простые конструкции, радоваться результатам; закрепить в речи названия деталей, глагольные формы; развивать моторику, умение

соотносить движения со словами.

Игра: Снежный зайчик прибежал, а жить ему негде…

Дети должны сами придумать и построить дом для зайчика.

  1. «Построим дом для медведя».

Цель: Развивать конструктивные способности детей, учить соотносить величину постройки с величиной объекта; закрепить знания о строительных деталях; развивать планирующую функцию речи.

Игра: В гости к детям приходят три медведя из сказки и просят построить для них домик, каждому отдельно.

  1. «Терем для животных».

Цель: Развивать конструктивные умения детей, учиться соизмерять постройки с величиной объекта, учиться проговаривать в речи

последовательность действий.

Игра: Теремок у животных медведь развалил, им негде жить.

  1. «По желанию детей».

Цель: Совершенствовать навыки детей при работе с конструктором,

научиться украшать конструкцию, обыгрывать её; доставить удовольствие от игры, коллективной  деятельности.

  1. «Гаражи для машин».

Цель: Закрепить знания названий строительного материала; воспитывать желание строить вместе, дружно.

Основное содержание: детям предлагается построить гаражи, разные по величине и форме.

  1. «Дом для гномиков».

Цель: Закрепить умение конструировать объекты (дома) в соответствии с определёнными условиями.

Основное содержание: дети строят дома разной конструкции.

  1. «Мебель для куклы».

Цель: Формировать конструктивные способности детей, умение создавать простейшие постройки; закрепить знания о мебели, её назначении.

  1. «Строительство домиков для котят разной величины».

Цель: Закрепить знания понятий «большой – маленький»; развивать конструктивные умения, речь.

Игра: Кукла обращает внимание на то, что котята жалобно мяукают, потому, что у них нет домов, им холодно. Просит детей построить для котят домики из строительного материала по размеру котят, чтобы они поместились в домике.

Игры с конструктором «ТИКО»

Д/И «Ориентировка в пространстве»

Цель: Развитие творческих способностей обучающихся посредством конструирования.

Задачи: развивать интерес к конструированию;

Способствовать развитию конструкторских способностей обучающихся и навыкам ориентироваться в пространстве.

Возраст 5 лет.

Оборудование: конструктор «Фантазер»

Ход: 1 вариант: детям предлагается сконструировать 4 дома розовый, синий, зелёный, жёлтый. Воспитатель проговаривает инструкцию например: Розовый домик положите сверху, синий – снизу, зелёный –справа, жёлтый –слева. Дети выполняют. Можно усложнить.

2 вариант: детям предлагается сконструировать розовый дом одноэтажный, синий дом -двухэтажный, желтый –3-х этажный, зеленый –4-х этажный. И положить 2-х этажный дом перед собой, слева от него положите красный дом, 3-х этажный дом положите справа от синего дома, 4-хэтажный дом положите между синим и красным домом. Когда дети выполнят задания, могут проверить друг у друга правильно ли выполнили его.

Д/И «Сравни и заполни»

Цель: учить осуществлять зрительно-мысленный анализ способа расположения фигур с помощью конструктора.

Задача: способствовать развитию конструкторских навыков

Возраст 5-6 лет

Оборудование: Набор геометрических фигур из конструктора «Школьник», таблички изображением геометрических фигур.

Ход: играют двое. Каждый из игроков должен внимательно рассмотреть свою табличку с изображением геометрических фигур, найти закономерность в их расположении, а затем заполнить пустые клеточки со знаками вопроса, положив в них нужную фигуру. Выигрывает тот, кто правильно и быстро справится с заданием.

Игру можно повторить, расположив по-другому фигуры и знаки вопроса.

Д/И «Найди предмет»

Цель: Развитие творческих способностей обучающихся посредством конструирования.

Задачи: способствовать формированию навыков сопоставлять формы предметов – плоскостные с объемными.

Способствовать развитию конструкторских и научно-технических способностей обучающихся

Возраст 5-6 лет.

Оборудование: конструктор «ТИКО Школьник», обруч, мяч.

Ход: Игроки сидят полукругом. В центре – обруч, внутри которого находятся объемные фигуры (куб, пирамида, призма, и т.д.). Правила игры: к кому подкатится мяч, тот подойдет к столу и найдет предмет такой же формы, какой покажет водящий. Игрок, к которому подкатился мяч, выходит, водящий показывает круг предлагает найти предмет такой же формы, но объемной. Найденный предмет высоко поднимается, если он выбран правильно, дети хлопают в ладоши. Игра продолжается, пока все предметы не будут подобраны к образцам. 

Д/И «В саду и на лугу»

Цели: учить конструировать цветы по полным схемам и называть (луговые, садовые).

Задача: развивать конструкторские навыки.

Возраст 4 – 5 лет.

Оборудование: конструктор ТИКО «Школьник», схемы

Игровые правила: найти пару для танца, выбирая ее согласно классификации (садовые цветы – с садовыми, луговые – с луговыми).

