«Инновационные подходы в развитии познавательной активности детей»
материал (старшая группа)

Прончатова Людмила Викторовна

Доклад на тему: "Инновационные подходы в развитии познавательной активности детей"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx38.15 КБ

Предварительный просмотр:

                     МДОБУ «Кемлянский детский сад комбинированного вида»

Ичалковского муниципального района

 

Доклад на тему:

 «Инновационные подходы в развитии познавательной активности детей»

Подготовила воспитатель: Прончатова Людмила Викторовна

Кемля 2021г.

В настоящее время перед образованием встает задача воспитать не только творческого, всесторонне развитого человека, но и гибко ориентирующегося в постоянно меняющейся действительности, готового осваивать принципиально новые области и виды деятельности. В связи с этим особое место занимает проблема изучения и развития познавательной активности.

Стандарт предъявляет к личности ребенка определенные требования: умение самостоятельно разбираться в изменяющейся ситуации, уметь анализировать, сравнивать, прогнозировать нежелательные события и моделировать целесообразный, адекватный ситуации стиль поведения.

Становление новой системы образования требует существенных изменений в педагогической теории и практике дошкольных образовательных организаций, совершенствования педагогических технологий. Основу деятельности всех субъектов педагогического процесса составляет модель «Я сам учусь, а не меня учат», поэтому необходимо владеть целым арсеналом педагогических технологий, позволяющих стимулировать познавательную активность ребенка. Кроме этого, педагог должен гибко реагировать на возникающие изменения в содержании образования, адаптировать его с учётом возникающих и постоянно меняющихся познавательных интересов детей.

Развитие дошкольного образования, переход на новый качественный уровень не может осуществляться без применения инноваций.

Известно, что познавательная активность детей дошкольного возраста развивается из потребности в новых впечатлениях, которая присуща каждому человеку от рождения. На основе этой потребности, в процессе познавательной деятельности, у ребенка формируется стремление узнать и открыть для себя как можно больше нового. Проблема развития познавательной активности рассматривалась в различных трудах педагогов и психологов. Я.А. Каменский, К.Д. Ушинский, Д. Локк, Ж.Ж. Руссо определяли познавательную активность как естественное стремление дошкольников к познанию. А.К. Маркова, В.П. Лозовая, Ж.Н Тельнова, Г.И Щукина и другие изучали особенности познавательной деятельности и способы ее активизации.

Термин «познавательная активность» разные ученые понимают по- разному.

Г.И. Щукина определяет «познавательную активность» как качество личности, которое включает стремление ребенка к познанию, выражает интеллектуальный отклик на процесс познания.

Э.А. Красновский дает познавательной активности совершенно особое определение: «проявление всех сторон личности дошкольника: это и интерес к новому, стремление к успеху, радость познания».

В качестве факторов, влияющих на формирование познавательной активности ребенка можно выделить:

  • общение
  • потребность в новых впечатлениях
  • общий уровень развития активности

Среди множества современных педагогических инноваций можно выделить:

  1. Личностно-ориентированные технологии.

Основная цель данной технологии - обеспечение комфортных и безопасных условий развития воспитанника. Личность ребенка ставится в центр всей системы дошкольного образования.

2.Технология проблемного обучения.

Создание ситуаций проблемного характера. Подобные ситуации затруднения помогают пробудить интерес у младших дошкольников, готовность самостоятельно искать правильные решения. Например: показываю иллюстрации машины с квадратными колесами и задаю вопрос «Почему машина не едет?». Подобные задачи помогают пробудить у воспитанников инициативу, самостоятельность, сообразительность, готовность искать правильные решения, развивают интерес к познавательной деятельности.

             3.Игровые технологии.

      Главная цель - создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от уровня развития воспитанников. Играя, ребёнок приобретает умение действовать на основе различения формы, величины, цвета предметов, овладевает разнообразными новыми движениями, действиями. Своеобразное обучение элементарным знаниям и умениям осуществляется в формах увлекательных, доступных ребёнку.                            1.Поэтому в своей педагогической деятельности  мы используем развивающие игры блоки  Дьенеша Игры с блоками доступны, на  наглядной основе  знакомят детей с формой, цветом, размером и толщиной объектов, с математическими представлениями и начальными знаниями по информатике. Развивают у детей мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация, обобщение), логическое мышление, творческие способности и познавательные процессы (восприятие, память, внимание и воображение). Играя с блоками Дьенеша, ребенок выполняет разнообразные предметные действия (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение и др.). Блоки Дьенеша предназначены для детей от двух лет.                                                                                                Игры с блоками Дьенеша способствуют развитию речи: малыш вынужден строить высказывания с союзами "и", "или", частицей "не" и др., кроме этого блоки Дьенеша  расширяют речевой запас (активный и пассивный) за счет слов : круг квадрат, треугольник, прямоугольник, красный, желтый  и т.п., ; выражений «все красные, все круглые синие,  такой же прямоугольный синий и т.д.»

