Лэпбук как инновационный подход в развитии и воспитании детей с ОВЗ.
статья

Рыжкова Юлия Викторовна

Лэпбук  - это уникальный инструмент в развитии детей, сделанный детьми вручную , совместно с педагогом или родителями. От постоянного контакта с ним, ребенок быстрее и продуктивнее усваивает материал (особенно если воспитанник визуал), осмысливает содержание папки, участвуя в исследовательской работе, в поиске, анализе и сортировке нужной информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lepbuk_kak_innovatsionnyy_podhod_v_razvitii_i_vospitanii.docx19.99 КБ

Предварительный просмотр:

Лэпбук как инновационный подход в развитии и воспитании

детей с ОВЗ.

Проблема формирования познавательной активности детей очень актуальна в современном дошкольном образовании. У детей недостаточно сформирована потребность в самостоятельном познании окружающей действительности. В связи с этим, педагогам необходимо искать новые средства развития, которые помогали бы развивать и воспитывать у детей познавательный интерес. Так, одним из инновационных средств реализации личностно-ориентированного подхода в развитии детей является использование лэпбука.

Лэпбук  - это уникальный инструмент в развитии детей, сделанный вручную, совместно с педагогом или родителями. От постоянного контакта с ним, ребенок быстрее и продуктивнее усваивает материал (особенно если воспитанник визуал), осмысливает содержание папки, участвуя в исследовательской работе, в поиске, анализе и сортировке нужной информации.

Развитие и воспитание с помощью лэпбука подходит разной  категории детей с ОВЗ, несмотря на то, что контингент детей неоднороден по степени выраженности дефектов и по уровню сохранности тех или иных функций. Включенность детей с ОВЗ в игру с лэпбуком позволяет расширить кругозор, обогатить жизненный опыт, способствовать речевому развитию, восполнить недостаток общения.

Обязательным условием развития дошкольников с ОВЗ является формирование социальных навыков общения - взаимодействие с другими детьми в микрогруппах. Особенно, такое взаимодействие необходимо, детям стеснительным и необщительным, которым тяжело находить контакт с другими сверстниками. Деятельность детей с лэпбуком мотивирует воспитанников к сотрудничеству в таких группах через организацию игровой, проектной и исследовательской деятельности. Кроме того, работа с такой тематической папкой соответствует организации партнерской деятельности взрослого с детьми. Взаимодействуя с педагогом и сверстниками, дети с ОВЗ учатся действовать по подражанию, показу, образцу, словесной инструкции. Грамотное и продуманное содержание лэпбука позволяет педагогу осуществлять свою работу с учетом психофизических возможностей и индивидуальных особенностей каждого ребенка с ОВЗ.

Так, учитывая быструю утомляемость детей с особыми возможностями здоровья, задания следует планировать рассчитанные на быстрое выполнение, не требующей длительной концентрации внимания, на доступном материале, чтобы ребенок мог увидеть результат своей работы.

Отмечая низкий исходный уровень развития детей  с ОВЗ и замедленный темп усвоения изучаемого материала, очевидным становится еще такой плюс применения лэпбука, как  знакомство с новым материалом на доступном для воспитанников уровне, возможность строить образовательную деятельность на близком и понятном детям материале, максимально охватывая тот круг явлений, с которыми они сталкиваются.

Активизировать речевое общение, способствовать обогащению словарного запаса позволяет  художественный, литературный материал, собранные в лэпбуке загадки, потешки и другие произведения устного народного творчества. Чтение, заучивание такого материала имеет коррекционную направленность, так как стимулирует овладение детьми словесной речью, развитие языковой способности, речевой деятельности.

Для образовательных и воспитательных целей, тематической папкой могут пользоваться как педагоги, так и родители. Успешность процесса развития и воспитания детей с ОВЗ в условиях детского сада во многом зависит от вовлечения в него родителей дошкольников. Семья вместе с педагогам создает важнейший комплекс факторов развивающей среды, который определяет успешность всего учебно-воспитательного процесса. Сотрудничество педагога с родителями позволяет вовлечь пап и мам не только в процесс создания лэпбука, но и в сам процесс развития и познания собственного ребенка.

Таким образом, можно сделать вывод, что лэпбук — это собирательный образ книги, который направлен на развитие у детей познавательного интереса, на расширение кругозора, творческого потенциала, на формирование навыков, необходимых  для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы.

Все лучшие человеческие качества сами собой развиваются там, где есть творческое отношение к жизни. Коллектив, особенно детский, не может развиваться, если в нем нет постоянного творческого взаимодействия детей и взрослых. Не стоит бояться перемен, нужно просто все разложить по кармашкам, полочкам, определить цель, выстроить систему и действовать!

Список литературы

1.Блохина Е.Лиханова Т. «Лэпбук- накопленная книга» Журнал. «Обруч» 2015

2. Гатовская, Д. А. Лэпбук как средство обучения в условиях ФГОС [Текст] / Д. А. Гатовская // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.): Изд-во Меркурий, 2015. - С. 162-164.

3.  Емельянова, И.Д.,  Маркова, С.В. Специфика работы с детьми с ОВЗ

в группах комбинированной направленности ДОО [Текст] / И.Д. Емельянова, С.В. Маркова // Дошкольное воспитание. - 2016.-. N'11.с.77

4. Копилка уроков [Электронный ресурс] / сайт для учителей; Лэпбук как вид совместной деятельности взрослого и детей. - Режим доступа: http://kopilkaurokov.ru ru. свободный

5. Лэпбуки. Это интересно [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.tavika.ru. свободный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ритмопластика, как инновационный подход в системе физического воспитания детей с нарушением слуха

Ритмопластика, как инновационный подход в системе физического воспитания детей с нарушением слуха...

Инновационные подходы к развитию физической подготовленности детей дошкольного возраста со зрительной недостаточнотью

Здоровье человека во многом определяется уровнем физического развития и функциональных возможностей организма, основы которых закладываются в детском возрасте. Поэтому забота о здоровье ребенка стала ...

ИННОВАЦИОННЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДОУ В РАМКАХ ФГОС.

выступление на педсовете о методах ,применяемых мною в работе с детьми раннего возраста по развитию речи....

Плахотнюк В.И. Доклад «Инновационные подходы в развитии познавательной активности детей раннего и младшего дошкольного возраста»

Инновационные подходы в организации познавательно – исследовательской деятельности с детьми раннего дошкольного возраста.Подготовила воспитатель первой категории Плахотнюк Валентина Ивановна МАД...

Консультация : « Создание условий для реализации индивидуально-личностного подхода в развитии и воспитании детей дошкольного возраста»

Индивидуализация образовательного процесса и индивидуальный подход в профессиональной деятельности педагога в доу...

Консультация : « Создание условий для реализации индивидуально-личностного подхода в развитии и воспитании детей дошкольного возраста»

Индивидуальный подход – это работа педагога с детьми с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка, он имеет большое значение для формирования  личности ребенка, он пронизывает...

«Инновационные подходы в развитии познавательной активности детей»

Доклад на тему: "Инновационные подходы в развитии познавательной активности детей"...