Ход игры: Подготовка к игре начинается с самостоятельной конструкторской деятельность детей – дети конструируют цветы по полным схемам или по собственному представлению. Педагог предлагает детям построить цветы из конструктора ТИКО, потом поиграть с цветами. Каждый ребенок конструирует цветок по полной схеме и запоминает название цветка, который он построил. Педагог предлагает детям по очереди сказать название своего цветка, а остальные дети определяют, какой это цветок – садовый или луговой.

Для этого педагог обращается к ребенку: «Цветочек, назови себя»

Ребенок: «Я – роза».

Педагог (к детям): «Какой это цветок?» Дети: «Садовый».

Так представляются все цветы по очереди. Педагог продолжает игру –предлагает цветам подобрать друг другу пару и встать по кругу: садовые цветы с садовыми, а луговые – с луговыми. Педагог читает стихи:

Весной я выйду в сад, повсюду аромат,

Цветы кругом цветут и пчел к себе влекут.

Тут лилии и розы, фиалки и мимозы

 – лежит цветной ковер, пестрит цветной узор.

Цветы, танцуйте вальс!

И музыка – для Вас! (Садовые цветы танцуют вальс)

Звучит музыка, дети исполняют танец цветов, повторяя движения за педагогом.

Педагог продолжает:

А там – зеленый луг,

цветы цветут вокруг,

И радуемся мы приходу к нам весны!

Тут маки, васильки, летают мотыльки,

 и бабочки кружатся, на лютики садятся.

 Цветы, танцуйте вальс, и музыка – для Вас! (Луговые цветы танцуют вальс)

Д/И «Самолетики»

Цели: Развитие творческих способностей обучающихся посредством конструирования и моделирования

Задача: формировать конструкторские навыки превращая плоскостную фигуру в объемную.

Возраст 5 – 6 лет.

Оборудование: конструктор ТИКО «Арифметика», номера от 1 до 10

Игровые правила: рассадить «пассажиров» по самолетам в соответствии с их номерами -«пассажиры» являются соседями номера самолета.

Ход игры: Педагог предлагает детям рассмотреть игровое поле с самолетиками и разложить номера самолетов, найдя заданные числа в наборе. Учимся считать!» Педагог называет номер каждого самолета – дети раскладывают числа на игровом поле. Следующее задание: рассадить пассажиров по самолетам. В каждом самолете летит два пассажира – это соседи числа, являющегося номером самолета. Дети рассаживают пассажиров на самолеты, объясняя свой выбор. Когда задание выполнено, и все пассажиры сидят на своих местах, воспитатель предлагает детям построить по контурной схеме самолет и отправиться в воздушное путешествие. Дети строят по контурной схеме самолет. Потом превращают плоскостную конструкцию самолета в объемную, развернув на 90 градусов прямоугольные треугольники хвоста самолета. Когда самолеты у всех детей готовы, воспитатель предлагает отправиться полет и попробовать выполнить во время полета сложные воздушные «пируэты».

Таким образом, игры с конструктором ТИКО позволяют создать своеобразный микроклимат для развития творческих сторон интеллекта ребенка. Развивают разные интеллектуальные качества: внимание, память, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, способность к комбинированию деталей и предметов, умение находить ошибки и недостатки, пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий. В совокупности эти качества и составляют то, что называется сообразительностью, изобретательностью, творческим складом мышления.

Использование в практике работы инновационных технологий делает образовательный процесс для воспитанников интересным, позволяет осуществлять образовательный процесс в ДОУ с учетом современных требований, обеспечивает адаптацию ДОУ к социальному заказу и особенностям развития воспитанников.

Игра «Сделай так, как скажу» (на примере морковки)

Цель: развитие слухового восприятия.

Педагог читает словесную инструкцию – дети выполняют задание.

Задания:

1. Возьмите один равносторонний треугольник и расположите его уголком вниз.
2. К первому равностороннему треугольнику справа прикрепите второй равносторонний треугольник.

3. Ко второму треугольнику справа прикрепите третий треугольник.
4. К полученной фигуре (трапеция) снизу короткой стороной прикрепить остроугольный треугольник.

Что у нас с вами получилось? (Морковка)

Это плоская или объёмная фигура? (Плоская).

Игра «Волшебный квадрат»

Цель: развитие действия анализа и синтеза.  

Задания на замещение геометрических фигур:
1. Сконструируйте квадрат из двух прямоугольников.
2. Сконструируйте квадрат из прямоугольника и двух маленьких квадратов.
3. Сконструируйте квадрат из четырех прямоугольных треугольников.
        

Использование ТИКО - конструкторав процессе развития экологических представлений дошкольников.

«Собери животное»

Цель: учить конструировать модель (животное) по изображению натурального объекта.

Задание:

1. Сконструируй животное по его изображению.

2. Из каких геометрических фигур сконструировано животное?

3. Какого цвета фигуры ты использовал?

4. Каких фигур потребовалось больше, почему ты так считаешь?   

Игра «Запомни расположение»

Цель: развитие пространственной ориентации с использованием наречий  «справа-слева», «впереди – сзади», развитие памяти.

Ход игры:

Перед вами появится схема, в течение 30 сек. Вы её рассматриваете и запоминаете, после схема убирается, и вы по памяти создаете данную фигуру.

