МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В БЫТУ И В ПРИРОДЕ
статья (старшая группа)

Описание методов и приёмов формирования у детей навыков безопасного поведения в быту и в природе из опыта воспитателя детского сада

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Сорокина Р.А., воспитатель

 ГБДОУ центр развития ребёнка - детский сад № 125 Невского района

Санкт- Петербурга

«МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ У ДЕТЕЙ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В БЫТУ И В ПРИРОДЕ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ СТАРШЕЙ ГРУППЫ)

С ранних лет  необходимо формировать у детей сознательное и ответственное  отношение к вопросам по здоровьесбережению и личной безопасности в окружающей среде. А также воспитывать культуру безопасности.

Дети должны осознавать ценность жизни во всех направлениях, получать представления об источниках опасности, причинах их возникновения и средствах  предупреждения, преодоления. Поэтому   в нашем детском саду уделяется большое внимание  овладению детьми навыками безопасного поведения на улице,  в быту, в природе, во взаимодействии со сверстниками…  

Целью нашей работы является формирование и  развитие навыков основ безопасного поведения, сохранения здоровья и формирование предпосылок экологического сознания.

 Залогом успешности образовательной деятельности по данной теме является системное сочетание разных видов  детской деятельности: игровой, познавательной, художественной, коммуникативной. А также использование традиционных и инновационных форм и методов  работы, позволяющих  сформировать у дошкольников необходимые знания по безопасному поведению и здоровому образу жизни. Организация нашей работы строится с учётом принципов, которые взаимосвязаны и строятся в единстве.

Реализация содержания работы по формированию основ безопасного поведения детей старшего дошкольного возраста представлена в наиболее приемлемых  формах работы с детьми дошкольного возраста: беседы, ситуационно - имитационное моделирование, использование заранее приготовленной педагогической ситуации, анализ заданных ситуаций, детское экспериментирование и проектная деятельность, прогулки, экскурсии,  чтение художественной литературы, дидактические игры, игры –инсценировки, развлечения по каждой теме, которые проводятся в свободной деятельности детей. Образовательный материал соответствует ФГОС, систематизирован и представлен в виде перспективного плана с приложением конспектов. Соответствует возрасту детей 5-6 лет.

         Поскольку ведущей деятельностью детей является игра. Мы применяем игровые методы и приёмы. В игре формируется характер детей. Мы придумали, а так же подобрали уже из известных игр такие, в которых присутствует развивающая игровая деятельность в соответствии с поставленными воспитательными задачами.

Это сюжетно-ролевые игры,  например: «Больница» - сюжет: мишка баловался и обжёг себе лапку.  В этой игре дети учатся безопасному поведению с электроприборами, также знакомятся с профессией врача, медсестры, учатся элементарным навыкам оказания первой помощи.  

Дидактические игры по экологии, ПДД, безопасного поведения в быту, на воде представлены в разных развивающих центрах группы и ДОУ. К образованию развивающей среды привлекаются все субъекты  образовательного процесса.  Сотрудники ДОУ в тесном сотрудничестве с родителями оборудуют  центры безопасности, сюжетно- ролевых, экологических игр,  науки.

Наблюдая за детьми, мы поняли, как важно обеспечить  им «зону» ближайшего  развития, поэтому   дети старшего возраста принимают  посильное участие в обогащении  развивающей среды. Вместе с детьми мы создаём макеты улиц и дорог нашего микрорайона, обыгрываем их. У нас в саду созданы  центры безопасности на дорогах, в природе, в быту, в оформлении которых наши дети принимают активное участие. При оформлении мы учитываем, что ребёнок быстрее запоминает яркое, необычное, интересное. Создана  картотека различных по тематике, содержанию и характеру игр. Подобран наглядно - дидактический демонстрационный материал, сюжетные и предметные картины, плакаты для формирования у детей навыков безопасности жизнедеятельности.

В саду большое внимание уделяется знакомству с профессиями, поэтому дети старшего возраста «работают» экскурсоводами в центрах безопасности,  рассказывают малышам о безопасном поведении на дорогах, в быту, природе. Это  стимулирует детей к познанию основ безопасности, ответственности за себя и других.

