«Оценка качества дошкольного образования: стратегия и инструментарий»
материал

Гусева Ирина Геннадьевна

Предоставление практической помощи педагогам дошкольной образовательной организации в использовании унифицированных карт развития ребенка для оценки качества образования

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс для старших воспитателей

Составила

Гусева Ирина Геннадьевна

старший воспитатель

высшая кв категория

МБДОУ №3 «Огонёк» Нижнекамский район

пгт Камские Поляны

«Оценка качества дошкольного образования: стратегия и инструментарий»

Цель: предоставление практической помощи педагогам дошкольной образовательной организации в использовании унифицированных карт развития ребенка для оценки качества образования

Задачи:

Сформировать у участников мастер-класса представления об инструментарии оценки качества дошкольного образования, и его использовании в дошкольном образовательном учреждении.

Определить преимущества и особенности использования данной методики с детьми дошкольного возраста. Поделиться практическими наработками по использованию предложенного материала

Выстроить проблемные ситуации для рассмотрения их в рамках профессионального интерактивного взаимодействия педагогов практической работе

Оборудование: презентация по теме, ноутбуки ср скаченной унифицированной таблицей для практической работы, распечатанные сводные таблицы с результатами лоток с водой, киндер-сюрпризы, ложки, матрешка, дорожки, костюмы сказочницы и ученого, музыкальная колонка, ларец, призы, солнышко, лучики.

Ход мастер-класса

Вопрос: что такое инициатива? (рассуждения  присутствующих)

Слайд 2

Определение инициативы , согласно толковому словарю С.И. Ожегова

Под инициативой, согласно толковому словарю С.И. Ожегова, понимается «почин, внутреннее побуждение к новым формам деятельности, предприимчивость, … руководящая роль в каких-нибудь действиях». [Ожегов С. И., 1997, с.247]

Слайд 3 Система оценки качества дошкольного образования на уровне ДОО должна обеспечивать участие всех заинтересованных субъектов, идентифицируемых в этом пространстве, и в то же время выполнять свою основную задачу: обеспечивать развитие системы дошкольного образования в соответствии с принципами и требованиями Федерального государственного стандарта дошкольного образования.

Во ФГОС ДО заявлены приоритеты:

- поддержки разнообразия детства и соответствующей вариативности содержания, форм и методов дошкольного образования;

- обеспечения развивающего характера дошкольного образования, развития личности детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;

- открытого характера дошкольного образования, учитывающего интересы и потребности семьи;

- обеспечения творческого характера профессиональной деятельности и профессионального развития педагогов в системе дошкольного образования.

Слайд 4 За последнее время предпринимаются попытки разработки инструментария оценки качества дошкольного образования, и некоторые из них ограниченно апробируются в практике:

– внутренняя оценка качества дошкольного образования (на уровне ДОО), сфокусированная на экспертизе психолого-педагогических условий реализации основной общеобразовательной программы в дошкольной организации в пяти образовательных областях, определенных ФГОС ДО (2014-2015 гг.);

– шкалы ECERS-R, инструментарий апробировался в рамках лонгитюдного исследования качества дошкольного образование «Московским городским педагогическим университетом (далее – ГАОУ ВО МГПУ) совместно с Рособрнадзором (2017 – 2019 гг.).

– шкалы ECERS-3, представляющие собой переработанные ECERS-R;

– работа коллектива авторов из Германии «Оценка и развитие качества дошкольного образования» (книга состоит из двух частей: методика и практическое руководство по оценке и развитию качества дошкольного образования, изложение и обоснование национального (немецкого) каталога критериев качества, все критерии приведены в оригинальной авторской версии).

Слайд 5 Предлагаемый инструментарий педагогической диагностики практичен, прост в применении. Его преимущества по сравнению с имеющимися (предлагающимися) практиками, заключается в следующем:

 «Карта развития» позволяет наглядно определять место ребенка в группе и всей группы в нормативном пространстве развития – во всем возрастном диапазоне (видеть отставание и опережение);

 выделять основные достижения ребенка (без отвлечения на второстепенные детали), используя простой и доступный язык наблюдения (без обращения к специальным диагностическим процедурам);

 позволяет воспитателям осуществлять гибкое проектирование образовательного процесса «под группу».

Слайд 6 Инструментарий проведения педагогической диагностики состоит из следующих частей.

1. Описание показателей и уровней проявления инициативы в общении, игровой, познавательно-исследовательской, продуктивной практиках, а также двигательной активности у детей дошкольного возраста.

2. Унифицированные формы наблюдения (Карта развития) в 5-и видах детской деятельности в диапазоне от 3 до 7 лет (3-4, 4-5, 5-6, 6-7 лет)

в сюжетной игре;

в игре с правилами;

в продуктивной деятельности;

в познавательно-исследовательской деятельности;

в двигательной активности.