Выполнение задания

 Предлагаю проанализировать полученные фигуры:

- какие геометрические фигуры использовали для постройки?

- какая геометрическая фигура находится справа от нижнего четырехугольника?

- какая геометрическая фигура находится слева от нижнего четырехугольника?

- какие геометрические фигуры находятся над пятиугольником?

- какая геометрическая фигура находится под пятиугольником?

«Найди пару»

Цель:закрепление умения детей устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и цифрой.

Ход игры:

Используя квадраты с цифрами и квадраты с точками, соотнести количество точек на квадрате с соответствующей цифрой.

«Цифровая дорожка»

Цель: закрепление умения детей составлять числовой ряд чисел 1 до 10 и обратно. Развивать мелкую моторику.

Ход игры: 

Дети (группа детей) рассаживаются в круг или за столы, у каждого набор «ТИКО «Арифметика». Раскладывают детали конструктора с цифрами 0-10 и обратно. Воспитатель задает вопросы:

Какое число следует за число 8, 9 и др.

Какое число стоит между 5 и 7 и т.д.

Какое число стоит перед числом 6 и т.д

Назови соседей числа 9?

Игровые упражнения и дидактические игры с использованием                конструкторов LEGO

 «Чудесный мешочек»

Цель: Формировать представление о форме

Материалы: разные виды крупного конструктора LEGО, мешочек.

В мешочке находится несколько деталей конструктора LEGО.

а) Педагог показывает деталь, которую надо найти.

б) Педагог только называет необходимую деталь.

в) Ребенку необходимо на ощупь определить, из каких деталей составлена модель.

       

«Встречаем гостей»

Цель: учить конструированию мебели, учить скреплять две детали одной деталью, развивать навыки конструирования.

Материалы: кирпичики LEGO, игрушки кукол.

Воспитатель разыгрывает сюжет прихода кукол в гости к детям. Но не всем куклам хватило стульчиков. Предлагает смастерить стулья.

«Выкладывание фигур»

Цель: Упражнять детей в выкладывании изображений из геометрических фигур используя схемы.

Материал: карты-схемы изображений, строительный наборLEGO.

Детям предлагают схемы и геометрические фигуры для выкладывания изображений. После выполнения задания спрашивают: " Из каких фигур ты составил эту машину? Сколько всего фигур тебе потребовалось для этой раке ты? Сколько здесь одинаковых фигур?"

 «По дорожке в лес»

Цель: Формировать представления о ширине предметов; учить сравнивать предметы по ширине; развивать координацию движений.

Материалы: конструктор LEGО, картинка с изображением леса.

Педагог вместе с детьми выкладывает из конструктора узкую и широкую дорожку и по ним предлагает пойти в лес.

 «Скреплялки»

Цель: Формировать представление о форме волшебных кирпичиков.

Материалы: разные виды крупного конструктора LEGО, мешочек.

Дети по очереди достают конструктор из мешочка, внимательно рассматривают, а потом пытаются скрепить их друг с другом.

Внимание и память

«В свой домик»

Цель: закреплять названия цветов; развивать внимательность, быстроту движений.

Материалы: кирпичики LEGO двух-трёх цветов, контейнера двух-трех цветов.

Воспитатель обыгрывает сценку о заблудившемся конструкторе и предлагает помочь найти всем кубикам свои домики.

 «По дорожке»

Цель:   Учить детей подбирать необходимые детали по величине, помогать их обследовать, развивать мелкую моторику рук, память, воображение.

Материалы: иллюстрации с изображением фруктового сада, детали LEGО - конструктора, игрушка медведя.

Воспитатель предлагает детям сходить в сад и нарвать малины мишке. Чтобы добраться до ягод, нужны дорожки. Предлагает построить.

«Собери кирпичики LEGО»

Цель: Закреплять знание основных цветов.

Материалы: кирпичики LEGО 2 цветов.

Воспитатель раскидывает на ковре кирпичики LEGО, ставит коробочки, распределяет, кирпичики какого цвета нужно положить в коробочку. Дети выбирают цвет, который будут собирать. По команде "Начали!" дети собирают кирпичики.

«Собери кирпичики LEGO»

Цель: Закреплять знание основных цветов.

Материалы: кирпичики LEGO4 цветов.

Играет четверо детей. Воспитатель раскидывает на ковре кирпичики LEGO, ставит коробочки, распределяет, кирпичики какого цвета нужно положить в коробочку. Дети выбирают цвет, который будут собирать. По команде "Начали!" дети собирают кирпичики. Побеждает тот, кто соберёт быстрее.

 «Наведи порядок»

Цель: Закреплять знания основных цветов. Способствовать развитию интереса, внимания, быстроты, мелкой моторики рук.

Материалы: набор конструктора LEGО, подносы.

Дети собирают рассыпанные детали конструктора и складывают на подносы разного цвета.

«Чего не стало?»

Цель: развитие внимания, памяти.

Материалы: кирпичики LEGО, пирамидка, мяч.

Дети сидят вокруг стола, перед ними выставляется пирамидка, кубик, мячик. Затем накрываем платком и незаметно убираем одну игрушку. Дети отгадывают, чего не стало.

