Рабочая программа старшего дошкольного возраста по программе "Детство"
рабочая программа (старшая группа)

Волощенко Александра Игоревна

Программа разработана на 2020-2021 у.г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_10gr.2020_sr.docx89.3 КБ

Предварительный просмотр:

  Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 274 Красноармейского района Волгограда»

(МОУ Детский сад № 274)

400082, Россия, Волгоград, ул. 50 лет Октября, 11      

тел./ факс (8442) 62-56-69, E-mail: 274cad@mail.ru

ОКПО  48083426        ИНН/КПП  3448020277/ 344801001       ОГРН   1033401199677

        

Рабочая программа

совместной деятельности педагога с детьми 4-5 лет,

среднего дошкольного возраста

на 2020-2021 учебный год

составлена на основе основной образовательной программы муниципального дошкольного учреждения «Детский сад № 274 Волгограда» и комплексной образовательной программы дошкольного образования «ДЕТСТВО» под ред. Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе,

О.В. Солнцева и др. (2018г.)

                                                                                         Воспитатели: 

Волощенко Александра Игоревна

Рафекова Алия Руфаильевна

2020г.

Содержание образовательной программы

№п/п

Содержание

Стр.

I.

Целевой раздел

1.1.

Пояснительная записка.

3

1.1.1

Введение

3

1.1.2

Цель и задачи реализации программы

3

1.1.3

Основные принципы и подходы к формированию программы

4

1.1.4

 Возрастные особенности психофизического развития детей

5

1.2.

Планируемые результаты как ориентиры  освоения  воспитанниками

основной образовательной программы  дошкольного образования

7

1.2.1

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

7

1.2.2

Образовательная область «Познавательное развитие»

7

1.2.3

Образовательная область «Художественно-эстетическое  развитие»

8

1.2.4

Образовательная область «Речевое развитие»

8

1.2.5

Образовательная область «Физическое развитие»

8

II.

Содержательный раздел

2.1.

Содержание образовательной деятельности в соответствии с образовательными областями.

9

2.1.1.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»

9

2.1.2.

Образовательная область « Познавательное развитие»

11

2.1.3.

Образовательная область «Речевое развитие»

13

2.1.4

Образовательная область «Художественно-эстетическое  развитие»

15

2.1.5.

Образовательная область «Физическое развитие»

17

2.2..

Формы, способы, методы и средства реализации программы в средней группе.

18

2.3.

Проектирование образовательного процесса в средней группе.  

19

III.

Организационный раздел

3.1.

Особенности организации образовательного процесса в группе среднего дошкольного возраста.

20

3.2

Режим дня

20

3.3

Расписание организованной образовательной деятельности.

21

3.4

Перечень развлечений, досугов, праздников и театрализованной деятельности.

23

3.5

Организация развивающей предметно-пространственной среды.

23

IV.

Часть программы, формируемая участниками образовательного процесса.

4.1

Парциальные программы, используемые в непосредственно-образовательной деятельности.

24

4.2

Особенности взаимодействия с семьями воспитанников.

24

I. Целевой раздел

  1. Пояснительная записка

1.1.1 Введение

 Рабочая программа разработана на основе образовательной программы муниципального дошкольного учреждения «Детский сад №274 Волгограда» в соответствии:

- с Уставом и нормативными документами МОУ №274 г. Волгограда;

- Федеральным законом РФ от 29.12.2012 N 273-ФЗ  "Об образовании в Российской Федерации";

- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013г. №26 г. Москва «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации работы дошкольных образовательных организаций»;                                                                                                  

- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации  от 30 августа 2013 г. N 1014 г. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;

-  с Федеральным государственным стандартом дошкольного образования от 17.10.2013 № 1155.

- с учетом  примерной образовательной программы дошкольного образования ДЕТСТВО: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. – 32 с.;

Рабочая    образовательная       программа     разработана    для     организации   педагогической деятельности в средней   группе, обеспечения гарантии качества образования, создания условий для практического освоения задач образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО, обеспечения индивидуального развития и раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Рабочая программа разработана на 2020-2021 учебный год и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования и развития детей в возрасте от 4-5    лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям: физическому, социально – коммуникативному, познавательному, речевому, художественно – эстетическому и музыкальному развитию.  

1.1.2 Цель и задачи реализации программы

Цель - Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечение безопасности жизнедеятельности воспитанников.

Задачи:

  • охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
  • обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);
  • обеспечение преемственности целей, задач и содержания образования, реализуемых в рамках образовательных программ различных уровней;
  • создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;
  • объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; воспитание в детях патриотических чувств, любви к Родине, гордости за ее достижения, уверенности в том, что Россия — великая многонациональная страна с героическим прошлым и счастливым будущим;
  • формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирование предпосылок учебной деятельности;
  •  обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программы организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учётом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей;
  •  формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
  • обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

1.1.3   Основные принципы и подходы к формированию Программы

Программа базируется на следующих принципах:

  • полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, связанных с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья; при этом сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (индивидуализация дошкольного образования);
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • сотрудничество МОУ д/с №274 с семьей;
  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  • возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
  • учет этнокультурной ситуации развития детей;
  • принцип развивающего образования, направленность на развитие личности ребенка - воспитание свободного, уверенного в себе человека, с активной жизненной позицией, стремящегося творчески подходить к решению различных жизненных ситуаций, имеющего свое мнение и умеющего отстаивать его;
  • комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
  • принцип адаптивности, реализуемый через адаптивность предметно-развивающей среды к потребностям ребенка и адаптивность ребенка к пространству МОУ д/с №274.

Среди подходов к формированию программы можно выделить:

  • личностно-ориентированный подход предусматривает организацию образовательного процесса с учетом того, что развитие личности ребенка является главным критерием эффективности;
  • деятельностный подход создаёт необходимые условия для развития умений воспитанников самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем;
  • ценностный подход предусматривает организацию развития ребенка на основе общечеловеческих ценностей;
  • средовой подход позволяет использовать возможности внутренней и внешней среды МОУ д/с №274 в воспитании и развитии личности ребенка.

