Отчет по самообразованию
материал (средняя группа)

Аверина Валерия Германовна

Отчет по самообразованию

 

Тема: «Воспитание нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста посредством русской народной сказки»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_srednyaya_gruppa.docx263.89 КБ

Предварительный просмотр:

 

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

№ 63 «Малинка» города Калуги

 

 

 

                                     

Отчет по самообразованию

Тема: «Воспитание нравственных качеств у детей среднего дошкольного возраста посредством русской народной сказки»

                

                           

 

 

 

 

 

 Подготовила:

Воспитатель

Аверина В.Г.

 

         

2019-2020 уч.                                        

Тема: «Формирование нравственных качеств у детей дошкольного возраста               посредством русской народной сказки»

Цель: изучение влияния русских народных сказок на развитие нравственных

качеств детей среднего дошкольного возраста.(педагог)                                                

Формирование нравственных представлений и воспитание нравственных качеств  личности (чувство милосердия, сострадания, уважения и послушания). (дети)

Задачи:

  • изучить и проанализировать научную литературу по проблеме использования русских народных сказок в формировании нравственных качеств у дошкольников;
  • выявить особенности нравственного воспитания в дошкольном возрасте;
  • создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками;
  • определить эффективность использования русских народных сказок для

развития нравственных качеств в процессе специально организованной

деятельности детей;                                                                                                              

-разработать диагностические материалы  направленные на  отслеживание уровня воспитания нравственных качеств детей  на примере  героев русских народных сказок; 

-приобщить родителей к воспитанию ребѐнка в семье с помощью русских народных сказок. (для воспитателя)

  1. Побуждать у детей интерес к русским народным сказкам.                                            
  2. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными сказками.                                                                                                            
  3. Помогать усвоению детьмии духовно-нравственных категорий: добро-зло, послушание-непослушание, согласие-вражда, трудолюбие-лень, бескорыстие-жадность, простота-хитрость; и правил доброй, совестливой жизни. Формировать представление о добре и зле, показать красоту добрых поступков и их необходимость в жизни людей через поступки героев русских народных сказок.                                                                                                          
  4. Развивать умение думать, сравнивать, анализировать поступки сказочных

героев, учить давать оценку поведению своему и других.                                                

  1. Воспитывать бережное отношение к книге. Учить правилам пользования книгами.                                                                                                                                  
  2. Помочь родителям понять ценность сказки, ее особую роль в воспитании сегодняшнего и в особенности завтрашнего человека. (для детей и родителей)

Срок реализации: сентябрь – май 2019-2020 уч.г.

Предполагаемые результаты работы (Ожидаемые результаты):                     1. Дети понимают смысл сказок и могут сформулировать основную мораль сказки. 

  1. Дети применяют накопленные практические навыки нравственных норм поведения в социуме. 
  2. Дети различают полярные понятия «хороший» - «плохой», «красивый» - «некрасивый», «правда» - «ложь», «добро» - «зло», «можно» - «нельзя» и т. д. в сказке и в жизни. 
  3. Дети делают самостоятельный нравственный выбор. 
  4. Дети умеют выражать чувства и переживания словами. 
  5. Улучшение состояния воспитания нравственных качеств детей дошкольного возраста, отслеживание динамики роста нравственных показателей.                                                                                                                                                           
  6. Наметилась динамика во взаимоотношениях с родителями, они начали более активно принимать участие в жизни группы.

                                              Актуальность:                                                                        

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаю, что уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка.                                                                  Зная возрастные особенности детей, я заметила, что не все дети умеют общаться друг с другом,  некоторые проявляют склонность к враждебности, нежелание делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. А именно с раннего возраста идет формирование и развитие нравственных качеств человека.                                                                                                                    

Для решения данной проблемы я выбрала работу по ознакомлению детей с русскими народными сказками, так как считаю, что сказки прочно вошли в детский быт, и по своей сущности сказка вполне отвечает природе ребенка; близка его мышлению, представлению.                                          

В своей работе я использовала различные методы ознакомления детей со сказкой.                                                     

              Методы по ознакомлению дошкольников со сказкой                             Самый распространенный метод ознакомления со сказкой чтение воспитателя, т.е. дословная передача текста. Сказки, которые невелики по объему, я рассказываю детям наизусть, потому что при этом достигается наилучший контакт с детьми. Большую же часть произведений читаю по книге. Бережное обращение с книгой в момент чтения является примером для детей. 