«Угадай?»

Цель: Развивать зрительное внимание, ориентировку в пространстве, формировать представления о цвете и форме предметов.

Материалы: кирпичики LEGO, игрушечные предметы мебели, ширма.

Педагог показывает детям мебель и детали конструктора. Затем закрывает игрушки ширмой, меняет положение деталей, например, на стол. После чего опять показывает игрушки и просит угадать, что изменилось.

«Зайка спрятался»

Цель: развивать внимание, наблюдательность, зрительное и слуховое восприятие, тактильную чувствительность у детей.

Материалы: кирпичики LEGO и кирпичики, на которых есть картинки зайца, мешочек.

Дети по очереди достают кирпичики из коробочки или мешочка и внимательно смотрят, есть ли на нем картинка.

«Найди постройку»

Цель: Способствовать развитию внимания, наблюдательности. Учить соотносить изображенное на карточке с постройками.

Материалы: карточки, постройки, коробочка или мешочек.

Дети по очереди достают карточки из коробки или мешочка, внимательно смотрят на неё, называют, что на ней изображено, и ищут эту постройку. Кто ошибается, тот берёт вторую карточку.

«Кто быстрее?»

Цель: Способствовать развитию быстроты внимания, координации движений.

Материалы: 4 коробочки, детали LEGO- конструктора.

Игроки делятся на две команды. У каждой команды свой цвет кирпичиков LEGO и своя деталь. Игроки по одному переносят кирпичики с одного стола на другой. Чья команда быстрее, та и победила.

 «Чья команда быстрее построит»

Цель: Учить строить в команде, помогать друг другу. Способствовать развитию интереса, внимания, быстроты, мелкой моторики рук.

Материалы: набор LEGOконструктора, образец.

Дети разбиваются на 2 команды. Каждой команде даётся образец постройки, например, дом, машина с одинаковым количеством деталей. Ребёнок за один раз может прикрепить одну деталь. Дети по очереди подбегают к столу, подбирают нужную деталь и прикрепляют к постройке. Побеждает команда, быстрее построившая конструкцию.

 «Светофор»

Цель: Закреплять значения сигналов светофора. Способствовать развитию внимания, памяти.

Материалы: кирпичики LEGO жёлтого, красного, зелёного цвета.

1-й вариант: педагог - "светофор", остальные дети - "автомобили". Педагог показывает красный свет, "автомобили" останавливаются, жёлтый - приготавливаются, зелёный - едут.

2-й вариант: светофор и пешеходы переходят дорогу на зелёный свет.

3-й вариант: на красный свет дети приседают, на жёлтый - поднимают руки вверх, на зелёный - прыгают на месте.

 «Что изменилось?»

 Цель: Способствовать развитию быстроты внимания

Материалы: набор LEGOконструктора, укрывной материал

 

Педагог показывает детям модель из 5-7 деталей в течении некоторого времени. Затем закрывает модель и меняет в ней положение 1-2 деталей или заменяет 1-2 детали на другие. После чего опять показывает модель и просит рассказать, что изменилось.

«Собери модель по памяти»

Цель: развитие внимания, памяти.

Материалы: кирпичики LEGО

Педагог показывает детям в течении нескольких секунд модель из 3-4 деталей, а затем убирает её. Дети собирают модель по памяти и сравнивают с образцом.

«Запомни и выложи ряд»

Цель: развитие внимания, памяти.

Материалы: кирпичики LEGО

Выставляется ряд деталей с соблюдением какой-либо закономерности. Педагог подчёркивает, что для лучшего запоминания надо понять закономерность, с которой поставлены детали в образце. Дети в течение нескольких секунд рассматривают образец и затем выставляют то же по памяти.

   

Пространственное ориентирование

«Весёлый колокольчик»

Цель: развивать координацию движений, слуховое восприятие.

Материалы: кирпичик LEGO, колокольчик.

Педагог закрывает глаза. Дети стоят в кругу, по сигналу колокольчика они быстро передают кирпичик друг другу. Когда колокольчик замолкает и педагог откроет глаза, ребенок, у которого оказался кирпичик, выходит в круг.

 «Теремок»

Цель: развивать слуховое восприятие, воображение, навыки конструирования, фантазию, творческие способности.

Материалы: кирпичики LEGO. Картинка с изображением теремка, игрушки зверей из сказки.

Воспитатель читает детям сказку «теремок». После прочтения сказки предлагает всем вместе выстроить большой теремок для всех зверей.

 «Собери модель»

Цель: формировать представление о расположении предметов относительно друг к другу, развивать воображение, мелкую моторику рук, внимание и память

Материалы: кирпичики LEGO

Дети собирают модель под диктовку педагога. При определении взаимного расположения деталей используются наречия "сверху", "посередине", "слева", "справа", "поперёк".

 «Собери модель по ориентирам» 

Цель: формировать представление о расположении предметов относительно друг к другу, развивать воображение, мелкую моторику рук, внимание и память

Материалы: кирпичики LEGO

Педагог диктует ребятам, куда выставить деталь определённой формы и цвета. Используются следующие ориентиры положения: "левый верхний угол", "левый нижний угол", "правый верхний угол", "правый нижний угол", "середина левой стороны", "середина правой стороны", "над", "под", "слева от", "справа от".