   

1.1.4  Возрастные особенности психофизического развития детей

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д. Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5–6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.

К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты. Дети способны упорядочить группы предметов по сенсорному признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.

Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7–8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д. Начинает развиваться образное мышление. Дети способны использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. На основе пространственного расположения объектов дети могут сказать, что произойдет в результате их взаимодействия. Однако при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование образа. Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если им предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше — черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше — белых или бумажных?», ответ будет таким же — больше белых.

Продолжает развиваться воображение. Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15–20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении с взрослым становится внеситуативной.

Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ведущим становится познавательный мотив. Информация, которую ребенок получает в процессе общения, может быть сложной и трудной для понимания, но она вызывает у него интерес. У детей формируется потребность в уважении со стороны взрослого, для них оказывается чрезвычайно важной его похвала. Это приводит к их повышенной обидчивости на замечания. Повышенная обидчивость представляет собой возрастной феномен. Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры.

 Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий; с развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции; развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками; дальнейшим развитием образа Я ребенка, его детализацией.

1.2.Планируемые результаты как ориентиры освоения воспитанниками основной образовательной программы дошкольного образования.

1.2.1 Образовательная область «Социально- коммуникативное развитие»

Ребенок соблюдает правила и преодолевает трудности в дидактических  играх, может объяснить сверстникам правила игры.

Принимает роль со сверстниками, соблюдает ролевое поведение, проявляет инициативу в игре, обогащает сюжет.

Адекватно воспринимает в театре (кукольном, драматическом) художественный образ.

Соблюдает элементарные правила поведения в детском саду, на улице, в транспорте.

Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе (способы безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного отношения к окружающей природе).

Соблюдает элементарные правила дорожного движения, различает и называет специальные виды транспорта, объясняет их назначение, понимает значения сигналов светофора. Узнает и называет некоторые дорожные знаки.

Ребенок умеет самостоятельно одеваться, раздеваться, складывает и убирает одежду, приводит ее в порядок.

Самостоятельно готовит к занятиям свое рабочее место, убирает материалы по окончании работы.

Самостоятельно выполняет обязанности дежурного по столовой.

1.2.2. Образовательная область «Познавательное   развитие»

Ребенок способен преобразовывать постройки в соответствии с заданием взрослого. Сгибает прямоугольный лист пополам, проявляет интерес к поделкам из бумаги.

Называет времена года в правильной последовательности.

Знает и называет некоторые растения и животных, какую пользу они приносят человеку, соблюдают правила поведения в природе.

 Ребенок умеет группировать предметы по размеру, цвету, форме, назначению.  

Сравнивает количество предметов в группах до пяти на основе счета, приложением, наложением.

Различает круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

Определяет положение предметов в пространстве, умеет двигаться в нужном направлении.        

Понимает смысл слов: «утро», «вечер», «день», «ночь», определяет части суток.

1.2.3. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Ребенок изображает предметы путем создания отчетливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов.

Украшает силуэты игрушек элементами некоторых  росписей народно- прикладного творчества.

Передает несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов.

Создает образы разных предметов и игрушек

Использует все многообразие усвоенных приемов лепки.

Правильно держит ножницы и умеет резать ими по прямой, по диагонали (квадрат и прямоугольник); вырезать круг из квадрата, овал- из прямоугольника, плавно срезать и закруглять углы.

Аккуратно наклеивает изображения предметов, состоящие из нескольких частей. Составляет  узоры из растительных форм и геометрических фигур.

Узнает песни по мелодии. Может петь протяжно, четко произносить слова; вместе с другими детьми, начинать и заканчивать пение.

Выполняет движения, отвечающие характеру музыки, самостоятельно меняя их в соответствии с двухчастной формой музыкального произведения.

 Умеет выполнять танцевальные движения: пружинку, подскоки, движение парами по кругу, кружение по одному и в парах. Может выполнять движения с предметами.

Умеет играть на металлофоне простейшие мелодии на одном звуке.  

1.2.4. Образовательная область «Речевое  развитие»

Ребенок понимает и употребляет слова- антонимы; умеет образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами.

Умеет выделять первый звук в слове. Рассказывает о содержании сюжетной картинки. Может повторить образцы описания игрушки.

 Может назвать любимую сказку, прочитать наизусть понравившееся стихотворение, считалку.

Рассматривает иллюстрированные издания детских книг, проявляет интерес к ним.

Драматизирует (инсценирует) небольшие сказки (отрывки из сказок).

1.2.5.Образовательная область «Физическое  развитие»

Ребенок владеет навыками построения в шеренгу, в колонну по одному, парами, в круг. Ловит мяч с расстояния. Метает мяч разными способами правой и левой руками, отбивает об пол.

Ходит на лыжах, поднимается на горку, переступает. Скользит по ледяным дорожкам.  Ориентируется в пространстве, находит правую и левую руки.

         Ребенок соблюдает элементарные правила гигиены. Обращается за помощью к взрослым в проблемных со здоровьем ситуациях.  Соблюдает элементарные правила приема пищи.

II. Содержательный раздел

2.1. Содержание образовательной деятельности в соответствии с образовательными областями.

         Содержание программы выстроено в соответствии с актуальными интересами современных дошкольников и направлено на их взаимодействие с разными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, миром природы, предметным и социальным миром, игровой, гигиенической, бытовой и двигательной культурой. Такое широкое культурно-образовательное содержание становится основой для развития познавательных и творческих способностей, для удовлетворения индивидуальных склонностей и интересов детей. Содержание Программы  обеспечивает  развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей (далее - образовательные области):

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое  развитие;
  • художественно-эстетическое  развитие;
  • физическое  развитие.