Художественное слово всегда заставляет ребёнка задуматься над представленной проблемной ситуацией, прочувствовать её.   В работе с детьми старшего дошкольного возраста мы постоянно используем  приём чтения художественной литературы (рассказы, сказки, стихи…). Проводим  анализ  произведения на примере поступков героев с целью самостоятельного выделения ребёнком  мер предосторожности, учим самостоятельно делать выводы, заключения.

         Детям очень нравятся игры – драматизации,  инсценировки. На основе прочитанных произведений обыгрываются  сюжеты, отрывки  произведений. Для постановки используются  различные виды театров: бибабо, шаговый, театр теней, театр кукол. Так же ребята готовят спектакли по сказкам и показывают их родителям и своим сверстникам («Кошкин дом» С. Маршака, по р.н. сказке «Волк и семеро козлят» для детей младшего возраста,….). В ходе игр - драматизаций дети проживают поступки вместе с героями,  быстрее усваивают правила безопасности.

Так же мы проводим с детьми беседы из личного опыта, где каждый ребёнок делится своими впечатлениями о посещении общественного пространства города, парков, лесов…  предлагает выход из  проблемной ситуации, которую задаёт взрослый. В процессе беседы ребенок учится видеть и понимать окружающий мир, его красоту, опасности, подстерегающие человека. У него формируется понимание того, что в природе всё взаимосвязано, нельзя нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить природе, животному миру. Закладываются основы экологической  культуры и безопасного поведения в природе.

Гуляя по улицам города дети замечают, как некоторые люди нарушают правила дорожного движения, это способствует формированию осознанного отношения и соблюдения правил дорожного движения, безопасного поведения на улицах.  

Ознакомление  детей с техническими явлениями показало, что ребятам доступны сведения о магнетизме, электричестве, механических и физических явлениях, устройстве бытовых и транспортных машин. Поэтому проблему обеспечения безопасности при пользовании приборами мы решили при помощи создания «Лаборатории проектно- экспериментального моделирования», где подобраны виды конструкторов, различные  виды материалов, металлов, магниты… детям очень нравится творить, исследовать, участвовать в проектной деятельности. Все свои наблюдения и выводы они зарисовывают в альбомы по темам.

Одним из ведущих видов деятельности детей старшего возраста (5-6 лет) является рисование. Дети очень много рисуют, создают альбомы по безопасному поведению и здоровому образу жизни. Придумывают свои сказки и рассказы по темам безопасности, делают  мини книги, которые размещают в уголках безопасности, дарят малышам.

Так же ребята участвуют в районных, городских конкурсах рисунка по ОБЖ (пожарная безопасность, безопасность на дорогах, экологическая безопасность)….

Обеспечение безопасного здорового образа жизни возможно лишь при постоянном общении взрослого с ребёнком на равных, совместном поиске и нахождении выхода из трудной ситуации, совместного обсуждения проблем, ведения диалога.

Хочется закончить словами В.А. Сухомлинского: «Я не боюсь ещё и ещё раз повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар практикум для родителей на тему: «Формирование у детей навыков безопасного поведения по пожарной безопасности».

Семинар практикум для родителей  на тему: «Формирование  у детей навыков безопасного поведения по пожарной безопасности».Цель. Стимулировать желание родителей к совместному сотрудничест...

Педагогический проект «Формирование у детей навыков безопасного поведения в природе»

       Одна из основных задач в работе дошкольного учреждения – охрана жизни и здоровья детей. Взрослые (педагоги и родители) должны оберегать и защищать ребенка, подг...

Методы и приемы формирования у детей навыков безопасного поведения (из опыта работы воспитателя подготовительной группы)

В период дошкольного детства одна из наиболее важных задач для ребёнка — научиться правилам жизни во взрослом мире. И именно взрослые должны помочь ребёнку войти в этот мир с максимальными приоб...

Картотека игр-тренингов по формированию у детей опыта безопасного поведения в быту, социуме, на природе.

Данная картотека игр позволит детям сформировать безопасное поведение в быту, социуме, на природе....

Опыт работы по формированию у детей основ безопасного поведения в быту, социуме и природе

Опыт работы по формированию у детей основ безопасного поведения в быту, социуме и природе...

Педагогический проект «Формирование у детей навыков безопасного поведения в природе»

Одна из основных задач в работе дошкольного учреждения – охрана жизни и здоровья детей. Взрослые (педагоги и родители) должны оберегать и защищать ребенка, подготовить его к встрече с различными...