 «Составь макет учебной, групповой и приёмной комнат»

Цель: формировать представление о расположении предметов относительно друг к другу, развивать воображение, мелкую моторику рук, внимание и память

Материалы: кирпичики LEGO

Для взаимного расположения предметов в комнате используется точка отсчёта, не совпадающая с позицией ребёнка.

Симметрия

«Помоги Пете построить забор»

Цель: формировать представление о высоте предметов (высокий – низкий), развивать воображение, мелкую моторику рук.

Материалы: кирпичики LEGO крупного и среднего размера. Игрушечный домик.

Предлагаем детям помочь Пете построить забор вокруг дома из высоких и низких кирпичиков.

 «Выложи вторую половину узора»

Цель: Способствовать развитию внимания, наблюдательности, цветовосприятию. Учить соотносить с постройками.

Материалы: кирпичики LEGO ,постройки.

Педагог выкладывает первую половину узора, а дети должны, соблюдая симметрию, выложить вторую половину узора.

«Составь узор»

Цель: Способствовать развитию внимания, наблюдательности, цветовосприятию. Учить соотносить с представленным.

Материалы: кирпичики LEGO, образец.

Дети самостоятельно составляют симметричные узоры - можно изображать бабочек, цветы и т. д.

Логические закономерности

«Накладываем детали»

Цель: Развитие логического мышления дошкольников.

Материал: карточки схемы, строительные детали.

Детям дают две карточки: на одной в виде схемы изображены различные теремки, на другой - строительные де тали, которые следует отобрать для решения данной задачи.

Цель задания: уложить детали в контуре так, чтобы они соприкасались с поверхностью листа одной из граней. В процессе решения задания воспитатель уточняет, какие детали использует ребе нок, какого цвета, какая форма граней у той или иной детали, сколько граней у детали, сколько деталей пошло на сборку изображения.

 «Что лишнее?» 

Цель: Способствовать развитию внимания, наблюдательности.

Материалы: кирпичики LEGO ,постройки.

Педагог показывает детям ряд деталей и просит определить лишний элемент (каждый элемент состоит из двух деталей конструктора).

«Упражнения на продолжение ряда»

Цель: Способствовать развитию внимания, наблюдательности.

Материалы: кирпичики LEGO ,постройки.

Педагог показывает последовательность элементов, состоящих из деталей конструктора, а ребёнок должен продолжить её.

Первый этап - каждый элемент ряда состоит из одной детали конструктора, для составления закономерностей используются два признака.

Второй этап - каждый элемент ряда состоит из двух деталей конструктора, для составления закономерностей используется один признак.

Третий этап - каждый элемент ряда состоит из двух деталей конструктора, и для образования закономерностей используются два признака.

«Поиск недостающей фигуры»

Цель: Способствовать развитию внимания, наблюдательности.

Материалы: кирпичики LEGO ,постройки.

Педагог представляет задачу из трёх горизонтальных и трёх вертикальных рядов фигур из деталей конструктора. Ребёнку даётся задача с одной недостающей фигурой, которую и надо подобрать. Цикл упражнений начинается с самых простых заданий, когда фигуры состоят из одной детали и отличаются по одному признаку. Затем постепенно задания усложняются.

Комбинаторика

«Светофор»

Цель: Способствовать развитию внимания, наблюдательности, цветовосприятия.

Материалы: кирпичики LEGO ,постройки.

Педагог раздаёт детям кирпичики трёх цветов и предлагает посоревноваться - кто больше составит различных светофоров, то есть требуется, чтобы кирпичики желтого, красного и зелёного цвета стояли в различном порядке. после выявления победителя педагог демонстрирует шесть комбинаций светофоров и объясняет систему, по которой надо было их составлять чтобы не пропустить ни одного варианта.

«Составь флаги»

Цель: Способствовать развитию внимания, наблюдательности, цветовосприятия.

Материалы: кирпичики LEGO ,постройки.

Педагог раздаёт детям кирпичики двух цветов и просит составить все возможные флажки из одного красного кирпичика и двух синих, из одного красного и трёх синих или двух красных двух синих.

Консультации для родителей

                               «Возможности конструктора ТИКО»

 «ТИКО» (Трансформируемый Игровой Конструктор Объемного моделирования) - это полифункциональный трансформируемый игровой материал, предназначенный для развития дошкольников в игровой, коммуникативной, непосредственно образовательной и самостоятельной деятельности ребенка, изготовлен из экологически чистых, безопасных, практичных и износостойких материалов.

Конструктор прост в применении, привлекателен по своей форме для детей и взрослых. ТИКО разрабатывался по заданию Министерства образования как учебное пособие, рекомендован Академией Наук РФ и РГПУ им. Герцена. В Австрии аналог ТИКО используется в обучении от детских садов до университетов.

ТИКО - это не только игрушка, это полноценное обучающее пособие, как для малышей, так и для школьников. Приобретая своему сыну или дочке ТИКО, вы поможете ему легко и естественно освоить важные понятия и знания об окружающем мире.

