Детско-родительские отношения
статья (средняя группа)

Статья для родителей и воспитателей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx17.26 КБ

Предварительный просмотр:

  Личность ребенка формируется  под влиянием его родителей, и всей той атмосферы, которая формируется в семейной системе. Детско-родительские отношения, часто и по праву, выступают предметом научного анализа, в силу их значимости в развитии личности. В практике психологического консультирования запрос о детско-родительских отношениях, выступает одним из ведущих. Одна из наиболее частых причин обращения к психологу - жалобы на сложные отношения с детьми. Причем это дети, у которых отсутствуют какие-либо отклонения, но есть самая большая проблема - отношения с собственными родителями, непонимание, доходящее до отчуждения. От уровня общей и психолого-педагогической культуры родителей, их жизненной позиции, их отношения к ребенку и имеющихся у него проблем во многом зависит эмоциональное состояние ребенка.

  Проблемы в детско-родительских отношениях  могут привести к следующим негативным последствиям:
• снижению самооценки ребенка, что является следствием неумения родителей демонстрировать ребенку свою безусловную любовь, которая не зависит от его деятельности. К группе риска могут относиться дети, имеющие успешных родителей, т.к. дети, сравнивая себя с ними, могут переживать неудачи очень остро.
• отставанию в развитии произвольности, что является следствием отсутствия у детей опыта преодоления трудностей вне школы и умения делать волевые усилия.
• отставанию в развитии самостоятельности и ответственности за результат деятельности.

     Отсутствие у ребенка возможности иметь собственное мнение, самостоятельно принимать решения, осуществлять действия приводят к формированию страха самостоятельных действий, к стремлению переложить ответственность за свои неудачи на окружающих. Многие трудности ребенка могут решаться через призму семейных отношений: изменяя семейную ситуацию, корректируя, прежде всего, отношение к ребенку разрешаем и его проблему. В своей работе мы придерживаемся мнения о том, что особенности нарушения во взаимоотношениях "родитель - ребенок" связаны главным образом с неэффективными способами общения и поведения родителей во взаимодействии с детьми.
  Раскрытие характерных черт отношений родителей и детей дает возможность определить пути коррекционной работы с целью уменьшения дополнительных негативных факторов, развития личности и социализации в целом
В проведенном иною исследовании приняло участие 60 матерей, 28 отцов и 60 детей старшего дошкольного возраста.  
Первоначально были выявлены знания родителей о своём ребенке и изучены семейные отношения с детьми. На основе полученных данных был сделан вывод, что большинство родителей экспериментальной группы слишком требовательно относятся к своим детям, жестко контролируют их. Большая часть родителей как экспериментальной, так и контрольной группы, считает, что трудности в поведении детей связаны с неумением общаться со сверстниками, страхом, застенчивостью и замкнутостью. Следует отметить, что родители детей в большей степени убеждены, что нести ответственность за воспитание детей должно только дошкольное образовательное учреждение.
Обращают на себя внимание определение родителями обеих групп явлений, которые больше всего их беспокоят относительно ребенка и его поведения.

Тест - игра "Почта" помогает выявить отношения ребенка к членам семьи в эмоциональном плане, а также уверенность - неуверенность в родительской любви. Дети выражали своё эмоциональное оценочное отношение к каждому из адресатов и распределяли письма - послания по собственному усмотрению. При подведении результатов учитывалось то, как дети распределили письма между членами семейного круга с положительной и отрицательной точки зрения., было замечено, что дети ощущают себя в своей семье не уютно и не комфортно, им не хватает добра, ласки, любви, именно это и приводит к неуверенности, замкнутости, речевому негативизму.
На основе полученных данных, была разработана серия занятий, направленных на коррекцию детско-родительских отношений, и через них, общего развития и социализации ребенка.
Коррекционная программа включала в себя шесть еженедельных занятий с родителями по 1.5 часа каждое, при этом каждое занятие заканчивалось обязательными практическими домашними заданиями и материалами для самостоятельного ознакомления и проработки. Задачи групповой работы были ориентированы на: 1. Повышение сенситивности родителей к ребенку. 2. Выработку адекватного представления о возможностях и потребностях ребенка. 3. Освоение навыков адекватного и равноправного общения между родителями и детьми, способность к предотвращению межличностных конфликтов. Родители больше стремятся участвовать в жизни ребенка и оказывать им всяческую поддержку.
Матери детей начали более адекватно воспринимать своих детей, значительно уменьшилась частота попыток ограничивать речевую активность ребенка, стали выше оценивать способности своего ребенка, поощрять его инициативу и самостоятельность. Практически в три раза увеличилось количество родителей, ориентированных во взаимодействии с детьми на кооперацию. родителей и детей.
Так же, совместно с родителями были разработаны рекомендации для тех, кто воспитывает ребенка и хочет быть эффективным, успешным родителем. Для этого необходимо: постараться преодолеть свой авторитаризм и посмотреть на мир глазами ребенка; научиться воспринимать ребенка как равного себе и перестать сравнивать своего ребенка с другими детьми; изучать и познавать особенности своего ребенка, его слабые и, самое главное, сильные стороны; приложить все возможные усилия для поддержания теплы, доверительных отношений между всеми членами семьи и, особенно, взрослых и ребенка; всегда проявлять искренний интерес, уважение и сопричастность к творчеству ребенка (поделки, рисунки, активные и дидактические игры, сочинительство, драматизации, пантомимы, танцы и т.п.), поощрительно реагировать на самостоятельность ребенка, помогать ему развивать чувство уверенности в себе, веру в свои возможности; развивать свою педагогическую компетентность, увеличивая педагогический потенциал семьи; совершенствовать внутрисемейную коррекционно-развивающую среду; замечать, адекватно распознавать и отреагировать чувства и эмоции своих детей.

Выводы. Обучение, развитие и воспитание детей требует от всех субъектов образовательного пространства проявления чуткости и понимания, которые являются частью гуманистической направленности личности.
Задача специалистов, сопровождающих детей в ДОУ - помочь родителям рассмотреть у ребенка таланты, рассмотреть в тени симптомов и трудностей его индивидуальность, уникальность и потенциальные возможности развития. Изучение особенностей детско-родительских отношений в семьях, которые воспитывают детей, является одним из важнейших направлений работы педагога-психолога специализированного дошкольного учреждения. Необходимым компонентом системы психокоррекционной работы с родителями, воспитывающими детей с тяжелыми нарушениями, является оптимизация детско-родительских отношений, в контексте целостного комплекса 
коррекционно - развивающх занятий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методов коучинга при проведении родительского собрания на тему «Детская тревожность в системе детско-родительских отношений».

На примере родительского собрания «Детская тревожность в системе детско-родительских отношений», хочу поделиться опытом использования методов коучинга в работе с родителями....

Детско-родительские отношения. Понятие и типы детско-родительских отношений.

Под родительским отношением понимается «система, или совокупность, родительского, эмоционального отношения к ребенку, восприятие ребенка родителем и способов поведения с ним». В литературе описана дос...

Семинар-практикум детско-родительских отношений "Влияние внутрисемейных отношений на эмоциональное состояние ребенка".

Детские годы—самые важные в жизни человека. Как они пройдут, зависит от взрослых – родителей, воспитателей. Главную роль в жизни маленького человека играет семья. Нормы поведения, характер взаимо...

Консультация для родителей. "Стиль семейного воспитания. Детско-родительские отношения как фактор, оказывающий влияние на эмоциональное отношение детей".

Дошкольный возраст является предметом пристального внимания  ученых и практиков, как важный и  ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности.  В этот период происх...

Детско-родительские отношения как фактор, оказывающий влияние на эмоциональное отношение детей.

Дошкольный возраст является предметом пристального внимания ученых и практиков, как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное ра...

Консультации для родителей "Стиль семейного воспитания. Детско-родительские отношения как фактор, оказывающий влияние на эмоциональное отношение детей."

На этапе дошкольного детства развивается самосознание, формируется самооценка и т. д. И именно в это период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребенка, влияние существующей в ...

консультация для педагогов Тема: «Выстраивание партнерских отношений в ДОУ с родителями, с целью оптимизации детско – родительских отношений, как условий личностного развития ребенка»

Семья и дошкольная организация — два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка необходимо их взаимодействие. С...