Особенности становления самостоятельности в дошкольном возрасте
статья

Дошкольный возраст представляется наиболее благоприятным периодом для формирования нравственно-волевых качеств личности, в том числе основ самостоятельности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Особенности становления самостоятельности в дошкольном возрасте

Исследователями доказано, что дошкольное детство – это особый период в развитии личности человека. Именно в дошкольном возрасте наиболее эффективно происходят процессы возникновения, становления и развития многообразных представлений и понятий об окружающем мире. Дети овладевают различными умениями, совершенствуют их в практической деятельности.

Самостоятельность – непрерывно развивающееся личностное качество, фундамент которого формируется в дошкольном возрасте.

Педагоги и психологи усматривают первые проявления самостоятельности в преддошкольном возрасте (Б.Г. Ананьев, Н.М. Аксарина, Р.С. Буре, Г.Н. Година, А.А. Люблинская и др.) [1, 3, 6, 11, 20]. Исследователи считают, что любой здоровый ребенок стремится к определенной независимости от взрослых в будничных повседневных ситуациях в пределах своих пока небольших возможностей.

Как считает С.Н. Теплюк, истоки самостоятельности проявляются в раннем возрасте, в первые два года жизни ребенка. В это время начинают формироваться самостоятельные действия и навыки, которые понемногу усложняются в играх и занятиях, в общении и восприятии окружающего мира. Самостоятельные умения ребенка развиваются с помощью взрослого, проявляются в различных видах деятельности, со временем превращаясь в свойство личности. Автор отмечает, что родители играют наиболее существенную роль в этом процессе [29].  

Начала самостоятельности закладываются на границе раннего и дошкольного возраста, а последующее развитие дошкольников связано с формированием основных видов деятельности: игры (С.А. Марутян, Д.Б. Эльконин), бытового труда (Г.Н. Година, Р.С. Буре), конструирования (О.Г. Жукова), художественной (Н.А. Ветлугина, Т.А. Власова) и учебной деятельности (Р.С. Буре, А.П. Усова). Любой вид детской деятельности специфически влияет на развитие активности и инициативности.

Исследователи вопросов развития самостоятельности в возрастном аспекте в целом определяют самостоятельность, как сложное и важное качество личности, которое проявляется и закрепляется в деятельности, а также способствует всестороннему развитию личности. Успешность формирования самостоятельности на ранних этапах развития во многом обусловливает направленность личности. В науке до настоящего времени нет общего мнения о том, в каком возрасте и каким образом самостоятельность проявляет себя, и какие действия ребенка можно считать самостоятельными. Часть исследователей полагает, что настоящая самостоятельность присуща только взрослому человеку, зрелой личности. Другие трактуют самостоятельность как развитое качество личности, которое проявляется у подростков. Третьи наблюдают ярко проявляющуюся самостоятельность уже у старших дошкольников (Л.С. Выготский, Д.В. Менджерицкая, А.П. Усова).

Е.П. Ильин также полагает, что самостоятельность как волевая черта личности характерна уже для дошкольников, однако дети разного возраста имеют различные мотивы ее проявления. Младшие дошкольники используют ее как средство достижения частных намерений [16].

В.П. Дуброва считает самостоятельность детей старшего дошкольного возраста свойством личности, проявляющемся в нравственно-волевой направленности поведения и деятельности, обнаруживающейся в желании действовать без помощи других людей, в активности, инициативе при реализации деятельности и достижении ее результатов, в нравственной мотивации самостоятельных действий (проявить заботу, не затруднять окружающих, оказать помощь, получить похвалу) [12].

Т.С. Борисова выделяет компоненты развития самостоятельности детей:

  1. Интеллектуальный: продуктивное и традиционное мышление.
  2. Эмоциональный: эффективность мыслительной деятельности может значительно повышаться благодаря эмоциям при определенных условиях.
  3. Волевой: элементы воли, зарождающиеся у детей уже в преддошкольном возрасте; степень развития воли зависит от средств, приемов и методов воспитания [5].

В качестве критериев самостоятельности Л.А. Порембская выделяет умения и навыки, мотивы, ответственное отношение ребенка к делу [28].

        В         исследованиях         Т.А. Алмазовой,         Ф.И. Изотовой         и         др.