Каждый вид деятельности детей дошкольного возраста способствует развитию и проявлению определенной сферы инициативы:

творческая инициатива,

инициатива как целеполагание и волевое усилие,

коммуникативная инициатива,

познавательная инициатива (любознательность

Как один из вариантов: предлагается слушателям параллельно работать в документе на ноутбуке

Слайд 7 , 8, 9 Предлагается организовывать и проводить оценку качества дошкольного образования методом педагогического наблюдения, результаты которого заносятся в унифицированные формы «Карты развития». Это позволяет педагогу оперативно фиксировать, интерпретировать и использовать результаты наблюдений за детьми при проектировании образовательного процесса.

         «Карта развития» заполняется на основе наблюдений за детьми в свободной самостоятельной деятельности, воспитателю не требуется организовывать специальные ситуации наблюдения.

Слайд 10 Карта заполняется воспитателем 3 раза в год. Первый раз – по прошествии первого месяца учебного года, второй раз – в середине года (в январе), третий раз – в конце года, когда можно увидеть итоговый результат продвижения детей группы и индивидуально каждого ребенка.

Заполнять Унифицированную «Карту развития» можно удобным для воспитателя способом: в бумажном или в электронном виде. Предусмотрены оба варианта.

Для удобства разработана также Универсальная унифицированная «Карта развития», которую также можно распечатать и заполнять на одном бланке все виды инициатив (в MS Excel).

Для фиксирования результатов наблюдения используются три типа обозначений-маркеров: «обычно» (данный уровень-качество инициативы является типичным, характерным для ребенка, проявляется у него чаще всего); «изредка» (данный уровень-качество инициативы не характерен для ребенка, но проявляется в его деятельности время от времени); «никогда» (данный уровень-качество инициативы не проявляется в деятельности ребенка совсем).

Из трех описаний следует выбирать то, которое характеризует типичное для ребенка качество инициативы в данной сфере. Если возникают затруднения в том, какому показателю соответствуют проявления инициатив наблюдаемого ребенка, то можно обратиться к видеороликам. Они созданы специально для того, чтобы продемонстрировать деятельность детей в естественных ситуациях, которые характерны для детей дошкольного возраста. Наблюдения за детьми, представленные на видео, сопровождаются комментариями эксперта, который разъясняет, какие инициативы проявляет ребенок в данной ситуации, и указывает, какому нормативному типу развития эти проявления соответствуют. Смотреть видеоролики...

Сравнивая бланки, заполненные в разное время, можно увидеть динамику наличия или отсутствия изменений, что станет основой для вывода об эффективности работы воспитателя и правильности выбранной тактики образовательного процесса.

Данные наблюдений можно ввести в исходную электронную таблицу (Универсальную унифицированную «Карту развития»), что позволит использовать дополнительные возможности работы с электронными таблицами – анализ результатов в динамике, группировка данных в диаграммах и т.д.

В приложениях вы найдете подробную Инструкцию по заполнению:

Слайд 11. Инструментарий проведения педагогической диагностики поможет педагогам:

- наладить партнерское взаимодействие с семьями воспитанников;

обосновать причину успехов или неудач своей работы;

- построить или откорректировать планы воспитательно-образовательной работы группы;

 - доказать правильность своего выбора в преобладании той или иной культурной практики, вида деятельности для всей группы или в индивидуальной работе с конкретным ребенком

Далее раздаются распечатки карт развития любого этапа, нужно рассмотреть позицию маркера «Обычно», определить его границы, сделать выводы и назначить план работы по улучшению данной инициативы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Оценка качества дошкольного образования: стратегия и инструментарий»

Слайд 4

Важным шагом, направленным на решение этой задачи, явилась разработка инструментария оценки качества, отвечающего основным установкам ФГОС ДО и принципам развивающего оценивания, заложенным в ПООП: - он основан на педагогических наблюдениях; - его целью является последующая оптимизация педагогических действий, направленная на рост показателей развития ребенка по сравнению с предыдущими; - для фиксации результатов педагогических наблюдений используются карта развития;

Слайд 9

Видеоролики для просмотра Материалы для скачивания Всероссийская научно-практическая конференция: "Оценка качества дошкольного образования: стратегия и инструментарий"

Слайд 10

Электронная таблица


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол «Оценка качества дошкольного образования»

работа старшего воспитателя с педагогами по  знакомству  с проектами нормативных документов для оценки качества дошкольного образования; их значимости в форме круглого стола....

Консультация для педагогов дошкольных образовательных организаций "Оценка качества дошкольного образования"

Презентация содержит практический материал для старших воспитателей, заместителей заведующих дошкольных образовательных организаций, педагогов ДОО об оценке качества дошкольного образования в соответс...

Доклад на августовской конференции на тему «Управление качеством дошкольного образования. Внедрение системы оценки качества дошкольного образования» август, 2017г.

Что же такое «качество дошкольного  образования» и как им управлять? В настоящее время – вопросов больше, чем ответов. Потребители дошкольных образовательных услуг обычно рассма...

ΧΧI Всероссийский научно – практический семинар по проблеме «Управление качеством дошкольного образования: стратегия развития дошкольной организации в современных условиях».

В этом году мне посчастливилось впервые побывать на 21-м Всероссийском научно-практическом семинаре (с международным участием) в селе Кабардинка Краснодарского края, организатором которого является Ро...