Духовно - нравственное воспитание дошкольников
консультация (старшая группа)

Симакина Надежда Викторовна

Консультация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект23.72 КБ

Предварительный просмотр:

Заявка для участия в Конференции

«Педагогическое мастерство - 2022»

Полное название образовательного учреждения

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2 р. п. Новые Бурасы Новобурасского района Саратовской области»

ФИО участник,   должность

Симакина Надежда Викторовна

Название работы

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников через культурные традиции России»

Секция

«Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических  и национально-культурных традиций»

Контактный телефон, E-mail

8906-319-41-30, simakina79@list.ru

                            Управление образования администрации

Новобурасского муниципального района Саратовской области

Муниципальная педагогическая конференция

«Педагогическое мастерство - 2022»

«Воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций»

«Духовно-нравственное воспитание дошкольников через культурные традиции России»

Автор: Симакина Надежда Викторовна, 

воспитатель МДОУ «Детский сад № 2 р. п. Новые Бурасы»

р. п. Новые Бурасы 2022

 

Духовно-нравственное воспитание в наше время – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. 

Каждому из нас необходимы любовь и верная дружба, правда и справедливость, отвага и честь, нужны святыни для почитания, заповеди для исполнения, настоящие дела и подвиги. Мужество и патриотизм не приходят сами собой, их нельзя купить ни за какие деньги или взять взаймы. С малых лет нравственный характер закаляется в преодолении своих слабостей и дурных наклонностей. Добрыми делами воспитываются чувства; воля укрепляется дисциплиной; на фундаменте совести возводится здание ума.

Формирование всесторонне развитой личности ребёнка способной к восприятию духовных и нравственных традиций российского общества,  начинается с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается.

Дошкольное детство – важнейший период, когда закладываются духовно-нравственные основы гражданских качеств.

В последние время идея воспитания духовно –нравственного человека становится задачей государственной важности.

 «Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так воспитатель должен заботиться о воспитании у своих детей чувства безграничной любви к Родине». Эти слова великого педагога В.А. Сухомлинского как нельзя лучше отражают важность духовно- нравственного воспитания у маленьких граждан нашей страны.

Но, согласитесь, что современное общество зачастую не оставляет людям времени на обдумывание духовных потребностей.

        Одной из причин является насаждение ценностей, несвойственных культурно-духовным традициям России, созданных в иной культурологической среде, несущих нетипичные для российской ментальности принципы – индивидуализм, приоритет материального над духовным, эгоизм, самоутверждение любой ценой, внедряющиеся в общественное сознание с помощью современных изощренных информационных технологий.

Для меня, как воспитателя, возник вопрос: «Как, с чего начинать работу по духовно-нравственному воспитанию?». Ежедневно наблюдая за своими воспитанниками, я пришла к выводу, что начинать нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми, интересной деятельностью. Ведь с воспитания чувств привязанности к родному детскому саду, родной улице, родной семье начинается формирование того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – духовно-нравственности.

 И поэтому в своей работе я поставила перед собой следующие задачи:

-Формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

-познание и прививание православной культуры и традиций;

-раскрытие духовной и нравственной одаренности ребенка, его способностей и талантов;

-гармоничное, позитивное и гуманистическое развитие личности ребенка;

-формирование гражданского самосознания, доброжелательного отношения к окружающему миру и людям;

-одухотворение жизненного пространства ребенка;

-защита и укрепление физического, психического и духовного здоровья ребенка.

Основная идея духовно – нравственного воспитан является формирование нравственных качеств личности ребенка, накопление им духовного опыта, основанного на традициях и культуры нашей страны.

В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Чувство любви к Родине сродни чувству любви к родному дому. Объединяет эти чувства единая основа – привязанность и чувство защищенности. Значит, если мы будем воспитывать у детей чувство привязанности, как таковое, и чувство привязанности к родному дому, то при соответствующей педагогической работе со временем оно дополнится чувством любви и привязанности к своей стране.

Для более успешной работы по духовно-нравственному воспитанию   были намечены и проведены   разные мероприятия. Среди которых:            народные праздники, проводимые в детском саду: зимой — «Новый год», «Защитники Отечества», «Масленица»; весной— «Наши любимые», «Праздник птиц», «Пасха», «Никто не забыт и ничто не забыто». Они выражают национальный характер и самобытность времени. Являются яркой формой отдыха педагогов, родителей и детей, которые объединены совместными действиями, общим переживанием.

         На занятиях по декоративно- прикладному творчеству у детей имеется большая возможность прикоснуться к истории и традициям. Проведён цикл занятий, где ребята знакомятся с фольклором, отображая его в рисунках, в лепке, поделках из природного материала. Например, знакомство с такими видами росписи, как «Золотая хохлома», «Гжель», «Дымковская роспись», дети знакомились с различными приёмами и видами росписи, учились выполнять традиционные элементы кистевой росписи. С приходом весны ребята учились изображать солнце в славянской мифологии, закрепляли навыки нетрадиционной техники рисования, самостоятельно подбирали материалы, художественные инструменты, формат основы и масштаб образа.  Изготавливая из солёного теста пасхальные яйца, украсив их различной крупой и семенами, дети также знакомились с традициями и культурой нашей страны.