       Конструктор представляет собой набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собой. В результате для ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки - к объемной фигуре и обратно. Внутри больших фигур конструктора есть отверстия, которые при сборе игровых форм выступают в роли «окошка» или «двери».

Сконструировать можно бесконечное множество игровых фигур: от дорожки и забора до мебели, коттеджа, ракеты, корабля, осьминога, снеговика и т.д. В игре с конструктором ребенок не только запоминает названия и облик плоскостных фигур (треугольники равносторонние, равнобедренные и прямоугольные, квадраты, прямоугольники, ромбы, параллелограммы, трапеции, пятиугольники, шестиугольники и восьмиугольники). Малышу открывается мир призм, пирами.

Что развивает ТИКО:

Т - творческие умения

И - интеллектуальные умения

К - коммуникативные умения

О - организаторские и оценочные умения

Основные развивающие задачи ТИКО

  • занять ребенка активной творческой деятельностью
  • укрепить пальцы и кисти, развить мелкую моторику рук
  • активизировать развитие левого и правого полушарий головного мозга ребенка за счет необходимости управлять руками и пространственно мыслить при создании объёмных фигур
  • познакомить ребенка с различными геометрическими телами.

Для работы детей  старшего дошкольного возраста рекомендованы следующие наборы конструкторов: - конструктор ТИКО "Малыш"; - конструктор ТИКО "Эрудит"; - конструктор ТИКО "Архимед"; - конструктор ТИКО «Фантазер»; - конструктор «Грамматика»; - конструктор "Шары"; - конструктор «Пифагор»; - конструктор «Арифметика»; - конструктор «Геометрия». 

Отмечу, что для дошкольников это первая ступенька для освоения универсальных логических действий и развития навыков моделирования, необходимых для будущего успешного обучения в школе. 

Вы научитесь фантазировать, выучите названия цветов, геометрических фигур, научитесь считать и сконструируете много интересных игровых поделок.

Все многоугольники изготовлены из экологически чистой, безопасной, практичной и износостойкой пластмассы и выдерживают многократную сборку-разборку. Собранные фигуры обладают оптимальной прочностью, максимальной трансформируемостью.

Так, все-таки, детский конструктор "ТИКО" - это игра или обучение?

Известные российские педагоги считают, что один из девизов обучения должен быть "Обучаемся, играя". Попробуйте сказать ребенку: "Играй" - он будет весело играть, потому, что это весело. Если скажете: "Теперь давай учиться" - это будет скучно и грустно.

Занимаясь с ребенком, внимательно следите за его состоянием, незаметно переключая его внимание с игры на обучение и с обучения на игру. Ведь воспитание ребенка это тоже игра, игра для родителей, ставка в которой - будущее вашего ребенка.

Как играть

В процессе игры обязательно называйте ребенку все фигуры. Так вы обогащаете его словарный запас и помогаете ему в будущем легче овладеть геометрией.

Ваш ребёнок удивит вас, придумывая и собирая фигуры из ТИКО! Набор «Малыш» позволяет собрать самые разные модели: кошку, зайца, лису, робота и многое другое. Фантазия детей безгранична, и с помощью этого конструктора ваш ребенок воплощает в жизнь самые необычные свои замыслы.

Откройте своему ребенку многообразие трехмерного мира с конструктором ТИКО!

                           «Выбираем конструктор для ребенка»

 

      Абсолютно никто не будет спорить с утверждением о том, что любовь матери к ребёнку безусловна, первична и вечна. Мужчина же в малыше видит своё продолжение и потому он пытается, и всегда будет пытаться воспитать в ребёнке те качества, которые помогут тому в дальнейшем легко справляться с жизненными проблемами. Одобрение папы надо заслужить и именно это является одним из важных жизненных стимулов для ребёнка. Чем больше проходит времени со дня рождения, тем чаще ребёнок  нуждается в отцовском руководстве, одобрении и авторитете. При организации совместных занятий и игр для достижения этих целей лучшей из всех игрушек является конструктор. Конструктор должен быть у Вашего ребёнка чуть ли не с самого дня рождения и вплоть до юношеского возраста.

    Для чего нужен конструктор? В самую первую очередь - это хороший повод для общения с ребёнком любого возраста. Ведь конструктор далеко не простая игрушка, часто для обращения с конструктором ребёнку требуется приложить определённые усилия, а заинтересованность взрослого и такого авторитетного  человека, как папа делает эту игрушку особенно привлекательной. Папа не должен делать всё за ребёнка, он просто предоставляет своему малышу возможность поэкспериментировать с деталями конструктора и найти какие – то новые возможности для их применения на практике. И всегда следует помнить, что любой конструктор – это лишь малая часть, какой – то большой игры.

    Какой будет эта большая игра? Да каждый раз она будет совершенно другой, интересной и познавательной. Например, увидев, что в результате усилий Вашего ребёнка у него получился дом, помогите ему затеять в этот дом чьё-то переселение. Если это зайчик, лисичка, какая-то неодушевлённая игрушка (машинка в гараже), расскажите про них сказку или разыграйте целую историю с использованием других игрушек. В сознании ребёнка конструктор «оживёт» и из быстро надоевшей кучи деталей станет одной из важнейших частей огромного мира детской фантазии.

