Особенности становления звукопроизношения в дошкольном возрасте.
презентация по логопедии

План проведения мероприятия совместной деятельности учителя-логопеда с родителями воспитанников, посещающих массовые группы ГБДОУ детский сад:

«Особенности становления звукопроизношения в дошкольном возрасте».

 

Ответственный за проведение: учитель-логопед Васехина Т. А.

Форма проведения: лекция с использованием презентации по теме.

Цель: сформировать представления родителей дошкольников о развитии звукопроизношения

в онтогенезе; обратить внимание на возможные проявления нарушений в становлении

звукопроизношения с целью своевременного обращения родителей за консультацией к

специалистам; информировать родителей об организации помощи детям в рамках ГБУ ДО

ЦППМСП Московского района СПб.

Участники: учитель-логопед, родители детей, посещающих массовые группы ДОУ.

Ход мероприятия:

I. Вступительная часть. Представление педагога и учреждения.

II. Основная часть. Освещение вопросов, представленных в презентации:

  1. функции речи в дошкольном возрасте;
  2. обозначение составных элементов речевого развития;
  3. последовательность появления звуков в речи ребенка до 3 лет;
  4. необходимость обращения за консультацией к специалистам при наличии особенностей в развитии речевых и неречевых форм коммуникации у детей раннего возраста;
  5. дальнейшее становление и проявления нарушений звукопроизношения у детей 3-4 лет;
  6. особенности звукопроизношения у старших дошкольников;
  7. рекомендации по развитию звукопроизношения у детей дошкольного возраста;
  8. признаки недостаточного овладения речевой компетенцией у детей, поступающих в ОУ;

9)  оказание помощи детям дошкольного возраста с проблемами усвоения

      основного образовательного модуля;

     10)  рекомендуемые методические пособия для развития речи детей дома.

III. Обсуждение вопросов, предлагаемых родителями.

IV. Заключительный этап. Подведение итогов мероприятия, выявление вопросов и

      тем, интересующих родителей для дальнейшего взаимоинформирования в   

      рамках   проблематики речевого развития дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_1_stanovlenie_zvukoproizn.pptx2.31 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Особенности становления звукопроизношения в дошкольном возрасте. Учитель-логопед: Васехина Т атьяна Александровна

Слайд 2

Функции речи в дошкольном возрасте. Интеллектуальная . В дошкольном возрасте речь становится орудием мышления: ребенок учится излагать свои мысли связно, логично, рассуждения превращаются в способ решения интеллектуальных задач. Речь становится средством познания, интеллектуализации познавательных процессов. Коммуникативная . Ребенок пользуется речью для установления контакта с окружающими людьми, для получения новой содержательной информации. Взрослый задает ребенку и уточняет вопросы, требует раскрытия смысла, оценивает. Планирующая . Связана с деятельностью ребенка и сливается с мышлением. К 5-6 годам ребенок учится планировать предстоящие действия. Речь перемещается с результата деятельности на ее начало, предваряя действие. Планирование деятельности в речи значительно повышает ее эффективность, делает замысел устойчивым, а его достижение более быстрым, точным, правильным. Практическая и умственная деятельность дошкольника становятся произвольными и целенаправленными. Регулирующая . Связана с развитием понимания речи , в подчинении инструкциям взрослого, регуляцию собственного поведения, воздействии самого ребенка на другого человека или группу людей. Знаковая . Связана с выделением слова как абстрактной единицы, т.е. осознание ребенком звукового строя слова и словесного состава предложения, что создает возможность сделать слово объектом познания и освоить письменную речь.

Слайд 3

Речевое развитие

Слайд 4

Речевое развитие звукопроизношение з вукослоговая структура просодические компоненты фонематические процессы словарный запас грамматический строй речи связная речь

Слайд 5

Последовательность появления звуков в речи ребенка: До 3-х лет: В норме: произнесение звуков раннего онтогенеза:[а],[о],[у],[и],[м],[п], [б],[д],[т ],[н],[к ], [г ],[х],[с ’ ],[з ’ ]. Характерны смягчения согласных, которые постепенно «уходят». Шипящие звуки, аффрикаты, соноры обычно опускаются или заменяются на простые звуки ( « бабуська », « отьки », « ибка », « йук »).

Слайд 6

Обратите внимание, обратись к специалистам, если ваш ребёнок : не понимает речевых инструкций, не показывает называемый объект, не дифференцирует близкие фонемы (б-п, г-к, т-д); затрудняется в произнесении отдельных слов, ищет нужные артикуляции, путает близкие по произношению звуки ( л-н-д, б-м); не может переключиться с одной артикуляции на другую, застревает на отдельных звуках, многократно повторяет звуки. Обратите внимание на особенности развития неречевых форм коммуникации: не реагирует на свое имя; п росит только жестами и плачем; не смотрит в глаза собеседнику; не кивает головой ( «да»/ «нет»)

Слайд 7

В возрасте 3-4 лет: н аблюдается появление звуков среднего онтогенеза: это звук [ы], звуки различаются по мягкости-твердости, глухости-звонкости, звук [л ’ ]. Правильно произносятся свистящие. Х арактерны замены [ ш ] - [ с ] , [ ж ] - [ з ] , [ щ ] - [ с ’] , [ ч ] - [ т ’] , [ с ’] , [ ц ] - [ т ’] , [ с ’] . Отсутствуют [ л ] , [ р ] , или заменяются [ р ’]- [j] - [ л ’] . Обратите внимание, обратись к специалистам: звуки [ с ] , [ з ] , [ ц ] заменяются другими звуками или искажено их звучание, особенно если язык высовывается между зубами или отклоняется в сторону (слышится хлюпающийся звук).

Слайд 8

В 4-5 лет: появление звуков позднего онтогенеза : [ц] ,[ ш ] , [ж ] , [ч ] , [щ ] , [л ] ,[ р], [р ’ ]. Характерно неустойчивость произношения звуков. К 6 годам все звуки речи должны произноситься в соответствии с нормативом. Могут наблюдаться трудности в дифференциации: [ р ] - [ л ] , [ р ’]-[ л ’] , [ ч ] - [ щ ] - [ ц ] . Обратите внимание, обратись к специалистам : если ребенок старше 4-х лет смягчает звуки [ с ] , [ з ] (например, « сябака » ), что может быть допустимо только детям не старше 4-х лет; если ваш ребенок старше 5-ти лет заменяет или искажает звуки : заменяет звук [ ш ] - [ с ] , [ ж ] - [ з ] , [ щ ] - [ с ’] , [ ч ] - [ т ’] произносить звук [ ш ] с призвуком ф. при произнесении звуков [ ш ] и [ ж ] язык находится внизу, звук слышится чуть смягченно произносит звук [ р ] горлом .

Слайд 9

Рекомендации по развитию звукопроизношения у дошкольников: с раннего детства использовать речевые игры – игры в подражания, «Ку-ку», « Голоса животных», народные потешки , песенки, прибаутки правильная речь взрослого ( отсутствие лепетной речи, четкая, неторопливая речь, с проговариванием окончаний) обращать внимание на слуховое восприятие ребёнка ( игры «Поручение», « Что звучит?», « Где звенит?» и т.д.) учим правильно дышать « Задуй свечку», « Плывет кораблик», «Сдуй листочек», « Футбол», « Шторм в стакане», « Надуй шарик», «Дудочки» активизировать движения языка, которые нужны и для шипящих, и для звука «р», : «вылизывание» ложки, блюдца. Например, м есяц ребенок вылизывает столовую ложку, месяц – десертную и месяц – чайную, кроме того, нужно снимать язычком капельки, которые на ложке скапливаются. Окунули ложку в соус или варенье, подняли, и капельку аккуратно сняли язычком, который вытягивается по направлению к ложке. Кроме того, очень полезны жевательные упражнения , жевание твердой пищи, облизывание леденца .

Слайд 10

« Недостатки» речевого развития старших дошкольников: Односложная речь, которая состоит только из простых предложений (так называемая "ситуативная" речь). Неумение правильно и грамотно выстроить распространенное предложение. Скудость речи. Недостаточный словарный запас. Речь , в которой избыток сленговых слов, слов- «паразитов» (итог просмотра телевизора), применение нелитературных выражений и слов. Небогатая диалоговая речь: неумение доступно и грамотно задать вопрос, построить развернутый или краткий ответ, если это нужно и к месту. Неспособность выстроить монолог: к примеру, описательный или сюжетный рассказ на конкретную тему, пересказать полученный текст своими словами. Отсутствие в своих выводах и утверждениях логического обоснования. Отсутствие культуры речи: неспособность выбрать нужную интонацию , скорректировать темп речи, изменять характеристики голоса ( громкость, тембр) Нечеткая «смазанная» речь.

Слайд 11

Оказанием помощи детям: Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи (ГБУ ДО ЦППМСП ) http:// cpmss-spb.ru пл. Чернышевского, дом 8, литера А Центр осуществляет коррекцию недостатков в развитии детей с 3 до 18 лет и оказывает помощь детям, испытывающим трудности в освоении основного образовательного модуля. При осуществлении индивидуально-ориентированной , коррекционно-развивающей психолого-медико-педагогической помощи детям, с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в том числе с учетом рекомендаций психолого- педагогического консилиума )

Слайд 12

Рекомендуемая литература:

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование брошюр в совместной работе с родителями по становлению речи детей дошкольного возраста

Исследования ученых показали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движения пальцев у м...

Консультация для родителей- "Особенности становления звукопроизношения у детей"

До недавнего времени неправильность звукопроизношения у детей 4-6 лет рассматривалась как «возрастная патология» и объяснялось только физиологической незрелостью речевого аппарата  ре...

Статья "О развитии речи и особенностях звукопроизношения детей дошкольного возраста"

Доступная информация о процессе формирования речи у детей, возрастных особенностях и развитии речи в онгогенезе....

«Особенности становления самостоятельности в дошкольном возрасте»

Самостоятельность – это постоянно развивающееся качество личности....

Особенности становления самостоятельности в дошкольном возрасте

Дошкольный возраст представляется наиболее благоприятным периодом для формирования нравственно-волевых качеств личности, в том числе основ самостоятельности....