самостоятельность рассматривается в деятельностном контексте через характеристику способа деятельности (от подражания к творчеству). К её основным признакам авторы относят: отсутствие руководства со стороны педагога; наличие конкретных умений и общих, необходимых в любой деятельности (определить цель и способы её решения, сравнить результат с целью); перенос известных способов деятельности в новые условия; внесение творчества в выполняемую работу; осознание детьми смысла и цели деятельности и появления на этой основе внутренних мотивов самостоятельной деятельности [2, 15].  

С.А. Марутян отмечает, что разные виды деятельности стимулируют развитие разных составляющих самостоятельности детей. Так, инициатива успешнее формируется в игровой деятельности; независимость – в продуктивной деятельности; ответственность – в трудовой [21].  

Самостоятельность репродуктивного характера в период детства постепенно сменяется самостоятельностью с начатками творчества, растет уровень осознанности, самоконтроля, самооценки ребенка в ходе совершаемой им деятельности [24].  

К признакам самостоятельности детей ученые относят самоорганизованность и исполнительность, которые выступают ее компонентами, и проявляются у детей дошкольного возраста в умении планировать свою деятельность, придерживаться намеченного плана, своевременно выполнять требования взрослого [9].  

А.В. Минина и др. авторы считают, что существенная роль в становлении самостоятельности отводится самосознанию (способности ребенка осуществлять самоконтроль, самооценку своей деятельности и поведения) [23, с. 112].

Анализ сущности самостоятельности показал, что в исследованиях, где самостоятельность характеризуется как способ деятельности, ее структура соответствует компонентам самой деятельности (мотив, цель, способы деятельности). В данных исследованиях доказывается, что развитие самостоятельности осуществляется через транслирование детям системы знаний, умений и навыков и многократное повторение самостоятельных действий [23].  

Анализ литературы дает возможность выделить ряд ступеней в формировании самостоятельности ребенка.

Предпосылки самостоятельности появляются в раннем возрасте, но говорить о самостоятельности, как специфическом личностном качестве, относительно устойчивой особенности детей можно только к концу дошкольного возраста.

Исследования показали, что старшие дошкольники характеризуются довольно высоким уровнем развития самостоятельности при условии:

  • обогащения представлений и знаний о способах самостоятельного поведения, понимания детьми важности самостоятельности в личностном и социальном аспекте;
  • формирования положительного отношения к деятельности;
  • формирования элементов самоконтроля и самооценки при осуществлении деятельности.

Многочисленные научные исследования доказывают, что источник становления самостоятельности не во врожденной активности, а в осмысленной деятельности субъекта, в которой он реализует свои отношения с окружающим миром [13, 20, 31].  

По мнению Е.Л. Кононко, самостоятельность как свойство личности складывается на протяжении всего детства и зависит от содержательных особенностей деятельности ребенка. Она достигает разных уровней в своем развитии в зависимости от системы требований, которые взрослый предъявляет ребенку в условиях воспитывающей его среды. Говоря о становлении самостоятельности, Е.Л. Кононко отмечает: «Самостоятельные действия преддошкольника, развиваясь и получая системность, к началу дошкольного возраста начинают принимать форму деятельности. В разных ее видах к среднему дошкольному возрасту начинают появляться различные формы самостоятельного поведения. Приобретая устойчивость, самостоятельное поведение к старшему дошкольному возрасту переходит в тенденцию, которая является свидетельством проявления самостоятельности как свойства личности» [17].

Появление новых форм самостоятельности зависит от обогащения содержания и структуры деятельности ребенка [13].  

Большое значение для развития самостоятельности имеют мотивы и цели детской деятельности.  

Процесс и результат деятельности, по словам А.Н. Леонтьева, непосредственно обусловлены тем, на что направлена деятельность и ради чего она совершается [19].

Исследованиями А.В. Запорожца доказано, что в формировании самостоятельности большое значение имеет появление эмоционального предвосхищения результатов деятельности [13]. В процессе одного из экспериментов у детей была организована специфическая психическая деятельность – «деятельность эмоционального воображения», которая дала им возможность заранее представить и пережить дальние последствия своих поступков, проникнуть в смысл своих действий, который они будут носить для окружающих. Эксперимент показал, что метод эмоционального предвосхищения результатов своей деятельности содействует активизации моральных, эмоциональных и физических сил ребенка, увеличивает уровень его активности, способствует более успешному достижению поставленной цели [32].

Главным принципом развития самостоятельности выступает принцип соединения руководящей роли взрослого и личной активности ребенка [22]. «Самостоятельность ребенка, – пишет А.А. Люблинская, – не имеет ничего общего с неконтролируемым его поведением. За самостоятельностью ребенка всегда стоит руководящая роль и требования взрослого» [20, с. 378].

Представляет интерес идея Г.Н. Годиной о том, что развитие самостоятельности у детей обуславливается взаимоотношениями между ребенком и взрослым, постановкой ребенка в активную позицию в различных видах деятельности, где важно искусное совмещение управляющей роли взрослого и самостоятельной деятельности детей. Кроме того, если оценка взрослого касается эмоциональной сферы детей, то она позволяет малышам понять правильность своих действий, пробуждает уверенность в собственных силах [11].

Еще Л.С. Выготский обращал внимание, что любое действие по своей природе есть в прошлом совместное со взрослыми действие, и то, что ребенок сегодня совершает с помощью взрослых, завтра он сможет сделать самостоятельно [10]. Мастерство педагога, родителя именно и заключается в том, чтобы поставить ребенка в позицию потребности принимать самостоятельные решения, организовывать свою деятельность, контролировать и оценивать ее результаты.  

Развитие самостоятельности в дошкольном возрасте, по мнению современных ученых, непосредственно взаимосвязано с овладением ребенком разными видами деятельности (игровой, продуктивной, познавательной, трудовой и др.), в которых он имеет возможность постепенно развивать свою субъектную позицию.

Существенное значение в формировании самостоятельности ребенка-дошкольника имеет игра.

Игра как свободная и самостоятельная деятельность, которая возникает по собственной инициативе ребенка, имеет особенностью активный, творческий характер, высокую эмоциональную насыщенность.

В исследованиях педагогов и психологов подчеркивается, что игра возникает под воздействием социального окружения, в результате усвоения ребенком социального опыта. Именно в игре ребенок «находит свое место» в социальной жизни, действуя самостоятельно, независимо от взрослого, на основе своих интересов и потребностей [10, 20, 26].  

Значимую роль в развитии самостоятельности старших дошкольников выполняют игры с правилами. Умение выбрать определенную внутреннюю позицию, действовать соответственно игровой задаче крайне важно для развития самостоятельности. А.К. Бондаренко отмечает, что игры с правилами способствуют формированию самостоятельности мышления, развитию критичности ума, способности отстаивать собственную точку зрения. Именно в игре поведение дошкольника становится произвольным и все более самостоятельным [4].

Огромное значение для развития самостоятельности имеют продуктивные виды деятельности ‒ лепка, рисование, аппликация, конструирование.  

Н.Н. Поддьяков считает, что продуктивная деятельность ориентирована на воспроизведение и моделирование окружающих ребенка предметов в разных материалах, поэтому продуктивные виды деятельности содержат колоссальный потенциал для проявления самостоятельности, инициативы, творчества дошкольника, поскольку они эмоциональны по характеру, результативны, выражают впечатления ребенка в образах, красках, формах, ритмических сочетаниях [25].

В работах Н.А. Ветлугиной, В.Н. Зинченко, О.Г. Жуковой раскрываются потенциальные возможности и отдельные способы формирования самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в конструировании и изобразительной деятельности.

В.Н. Зинченко подчеркивает, что самостоятельность проявляется раньше у детей с более развитой моторикой, речью, воображением, кроме того, отчетливее выражена динамика ее развития [14].

Следует отметить важную роль трудовой деятельности в возникновении и развитии самостоятельности дошкольника.  

У старших дошкольников в той или иной мере могут быть сформированы все компоненты трудовой деятельности: умение ставить перед собой цель и достигать ее, осознание потребности труда взрослых и социально значимые мотивы собственного труда, необходимые личностные качества, такие как ответственность, заботливость, самостоятельность, настойчивость, инициативность и др. [11, 18].  

Самым первым видом труда, который осваивает ребенок, является самообслуживание. Именно в процессе данной деятельности он знакомится со всеми компонентами труда и в результате удовлетворяется его потребность в деятельности, накапливаются знания о предметах, ребенок приучается к трудовому усилию – становится самостоятельным.

В.П. Дуброва, анализируя специфику проявления самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в разных видах труда

(природоохранном, хозяйственно-бытовом, ручном и др.), выделила причины различного уровня проявлений детьми самостоятельности в деятельности:

  • недостаточную степень овладения деятельностью;
  • содержание собственно деятельности, от которого зависит эмоционально-предпочтительное отношение ребенка к конкретному виду труда;
  • уровень понимания детьми значения результатов своего труда;          присутствие значимого взрослого.  

Кроме того, автор выделяет следующие формы самостоятельности:

  • активная (дети выполняют работу без полного инструктирования, постановки задачи со стороны взрослого, при отсутствии контроля в открытой форме за ее выполнением);
  • пассивная (дети работают самостоятельно только при объявлении воспитателем цели работы и наличии инструктирования, что и как выполнять);  
  • избирательная, или ситуативная (отличается непостоянством и зависит от системы требований, от личности взрослого);
  • эпизодическая (проявляется в определенном виде деятельности и зависит от эмоционального отношения к труду или от эмоционального состояния ребенка вообще) [12].

Особое значение в становлении самостоятельности имеет один из видов мыслительной деятельности – детское экспериментирование. Детское экспериментирование отличается общей направленностью на получение новых знаний о предмете, что является основным мотивом деятельности. В процессе развития поисковой деятельности проходит страх детей перед совершением ошибки, что необходимо для развития смелости мышления.

Р.С. Буре утверждала: «Активным средством воспитания самостоятельности является вовлечение ребенка в разнообразную деятельность, задания, заключающие в себе необходимость проявления самостоятельности и соответствующие его возможностям. Одновременно необходимо учитывать, что задания надо давать в такой форме, которая бы возбуждала интерес к их выполнению, а полученный результат приводил к успеху, вдохновлял ребенка» [7].

Таким образом, основным фактором формирования и развития самостоятельности детей дошкольного возраста является активная деятельность. Разная деятельность оказывает специфическое влияние на становление разных компонентов самостоятельности. Так, формированию целенаправленности и осознанности действий, настойчивости в достижении результата будет способствовать трудовая деятельность, а для развития активности и инициативы благоприятные возможности заложены в игре. В продуктивных видах деятельности более эффективно можно формировать независимость ребенка, стремление к поиску подходящих средств самовыражения. В играх с правилами, детском экспериментировании развивается смелость и самостоятельность мышления.

Динамика развития самостоятельности связана с особенностями, потребностями и интересами ребенка на разных возрастных этапах его жизни. В раннем детстве преобладает потребность в активных действиях и в эмоциональном общении с близким взрослым. Уже с младшего дошкольного возраста дети испытывают больше потребности в результативных действиях, это ведет к появлению настойчивого стремления и желания самостоятельно участвовать в продуктивной деятельности и достижению в ней каких-либо самостоятельных результатов. Это позволяет сделать вывод о том, что для разных возрастных этапов характерно существование таких видов деятельности, в которых формирование самостоятельности проходит более результативно и успешно, так как базируется на интересах и потребностях детей. В раннем возрасте это предметная деятельность, общение со взрослым и зачатки самообслуживания, в дошкольном – игры разных видов, продуктивные виды деятельности, познавательная деятельность, трудовая

[22].  

Р.С. Буре указывает на необходимость перестройки методов воспитания: «вместо прямого побуждения взрослым отдельных действий ребенка ведущими должны являться такие, которые поощряют его стремление освободиться от опеки взрослого, приветствуют любую попытку малыша проявить самостоятельность, ставят его в условия выбора содержания и средств воплощения своих интересов. Другими словами, вместо предложений «сделай так», «унеси», «поставь» и т.д. применяется позитивная оценка попыток ребенка действовать самостоятельно, поддержка его решений. Особенно обязательными становятся приемы, предваряющие ошибки, которые вызывают неудовлетворение собой и ведут к появлению заниженной самооценки» [8].

Р.С. Буре определила порядок и примерное содержание приемов воспитания самостоятельности у дошкольников:

  1. Поощрение попытки проявить самостоятельность, содействие и незаметная помощь для того, чтобы у ребенка сложилось ощущение самостоятельного выполнения желаемого действия.  
  2. Позитивная оценка ребенка, выказывающего стремление к самостоятельности. Организация общего положительного отношения к инициативе детей, их идеям, действиям, поступкам.
  3. Воспитание у детей осознания своей ответственности за выполняемые действия, поступки, позитивная оценка стремления достигать намеченной цели, не отступая от возникающих трудностей [8].

Итак, становление самостоятельности и активности ребенка происходит в течение всего периода детства. Самостоятельные отдельные действия ребенка раннего возраста, пополняясь и обогащаясь, к началу дошкольного периода начинают формироваться в самостоятельную деятельность. В среднем дошкольном возрасте разные формы самостоятельного поведения проявляются в разных видах деятельности. Самостоятельное поведение в старшем дошкольном возрасте приобретает устойчивость и постоянство, которые являются свидетельством появления самостоятельности как качества личности ребенка. Это качество может проявляться как в различных видах практической деятельности, так и в общении ребенка со сверстниками и взрослыми. Благодаря способности детей к «обобщенному подражанию» самостоятельность возникает там, где ребенок преодолевает подражание и проявляет сознательное отношение и творчество к использованию имеющихся образцов, развертываясь от самостоятельности воспроизводящего, репродуктивного характера к самостоятельности с элементами творчества [30, с. 24].

Все вышесказанное подтверждает определение самостоятельности как «одного из ведущих качеств личности, выражающегося в умении поставить определенную цель, настойчиво достигать ее выполнения своими силами, ответственно относиться к собственной деятельности, действовать при этом сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, требующих принятия нестандартных решений» [27, с. 309-310]. В качестве первоисточника проявления и развития самостоятельности устанавливаются потребности детей, реализующиеся в деятельности, а непосредственным ее стимулом выступает интерес. Для воспитания самостоятельности можно использовать различные сочетания методов, приемов и средств, которые побуждают активность ребенка.  

Список литературы

 