2.1.1. Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»

Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в детском саду; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Основные направления реализации образовательной области:

  1. Развитие игровой деятельности с  целью освоения различных социальных ролей.
  2. Трудовое воспитание.
  3. Формирование основ безопасного поведения  в быту, социуме, природе.
  4. Патриотическое воспитание детей.

Содержание  образовательной деятельности средней группы

Развитие игровой деятельности.

 Способствовать развитию всех компонентов детской игры: обогащению тематики и видов игр, игровых действий, сюжетов, умений устанавливать ролевые отношения, вести ролевой диалог, создавать игровую обстановку.

       Формировать умение следовать игровым правилам в дидактических, подвижных, развивающих играх.

       Воспитывать доброжелательное отношение между детьми, обогащать способы их игрового взаимодействия. 

Развитие социальных представлений:

Воспитывать доброжелательное отношение и эмоциональную отзывчивость к взрослым и детям.

Воспитывать культуру общения со взрослыми и сверстниками.

Обогащать социальные представления о людях, о некоторых профессиях, правилах отношений между взрослыми и детьми.

Развивать интерес к родному городу и стране.

Формирование навыков трудовой  деятельности:

Вовлекать детей в простейшие процессы хозяйственно - бытового труда. Развивать умение контролировать качество результатов своего труда.

Продолжать рассказывать детям о разных профессиях: врач, продавец, повар, шофер, парикмахер; знакомить с трудом взрослых: воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, строитель.

Воспитывать уважительное  отношение к тем, кто работает (заботится о детях, делает вещи, игрушки,  лечит людей, перевозит грузы и т.д.).

Продолжать учить детей самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности

Воспитывать опрятность, умение замечать непорядок в одежде и устранять его при небольшой помощи взрослых.

Формировать у детей умения, необходимые при дежурстве по столовой: помогать накрывать стол к обеду (раскладывать ложки и вилки, расставлять хлебницы, тарелки, чашки и т. п.).

Воспитывать желание участвовать в уходе за растениями и животными в уголке природы и на участке.

Формирование  основ безопасности жизнедеятельности:

Формировать  представления об основных источниках опасности в быту, на улице, в природе и способах безопасного поведения.

                Развивать представления о человеке  и признаках здоровья человека.

                Формировать знания о правилах безопасного дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.

Развивать осознанность и произвольность в выполнении основных правил безопасного поведения в быту, на улице, в природе, в общении с незнакомыми людьми.

Методическое  обеспечение образовательной области.

Перечень

технологий,  методических пособий

       Л.В. Коломийченко, Г.И.Чугаев, Л.И. Югова «Дорогою добра». Занятия по социально-коммуникативному развитию и социальному воспитанию. – ТЦ СФЕРА, 2016г.-176с.

       Мосалова Л.Л. «Я и мир», Конспекты занятий по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. – СПБ: «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2009-80с.

      Т.Г. Кобзева, И.А. Холодова, Г.С.Алекс «Правила дорожного движения: система обучения дошкольников».

      Т.Г. Карепова «Формирование здорового образа жизни у дошкольников».-Изд. «Учитель», Волгоград 2012г.-172ст.

     О.Ф.Горбатенко «Комплексные занятия с детьми 4-7 лет»- Изд. «Учитель», Волгоград 2013-208ст.

     Н.В.Коломеец «Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет» Изд. «Учитель», Волгоград 2014г.-172ст.

2.1.2.Образовательная область «Познавательное развитие»

          Содержание образовательной области «Познавательное развитие» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов и познавательных способностей детей через решение следующих задач:

- сенсорное развитие;

- развитие познавательно исследовательской деятельности;

- формирование элементарных математических представлений;

- формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках;

- формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов.

 

Содержание образовательной деятельности средней группы

Развитие сенсорной культуры:

     Различие и называние цветов спектра и 2-3 оттенков.

     Различение и называние геометрических фигур (круг, квадрат, овал, прямоугольник, треугольник), воссоздание фигур из частей.

     Использование сенсорных эталонов для оценки свойств предметов.

     Сравнение предметов, выделение отличия и сходства по 2 -3 признакам, освоение группировки ( по цвету, форме, размеру, материалу, вкусу, запаху).

      Описание предмета по  3-4 основным признакам.

Формирование элементарных математических представлений

        Использование эталонов с целью определения свойств и предметов (форма, длина, ширина, высота, толщина).

      Сравнение предметов по пространственному расположению (слева - справа), впереди (сзади), определение местонахождения объекта в ряду (второй, третий…)

      Определение последовательности событий во времени (что сначала, что потом) по картинкам и простым моделям. Освоение умений пользоваться схематическим изображением действий, свойств, придумывать новые знаки – символы.

           Освоение практического деления целого на части, соизмерения величин с помощью предметов – заместителей.

     Понимание и использование числа как показателя количества, итога счёта, освоение способов восприятия различных совокупностей (звуков, событий, предметов), сравнения их по количеству, деления на подгруппы, воспроизведения групп предметов по количеству, деления на подгруппы, воспроизведения групп предметов по количеству и числу, счёта и называния чисел по порядку до 5-6.

      Формирование целостной картины мира.

 Овладение умениями сравнивать людей разного возраста  и пола, видеть особенности внешности, одежды.

      Освоение разнообразия профессиональных занятий взрослых, развитие умений узнавать и называть людей отдельных профессий, их профессиональные действия, некоторые инструменты, необходимые в профессии.

       Проявление интереса к общению со сверстниками. Освоение представлений о некоторых особенностях мальчиков и девочек, их именах, любимых занятиях, игрушках, взаимоотношениях друг с другом.

       Освоение представлений о себе – своего полного имени, фамилии, возраста, пола. Осознание некоторых своих умений, знаний, возможностей, желаний. Проявление интереса к особенностям своего организма, заботы о нём. Знакомство с новыми представителями животного и растительного мира.