    Кому могут быть полезны игры с конструктором? Ответ очень прост и лаконичен: всем! Именно всем девочкам и мальчикам, совсем маленьким детишкам и школьникам. При работе с конструкторами дети получают абсолютно разностороннее развитие. В этом случае у них активизируются всё, что связано с восприятием формы, осязанием, моторикой, пространственным мышлением, активно формируется и закрепляется облик успешного человека, человека – творца.

Какой конструктор лучше?

Кубики. Да именно кубики и есть самый простейший и самый первый в жизни Вашего ребёнка конструктор. С ними очень интересно играть и именно они знакомят ребёнка с формой предметов, их цветовым восприятием, развивают его пространственное воображение. Сразу после покупки не ждите, что малыш тут же начнёт что-то сооружать. Нет, это Вы должны начать что-то «строить» из кубиков, а он с огромным воодушевлением и радостью будет разрушать Ваши постройки. Но пройдёт совсем немного времени и, Вы увидите его первую конструкцию, скорее всего это будет «башня» из двух кубиков. Работайте вместе с ним и совсем скоро он от разрушений, перейдёт к созиданию. Работа с кубиками это надолго, кубики могут быть разными: пластмассовыми, картонными, деревянными, разноцветными, с рисунками, буквами или слогами. Не удивляйтесь, но, используя кубики, Вы можете с огромным удивлением увидеть, что Ваш замечательный малыш, совсем недавно заговоривший, вдруг начинает составлять из кубиков с буквами и слогами слова, а затем и читать.

Фигурки-вкладыши. Они выпускаются в виде пластиковых или деревянных наборов и представляют собой различные фигурки, каждая из которых должна быть вставлена в своё отверстие. Из них можно собирать различные объёмные геометрические фигуры. Это довольно трудные, особенно на начальном этапе работы, задачи для малышей. Ребёнок должен подбирать правильные по размерам и форме фигурки, разворачивать их под разными углами и соединять вместе. Таким образом, он изначально, ещё до сборки должен представлять в своём воображении тот объёмный предмет, который у него должен получиться после сборки. Папа, участвующий в процессе сборки, просто обязан себя сдерживать и делать как можно меньше подсказок, пусть ребёнок мыслит самостоятельно и радуется одобрению родителей, после того как осилит сборку.

Мозаика. Выпускается в двух основных видах. Крупная мозаика первого вида представляет собой шестигранные детали из разноцветной пластмассы в виде крышечек. Подложка, на которой мозаика собирается, имеет специальные выемки.

Второй вариант мозаики более сложный для ребёнка. Дело в том, что внешне такие же детали имеют ножку для установки в отверстия на подложке. И этот второй вариант гораздо предпочтительней, так как лучше развивает у детей координацию движений.

Эти два достаточно простых конструктора учат детей работе с небольшими по своим размерам предметами, развивают цветоощущение и фантазию.

Большой блочный конструктор. Именно большой, состоящий из трехсот и более деталей. Такие конструкторы не слишком дорогие и их следует иметь в доме. Отдельные крупные детали можно предлагать ребёнку уже в полугодовалом возрасте, вместе с кубиками. Блочный конструктор состоит из разноцветных блоков трех, четырех разных размеров с различной формы выступами. В состав могут входить платформы с колёсами, вагончики и прочие декорации. Вся его прелесть в том, что из него делается чрезвычайно много различных конструкций: от простейших домов и паровозиков до замков, кораблей, машин, самолётов. Ребёнок растёт и, вместе с ним растут сложность и объёмность его конструкций. Такой мощный конструктор заменит огромное количество быстро надоедающих игрушек. Ведь он позволяет самому создавать каждый раз новые не имеющие аналогов крупные игрушки, причём их можно катать руками, на них можно садиться. При помощи папы из деталей блочного конструктора игрушки получаются очень прочными, а, значит, безопасными. Вместе с папой делать из этого конструктора каждый раз новые и потрясающие воображение, порой фантастические изделия ребёнку интересно до самой школы.

Блочный конструктор развивает самые различные навыки: творческое мышление, цветовое восприятие, комбинаторику, пространственное воображение, тактильное восприятие предметов, цепкость пальцев, анализ и синтез (сборка-разборка самых разных и не похожих друг на друга конструкций из большого, но, тем не менее, ограниченного числа деталей). Если папа на глазах полугодовалого малыша будет собирать из этого конструктора несложные и небольшие поделки, а затем отдавать их ребёнку, то могут произойти просто удивительные события. Все поделки папы ребёнок обязательно будет с огромным удовольствием и желанием разбирать на отдельные части. При этом он узнаёт, каким образом они соединены между собой. К году он будет отдельные элементы своих конструкций собирать и вместе с папой достраивать, а вот к полутора годам сам научится создавать свои эксклюзивные мега-поезда и супермашины, замки и космические станции. В возрасте двух лет данный конструктор уже можно дополнить, не заменить, а именно дополнить другим, более сложным конструктором, у которого есть в наличии мелкие детали, позволяющие сделать из них достаточно сложные и оригинальные копии домов, самолетов, машин.

