Влияние пальчиковых игр на познавательное развитие детей с ЗПР
материал (средняя группа)

Юлия Витальевна Попкова
Одной из главных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка его к школе. При подготовке к школе важно тренировать у ребенка движение пальцев и кистей рук, так как развитие у дошкольника мелкой моторики является одним из главных условий последующего успешного овладения письмом. Ребёнок, который имеет высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь, что так же важно для успешного обучения в школе. Поэтому следует уже в дошкольном возрасте развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости. Особенно это относится к детям, имеющим задержку в развитии. Работая с детьми с ЗПР мы отмечаем, что у них низкий уровень сформированности тонких движений пальцев рук. У детей с ЗПР выявляется отставание в развитии общей и, особенно, тонкой моторики. У большинства детей наблюдается системное нарушение речи. Уровень развития мелкой моторики - один из показателей интеллектуального развития дошкольника. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Известный педагог В.А. Сухомлинский сказал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Существует много различных способов добиться ускорения развития мелкой моторики рук, но самое интересное и доступное во всем этом многообразии, как для детей, так и для взрослых - это пальчиковые игры. Пальчиковые игры - это особый вид игр, которые активизируют деятельность мозга. Они способствуют овладению навыками мелкой моторики, повышают работоспособность коры головного мозга, развивают у ребенка психические процессы: мышление, память, внимание, воображение, речь, снимают тревожность. Пальчиковая гимнастика дает положительные результаты при закреплении лексических тем, использовании как часть занятия для закрепления темы, повторение темы на утренних беседах, используя их в режимных моментах, а также на индивидуальных занятиях. Эффективнее использовать пальчиковую гимнастику, сопровождаемую речью, что способствуют развитию дикции, грамматического речи, развитию памяти, внимание, эмоциональности. Столько задач одновременно не решает ни одна из дидактических, словесных игр и др. С помощью пальчиковых игр это происходит непроизвольно, ненавязчиво. Ребенок с удовольствием играет в такие игры. Самое ценное в игру включаются малоактивные дети. Инновационные формы работы помогают решать сложные задачи в развитии ребенка. Они захватывают и увлекают даже родителей. Всем известно, что без участия родителей педагогический процесс будет осуществляться на половину. Практика показала, что при ежедневной, систематической работе с использованием пальчиковых игр : темп познавательного развития детей возрастает. Расширяется кругозор ребенка. Достигается хорошее развитие мелкой моторики и стимулируется развитие речи. Достигается понимание смысла речи. Повышается речевая активность. Развивается память ребенка, мышление, воображение. Развиваются творческие способности, фантазия.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование по познавательному развитию детей средней группы (познавательно-исследовательская деятельность)

Перспективное планирование по познавательному развитию детей средней группы(познавательно-исследовательская деятельность)...

«Психолого-педагогические основы познавательного развития детей раннего и дошкольного возраста» на тему: «Особенности познавательного развития детей 3-4 лет»

1. Образовательная область «Познавательное развитие» в соответствие с  ФГОС ДО2. Содержание Образовательной области «Познание»3. Возрастные особенности развития детей от 3 до 4 лет4. Особенности ...

«Познавательное развитие детей. Внимание! Внимание!» в рамках проекта «Ресурсная школа» «Игры для развития связной речи у детей с ОВЗ»

Вниманию родителей представлены ряд игр, способствующих развитию связной речи у детей с ОВЗ в домашних условиях...

Конспект Непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию детей среднего дошкольного возраста по познавательному развитию (окружающий мир) «Правила безопасности для малышей дома».

КонспектНепрерывной образовательной деятельностипо познавательному развитию детей среднего дошкольного возрастапо познавательному развитию (окружающий мир)«Правила безопасносКонспектНепрерывной ...

Игры для развития речевого и познавательного развития детей группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР

Игры для развития речевого и познавательного развития детей группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР...

Дополнительная образовательная программа по познавательному развитию детей (развитие познавательно-исследовательской деятельности «Почему, зачем и как?” (опыты и эксперименты с веществами и материалами)

Дополнительная образовательная программапо познавательному развитию детей (развитие познавательно-исследовательской деятельности   «Почему, зачем и как?&rdquo...