     Выделение разнообразия явлений природы, растений и животных.

     Распознавание свойств и качеств природных материалов, выделение признаков отличия и единичных признаков сходства.

     Определение назначения основных органов и частей растений, животных, человека в наблюдении и экспериментировании.

     Накопление фактов о жизни животных и растений  в разных средах обитания, установление связей.

     Установление изменений во внешнем виде в разных стадиях роста и развития.

     Различение животных по существенному признаку, растений по местам произрастания и обитания.

Методическое обеспечение образовательной области.

Перечень

технологий,  методических пособий

    Т.М.Бондаренко «Комплексные занятия в средней группе детского сада», Воронеж-Ростов-на-Дону: Тц. Учитель,2001-326с.

    О.Ф.Горбатенко «Комплексные занятия с детьми 4-7 лет»- Изд. «Учитель», Волгоград 2013-208ст.

   О.А.Воронкевич «Добро пожаловать в экологию»- СПБ: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003г.-160ст

    И.А.Поморева, В.А.Позина «Занятия по формированию элементарных математических представлений в средней группе детского сада», 2-е изд.и доп.-М: Мозайка-Синтез,2008-64ст.

2.1.3 Образовательная область «Речевое развитие».

Содержание образовательной области «Речевое развитие» направлено на достижение целей овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми через решение следующих задач:

- развитие свободного общения со взрослыми и детьми;

- развитие всех компонентов устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной  стороны  речи;  связной речи - диалогической и монологической форм) в различных формах и видах детской деятельности;

- практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Основные направления работы по речевому  развитию детей.

 - Развитие словаря

 - Воспитание звуковой культуры речи.

 - Формирование грамматического строя речи.

 - Развитие связной речи

 - Формирование элементарного осознания явлений языка и речи.

   - Воспитание любви и интереса к художественному слову.

Содержание образовательной деятельности

Развитие инициативности и самостоятельности в общении со взрослыми и сверстниками при решении бытовых и игровых задач (желание задавать вопросы, рассказывать о событиях, начинать разговор, приглашать к деятельности).

Формирование желания и умения отгадывать и сочинять описательные загадки о предметах.

Освоение элементарных правил  речевого этикета: не перебивать взрослого, вежливо обращаться к нему.

Формирование умения ориентироваться на ролевые высказывания партнеров, поддерживать  их в процессе игрового общения, при разрешении конфликтов.

Использование в речи слов - участия, эмоционального сочувствия, сострадания для поддержания сотрудничества со сверстниками и взрослыми; передавать с помощью образных средств языка эмоциональные состояния людей и животных.

Посредством общения со взрослыми и сверстниками узнавать новую информацию, выражать просьбу, жалобу, высказывать желания, избегать и разрешать конфликты.

Формирование умения рассказывать о впечатлениях и событиях из личного опыта, содержании сюжетной картины, знакомой игрушке, предмете,  последовательности и необходимости выполнения культурно-гигиенических навыков: одевания на прогулку, приема пищи и пользовании столовыми приборами, пользовании предметами личной гигиены (расчески, зубной щетки, носового платка, полотенца), пользе  процедуры закаливания.

Освоение умений:

- самостоятельно пересказывать небольшие литературные произведения в форме игры-драматизации, показа настольного театра;

- задавать вопросы причинно-следственного характера (почему? зачем?) по прочитанному произведению;

- использовать в речи сложноподчиненные предложения; выразительно читать стихи, используя средства интонационной  речевой выразительности (силу голоса, интонацию, ритм и темп речи), передавая свое отношение к героям и событиям;

- чисто произносить звуки родного языка, воспроизводить фонетический и морфологический рисунок слова, дифференцировать на слух гласные и согласные звуки;

     Обогащение словаря  детей посредством знакомства  со свойствами и качествами объектов, предметов и материалов и выполнения обследовательских действий.

     Обеспечение развития умений художественно – речевой деятельности на основе литературных текстов:  пересказывать сказки и рассказы, выразительно рассказывать наизусть потешки и прибаутки, стихи и поэтические сказки, придумывать рифмы, короткие описательные загадки, участвовать в литературных играх со звукоподражанием, рифмами и словами на основе художественного теста.

Методическое обеспечение образовательной области:

Перечень

технологий,  методических пособий

  О.И.Бочкарева «Развитие речи», ИТД «Корифей», Волгоград -96ст.

   О.С.Ушаковой «Развитие речи детей 3-5 лет», 3-е изд.Тц СФЕРА, 2015-192с.

   Е.А. Румянцева, О.Н. Иванищина «Развитие связной речи детей: образовательные ситуации и занятия», Волгогад: Учитель, 2014-239с.

   Т.М.Пименова, в.В. Архипова «Формирование художественно-речевых навыков у детей 5-7 лет» Волгогад: Учитель, 2012-94с.

   Л.М.Граб «Творческое рассказывание», обучение детей 5-7 лет Волгогад: Учитель, 2012-140с.

   О.А.Колобова «Приобщение дошкольников к художественной литературе», Парциальная программа. Планирование. Образовательная деятельность на основе сказок, литературных произведений./Волгогад: Учитель, 2016-212с.

    А.В.Аджи «Конспекты интегрированных занятий в средней группе детского сада». Ознакомление с художественной литературой. Развитие речи. Обучение грамоте./ ТЦ «Учитель», Воронеж 2008142с.

2.1.4. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»

Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:

- развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация, художественный труд);

- развитие детского творчества;

- приобщение к изобразительному искусству;

- развитие детского конструирования;

          - развитие музыкально художественной деятельности;

          - приобщение к музыкальному искусству.

Содержание образовательной деятельности.

Рисование.

Развитие умений правильно располагать изображение на листе бумаги, выделять главное цветом, размером, расположением на листе; создавать отчётливо основные формы, составлять изображение из нескольких частей, передавать характерные движения и некоторые детали, соотносить предметы по величине.