  1. Аксарина, Н.М. Воспитание детей раннего возраста [Текст] / Н.М. Аксарина. -  М.: Медицина, 1977. - 256 с.
  2. Алмазова, Т.А. Особенности обучения и воспитания детей дошкольного возраста. [Текст] / Т.А. Алмазова. - М.: Просвещение, 1987. – 132 с.
  3. Ананьев, Б.Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека [Текст] / Б.Г. Ананьев // Психология личности: отечественная психология. - М.: Владос, 1999. - С. 7-94.
  4. Бондаренко, А.К. Развитие самостоятельности мышления детей подготовительной к школе групп [Текст]: автореф. дис. … канд. пед. Наук / А.К. Бондаренко. - М., 1974. - 16 с.
  5. Борисова, Т.С. Активность и инициативность как основа формирования социальной ответственности учащихся [Текст] / Т.С. Борисова // Вестник ТГПУ. - 2011. - Выпуск 1 (103). - С. 131-136.
  6. Буре, Р.С. Учите детей трудиться [Текст]: пособие для воспитателя детского сада / Р.С. Буре, Г.Н. Година. - М.: Просвещение, 1983. - 144 с.
  7. Буре, Р.С. Совершенствование процесса нравственного воспитания дошкольников [Текст] / Р.С. Буре // Воспитатель ДОУ. - 2008. - № 2. - С. 84-88.
  8. Буре, Р.С. Современные проблемы социального становления личности дошкольника [Текст]: монография / Р.С. Буре. - М.: 2009. - С. 68.
  9. Власова, Т.А. Формирование самостоятельности у детей дошкольного возраста в художественном ручном труде [Текст]: автореф. дис. … канд. пед.  Наук / Т.А. Власова. - Екатеринбург, 2000. - 25 с.
  10. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика-Пресс, 1996. - 536 с.
  11. Година, Г.Н. Самостоятельность младших дошкольников и ее влияние на развитие детских взаимоотношений [Текст] / Г.Н. Година; под ред. В.Г. Нечаевой // Нравственное воспитание дошкольников: Младший и средний дошкольный возраст. - М.: Педагогика, 1972. - С. 83-111.
  12. Дуброва, В.П. Воспитание самостоятельности у дошкольников в семье [Текст]: методич. рекомендации / В.П. Дуброва.  – Минск: МГПИ, 1985. - 26 с.
  13. Запорожец, Л.А. Формирование самоконтроля при организации учебной деятельности на уроках труда [Текст] / Л.А. Запорожец; под ред. Д.Б. Эльконина, М.В. Дубровиной // Психология формирования личности и проблемы обучения: сб. науч. тр. ‒ М., 1980. - С. 127-132.
  14. Зинченко, В.Н. Воспитание самостоятельности у детей 5-го и 6го года жизни в процессе занятий по рисованию [Текст]: автореф. дис. … канд. пед. наук / В.Н. Зинченко. - М., 1986. - 16 с.
  15. Изотова, Ф.В. Воспитание самостоятельности и инициативы у детей старшего дошкольного возраста в конструктивно-игровой деятельности [Текст]: автореф. дис. … канд. пед. наук / Ф.В. Изотова. - Л., 1967. - 18 с.
  16. Ильин, Е.П. Психология воли [Текст] / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2009. - 368 с.
  17. Кононко, Е.Л. Формирование самостоятельности дошкольников в семье и в детском саду [Текст]: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е.Л. Кононко. –Киев, 1978. - 23 с.
  18. Кузовкова, К.П.         Формирование         общественно-направленной самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста [Текст]: учеб. пособие для спецкурса / К.П. Кузовкова. – Пермь: 1975. – 57 с.
  19. Леонтьев, А.Н. Проблема деятельности в психологии [Текст] / А.Н. Леонтьев // Вопросы философии. - 1972. - №9. - С. 103-105.
  20. Люблинская,         А.А.         Детская         психология [Текст] /А.А.  Люблинская. - М.: Просвещение, 1971. - 415 с.
  21. Марутян, С.А. Воспитание самостоятельности детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре [Текст]: автореф. дис. … канд. пед. наук / С.А. Марутян. - М.: МГПИ, 1987. - 24 с.
  22. Менджерицкая, Д.В. Воспитателю о детской игре [Текст]: пособие для воспитателя дет. сада / Д.В. Менджерицкая; под ред. Т.А. Маркова. - М.: Просвещение, 1982. – 128 с.
  23. Минина, А.В. Формирование педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности детей дошкольного возраста [Текст]: дис. … канд. пед. наук / А.В. Минина. - М., 2015. - 220 с.
  24. Михайлова, Н.Н. Педагогика поддержки [Текст]: учебнометодическое пособие / Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин. - М.: МИРОС, 2002. - 208 с.
  25. Поддьяков, Н.Н. Ребенок-дошкольник: проблемы психического развития и саморазвития [Текст] / Н.Н. Поддьяков // Дошкольное воспитание. - 1998. - № 12. - С. 68-74.
  26. Прихожан, A.M. К проблеме исследования самооценки личности [Текст] / А.М. Прихожан // Личность в системе коллективных отношений: тезисы докладов Всесоюзной конференции. - Курск, 1980. - С. 198-199.
  27. Роджерс, К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека [Текст]: Пер. с англ. / К.Р. Роджерс. - М.: Прогресс, 1994. - 480 с.
  28. Российская педагогическая энциклопедия [Текст] / под ред. В.В. Давыдова. - В 2-х т. ‒ М.: научное изд-во Большая Российская энциклопедия, 1999. - Т. 2. - С. 309-310.
  29. Теплюк, С.Н. Истоки самостоятельности дошкольника [Текст] / С.Н. Теплюк // Дошкольное воспитание. - 1991. - № 7. - С. 67-71.
  30. Художественное творчество и ребенок [Текст] / под ред. Н.А. Ветлугиной. - М.: Педагогика, 1972. - 278 с.
  31. Чумичева, Р.М. Антрополого-педагогическое сопровождение жизнедеятельности и развития ребенка [Текст] / Р.М. Чумичева; под ред. Л.Л. Редько, Е.Н. Шиянова // Педагогическая антропология: учебное пособие. – Ставрополь: Сервис-школа, 2005. - С. 357-383.
  32. Эльконин, Д.Б. Психология игры [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 1999. - 360 с.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организационные и психолого-педагогические условия становления у детей дошкольного возраста самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий на основе реализации ФГОС

Организационные и психолого-педагогические условия становления у детей дошкольного возраста самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий на основе реализации ФГОС...

«ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ СТАНОВЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ, ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОСТИ И САМОРЕГУЛЯЦИИ СОБСТВЕННЫХ ДЕЙСТВИЙ»

Итоговая работа по курсу повышения квалификации «Основные направления региональной образовательной политики в контексте модернизации российского образования»...

Психолого-педагогические условия становления у детей дошкольного возраста самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.

I. Психолого-педагогические условия становления у детей дошкольного возраста самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий.1. Анализ недостатков в результатах, в основном ...

«Особенности становления самостоятельности в дошкольном возрасте»

Самостоятельность – это постоянно развивающееся качество личности....

Особенности становления звукопроизношения в дошкольном возрасте.

План проведения мероприятия совместной деятельности учителя-логопеда с родителями воспитанников, посещающих массовые группы ГБДОУ детский сад: «Особенности становления звукопроизношения в дошкол...

буклет "Что такое детская самостоятельность и особенности развития в старшем дошкольном возрасте"

буклет "Что такое детская самостоятельность и особенности развития в старшем дошкольном возрасте"...