 2. Лэпбук – ещё одна инновационная форма работы с детьми. Лэпбук – это самодельная интерактивная папка с кармашками, вкладышами, окошками, которые дети могут передвигать, открывать, складывать, изучать и дополнять самостоятельно. В лэпбук собирается материал по определённой теме и дети в игровой форме получают незаметно для себя новые знания.

Лэпбук – это наглядно – практический метод обучения,  определённый этап самостоятельной или совместной исследовательской, познавательной деятельности детей, которую дети проделывают в ходе изучения определённой темы.

3.Кубики Никитина . Методика Никитина предполагает разные варианты кубиков и игр: «Сложи узор», «Сложи квадрат», «Кубики для всех», «Кирпичики», и другие. Задания отличаются друг от друга по сложности. Мы опробовали и усвоили, пока, кубики Никитина, или их называют пазлы Никитина «Сложи узор».Это самый простой вариант – набор из 16 кубиков и альбомы с заданиями. Кубики развивают воображение, цветовое восприятие, способность комбинировать, мыслительные операции сравнения, анализа и синтеза.

игра «Геоконд» Воскобовича, которая формирует у детей умение ориентироваться на плоскости, развивает сенсорику, мелкую моторику, фантазию, логику, совершенствует интеллект, развивает творческие способности детей. Согласно определённым заданиям, дети натягивают резинки на гвоздики так, чтобы получился силуэт геометрической фигуры, цифры или другого задуманного изображения.

Бизиборд – развивающая доска. Именно такую доску придумала Мария Монтессори. Напомню, что основной её метод – самостоятельность детей – ключ к их развитию.

Бизиборд предназначен для формирования умений и навыков открывания и закрывания различных замков и задвижек. Многократно открывая и закрывая замочки, ребенок каждый раз испытывает радость, когда ему удается справиться с механизмом. Работа с модулем совершенствует зрительно-моторную координацию, формирует причинно-следственные связи, нормализует эмоционально-волевую сферу ребенка.

Доска поможет малышам развить мелкую моторику, координацию движения, внимание, фантазию, усидчивость, творческое и логическое мышление, помощь в освоении бытовой деятельности, что способствует развитию самостоятельности малышей. Преследуя цель развития детской мелкой моторики, на корпус доски накладывают материалы различной фактуры. Маленькие пальчики будут ощупывать резиновые шарики, пластмассовые колёсики, фетр, кусочек шерстяной вязки и нанизанные бусины. Каждый из таких предметов подарит малышу новые ощущения и разнообразит его представление об окружающем мире.

Пример использования бизиборда .

Благодаря использованию развивающей доски, дети с большим удовольствием будут играть, воображать, придумывать собственные истории, проявлять фантазию и сообразительность.

Полидрон конструктор Конструкторы Polydron® используются по всему миру. Эти наборы — идеальное и простое в использовании решение для развития логического и пространственного мышления. Конструктор по своей сути является игрой, но с его помощью дети смогут освоить даже самые необычные математические и пространственные задачи, научатся фантазировать и смогут придумать свои модели и фигуры. Детали конструкторов идеально крепятся друг к другу, благодаря чему дети без проблем будут строить 2- и 3-мерные фигуры. К каждому из наборов прилагаются составленные профессионалами книги с идеями по использованию конструкторов.

 Интеграцию применяю в режимных моментах, способствуя развитию познавательной активности и решая задачи по сенсорному воспитанию (одевание на прогулку: обращаю внимание на названия предметов одежды, ее фактуру, цвет, сезонность). Повторение одного и того же материала посредством интеграции в различных видах деятельности ведет к его лучшему усвоению воспитанниками.

Робототехника для детей дошкольного возраста — это, в первую очередь, творческое занятие, развивающее интеллект ребенка. Улучшается память и пространственное мышление, тренируется упорство и усидчивость, что подготавливает ребенка к школе, где эти качества очень пригодятся.

           4.Технология интегративного обучения.

Интеграция образовательных областей в различных видах деятельности способствует формированию целостной научной картины мира дошкольника, позволяет вовлечь каждого ребенка в активную работу, способствует повышению мотивации детей и формирует познавательный интерес.

Объединяя несколько познавательных областей, способствую лучшему усвоению знаний, умений и навыков дошкольников (Тема «Транспорт»: рассматривание игрушки грузовик; чтение стихотворения

«Грузовик» А. Барто; подвижная игра «Воробышки и автомобиль»; игра

«Подбери колеса для машины») (интеграция областей: познание, развитие речи, физкультура),

5.Информационно – коммуникационные технологии.