       Развитие умения отбирать  изобразительные материалы и инструменты, способы изображения в соответствии с создаваемым образом.

Использовать правильные формообразующие движения для создания изображения. Умения правильно удерживать инструменты; сохранение правильной позы при рисовании. Учить штриховать, работать щетинной кистью, сочетать некоторые материалы. Аккуратно пользоваться материалами.

     Учить подбирать цвет, соответствующий изображаемому предмету; использовать разнообразные цвета; применять цвет как средство выразительности, характера образа. Составлять новый цветовой тон на палитре, накладывать одну краску на другую.

Аппликация.

  Освоение  доступных способов и приёмов вырезания и обрывной аппликации; из полос и вырезанных форм составления изображения разных предметов. Умения правильно использовать ножницы, аккуратно вырезать и наклеивать детали; умения использовать изобразительные материалы для создания выразительного образа.

Лепка.

Развитие умения лепить из различных материалов: глины, пластилина, снега, песка. Знакомство с конструктивным и комбинированным способом создания изображения. Освоение некоторых приёмов лепки: оттягивание из целого куска, прощипывание и т.д.

Формировать умения анализировать объект, выделять основные части и детали, составляющие сооружение. Создание вариантов знакомых сооружений из готовых геометрических форм и тематического конструктора, деталей разного размера. Умения выполнять простые постройки. Освоение способов замещения форм, придания им устойчивости, прочности.

Освоение обобщённых способов складывания  различных поделок: складывание квадрата, приклеивание к основной форме деталей.

Развивать умения видеть образ в природном материала, составлять образ из частей, использовать для закрепления частей клей, пластилин. Составление простых коллажей из готовых элементов, изготовление несложных сувениров в технике коллажа.

  Музыкальное развитие.

Воспитание  слушательской культуры, развитие  умения понимать и интерпретировать выразительные средства музыки.

Развитие музыкального  слуха – интонационного, мелодического, ладового, способствовать освоению элементарной музыкальной грамоты.

 Развитие у дошкольников музыкального слуха и голоса, способствовать приобретению ими певческих навыков.

Способствовать освоению детьми игры на музыкальных инструментах

Методическое обеспечение образовательной области.

Перечень

технологий,  методических пособий

О.В. Павлова «Изобразительная деятельность и художественный труд», средняя группа: комплексные занятия/ Волгоград; Учитель, 2012-158с.

Д.Н.Колдина «Рисование с детьми 4-5 лет»; Конспекты занятий – М : Мозайка-Синтез,2008-48с.

Т.С.Комарова «Занятие по изобразительной деятельности в детском саду», пособие для воспитателей-2-е изд., испр. и доп.-М.: Просвещение, 1981-192с.

З.В. Лиштван «Конструирование»: пособие воспитателя детского сада. М.: Просвещение, 1981-159с.

Л.В.Куцакова «Занятия по конструированию из стоительного материала в средней группе детского сада», конспекты занятий- М.: Мозайка-Синтез, 2008-64с.

Г.С.Швайко «Занятие по изобразительной деятельности в детском саду: средняя группа»: Программа, конспекты:

Пособие для педагогав дошкольного учреждений.-Москва 2001-144с.

В.И.Логинова Программа «Детство»

О.П. Радынова Парциальная программа «Музыкальные шедевры»

Т.И.Суворова «Танцуй малыш №1;2»

Т.И.Петрова, Е.Л.Сергеева «Подготовка и проведение театрализованных игр в детском саду»

М.Ю.Картушина «Праздники в детском саду»

2.1.5. Образовательная область «Физическое развитие»

    Содержание образовательной области «Физическое развитие»  направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение следующих специфических задач:

– развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);

– накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);

– формирование у воспитанников  потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании;

- формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами;

- становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами.

Содержание образовательной деятельности.

Содействовать гармоничному физическому развитию детей.

       Способствовать становлению и обогащению двигательного опыта:  

     -уверенному и активному выполнению основных элементов техники, общеразвивающих упражнений, основных движений, спортивных упражнений;

      - соблюдению и контролю правил  в подвижных играх;

      - самостоятельному проведению подвижных игр и упражнений;

      - умению ориентироваться в пространстве;

      - развитию умений оценивать движения сверстников и замечать их ошибки.

  Целенаправленно развивать быстроту, координацию, скоростно – силовые качества, общую выносливость, гибкость,  силу.

   Формировать потребность в двигательной активности, интерес к физическим упражнениям.

   Развивать представления о человеке, об особенностях здоровья и условиях его сохранения: режим, закаливание, физкультура и пр.

  Способствовать сохранению и укреплению физического и психического здоровья детей: закаливание, участие в физкультурных праздниках и досугах, утренней гимнастике, подвижных играх на свежем воздухе, соблюдению двигательного режима.

Методы физического развития.

  Наглядный:

- наглядно – зрительные приёмы (показ физических упражнений, использование наглядных пособий, имитация, зрительные ориентиры);

- наглядно – слуховые приёмы (музыка, песни);

-тактильно - мышечные приёмы (непосредственная помощь воспитателя).

Словесный:

- объяснения, пояснения, указания;

- подача команд, сигналов;

- вопросы к детям;

- образный сюжетный рассказ, беседа;

- словесная инструкция.

Практический:

- повторение упражнений без изменений и с изменениями;

- проведение упражнений в игровой форме;

- проведение упражнений в соревновательной форме.

Методическое обеспечение образовательной области

Перечень

технологий,  методических пособий

 И.М.Сучкова, Е.А. Мартынова, Н.А. Давыдова «Физическое развитие детей 2-7 лет», развернутое перспективное планирование по программе «Детство».Волгоград-Учитель 2012г.

Т.Г.Карепова «Формирование здорового образа жизни у дошкольников» Волгоград-Учитель 2012г.

М.А.Павлова, М.В.Лысогорская «Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения» Волгоград-Учитель2009г.

2.2. Формы, способы, методы и средства реализации программы в средней группе.

Формы работы по образовательным областям

Направления развития образования детей (далее - образовательные области):

Формы работы

Физическое развитие

Игровая беседа с элементами движений

Игра

Утренняя гимнастика

Интегративная деятельность

Упражнения

Экспериментирование

Беседа

Рассказ

Чтение

Речевое развитие

Игровая ситуация

Дидактическая  игра.

Беседа (в том числе в процессе наблюдения за объектами природы, трудом взрослых).

Интегративная деятельность

Игра-драматизация

Чтение

Рассказ

Игра

Познавательное развитие

Рассматривание

Наблюдение

Игра-экспериментирование.

Исследовательская деятельность

Конструирование.

Развивающая игра

Экскурсия

Ситуативный разговор

Рассказ

Интегративная деятельность

Беседа

Социально-коммуникативное

Игровое упражнение; Индивидуальная игра

Совместная с воспитателем игра

Совместная со сверстниками игра

Чтение

Беседа

Наблюдение

Праздник

Экскурсии

Художественное – эстетическое развитие

Рассматривание эстетически привлекательных предметов

Игра

Организация выставок

Изготовление украшений

Слушание соответствующей

возрасту народной,

классической, детской музыки

Музыкально-дидактическая игра

Разучивание музыкальных игр и танцев

Совместное пение

2.3. Проектирование образовательного процесса в средней группе.  

Объем образовательной нагрузки

Виды  НОД

Количество в неделю

Двигательная

3

Познавательно-исследовательская  

2

ФЭМП

1

Изобразительная (Рисование, лепка, аппликация и конструирование)

3

Коммуникативная (Развитие речи)

1

Восприятие художественной литературы

В процессе совместной деятельности

Музыкальная

2

Итого

12

Форма организации  непосредственно-образовательной деятельности:

- в средней группе - подгрупповое, фронтальное

Максимально допустимый объем недельной образовательной нагрузки, включая реализацию дополнительных образовательных программ, для детей средней группы  составляет - 4 часа

Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности

для детей 5-го года жизни - не более 20 минут, 

III. Организационный раздел.

3.1.Особенности организации образовательного процесса в группе среднего дошкольного возраста.

В детском саду разработан гибкий режим дня, учитывающий возрастные психофизиологические возможности детей, их интересы и потребности, обеспечивающий взаимосвязь планируемых занятий с повседневной жизнью детей в детском саду.  Кроме того, учитываются климатические условия (в течение года режим дня меняется дважды). В отличие от зимнего в летний оздоровительный период  увеличивается время пребывания детей на прогулке. Прогулка организуется 2 раза в день: в первую половину дня - до обеда и во вторую половину - после дневного сна или перед уходом детей домой. При температуре воздуха ниже -15°С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается. Прогулка не проводится при температуре воздуха ниже -20°С и скорости ветра более 15 м/с. Во время прогулки с детьми проводятся игры и физические упражнения. Подвижные игры проводят в конце прогулки перед возвращением детей в помещение ДОУ. Дневному сну отводится 2- 2.5 часа. детей такие занятия сочетаются с физкультурными, музыкальными занятиями.

3.2.Режим дня.

Непременным условием здорового образа жизни и успешного развития детей является правильный режим. Правильный режим дня — это рациональная продолжительность и разумное чередование различных видов деятельности и отдыха детей в течение суток. Основным принципом правильного построения режима является его соответствие возрастным психофизиологическим особенностям детей. (см. Приложение)

3.3. Расписание организованной образовательной деятельности

Расписание организованной образовательной

деятельности в средней группе (см. Приложение)

Комплексно-тематический план

Месяц

Неделя

Тема

Сентябрь

1

2

3

4

Диагностика

Диагностика

Мы снова вместе.

Веселые игрушки.

Осень запасиха.

Октябрь

1

2

3

4

Домашние животные и их детеныши

Улетают-улетели

Листья опадают, а дерево живет

Улетай наше лето!

Ноябрь

1

2

3

4

Наш район красивый очень

Мебель

Наши добрые дела

Одежда. Обувь

Декабрь

1

2

3

4

Шустрых рыбок рой пляшет под водой

Домашние птицы и их детеныши

Северные гости клюют рябины грозди

Новогодняя песенка

Январь

2

3

4

Рождественская звездочка

А мы саночки возьмем  и на улицу пойдем

Дикие животные и их детеныши

Февраль

1

2

3

4

Здравствуй, зимушка зима!

Эмоции

Мы поедем, мы помчимся

Мой папа- самый лучший!

Март

1

2

3

4

Мамин день

К счастью, помогает всюду нам различная посуда

Бытовые приборы

Испокон века книга растит человека

Апрель

1

2

3

4

Кто крепок телом, тот богат и здоровьем и делом

Земля и Солнце

За всякое дело берись умело

Здравствуй, матушка Весна!

Май

1

2

3

4

Какие мы разные

Мама, папа, я вместе дружная семья!

Мониторинг

Мониторинг

3.4. Перечень развлечений, досугов, праздников и театрализованной

деятельности

№ п/п

Наименование мероприятия

Сроки проведения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

  14

Развлечение: театр игрушек по русской народной сказке «Лиса и заяц»

Праздник «Осень разноцветная»

Развлечение: настольный театр «Зонт у Кати»

Развлечение: театр игрушек «Про машину»

Развлечение: театр картинок «Кто как от дождя спасается»

Праздник «Новый год»

Кукольный театр «Маша и медведь»

Пальчиковый театр «Перчатки» (по английской народной песенке, обработанной С.Маршака)

Развлечение: кукольный театр «Красная шапочка»

Развлечение «Масленица»

«Праздник мам»

Театр на фланелеграфе по русской народной сказке  «Заюшкина избушка»

Праздник «Весна-красна»

Пальчиковый театр по сказке В.Сутеева «Кто сказал мяу?»