Следующий метод – рассказывание, т.е. более свободная передача текста. При рассказывании допускаются сокращение текста, перестановка слов, включение пояснений и так далее. Стараюсь сказку рассказывать выразительно, чтобы дети заслушивались.                                                                        

Для закрепления знаний полезны такие методы, как дидактические игры на материале знакомых сказок, литературные викторины.                                    Примерами дидактических игр могут служить игры ―Отгадай сказку по картинкам‖, «Отгадай сказку по предметам», «Угадай сказку по героям», «Узнай сказку по загадке», «Откуда эти слова?», ―Один начинает – другой

продолжает‖, ―Откуда я?‖ (описание героев), «Что сначала, что потом» и другие.                                                                                                              

Литературные викторины провожу как вечерние развлечения.                                    В процессе своей работы я убедилась, что самыми эффективными и целесообразными методами формирования нравственных качеств у детей являются: знакомство с содержанием сказки, вовлечение детей в деятельность, инсценировка сказки.                                                                                    

При работе со сказками я старалась создать условия для восприятия сказки детьми. Для этого я применяла разнообразные приемы восприятия сказки.                  

                 Приемы формирования восприятия сказки                                            

Выразительность чтения. Главное выразительно прочитать, чтобы дети заслушивались. Выразительность достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намеком на движение. Все эти приемы направлены на то, чтобы дети представили себе живой образ.                                            

Следующий прием – повторность чтения. Небольшую сказку, которая вызвала интерес детей, целесообразно повторить. Из большой сказки повторно можно зачитать отрывки, наиболее значимые и яркие.   Повторное чтение и рассказывание возможно сочетать с рисованием и лепкой. Художественное слово помогает ребенку создавать зрительные образы, которые потом воссоздают дети.                                                                                      

Один из приемов, способствующих лучшему усвоению текста, – выборочное чтение (отрывков, песенок, концовок). Задаю ряд вопросы: Из какой

сказки этот отрывок? Из какой сказки эта песенка? Чем закончилась эта сказка?                                                                                                                          

Если после первого чтения сказка уже понята детьми, я использовала ряд дополнительных приемов, которые усилят эмоциональное воздействие: –  показ игрушки, иллюстрации, картинки, элементы инсценирования, движения пальцами, руками.                                                              

Драматизация является одной из форм активного восприятия поступка сказочного персонажа. В ней ребенок выполняет роль сказочного персонажа.              

Драматизация способствует воспитанию таких черт характера, как смелость,

уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность.                                      

Можно использовать словесные приемы. Зачастую детям бывают непонятны некоторые слова или выражения. В таких случаях надо давать им возможность понять новое слово, строить фразы путем осмысления ситуации. Как правило, не следует прерывать чтение объяснением  отдельных слов и выражений, так как это нарушает восприятие произведения. Это можно сделать до чтения.                                                                    

Широко распространенным приемом, усиливающим воздействие текста и способствующим лучшему его пониманию, является рассматривание иллюстраций в книге. Иллюстрации показывают детям в той последовательности, в которой они размещены в сказке, но после чтения.             Следующий прием – беседа по сказке. Это комплексный прием, часто включающий в себя целый ряд простых приемов – словесных и наглядных. Различаются вводная (предварительная) беседа до чтения и краткая

(заключительная) беседа после чтения.                                                                                

Во время заключительной беседы я старалась акцентировать внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их поступков. В беседах

преобладали такие вопросы, ответ на которые требовал бы мотивации оценок.                                                                                                                                    

                                           Этапы работы со сказкой                                                         

. Знакомство детей с русской народной сказкой – чтение, рассказывание, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям сказки.                                              

. Эмоциональное восприятие сказки детьми – пересказ детьми содержания сказки, настольный театр, подвижные игры с персонажами сказок ,с целью закрепления содержания сказок. Данные формы работы над сказкой позволяют узнать, как дети поняли суть сказки.                                                                        

.Художественная деятельность – отношение к герою сказки в лепке, рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить свое отношение к героям сказки, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам героев сказки.                                  