Использование электронных образовательных ресурсов открывает возможность передачи информации для всех субъектов образовательного процесса в новой, интересной форме. Мультимедиа несет в себе заряд положительных эмоций, что усиливает эффективность обучения. Информационно - коммуникационные технологии становятся универсальным языком, помогающим развивать познавательную активность детей.

Интерактивная доска Детям дошкольного возраста, для усвоения новых знаний, требуется яркость подачи материала. Интерактивная доска – это то средство, которое полностью соответствует этим условиям. Использование интерактивной доски позволяет решить множество задач развития детей, таких как: развитие познавательной и творческой активности, воображения, образного мышления; знакомство с возможностями компьютерных технологий, овладение навыками работы с интерактивной доской. 

          6.Проектная деятельность.

Это способ взаимодействия с окружающей средой, позволяющий экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки воспитанников. Под проектом следует понимать отрезок жизни группы детей, в течение которого дети совместно со взрослыми совершают увлекательную поисково – познавательную творческую работу в серии связанных одной темой занятий и игр.

Принцип отличительной чертой проекта является период его реализации  и открывающиеся при этом возможности.

         Необходимым и обязательным условием для развития познавательной активности воспитанников является специально созданная развивающая предметно – пространственная среда. Организуя образовательное пространство,

учитываю следующие принципы его построения: насыщенность, полифункциональность, трансформируемость, вариативность, доступность и безопасность.

При проектировании развивающей среды ориентируюсь на психологические основы конструктивного взаимодействия участников образовательных отношений, дизайн и эргономику современной среды дошкольной образовательной организации, психологические особенности возрастной группы. Оборудование в группе размещаю по принципу гибкого зонирования, с учетом детских интересов, индивидуальных потребностей, гендерного подхода. Подобная организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря позволяет обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

Образовательное пространство, созданное мной, стимулирует детскую активность и постоянно обновляется в соответствии с текущими интересами и инициативой детей. Оборудование отличается разнообразием и легко трансформируется. Обеспечен доступ ко всему содержанию предметно-игровой среды: все игрушки, атрибуты расположены на уровне не выше вытянутой руки ребенка. Для обеспечения эмоционального благополучия детей, быстрого освоения, свободного выражения эмоций обстановку в группе стараюсь сделать комфортной, почти домашней. Пребывание в такой эмоциогенной среде способствует снятию напряжения, зажатости, излишней тревоги, открывает перед ребенком возможности выбора рода занятий, материалов, пространства.

Помимо использования технологий, потенциала современной предметно- пространственной среды инновационный подход включает и нестандартные формы, методы работы с детьми. Для стимулирования познавательной активности детей использую игровые образовательные ситуации с проведением простейших опытов и экспериментов.

Важную роль в развитии познавательной активности детей раннего и младшего дошкольного возраста путем инновационных подходов играет и работа с родителями.

С целью повышения педагогической компетентности родителей проводились различные  консультации, беседы  по вопросам значения игр для развития познавательного интереса у детей: «Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира», «Развитие познавательной активности детей через игровую деятельность» Для привлечения родителей к вопросам воспитания и обучения детей                                              применяю проектную деятельность, где родители становятся  участниками.

Центр сенсорного развития создан для получения первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форма, цвет, размер, материал, звучание). Он оснащен необходимым оборудованием. Особое место занимает сенсорный стол, который дополнен разнообразным дидактическим материалом:

  • доски-вкладыши;
  • вкладыши разной величины или разной формы;
  • куклы, одетые в наряды основных цветов;
  • разные по цвету автомобили, большие и маленькие машины;
  • различный материал, для усвоения детьми свойств и признаков предметов;
  • дидактические игры: игры с пуговицами, игры с прищепками, «Закрути- открути», «Разрезные картинки», «Геометрическое лото», «Расстегни- застегни», «Цветные шашки», «Погремушки», «Листочки и жуки» и т.д.;
  • дидактическое пособие «Солнышко», которое способствует развитию познавательного интереса, мелкой моторики, формированию умения группировать, соотносить, определять форму и величину.

Созданы картотеки игр по познавательному развитию, для развития мелкой моторики, пальчиковых игр, на развитие психических процессов и естественно-математического содержания («Игры, способствующие развитию целенаправленного слухового восприятия», «Игры, развивающие целенаправленное восприятие цвета», «Игры, развивающие восприятие формы»).

Одним из главных для развития познавательной активности детей является центр природы и экспериментирования. Материал центра стимулирует любознательность воспитанников и знакомит с обобщёнными способами исследования разных объектов окружающей жизни.