сентябрь

октябрь

октябрь

ноябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

март

март

апрель

апрель

май

3.5.Организация развивающей предметно-пространственной среды

Развивающая предметно-пространственная среда в группе содержательная, насыщенная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, доступная и безопасная. Насыщенность среды соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

    Для занятий физической культурой группа оснащена всем необходимым инвентарем: массажный коврик, мячи, атрибуты к подвижным и спортивным играм и многое другое.  

      С целью развития у детей музыкальных способностей в группе имеются музыкально-дидактические игры и другие пособия.

    Для проведения театрализованной деятельности в группе   имеются:    кукольный, настольный и другие виды театров. В  группе оборудованы центры музыкальной и  театрализованной деятельности.

      В группе оборудован патриотический уголок, сделаны подборки детской, художественной, энциклопедической и методической литературы, пособий и дидактических игр.

     В  группе созданы все условия для самостоятельной и целенаправленной деятельности детей. При построении предметно-развивающей среды группы учитывались возраст детей, их интересы и желания.

     Предметная среда группы имеет разнообразные мини-среды, обеспечивающие игровую деятельность детей, как для мальчиков, так и для девочек. Выделено место для проведения совместной организованной продуктивной и познавательной деятельности воспитателя с детьми. Группа оборудована модульной мебелью, разнообразными дидактическими пособиями и игрушками. В группе имеются игрушки и пособия для физического развития, музыкальные игрушки и разные виды театров. 

    Организация и размещение предметно - развивающей среды осуществляется   удобно для детей, с учетом возраста. В группе приобретено много игр и пособий в соответствии с современными требованиями,  оборудованы центры развития по всем видам детской деятельности:

  • Центр физкультуры
  • Центр сюжетно - ролевой игры
  • Центр грамотности
  • Центр математики
  • Центр естествознания
  • Центр драматизации
  • Центр строительства
  • Центр изобразительного искусства
  • Центр музыки

IV. Часть программы, формируемая участниками образовательного процесса.

4.1. Парциальные программы, используемые в непосредственно-

образовательной деятельности

Часть, формируемая участниками образовательного процесса, реализуется через примерную региональную программу образования детей дошкольного возраста «Воспитание маленького волжанина» под ред. Е.С.Евдокимовой, т.к. данное направление является приоритетным в МОУ детский сад №274 Волгограда.

Целью программы «Воспитание маленького волжанина» является объединение усилий семьи, детского сада, учреждений дополнительного образования, культуры и искусства в становлении, развитии, воспитании в ребенке Благородного Гражданина.

Цель общественного дошкольного образования - устремление ребенка к активному познанию природы, истории родного края - Нижнего Поволжья, его традиционной и современной культуры, искусства; развитие созидательной направленности растущей личности, неприемлемой разрушительное отношение к природному и культурному наследию.

Цель семейного образования - облагораживание души и сердца ребенка (сына, дочери) возвышенными образами родной природы, искусства родного края - Нижнего Поволжья; развитие познавательного отношения к истории семьи, вписанной в историю Родины, интереса к культурным ценностям родного края; обеспечение творческого присвоения знаний об окружающем мире.

Для достижения целей программы большое значение имеет решение следующих задач:

1.Определение целей-ориентиров для каждого участника воспитательно-образовательного процесса (педагогов, родителей, детей), направляющих внимание педагогов и родителей как на развитие актуальных для жизни ребенка интегративных качеств, так и на саморазвитие и совершенствование воспитывающих взрослых, как главного условия воспитания гражданина.

2.Разработка содержания образовательного взаимодействия воспитывающих взрослых с ребенком, во-первых, обеспечивающего воспитаннику возможность познавать природу, историю, искусство и культуру родного края - Нижнего Поволжья, эмоционально откликаться на предъявляемые педагогами и родителями образы; во-вторых, позволяющего успешно формировать основы картины мира.

3.Развитие взаимно терпимых и ответственных отношений воспитывающих взрослых (родителей, педагогов детского сада, учреждений дополнительного образования, культуры и искусства), усиливающих воспитание нравственных качеств гражданина.

4.  Обеспечение овладения ребенком знаниями о природе, истории и культуре родного края - Нижнего Поволжья, а также качествами, которые стимулируют дальнейшую познавательную деятельность и устремленность к новому знанию, присвоению позитивных моделей поведения гражданина в природе и обществе.

Образовательная область

Задачи

Социально-коммуникативное развитие

Воспитывать у детей среднего дошкольного возраста чувство любви и привязанности к малой родине, родному дому, проявление на этой основе нравственных отношений к окружающему миру и сверстникам.

Использовать  знания о родном крае в игровой  деятельности. Формировать интерес и уважительное отношение к культуре и традициям  Волгоградской области,  стремление сохранять национальные ценности.

Познавательное развитие

Приобщать  детей к истории Волгограда и области.  Формировать представления о традиционной культуре родного края через ознакомление с природой.

Речевое развитие

Развивать  речь, мышление через знакомство с культурой родного края.

Художественно-эстетическое

развитие

Приобщать  детей  дошкольного возраста к музыкальному творчеству родного края; воспитывать  любовь в родной земле через слушание музыки, разучивание песен, хороводов, традиций казачьего края.

Формировать практические умения по приобщению детей  дошкольного возраста к различным народным декоративно-прикладным видам деятельности.

Физическое развитие

Развивать эмоциональную свободу, физическую  выносливость, смекалку, ловкость через традиционные игры и забавы родного края.

4.2  Парциальная программа «Рабочая программа совместной деятельности с детьми дошкольного возраста с 3 лет до прекращения образовательных отношений «Дорога без опасностей»». Данная программа разработана на основе программы Т.И. Даниловой «Светофор»: обучение детей дошкольного возраста, издательство «Детство-пресс», 2016 год.

Данная программа предназначена для обучения Правилам дорожного движения и правилам безопасного поведения на дорогах детей дошкольного возраста с 3 до 7 лет.