Русская литература также является важнейшей культурно-духовной традицией, имеющей огромное значение для образования и воспитания детей, граждан своего Отечества. У истоков русской литературы лежит русская сказка, которая играет огромную роль в жизни каждого человека: ведь именно с нее начинается познание жизни, формирование таких понятий как "добро" и "зло", "любовь" и "ненависть". Сказка – это не только фольклорное произведение, но и исторический источник для изучения жизни, быта русского народа, уходящий иногда в доисторические языческие времена. В сказках удивительным образом сливаются мифы, используемые человеком для осознания и объяснения реальных событий и собственно истории, порождая уникальные литературно-поэтические образы. В сказках все литературные герои условно делятся на положительных и отрицательных персонажей. Однако последних, действия, которых продиктованы злом (насилие, обман), всегда побеждают бескорыстные персонажи, творящие добро, правду и любовь, прошедшие все испытания: огонь, воду, медные трубы. Русская сказка – это душа русского народа с его верой и надеждой, радостью и горем и обязательно – торжеством добра и любви. Были прочитаны и разобраны очень много сказок на примерах которых дети учатся понимать «добро» и «зло». Некоторые из них были инсценированы, как оказалось детям это очень нравится. 

 Другой важной традицией, которую обязательно надо возрождать, является народная игра, которая всегда была естественным спутником жизни ребенка, обязательным компонентом народного воспитания и развития детей, источником положительных эмоций. Эти игры специально никто не придумывал и не разрабатывал, они рождались в глубине народной жизни и были направлены на подготовку ребенка к вхождению в социум. Народ издавна видел в играх детей фактор их роста, развития и формирования, поэтому выработал определенные требования к содержанию и организации игр с учетом особенностей детского возраста. Прогрессивные педагоги призывали не только собирать и описывать народные игры, но и внедрять их в практику работы с детьми для того, чтобы дети могли понять дух своего народа: своеобразие обычаев и языка, колорит традиций и оригинальность текстов, что, в конечном счете, поможет им приобрести ловкость, быстроту реакции, развить сообразительность, воспитать в себе альтруистические качества, которые так высоко ценились в ментальности нашего народа. Наблюдая за детьми, я замечаю, что они стали знать больше игр, возрос интерес к народным играм. Дети стали с удовольствием играть в такие игры. Они стали выносливее, ловчее. При организации народных игр у детей развивается гибкость, быстрота, сила, а также образное мышление, самостоятельность, в целом, укрепляется здоровье. Я заметила, что дети получают огромное удовольствие, играя в народные игры. Они активны, веселы, дружелюбны, готовы прийти в игре друг другу на помощь. Продолжая в дальнейшем эту работу, ребёнок будет постоянно совершенствовать свои навыки и умения.

В процессе реализации этих мероприятий, я пришла к выводу, что работа стала приносить свои первые результаты: дети уже ждали новых НОД, праздников, игр, научились понимать, каким должен быть результат, а главное – стали более дружными, сплочёнными. Тогда я решила продолжить работу в этом направлении, но уже с вовлечением в деятельность родителей (законных представителей) воспитанников.

Включение родителей в работу нашей группы детского сада сближает их с детьми, повышает педагогическую культуру, расширяет кругозор. Совместная работа детей и родителей служит залогом дружной семьи.

Наибольшую трудность вызывает работа по ознакомлению дошкольников с историей нашего поселка, его достопримечательностями. Чтобы детям было интересно, надо уметь преподнести материал доходчиво, понятно, эмоционально, начиная с того, что детей окружает, что они могут непосредственно наблюдать, постепенно расширяя круг знаний.

Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением, объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Всё это создаёт благоприятные условия для воспитания высших нравственных чувств. Детский сад в своей работе с семьёй должен опираться на родителей не только как на помощников детского учреждения, а как на равноправных участников формирования детской личности.

Духовно-нравственное воспитание можно назвать одним из самых сложных направлений по ряду причин: особенности дошкольного возраста и многоаспектность понятия "нравственность" в современном мире.

При рождении ребенок - чистый лист, рисуй на нем, что хочешь. Вот и оставляют на этом листе свой след все, кто соприкасался с ребенком. Хорошо, если те, с кем общается маленький человек, умные, добрые, высоконравственные люди.

Дети – будущее нашей Родины. И то, какими они вырастут, зависит от нас с вами. И я с уверенностью могу сказать, что заложенные в дошкольном возрасте духовно-нравственные чувства   являеются фундаментом для дальнейшего воспитания в этом направлении.




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по духовно-нравственному воспитанию на тему: "Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников".

Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников"....

Консультация для родителей по духовно-нравственному воспитанию дошкольника на тему :"Нравственное воспитание детей младшего возраста"

Консультация для родителей  по духовно-нравственному воспитанию дошкольника на тему :"Нравственное воспитание детей младшего возраста"...

Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста 3 - 4 лет «Современные игры как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника»

ПроблемаКак помочь детям в процессе организовать сюжетно ролевую игру, повысить речевую активность, накопить эмоционально позитивный опыт, необходимость для развития социальной сферы...

Презентация на тему "Формирование нравственных ценностей ребёнка через организацию мероприятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников".

Формирование нравственных ценностей ребёнка  через организацию мероприятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников...