Инновационный проект «Детская журналистика».
проект

Евтушок Анжела Асланбековна

Инновационный проект «Детская журналистика».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл inn._proekt_detskaya_zhurnalistika.docx29.95 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное  дошкольное  образовательное  учреждение

«Детский  сад  общеразвивающего  вида  с  приоритетным  осуществлением  познавательно-речевого  развития  воспитанников № 25 «Солнышко»  села  Покойного  Буденновского  района»

Инновационный проект «Детская журналистика».

 В старшей группе «Пчелки»

Воспитатель Евтушок А.А.

«Дар слова важнейший дар дающий возможность постигнуть радость познания и общения» К.У. Ушинский

 Девиз: « Умение  слушать – желание говорить» - как средство повышения познавательного, речевого и интеллектуально-творческого потенциала дошкольника.

Направление: «Повышение качества образовательного процесса в МДОУ в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Тип проекта:  практико-ориентированный познавательный творческий открытый.

 Место реализации проекта: МДОУ д/с № 25 «Солнышко» и социальные партнеры по договору

 Участники проекта: дети 5-6 лет воспитатели родители, социальные пратнеры

Срок реализации проекта: долгосрочный  

 Ключевые слова: проектная технология, медиа-образование, детская журналистика, речевое развитие, социальное партнерство,  СМИ.

 Основная идея:  повышение  качества оказываемых образовательных услуг через освоение инновационной педагогической технологии "Детская журналистика" для организации совместной познавательно-созидательной творческой деятельности детей, педагогов и родителей в форме детской газеты "Светлица" и детского телевидения «Детские вести - как прошел мой день» в организации пространства общения "Пресс-центр" направленного на развитие речевой и коммуникативной компетентности воспитанников; в установлении социального пространства с редакцией журнала " НЯНЯ -РФ" с целью публикаций сочиненных детьми произведений: сказок, рассказов, а также интересных репортажей о событиях садовской жизни.

     В внедрении нового подхода методического руководства проектной деятельностью: "Аналитико-коррекционное взаимодействие «направленного на повышение профессионального саморазвития педагогов; в интенсивном вовлечении родителей воспитанников в орбиту воспитательно-образовательной деятельности для развития навыков коммуникативного взаимодействия и творческих способностей детей.

       Актуальность проблемы определяется уникальной ролью, которую играет развитие речи в становлении личности ребенка дошкольника. Диалог со сверстником - новая увлекательная область педагогики сотрудничества, педагогики саморазвития, ведь именно в процессе диалога дети получают опыт равенства в общении, учатся излагать свои мысли, рассуждать, высказывать предложения и пожелания. Проблема развития речевой и коммуникативной компетентности воспитанников остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста. Общение является необходимым условием формирования личности, еѐ сознания и самосознания: это главнейший фактор психического и речевого развития ребенка: - Как эффективно использовать различные виды детской деятельности для развития навыков коммуникативного и личностного взаимодействия детей друг с другом, взрослыми и социумом? - Как поддерживать изначально заложенную в ребенке потребность в общении? - Какова роль общения в развитии личности ребенка?

      Ответы на эти вопросы, творческий коллектив детского сада нашел в модернизации содержания образовательной работы с воспитанниками включение комплекса эффективных педагогических технологий. Одной из таких технологий выступает Детская Журналистика. Обращение к "Детской журналистике" наполнит новым содержанием привычную среду развития ребенка, приобщит дошкольников к миру Медиа, будет эффективным фактором развития их познавательных интересов, так как наш детский сад работает по приоритетному направлению познавательно-речевому развитию воспитанников. Таким образом, актуальность проблемы определяется рядом факторов, среди которых:

     1. Необходимость создания новой модели организации образовательного процесса, соответствующей ФГОС дошкольного образования, что позволит значительно повысить качество образовательных услуг.

     2. Социальный заказ современного общества на личность дошкольника, обладающего высоким уровнем познавательной и коммуникативной компетентности.

     3. Потребность в дальнейшем выявлении эффективных методов и средств в познавательном, социально - коммуникативном развитии дошкольников.

     4. «Детская журналистика» как средство ранней профориентации воспитанников». Одной из важнейших составляющих процесса социализации ребенка - является его профессиональное самоопределение процесс сознательного и самостоятельного выбора своего профессионального пути.

    Профессиональное самоопределение это не единовременное событие, а дело всей жизни человека, и начинается оно ещё в дошкольном детстве. Периоду дошкольного детства соответствует этап формирования конкретно-наглядных представлений о мире профессий, на основании которых будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания. Следовательно, очень важно, как можно раньше создать максимально разнообразную мозаику впечатлений о мире профессий, чтобы затем, ребенок мог анализировать профессиональную сферу более осмысленно и чувствовать себя более уверенно.

 Новизна проекта : Развитие социального партнерства: Заключение договора о сотрудничестве с редакцией журнала "НЯНЯ -РФ", «Вестник Прикумья» для публикации детских «Проб пера». Взаимодействие с родительской общественностью для обеспечения непрерывного процесса развития речевой и коммуникативной компетентности воспитанников. Поддержание детской инициативы и самостоятельной деятельности посредством внедрения технологии "Детская журналистика" построенной на принципах развивающего обучения и интеграции образовательных областей: дошкольники в процессе журналистской деятельности получают новый познавательный опыт; Активное использование информационных компьютерных технологий: электронные рассылки детских газет родительскому сообществу, онлайн трансляции детской передачи «Детские вести». Создание инновационной предметно-развивающей среды в условиях ФГОС, обеспечивающая полноценное развитие личности ребенка. Знакомство с профессиями взрослого мира.

       Диалог, творчество, познание, саморазвитие - фундаментальные составляющие проекта.

Цель проекта: Освоение новой педагогической технологии "Детская журналистика" для повышения качества образовательного процесса по развитию речевой и коммуникативной компетентности воспитанников в соответствии с государственной политикой в области образования и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Целевые образовательные стандарты: На основе общеобразовательной программы «От рождения до школы»;  Основная общеобразовательная Программа ДОУ; Принципы обучения: Индивидуализация и дифференциация. Организация образовательного процесса: Обеспечение игровой, познавательной, исследовательской и творческой активности всех воспитанников. Планируемый результат: - ежемесячные выпуски Детского журнала «Светлица» и детской передачи «Детские Вести – как я провел день»

Задачи проекта:

1. Повысить качество образовательного процесса по речевому и социально - коммуникативному развитию детей дошкольного возраста через внедрение передовой педагогической технологии: "Детская журналистика".

2. Овладение связной диалогической и монологической речью как обязательной составляющей успешного общения через изучение основ профессии журналиста.

 3. Апробация и внедрение современных подходов к моделированию образовательной развивающей среды для развития коммуникативных навыков и творческого потенциала каждого ребенка в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

4. Создание у дошкольников чувства принадлежности к группе, формирование умения сотрудничать со взрослыми и сверстниками, развитие положительных эмоций от общего, творческого дела.

5. Обобщение и распространение инновационного опыта работы дошкольного образовательного учреждения по внедрению педагогической технологии: "Детская журналистика" в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

 Этапы проекта и Технология организации Проекта: Детская Журналистика

1 этап «Мы- исследователи».

 Цель: расширение представлений детей о средствах массовой информации, о роли газет, журналов и детских передач в жизни людей, формирование начальных представлений о профессиях, связанных с журналистикой. Знакомство с таким понятиями, как «Журнал» и «Газета», «Телевидение». История создания газеты и журнала, телевидения. Целенаправленное рассматривание и изучение знакомство с профессией «Фоторепортера». Знакомство с историей создания Фотоаппаратов Знакомство с профессиями: «Журналист», «Редактор», «Диктор», «Оператор» «Художник - оформитель»

2 этап «Говорим правильно»

 Цель: развитие коммуникативных навыков, изучение азов риторики, знакомство с такими понятиями, как мелодика речи, темп речи, тембр голоса, совершенствование умений владения монологической и диалогической формами речи. Нетрадиционные и традиционные методы и приемы: Наглядное Моделирование Мнемотехника Прием «Интервьюирование» Прием «Изосказка» Развитие дикции: темпа и силы голоса средством использования различных форм фольклора: Скороговорки, потешки.

3 этап «Интервьюирование» 

 В работе по обучению приему «Интервьюирование» применение  метода «Мнемотехника», что в переводе означает «искусство запоминания». Прием, заметно облегчает овладение детьми, связной речью, кроме того, наличие зрительного плана схемы делает диалог четким, связным и последовательным, обеспечивая эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, а это имеет приоритетное значение для полноценной подготовки к школе.

 Вход в Диалог; Приветствие; Цель Интервью Рассказ о работе; О профессии Рабочие инструменты, Отношение к профессии, Выход из Диалога и Прощание.

4 этап «Деятельный» - Пресс- Фантазеры, Социологи  и Краеведы.

Цель: раскрытие творческих способностей детей умение работать в команде над созданием Детского журнала. Исследователи, Художники, Корреспонденты

Предметно-развивающая среда Пресс-центра Микрофон: Атрибуты журналиста Блокнот Камера Фотоаппарат Диктофон.

Модель работы: Юных Корреспондентов - посещают интересные мероприятия ДОУ: утренники, праздники, развлечения. Интересные события в селе, возможно даже в Будённовском округе. Обрабатывают письма пришедшие в Детскую редакцию. Берут интервью. Сочиняют свои статьи: Художественно оформляют Детскую страничку в журнале «Светлица».

Коммуникативная деятельность: Интервьюирование. Рассказ воспитателя. Восприятие художественной литературы. Беседы. Дидактические игры. Настольно-печатные игры. Викторины.

Основные виды Детской Деятельности Пресс-центра: Сюжетно-ролевые игры: «Мы журналисты» «Редакция газеты» Игровая Деятельность: Пресс-коференция «Сто вопросов взрослому» Программа «Вечерние новости» Программа: «Телемост»; Изобразительная деятельность - рисование иллюстраций; Конструирование коллажа; Аппликация.

Алгоритм работы по моделированию Детского Пресс-центра- Изучение требований к предметно-развивающей среде в соответствии с ФГОС. Анализ Медиа-развивающей среды в группах ДОУ. Выделение основных центров «Пресс-центра», Выделение филиалов Детского Пресс центра в группах Составление перечня необходимых оборудования

Механизм управления проектом: Внедрение новой эффективной формы управления, основанной на построении методического руководства социально-коммуникативным развитием дошкольников: «аналитико-коррекционное взаимодействие» с педагогами.

 1. Отбор проектов: по составу участников, целевой установке, тематике, срокам реализации.

2. Планирование: назначение руководителей проектов, определение сроков реализации, определение участников проекта, подбор ресурсного обеспечения проекта.

3. Управление творческая группа является генератором проектных идей, обеспечивает взаимодействие с руководителями проектов. Отбор проектов, планирование, управление, мониторинг, перспектива.

Перспектива развития: Сотрудничество с редакцией журнала для публикации детских «Шедевров» Создание рукописной книги: «Мой любимый детский Сад». Реализации детских фантазий. Внедрение Музейной педагогики.

    Внутренние перспективы развития проекта: Повышение культуры общения всех участников проекта. Создание инновационной модели предметно-развивающей медиа среды "Пресс-центр юных журналистов". Повышение профессиональной компетентности педагогов образовательной организации по речевому развитию; Обеспечение конкурентоспособности учреждения в условиях рынка, создание пространства по речевому и познавательному развитию дошкольника.

 Внешние перспективы развития проекта: Предполагается повышение уровня удовлетворенности родителей качеством образовательных услуг по речевому развитию дошкольников. Открытость и доступность воспитательно-образовательного процесса в нашем ДОУ. Предполагается дальнейшее сотрудничество с редакцией газеты « НЯНЯ - РФ» с целью обобщения опыта через публикации в городских, печатных и электронных изданиях. Предлагается трансляция опыта и результатов инновационной деятельности по внедрению технологии «Детская Журналистика» на другие образовательные учреждения через систему вебинаров, мастер-классов.

Образовательный маршрут реализации творческого проекта: «Юный журналист»

Знакомство детей с творческими профессиями (поэт, музыкант, журналист, писатель) Портрет журналиста. Образовательное взаимодействие педагога с детьми в различных видах детской деятельности.

 ТЕМЫ НАПРАВЛЕНИЙ  ПРОЕКТА:

Познавательная деятельность: «Журналист профессия творческая»; Что я знаю о профессии журналиста?» О чем можно узнать по заголовку?» Игровая деятельность: Проведение коммуникативных игр: «Продолжи предложение», «Измени слово», «Исправь ошибку», «Какой? Какая? Какие?», «Дай описание», «Подбери сравнение», «Скажи грамотно» Восприятие художественной литературы Чтение произведений о разных творческих профессиях Заучивание стихотворений, загадок, крылатых высказываний Конструирование из различных материалов Изготовление поделок, атрибутов из бросового материала для сюжетно-ролевой игры : «Юные журналисты».

 Организация предметно-развивающей среды Подбор иллюстраций, детских книг Детские компьютеры, детские кинокамеры, детские фотоаппараты блокноты, карандаши, нагрудные знаки, кепки с символикой, косынки галстуки, микрофоны. Самостоятельная детская деятельность Оборудование и атрибутика к игре «Мы журналисты» Взаимодействие с семьей воспитанника Рекомендации по семейному чтению Анкетирование родителей с целью выявления знаний по теме проекта. Итоговое мероприятие Литературный вечер «Кем быть?» (с участием родителей)

По страницам Детских журналов История создания газеты, книги, журнала. Современные детские издания. Итоговое мероприятие. Образовательное взаимодействие педагога с детьми в различных видах детской деятельности.

Познавательная деятельность: «Как появился журнал и газета»; «Детские журналы: «Мурзилка» «Веселые картинки», «Саша и Маша» Что мы можем узнать о журнале, рассматривая обложку? (название, номер, год, для кого предназначен) Исследовательская деятельность Знакомство с разными свойствами бумаги. Какую бумагу надо взять для производства журнала и почему? Обследование журнала (из каких частей состоит.) Восприятие художественной литературы Скороговорки, поговорки о журналах, книгах и газетах. Конструирование из различных материалов. Изготовление макета Журнала о природе и отходах (четыре уровня отходов).

 Организация предметно-развивающей среды. Подбор детских журналов и газет Детские компьютеры, детские кинокамеры, детские фотоаппараты блокноты, карандаши, нагрудные знаки, кепки с символикой, косынки, галстуки, микрофоны. Самостоятельная детская деятельность Оборудование и атрибутика к сюжетно-ролевым играм «Фотосалон», «Звукооператор» «Библиотека». Литературная викторина «Произведения, опубликованные в детских журналах». Взаимодействие с семьей воспитанника. Творческий марафон семейных газет в рамках тематических недель. Составление кроссворда по названиям детских журналов и газет. Образовательное взаимодействие педагога с детьми в различных видах детской деятельности Организация предметно-развивающей среды Взаимодействие с семьей воспитанника.

Газетные жары на языке дошкольников: Что такое интервью? Статья? Письмо? Публикация? Познавательная деятельность: «Что такое интервью»; Письмо от Незнайки «О чем можно узнать по заголовку?» Детский тренинг «Лучший вопрос» «Пересказ по кругу» «Детектив» «Ключевое слово»: Коммуникативные игры: «Интервью по мнемо-таблице», «Дай описание», «Подбери сравнение», «Скажи грамотно» «Испорченный телефон» Восприятие художественной литературы. Чтение разных газетных жанров Заучивание стихотворений, загадок, скороговорок Моделирование Макета детского журнала» Оформление газеты «Детские Вести». Подбор иллюстраций к материалу. Техника фотографий. Подбор иллюстраций, детских журналов и газет. Детские компьютеры, детские кинокамеры, детские фотоаппараты блокноты, карандаши, нагрудные знаки, кепки с символикой, косынки- галстуки, микрофоны. Домашняя игротека «Игры по журналистике». Встречи с представителями различных профессий. Участие в сборе материалов для мини-музея. Итоговое мероприятие Самостоятельная детская деятельность. Развитие дикции: темпа и силы голоса Посредством использования различных форм фольклора: Скороговорки и потешки Театрализованная постановка «Жизнь Юного корреспондента»

  Выбираем рубрики  для детского журнала «Зоркий репортер» «Фантазеры» «Страна Литературия». «Хочу все знать» «Мой город» «Наблюдая, размышляем». Итоговое мероприятие Образовательное взаимодействие педагога с детьми в различных видах детской деятельности Декабрь Познавательная деятельность: «Что такое рубрика в газете»; Рубрику ведет писатель «О чем можно узнать по названию рубрики?» Коммуникативные игры: «Угадай рубрику по содержанию», «Что ты знаешь о родном городе», «Заметка: Скоро в школу» «Письмо ругу» художественной литературы Чтение и рассматривание иллюстраций газетных рубрик Заучивание стихотворений, загадок, скороговорок Изобразительная деятельность» Рисование сюжета для рубрики «Детский сад» Подбор иллюстраций к материалу. Техника фотографий. Режиссѐрская игра «Говорит и показывает Солнышко» (совместно с детьми). Самостоятельная детская деятельность Оборудование и атрибутика Центра «Юный журналист» Игры в центрах «Социологи» «Фантазеры» Развлечение «Создание журнала для жителей нашего села» (с участием родителей). Взаимодействие с семьей воспитанника Художественная мастерская: участие в оформлении рубрик на темы ; «Правила пожарной безопасности», «Природа нашего города», «Город будущего


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Детская журналистика, как средство формирования исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста".

Правильно организованная исследовательская журналистская деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоят...

Информационно-познавательный проект "Детская журналистика, как средство формирования исследовательских умений и навыков у детей старшего дошкольного возраста"

Одной из самых актуальных проблем современности является развитие исследовательских умений и навыков дошкольников, их  интеллектуально-творческого потенциала. Уникальность  проекта в том, чт...

Практико-ориентированный проект «Детская журналистика как средство социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста с ТНР»

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждениегорода Новосибирска «Детский сад № 271 компенсирующего вида»   Октябрьский район,630083, г.Новосибирск, ул.Обская, 96т/ф 2694...

Проект "Детская журналистика как средство развития социализации и коммуникативных навыков дошкольника"

Я начала этот проект с желанием, чтоб мои воспитанники пошли в школу с навыками сотрудничества, чтоб они умели находить выход из проблемных ситуаций, чтоб они умели работать по определенным прави...

Проект "Детская журналистика"

Основной идеей данного проекта является формирование  нравственных качеств маленького человека, дошкольника, развитие его познавательного интереса, социально – коммуникативной  компете...

Проект Детская журналистика «Светлячковые истории», Детское телевидение «Светлячок ТV»

Ознакомление воспитанников с социальным миром, а именно знакомству с телевидением как неотъемлемой частью сегодняшней жизни, развитие связной речи, в том числе диалогической, коммуникативных...

«Поддержка талантливых детей дошкольного возраста средствами инновационной технологии «детская журналистика»

Мы живем в стремительно меняющемся мире,в эпоху интернета, мобильной связи и цифрового телевидения.Информационные технологии дают нам новые возможности. В своей работе, я обратилась к занятному, на мо...