Центр оборудован:

  • комнатными растениями в соответствии с возрастными рекомендациями;
  • тематическим иллюстративным материалом;
  • набором муляжей фруктов и овощей, фигурками животных и птиц;
  • кинетическим песком;
  • инвентарем для игр с песком и водой. Организуя игры с водой и песком, не только знакомлю детей со свойствами различных веществ, но и закрепляю элементарные представления о форме, величине, цвете, способствую развитию тактильных ощущений;
  • предметами, изготовленными из разных материалов, которые позволяют формировать первоначальные знания и представления о них и их свойствах.

Подобрала и оформила:

  • детскую художественную литературу разной тематики («Времена года»,

«Домашние птицы», «Дикие и домашние животные» и т.д.);

  • дидактические игры: «Парные картинки», «Кто где живет?», «Собери урожай», «Когда это бывает?», «Что растет на грядке» и др.;
  • тематические папки и альбомы;
  • картотеки: «Экологические игры», «Опыты для младших дошкольников»,

«Экспериментальная        деятельность        для        формирования        культурно- гигиенических навыков».

Изготовила и апробировала:

  • авторское многофункциональное дидактическое пособие «Чудо-дерево», которое позволяет наглядно показать сезонные изменения в природе (зима - деревья голые, идет снег, прилетели снегири и синицы и т. д);
  • авторскую дидактическую игру: «Найди свою маму»;
  • макеты «В гостях у бабушки» (домашние животные), «Кто живет в лесу» (дикие животные), «Птичий двор» для закрепления знаний об окружающем мире, расширения кругозора.

Самый привлекательный и интересный для детей - центр игры. В игре дошкольники реализуют имеющиеся представления об окружающем мире, проходит успешная социализация детей.

Центр насыщен не только атрибутами для сюжетных игр, одеждой для ряжения, дидактическими куклами, но и разнообразными манипулятивными играми и игрушками (домино, лото, магнитные картинки и т.д.)

Строительные наборы с деталями разных форм и размеров, конструкторы из разнообразного материала, представленные в центре конструирования, способствует развитию у воспитанников пространственного мышления, воображения, помогают формировать мыслительные операции.

Центр книги. Здесь мои воспитанники не только получают первоначальные знания о книге, о правилах пользования, но и развивают тактильные ощущения, звуковое восприятие и самостоятельность действий. В центре находятся различные виды книг, содержание которых соответствует возрасту детей: с динамичными элементами, разного формата, книжки –

панорамы, музыкальные книжки, книжки-раскладушки; картинки с изображением разных предметов и понятных детям сюжетов.

Центр творчества стимулирует развитие когнитивных процессов, способствуя повышению познавательного интереса к различным изобразительным материалам.

Образовательное пространство, созданное мной, стимулирует детскую активность и постоянно обновляется в соответствии с текущими интересами и инициативой детей. Оборудование отличается разнообразием и легко трансформируется. Обеспечен доступ ко всему содержанию предметно-игровой среды: все игрушки, атрибуты расположены на уровне не выше вытянутой руки ребенка. Для обеспечения эмоционального благополучия детей, быстрого освоения, свободного выражения эмоций обстановку в группе стараюсь сделать комфортной, почти домашней. Пребывание в такой эмоциогенной среде способствует снятию напряжения, зажатости, излишней тревоги, открывает перед ребенком возможности выбора рода занятий, материалов, пространства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Этнокультурный подход в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредством проектной деятельности.

Процесс формирования этнокультурного подхода в развитии познавательной активности посредством проектной деятельности будет наиболее эффективным, если:- его основу составят гуманистический, этнопедагог...

Методические разработки "Системный подход в развитии познавательной активности детей с применением краеведческого материала".

Применение краеведческого принципа информации о природе Северной Осетии в активизации познавательной деятельности для детей...

Консультация по обобщению опыта "Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста с использованием инновационных технологий, как средство успешной социализации детей в школе".

В данном материале обобщён опыт использования  инновационных технологий , как средство успешной социализации детей в школе.Применение на практике гибкой системы организации непосредственно образо...

«Музейная педагогика как инновационная технология в развитии познавательной активности детей старшего дошкольного возраста» (Материалы по самообразованию)

Проблема познавательной активности — очень важная проблема педагогики.Познавательная активность – это стремление к наиболее полному познанию предметов и явлений окружающего мира; сложное л...

Плахотнюк В.И. Доклад «Инновационные подходы в развитии познавательной активности детей раннего и младшего дошкольного возраста»

Инновационные подходы в организации познавательно – исследовательской деятельности с детьми раннего дошкольного возраста.Подготовила воспитатель первой категории Плахотнюк Валентина Ивановна МАД...

Инновационные подходы к организации двигательной активности детей в ДОУ

Здоровье – это не  только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие.  Российская Академия медицинских наукСохранение и ...