Конструкторы «Лего». Как правило, в основе всех конструкторов «Лего» находятся всё те же кубики и пирамидки. Но все они имеют самые различные элементы и способы крепления между собой, что позволяет создавать из них также различные конструкции: домики, замки, крепости, машинки, трансформеры и радиоуправляемые игрушки на микрочипах. Эти конструкторы выпускаются для всех возрастных групп. Изготовлены они, как правило, из пластика, полностью безопасны и имеют огромный спектр самых различных расцветок.

Детям очень быстро надоедают игрушки, которые нельзя изменять. А с конструкторами «Лего» можно играть бесконечно. Причём эта игра больше напоминает творческую трудовую деятельность. Благодаря этим конструкторам есть возможность придумывать огромное количество самых разных сценариев для своих игр. Это стимулирует моторику и умственную деятельность детей, формирует их способность концентрироваться на конкретном деле и доводить его до логического конца.

Конструкторы деревянные. Эти конструкторы изготовлены из очень качественных сортов древесины. Часто для сборки моделей может понадобиться клей. С их помощью можно собирать самые разнообразные деревянные постройки и строения, в том числе уникальные исторические постройки прошлых веков.

   Полностью собрать модели такого конструктора достаточно сложно, но очень увлекательно. На время сборки ребёнок становится самым настоящим и полноценным строителем. Все элементы должны собираться очень аккуратно и ребёнку необходимо знать и использовать на практике начальные инженерные знания. Именно такими знаниями обладает папа, так как он может очень чётко и правильно прочесть все инструкции, с тем, чтобы вовремя оказать помощь в сборке особо трудных объектов. Есть конструкторы этого вида, позволяющие собрать настоящие сказочные города. Деревянные конструкторы активно формируют у детей дошкольного и младшего школьного возраста начальные инженерно-конструкторские способности, внимание, аккуратность, пространственное мышление, умение разбираться в простейших эскизах и жесткое планирование всех своих действий.

Конструкторы магнитные. Они изготовлены из разной формы магнитных палочек, пластинок и металлических шариков. С их помощью ребёнок дошкольного возраста может создавать совершенно необычные по форме и содержанию конструкции. Это могут быть простые кубики и дома небоскрёбы, модели молекул, роботов и космических станций, животных с подвижными частями их тел. Пределов фантазиям Вашего ребёнка при работе с этими конструкторами просто не существует. Дополнительно ребёнок узнаёт много информации о свойствах магнитов. Их рекомендуют для занятий с детьми от пяти лет, но они вызывают неподдельный интерес и у взрослых. По сути это полезная забава для всей семьи.

Конструкторы динамические. К ним относят криволинейные контурные конструкторы из разноцветных пластиковых тонких и гибких трубочек разной длинны и стеклянных шариков. Так как они имеют жёсткие соединения и гибкую основу, то собранные из них макеты можно скручивать, сжимать, выворачивать наизнанку. Особенно интересно конструировать динамические объёмные лабиринты и объекты живой природы.

   Ко второй группе динамических конструкторов относят так же конструкторы из пластиковых деталей и палочек различных форм, но уже с «суставными» соединениями. «Суставное» крепление прочное и подвижное, поэтому все изделия из деталей этого конструктора тоже подвижные. Из них легко создаются скелеты, животные, техника, «живые» молекулы и структуры ДНК и многое другое. Динамические конструкторы очень хорошо развивают пространственное воображение и мышление, помогают школьникам лучше разбираться со многими природными явлениями и процессами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование элементарных валеологических знаний у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности

В данной работе представлены материалы из педагогического опыта по формированию у детей дошкольного возраста элементарных валеологических знаний через различные виды деятельности (занятия, празд...

"Формирование прединженерного мышления у детей дошкольного возраста через различные виды конструирования"

Сегодня зачатки инженерного мышления необходимы ребенку уже с малых лет, так как с самого раннего детства он находится в окружении техники.«Инженерное мышление — это вид познавательн...

Проект «Формирование творческих способностей у детей дошкольного возраста через продуктивные виды деятельности»

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики в современном образовании. Начинать развитие творческих способностей нужно с самого дошкольного возраста....

« Развитие инженерного мышления у детей дошкольного возраста через технологию ТИКО-конструирования»

В процессе конструирования развиваются психические процессы (восприятие, мышление, воображение, внимание). Данный вид детской деятельности предоставляет широкие возможности для организации и проведени...

«Формирование предпосылок инженерного мышления у детей дошкольного возраста через современную игровую деятельность»

Начинать готовить будущих инженеров, а именно формировать предпосылки инженерного мышления и научно – технического творчества  начинаю с дошкольного возраста, т.к. с самого раннего возраста...

Проект Формирование навыков здорового образа жизни и основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста через различные виды деятельности

Актуальность. Последние годы стало очевидным, что безопасность и здоровый образ жизни-это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в неожиданных ситуациях на улицах города...