Статья. "Добрый пример лучше ста слов"
статья
Наши предки не случайно не торопились наказывать провинившегося малыша, а рассказывали ему историю, благодаря которой становился понятным смысл поступка и пути решения. Вспоминается поговорка: «Сказка ложь, да в ней урок – добрым молодцам урок».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 17.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 101 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей Невского района г. Санкт-Петербурга
Статья на тему «Когда примеры лучше правил»
Воспитатель Андреева
Елена Вячеславовна
Санкт-Петербург
2019
Когда примеры лучше правил
Наши предки не случайно не торопились наказывать провинившегося малыша, а рассказывали ему историю, благодаря которой становился понятным смысл поступка и пути решения. Вспоминается поговорка: «Сказка ложь, да в ней урок – добрым молодцам урок». На этом и базируется сказкотерапия – особое направление в психологии, которое помогает решить проблемы воспитания и коррекции детского поведения. Основным средством воздействия становится впечатление или образ и метафора или иносказание. Для ребёнка вовремя рассказанная сказка имеет примерно такое же значение, как для взрослого психологическая консультация. Только отличие в том, что работа идёт на уровне подсознания – от ребёнка не требуется вслух анализировать всё то, что с ним происходит. С помощью сказки можно узнать о переживаниях детей, которые они стесняются обсуждать со взрослыми или даже сами толком не осознают.
В зависимости от ситуации в сказкотерапии используются пять видов сказок.
Художественные сказки. К таким можно отности авторские, народные сказки, а также басни, притчи, былины, легенды, мифы. Они формируют базовое мировоззрение дошкольника, который узнает, что в общем и целом жизнь – это постоянная активная борьба зла и добра. Причем всегда побеждает добро (ребёнку необходимо в это верить).
К двум годам малыш уже может удерживать простые сюжеты в своей памяти. Можно подсказать ему через сказку «Репка» как просить о помощи. В четыре года ребята благополучно усваивают воспитательный аспект сказки. К примеру, малышу, который может приврать, стоит прочитать сказку «Заяц-хвастун», жадине - «Сказку о рыбаке и рыбке», шалуну - «Приключения Незнайки», ленивой девочке - «Морозко», а робкой - «Золушку». Важно отметить сказку «Две лягушки» Леонида Пантелеева. На сегодняшний день она забыта совсем незаслуженно, ведь она учит даже в критической ситуации не сдаваться, воспитывает целеустремленность.
Дидактические сказки. Можно использовать для того, чтобы дети лучше усвоили учебный материал. Символы (цифры, звуки, буквы), предметы (игрушки), живут в сказочном мире и одушевляются («Ювентик в стране чисел и цифр» Константина Шевелева, а так же «А может, ноль не виноват» Ирины Токмаковой). Схема сюжета состоит в следующем: в волшебной стране живет одушевленный символ (например, нолик), там он попадает в страшную беду и «только человек с пылким сердцем и знаниями может всех спасти!». Чтобы это осуществилось, необходимо выполнить задание (например, вставить пропущенные буквы в слова или решить примеры.). В результате быстрее запоминается обучающий материал и становится понятным.
Психокоррекционные сказки. Они учат детей вежливости, дают возможность исправить такие черты характера, как капризность, стеснительность, хвастовство. Такую сказку возможно прочитать ребенку без комментариев. С помощью этого, ребёнок сможет обдумать услышанное в сказке. Примерно таким является алгоритм сочинения:
- подбор героя, который будет близок малышу по возрасту, образу жизни и характеру;
- у героя начинаются неприятности, которые должны напоминать ситуацию в жизни ребёнка;
- герою (а вместе с ним и малышу) необходимо заняться поиском выхода. Здесь на его пути возможно встретятся существа, которые оказались в подобном положении, и находят различные выходы из положения. Таким образом дошкольник поймет, что возможны и иные, альтернативные решения;
- в итоге героя одобряют и поддерживают все значимые персонажи, ведь он пробует новый способ действий. А малыш понимает как необходимо поступать в жизни.
Психотерапевтические сказки. Сегодня такие сказки редко применяются к детям, чаще всего – в роботе со взрослыми людьми. Такие истории очень неоднозначны, но всегда неизменно проникновенны и глубоки. Они стимулируют процесс личностного роста, рассматривают и раскрывают темы любви и прощения, жизни и смерти. Мастер таких сказок - Ганс-Христиан Андерсен(«Дюймовочка», «Гадкий утенок»).
Медитативные сказки. Они расслабляют и успокаивают, их специально создают для накопления положительного образного опыта. Их особенность заключается в том, что там отсутствует сюжет, нет злых героев и конфликта (например, «Терапевтические сказки звездной страны Зодиакалии» Татьяны Зинкевич-Евстигнеевой). Путешествие – отличительный характер таких сказок. Достаточно будет вспомнить момент или ситуацию, когда вы чувствовали себя счастливым, и словесно заново её «прожить».
В заключении хотелось бы вспомнить о том, что в детском мире особое место занимают сказки-страшилки про нечистую силу. Это является неким опытом детской самотерапии: неоднократно моделируя и проживая тревожную или опасную ситуацию в сказке, ребята учатся переживать неприятную эмоцию и освобождаются от напряжения. Их это закаляет. Но в данном виде сказок обязательно должны действовать чёткие ограничения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (ТОЛЗ) в соответствии с ООП ДО в ДОУ (на примере работы со словом-доминантой «Воздух»)
С помощью технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (ТОЛЗ) обогащается лексика ребенка, расширяется его словарный запас за счет лексики семантических п...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/13/picture-543984-1418478290.jpg)
Технологическая карта по Технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (ТОЛЗ) в соответствии с ООП ДО в ДОУ, на примере работы со словом-доминантой «Снег».
Технологическая карта по Технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (ТОЛЗ) в соответствии с ООП ДО в ДОУ, на примере работы со словом-доминантой «Снег»....
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/13/picture-543984-1418478290.jpg)
Методическая разработка по теме: «Реализация технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (ТОЛЗ) в соответствии с ООП ДО в ДОУ, (на примере работы со словом-доминантой «Снег»).
Методическая разработка слушателя курсов повышения квалификации по программе «Проектирование образовательной работы по реализации технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (...
![](/sites/default/files/pictures/2014/12/13/picture-543984-1418478290.jpg)
Технологическая карта по Технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (ТОЛЗ) в соответствии с ООП ДО в ДОУ, на примере работы со словом-доминантой «Вода».
Технологическая карта технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (ТОЛЗ) в соответствии с ООП ДО в ДОУ, на примере работы со словом-доминантой «Вода»....
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/02/picture-394735-1391361166.jpg)
«Реализация технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (ТОЛЗ) в соответствии с ООП ДО в ДОО (на примере работы со словом-доминантой «Молоко»)
Методическая разработка: технологическая карта и совместная деятельность воспитателя с детьми, НОДы....
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/17/picture-308190-1487306519.jpg)
Статья для родителей " О добрых дошкольниках или как помочь ребёнку стать добрым"
Дети, также как и взрослые, все разные, со своими характерами, реакциями на ситуацию и т.д. В этой небольшой статье рассказывается о том, как по-разному реагируют на ситуации и ведут себя ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/21/picture-55545-1508539290.jpg)
Статья "Добрые слова лучше мягкого пирога" (советы родителям по воспитанию добрых чувств у дошкольников)
Предлагаю Вашему вниманию статью по формированию у детей умения общаться, замечать в других людях качества, достойные похвалы, и отмечать это добрыми словами, комплиментами. Здесь Вы...