Заяц-хваста конспект
план-конспект занятия

Обучение детей рассказыванию методом моделирования сказок.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zayats-hvasta_konspekt_2022.odt18.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка – детский сад  № 10 «Звёздочка» г.Йошкар-Олы»

424037, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола

ул. Подольских Курсантов д.8, т.41-90-91

         

«Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хваста»»

(Открытое занятие по образовательным областям: «Художественное творчество», «Чтение художественной литературы»  с использованием моделирования для детей старшей группы)

(В рамках проведения творческой встречи с родителями)

                                                                           

                                                                         

                                                                                 

Йошкар-Ола

Цель: Обучение детей рассказыванию методом моделирования сказок.

Задачи:

        Предложить детям вспомнить названия русских народных сказок; характерные сказочные зачины, подсказать одну из концовок.

Учить характеризовать произведение; совершенствовать интонационную выразительность речи, поупражнять в образовании существительных с суффиксом – «ищ».

Уметь самостоятельно пересказывать и понимать сказку на основе построения двигательной модели сказки по ходу ее изложения.

Развивать мышление и воображение, память; умение подбирать заместители по заданному приказу (цвет одинаковый, но геометрически фигуры разные).

        Уметь строить полные и выразительные ответы на вопросы по содержанию сказки.

Воспитывать умение отличать сказочные ситуации от реальных.

Материалы и оборудование: Книжка – сказка «Заяц-хваста», иллюстрации к этой сказке, игрушки, имеющие отношение к этой сказке (фланелеграф с крупными условными заместителями персонажей сказки), у детей – конверты с более мелкими заместителями.

Приемы и методы: Беседа с детьми, рассказывание сказки воспитателем, показ иллюстраций, игровые приемы с пластмассовыми зайчиками, драматизация отрывка «диалог тетки вороны и зайца – хвасты, специальные речевые упражнения. Подвижная игра «Зайцы на полянке.

Ход занятия:

I. Друг на друга посмотрели,

Крепко за руки взялись,

Влево - вправо повернулись

И друг другу улыбнулись

В.: Ребята, вы любите сказки? Назовите мне пожалуйста русские народные сказки. (ответы детей).

        Как обычно начинаются р.н.с? (Жили, были, в тридевятом царстве)

        А как заканчиваются? (тут и сказке конец, а кто слушал молодец; прилетел скворец, прокричал конец; я там был, мед, пиво пил, по усам текло, а в рот не попало; так они живут, пряники жуют, медом запивают, нас в гости приглашают)

В.: Послушайте какие слова я сейчас назову: книжица, домище, чемоданище. О каких по величине предметах идет речь? (ответы детей о больших предметах).

Назовите слова, похожие на эти (самоварище, тараканище)

Кто помнит как называл себя заяц из рнс «Заяц-хваста»? (у меня не усы, а усищи, не лапы а лапищи, не зубы а зубищи). Выделите слог «щи» в словах.

Должно быть в сказке «Заяц-хваста» речь идет о зайце великане?

Предлагаю послушать сказку (воспитатель рассказывает сказку).

Все ли слова понятны? (гумно – помещение, в котором люди хранили снопы; кокорина – коряга)

Так что же в этой сказке действительно заяц великан? Какой заяц? (ответы детей сначала хвастун, трусишка, а потом храбрец).

Воспитатель выставляет мнемограмму.

В.: попробуем пересказать сказку по схеме? (дети рассказывают по желанию у доски по очереди.)

Ф/М

Зайка по лесу скакал

Зайка корм себе искал,

Вдруг у зайца на макушке,

Поднялись как стрелки ушки.

Шорох тихий раздается:

Кто-то по лесу крадется.

Заяц путает следы

Убегает от беды.

Прыгнул в бок и обернулся

И под кустиком свернулся.

Словно беленьки клубок,

Чтоб никто найти не смог.

В.: Вспомним, ребята, на какие части можно разделить сказку, рассказ? (экспозиция, завязка, развитие событий, кульминация – воспитатель выкладывает кружки на доске по очереди).

Откройте конверты, у вас 5 кружков разного цвета. Предлагаю рассказать сказку по цветным кружкам (на доске).

  • Экспозиция – с чего все началось?  (всего два предложения).
  • Завязка – «вот забрался…» - до «я никого не боюсь».
  • Развитие событий – «пошел зайчик опять в лес» – «обещал больше не хвастать».
  • Кульминация  - «вот сидела раз ворона» –«и отстали от него».
  • Развязка – «сидит ворона» – «не хвастун, а храбрец».

В.: разложите кружочки друг за другом, начиная с экспозиции, заканчивая развязкой.

Дети рассказывают за столами друг за другом, помогают друг другу, но не перебивают.

В.: какая часть сказки вам больше всего понравилась?

Инсценировка с шапочками зайца и вороны.

Вопросы:

Как вы думаете, что случилось бы с вороной, если бы заяц не обратил внимание собак на себя?

Как вы думаете, почему заяц обратил на себя внимание собак?

Гимнастика для глаз.

В рабочих тетрадях изобразите схематично любой понравившейся эпизод сказки.

Соц. игра «Дикие животные» - кто? Какой? Что делает? Что? Где?

Дети отвечают на вопрос «Кто?».  Воспитатель записывает.

Дети отвечают на вопрос «Какой?».  Воспитатель записывает.

Дети отвечают на вопрос «Что делает?».  Воспитатель записывает.

Дети отвечают на вопрос «Что?».  Воспитатель записывает.

Дети отвечают на вопрос «Где?».  Воспитатель записывает.

Воспитатель зачитывает предложения, они получаются очень смешные (например: «разноцветный бобер вешает часы в подъезде»).

Итог (вместе с детьми): всегда помогаем друг другу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по развитию речи в старшей группе: "Рассказывание русской народной сказки "Заяц - хваста"

Цель: Познакомить с новой сказкой. Закреплять умение рассказывать сказку близко к тексту с помощью схемы.На занятии воспитатель вместе с детьми вспоминают знакомые сказки. Затем воспитатель вместе с д...

Конспект НОД по коммуникации в старшей группе на тему «Чтение русской народной сказки «Заяц – хваста».

Непосредственно образовательная деятельность на тему "Чтение русской народной сказки "Заяц - хваста" проводится в старшей группе. Целью НОД является знакомство детей с русской народной сказкой "З...

Конспект НОД по коммуникации в средней группе на тему «Чтение русской народной сказки «Заяц–хваста».

Разучивание  с детьми словесной игры «Заинька», изготовление персонажей настольного театра к сказке из втулок из рулонов туалетной бумаги,  проведение бесед на нравственные темы....

Конспект НОД по коммуникации в средней группе на тему «Чтение русской народной сказки «Заяц–хваста».

Конспект НОД по коммуникации в средней группе на тему «Чтение русской народной сказки «Заяц–хваста»....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по оригами с элементами рисование по произведению Русской народной сказки «Заяц- Хваста» в обработке А. Н. Толстого (по проекту художник – иллюстратор Е. Рачёв) (для подготовительной группы)

Ø Создать условия для изображения детьми сказочного героя Зайца и Вороны по мотивам русской народной сказки «Заяц - Хваста»Ø  Развивать воображение чувство цвета, форму и композициюØ Поддерживать...