. Подготовка к самостоятельной деятельности – разыгрывание сюжетов из сказок, театрализованные игры, драмотизация сказок, творческая игра с использованием персонажей, сюжетов из сказок – метод превращения детей в героев сказок способствует не только развитию симпатии, но и пониманию нравственных уроков сказки, умению оценивать поступки не только героев сказки, но и окружающих людей.

Формы работы со сказкой, которые  я использовала в своей работе:                                                                                                                                      - чтение,                                                                                                                                 

  • пересказ,                                                                                                                                
  • обсуждение, беседа, рассматривание иллюстраций,              
  • театрализованное исполнение сказок, драматизации, инсценирование,
  • просмотр фильмов – сказок, прослушивание аудиосказок,
  • выставки рисунков, раскрашивание иллюстраций по сказкам,

-игровая деятельность: проведение конкурса знатоков сказок (викторина «Поляна сказок», вечер загадок о сказках), дидактических игр (настольнопечатные «Сложи картинку» по сказке д.и. «Любимые сказки» и словесные), подвижных игр

  • досуги (математический досуг «В гостях у сказки»)
  • практическая мастерская: лепка героев сказок,
  • разучивание песенок из сказок
  • разучивание физминуток и пальчиковых игр о героях сказок («1,2,3,4,5!

Будем сказки называть» и др.),                                                        

  • выставка книг – сказок,

Для решения задач по нравственному воспитанию с помощью сказки я

разбила свою работу на  этапы:                                                                                            

  • Подготовительный этап: подбор и изучение методической литературы; подбор игр (дидактических, подвижных, пальчиковых); составление перспективного плана, определение целей и задач по теме.                                              
  • Основной этап: работа с детьми, родителями; изготовление дидактического

материала.                                                                                                                                

  • Заключительный: самооанализ работы за год, подведение итогов.                              

Я подобрала и изучила научно-литературу на темы:                                                          - «Использование сказок в работе с детьми» (в дидактических играх

(пальчиковых, словесных , настольно-печатных играх));                                                  - «Сказки как средство духовно-нравственного развития личности ребенка»;              

  • «Роль сказки в воспитании детей»;                                                                                    
  • «Театрализованные игры как средство развития речи детей».                                        

Работа по ознакомлению детей со сказками со сказками велась во время

НООД, в совместной деятельности, в режимных моментах.                                            

Сказка в системе нравственного воспитания 

 Такие нравственные категории, как добро и зло, хорошо и плохо, можно и нельзя, целесообразно формировать своим собственным примером, а также с помощью народных сказок. Эти сказки помогают нам показать:

  • как дружба помогает победить зло («Зимовье»);
  • как добрые и миролюбивые побеждают («Волк и семеро козлят»);
  • что такое зло.                                                                                                            

Не для забавы созданы народные сказки. Они являются мудрым воспитателем ребенка. Сказка всегда поучительна. Через  сказку легче объяснить ребенку, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Ведь сказочные персонажи бывают очень разными: добрыми и злыми, хитрыми и завистливыми, ласковыми и грубыми. С помощью таких персонажей мы можем показать детям плохое и хорошее, как можно и нужно поступать, как и вовсе нельзя в определенных ситуациях. Сказки побуждают ребенка сопереживать, со-чувствовать, со-радоваться. Полезность сказок бесспорна. На их примере можно «исправить» «неправильные» черты характера, объяснить малышам прописные истины, нежели нравоучения. Сказки являются важным воспитательным средством, выработанным и проверенным народом.                            

Для родителей были подготовлены консультации на темы:                                              «Что читать детям 4-5 лет», «Как и когда рассказывать сказки», «О чем и как беседовать с детьми после чтения», «Какова роль сказки в воспитании детей»

«Справиться с непослушанием помогут сказки», «Развитие творческих

способностей и воображения при помощи сказки».                                                          

С помощью родителей были приобретены раскраски по русским народным

сказкам.