Концепция программы – воспитание законопослушного гражданина с раннего детства, формирование навыков безопасного поведения на дорогах.

Актуальность и практическая значимость формирования у детей навыков безопасного поведения на дорогах несомненна. Статистика утверждает, что среди жертв ДТП много детей дошкольного и младшего школьного возраста. Приводят к этому элементарное незнание основ Правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к обучению детей безопасному поведению на дорогах.

Общество платит слишком большую цену – жизнь и здоровье своих детей, поэтому перед нами стоит важная задача – уберечь детей от дорожно-транспортных происшествий, научить их безопасному поведению на дороге.

Неблагополучная обстановка складывается на дорогах Волгоградской области.

Детский дорожно-транспортный травматизм может негативно сказаться на

неблагоприятной демографической ситуации. Учитывая динамику детского травматизма, увеличение плотности транспортных потоков, низкое качество обучения детей безопасному поведению на дорогах, можно

прогнозировать рост дорожно-транспортных происшествий с участием детей, увеличение числа погибших и раненых. Избежать опасности можно лишь обучая детей правилам безопасного поведения на улице и дорогах с самого раннего детства.

Таким образом, необходимость разработки и реализации Программы обусловлена следующими причинами:

- отсутствие в образовательных учреждениях отдельного предмета по изучению Правил дорожного движения;

- слабая материальная и методическая база для преподавания предмета;

- отсутствие подготовленных педагогических кадров в образовательных учреждениях по обучению детей правилам безопасного поведения на дорогах.

Данная программа имеет цель: формирование у детей дошкольного возраста устойчивых навыков безопасного поведения на дорогах.

В ходе её достижения решаются задачи:

1. Создание условий для изучения детьми ПДД:

-создание развивающей среды;

-подготовка воспитателей для преподавания ПДД;

2. Выработка у детей мотивации в овладении знаниями по ПДД;

3. Привлечение родителей для совместной работы по обучению детей безопасному

поведению на дорогах.

4.3 Особенности взаимодействия с семьями воспитанников.

Реализация программы в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия с семьей. Совместные мероприятия способствуют установлению доверительных отношений с родителями, что оказывает положительное влияние на состояние педагогического процесса. 

Среднюю группу посещает 26детей, из них 15 мальчиков и 11 девочек

Социальная характеристика семей средней группы

Кол-во

семей

Молодые

семьи до

30 лет

Семьи с

30 до 40

лет

Семьи с

40 до 45

лет

Неполные

семьи

Неблаго-

получные

семьи

Асоциаль-

ные

семьи

26

6

20

0

2

-

-

Характеристика семей

Кол-во

семей

Многодетные

семьи

Малообеспе-ченные

семьи

Остронуждаю-щиеся

семьи

домохозяек

26

1

-

-

3

Уровень образования родителей

Среднее

Среднее специальное

Высшее

9

25

20

Количество детей в семье

Кол-во семей

Один ребёнок

Двое детей

Трое и больше

26

8

17

1

      Цель работы – сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.

      Задачи взаимодействия   с семьями:

  • Познакомить родителей с особенностями развития ребенка пятого года жизни, приоритетными задачами его физического и психического развития.
  • Поддерживать интерес родителей к развитию собственного ребенка, умения оценить особенности его социального, познавательного развития, видеть его индивидуальность.
  • Ориентировать родителей на совместное с педагогом приобщение ребенка к здоровому образу жизни, развитие умений выполнять правила безопасного поведения дома, на улице, на природе.
  • Побуждать родителей развивать доброжелательные отношения ребенка к взрослым и сверстникам, заботу, внимание, эмоциональную отзывчивость по отношению к близким, культуру поведения и общения.
  • Показать родителям возможности речевого развития ребенка в семье (игры, темы разговоров, детских рассказов), развития умения сравнивать, группировать, развития его кругозора.
  • Включать родителей в игровое общение с ребенком, помочь им построить партнерские отношения с ребенком в игре, создать игровую среду для дошкольника дома. Помочь родителям развивать детское воображение и творчество в игровой, речевой, художественной деятельности.
  • Совместно с родителями развивать положительное отношение ребенка к себе, уверенность в своих силах, стремление к самостоятельности.

Основные формы  взаимодействия с семьей:

  • знакомство с семьей (встречи-знакомства, анкетирование родителей);
  • информирование о ходе образовательного процесса (индивидуальные и групповые консультации, родительские собрания, оформление информационных стендов, организация выставок детского творчества, приглашение родителей на детские концерты и праздники, создание памяток, сайт ДОУ);
  • образование родителей (организация лекций, семинаров, мастер- классов, тренингов, создание библиотечки для родителей в группах);
  • совместная деятельность (привлечение родителей к участию в прогулках,

конкурсах, субботниках, в детской исследовательской и проектной деятельности).

Приложения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексно-тематическое планирование к рабочей программе старшего дошкольного возраста для детей шестого года жизни.

Комплексно-тематическое планирование по всем областям, влючая формируемую часть и методическое обеспечение....

Рабочая программа. Старший дошкольный возраст.

Рабочая прграмма педагога для старшего дошкольного возраста...

Рабочая программа старшего дошкольного возраста

Рабочая программа для воспитателей старшей группы...

Рабочая программа старшего дошкольного возраста

Рабочая программа старшей группы № 9 (5-6лет) на 2016-2017 учебный год срок реализации программы 1 год Составлена на основе примерной основной образо...

Рабочая программа старшего дошкольного возраста

Материал для воспитателей старших группп...

Рабочая программа старший дошкольный возраст

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАСТАРШЕЙ ГРУППЫ «ЖАР-ПТИЦА»НА 2017-2018 УЧЕБНЫЙ ГОД...

Рабочая программа старший дошкольный возраст 5-6 лет

Рабочая программа старший дошкольный возраст 5-6 лет...