Для оценки результативности своей работы я разработала критерии

определения уровня развития нравственных качеств у детей с помощью сказки.                                                                                                                      

Критерии определения уровня развития нравственных качеств у детей с помощью сказки 

Результат :                                                                                                      

Результаты по критериям:                                                                                                      начало уч. года: В.уровень – 17%, Ср. ур. – 42%, Н. ур. – 41%;                                          конец уч. года: В. ур. – 42%, Ср.ур. – 34%, Н. ур. – 24%.                                                 

Считаю, что поставленные мноюй задачи в начале учебного года, в целом выполнены. У большинства детей, на мой взгляд, сформировалось представление о добре и зле, они научились сравнивать и анализировать поступки сказочных героев, с помощью взрослого оценивать свое поведение и поведение своих товарищей.                                                                                             

  • Дети проявляют интерес к сказкам, знают содержание сказок, геров сказок;
  • Дети научились понимать смысл сказок;                                                                          
  • Дети могут отличать добро от зла, хорошо или плохо, можно или нельзя;                  
  • Дети стали менее застенчивы, не боясь, выбирают любую роль при

драматизации, инсценировании сказки;                                                                              

  • Произошло взаимопонимание,  благодаря совместной работе детей и

родителей;                                                                                                                        

  • Наметилась динамика во взаимоотношениях с родителями, они начали принимать участие в подготовке праздников, выставок; в конкурсах; родительские собрания стали проходить в более теплой обстановке.                            

Вывод: Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие

 ребенка, а в особенности на нравственное воспитание.                                                    

Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий.                                      

Чтобы ребенок вырос хорошим человеком, с ним необходимо работать, начиная с раннего детства. Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность. И начинать надо с детей, так как материальная сторона жизни их уже захватила в свои сети.                                                                    

Дети еще могут сочувствовать, сопереживать. Задача дошкольного учреждения – не дать задавить эти ростки реальностью жесткой жизни, а делать все необходимое, чтоб они проросли, глубоко проросли в душе и сердце ребенка. Главное средство воспитания – литература для детей, сказки, которые обращают человеческие сердца к добру, великодушию, совести, чести и справедливости. Личность ребенка зарождается в детстве. Поэтому, чем раньше литература, а именно сказка, коснется струн души ребенка, а не только ума, тем больше гарантий, что чувства добрые возьмут в них верх над злыми. Ведь литература – это колотящееся сердце, говорящее языком чувств.             Из всего этого следует: моральное воспитание возможно через все виды сказок, ибо нравственность изначально заложена в их сюжете.      

                                           

Литература                                                              

1.Дошкольное воспитание №4, 2005 г.,с.14-16 ., Соловейчик «Нравственное

воспитание дошкольников»;                                                                                                  

  1. Дошкольное воспитание №1, 2005г.,с. 18-28, Зимина И. «Народная сказка в

системе воспитания дошкольников»;                                                                                  

  1. Панков В.И. Ваши помощники книги., М., Просвещение, 1978 г.;                               4. Караманенко Т.Н. Кукольный театр дошкольникам., Изд.2, М.,

Просвещение, 1973г.;                                                                                                            

  1. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду., М.,

Просвещение, 1999г.;                                                                                                            

  1. Программа «От рождения до школы» под ред. Веракса Н.Е.;                                      
  2. Шорыгина Т.А. Общительные сказки., Изд-во:Сфера, 2017г,                                      
  3. Гербова В.В. Занятия по развитию речи во 2 младшей группе., Мозаика-

Синтез;М..2015г.                                                                                                                    

  1. Логинова В.И.,Саморукова П.Г. Дошкольная педагогика. Учебное пособие для студентов пед. Институтов по специальности «Дошкольная педагогика и психология»,Изд-во «Просвещение», М.,1983г.                                                                

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План и отчет по самообразованию учителя-логопеда ДОУ.

План по самообразованию на учебный год....

Отчет по самообразованию:Тема: «Развитие творческой личности ребенка на основе хореографии».

 Изучение возможностей хореографии как предмета образовательной области и его влияние на развитие личности детей. Определение условий и способов использования танца как фактора гармонизации и развития...

Отчет по самообразованию.

"Гендерный подход в формировании интереса к художественным произведениям у детей дошкольного возраста"...

Планирование по самообразованию + Отчет по самообразованию на тему: "Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности"

Планирование по самообразованиюОтчет по самообразованию на тему: "Творческое самовыражение детей дошкольного возраста в процессе музыкально-ритмической и танцевальной деятельности"...

Итоговый отчет по самообразованию (по окончании работы над темой самообразования)

Итоговый отчет по самообразованию (по окончании работы над темой самообразования)...

Отчет по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольника"

Отчет по самообразованию воспитателя. Тема самообразования: "Проектная деятельность как средство развития познавательной активности дошкольника"...