Групповой сбор
методическая разработка

Харламова Людмила Леонидовна

Семинар-практикум для педагогов ДОУ. Утренний сбор, утренний круг, утро радостных встреч,

ассамблея, групповой сбор, круг, кружочек.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gruppovoy_sbor.docx40.66 КБ
Файл gruppovoy_sbor.pptx942.14 КБ

Предварительный просмотр:

Утренний сбор, утренний круг, утро радостных встреч,

ассамблея, групповой сбор, круг, кружочек.

 До начала проведения. У каждого педагога может быть свой позывной для утреннего сбора:

Звон колокольчика, игра на муз. инструменте, мелодия, речёвка и т.д

«Всем, всем доброе утро! Желаю…»

Правила круга:

• Правила вводятся постепенно, когда в них возникает потребность.

• Правила и их формулировки обговариваются с детьми.

• Правила оформляются не только словесно, но и в виде рисунков или символов.

• Правила вывешиваются на видном месте и служат наглядным напоминанием согласованных норм поведения.

В начале группового сбора важно определить правило очерёдности высказываний.

Регулировать общение можно, например, правилом: «Говорит тот, у кого в руках микрофон, игрушка».

Или может быть список, кто сегодня первый и каждый день на списке передвигается прищепка (технология программы «Продетей» или «Я пришёл!» -кто первый пришел тот и выбирает ( список для старших, подготовительных групп, в который ребенок записывается при входе в группу, список формата а4, записывает своё имя, и может нарисовать смайлик( настроение).

Дети проходят на круг рассаживаются на стульчиках, подушках, ковре.

Вопросы, предворяющие круг:

Все ли нашли для себя местечко, все ли удобно

устроились? Кто ещё не уселся?

• Какое у вас настроение?

• Посмотрите друг на друга. У всех ли радостные

(светлые, приветливые, улыбающиеся) лица?

Приветствие 

Дети нуждаются в любви и уважении своих сверстников, они хотят чувствовать себя частью группы. Общий круг предоставляет возможность увидеть всех, поприветствовать, поделиться радостью или разделить с друзьями огорчения. Приветствие (пожелания, комплименты, подарки), внимание друг к другу будут основой для того, чтобы наладить коммуникацию на весь день. 

Приветствие адресовано каждому, кто находится в круге. Прежде, чем начать приветствие, педагог его моделирует, то есть показывает, как это делается. Моделирование происходит каждый раз, когда приступают к новому этапу. Воспитатель поворачивается к ребенку, сидящему слева или справа и приветствует его (ее): «Доброе утро, Катя! Я рада, что ты сегодня с нами». Когда пример показан, Катя, повернувшись к своему соседу, приветствует его таким образом. 

 

Дети продолжают приветствовать друг друга по кругу, пока приветствие не вернется к педагогу. Дети обращаются друг к другу по имени, с улыбкой, глаза в глаза. Устанавливается дружеская атмосфера. Большое значение имеет поза, спокойный и искренний тон голоса, дружелюбное выражение лица, открытые жесты. 

 

Дети усваивают множество веселых занимательных, уважительных приветствий. Они могут звучать на разных языках, используется пантомима, игровые моменты, песни, считалки, речевки, формы приветствий разных народов. Приветствия могут содержать эпитеты, комплименты. 

 

Когда процедура усвоена, дети могут выбирать или предлагать новые способы приветствия. Возможно использование различных предметов, которые передаются по кругу тому, кому адресуется приветствие. Это может быть любимая игрушка, мяч, флажок или другой значимый для детей предмет. Часто используют, что-то к теме. А также, предваряющие игры к теме («да-нетка», коробочка, сюрприз, «волшебный мешочек»).

 

Не забудьте добавить приветствия на языке или наречии тех детей, которые посещают вашу группу! Приветственные слова на языке других культур обогащают, сближают, воспитывают взаимное уважение. Если воспитатели не уверены в правильности произнесения приветствия на другом языке, это могут сделать родители детей или сами дети. 

Вот несколько вариантов, с которых можно начать пополнять запас приветствий. 

 

Типичные виды приветствия 

 

Здравствуйте! 

Guten Tag (на немецком) 

Доброе утро! 

Bonjour (на французском) 

Привет! 

Buenos dias (на испанском) 

Салют! 

АИ Gato (на японском) 

Я рад тебя видеть. 

День добже (на польском) 

Good day (на английском) 

Jambo (на суахили) 

Good morning (на английском) 

Kale Mera (на греческом) 

 

 

 

Приветствия с действиями 

 

  • С добрым утром! – просто стоя лицом к лицу.  
  • Дай пять – вместе с рукопожатием.  
  • Восточное Салям-малейкум
  • Рукопожатие.  
  • Помахать открытой ладонью.  
  • Передача тепла своей руки с закрытыми глазами.  
  • Жесты.
  • Моргни соседу.  
  • Улыбнись соседу.  
  • Создание общей паутины – все бросают клубок со словами приветствия любому, и держаться за нитку, так создается сеть.  
  • Секретные приветствия-по понедельникам так то, по вторникам ….и т.д

 

Любые приветствия могут быть: 

  • с обниманием,  
  • с похлопыванием по плечу,  
  • с приветливым взмахом рукой,  
  • с переплетением рук «корзиночкой» и т.п.

Оформлены в виде плаката для деток, с выбором вариантов приветствия, и предложением своего варианта (список вариантов картинкой и детям предлагается свой вариант).

Стихотворные приветствия

Официальные приветствия

 

Дети приветствуют друг друга, обращаясь по имени, а если по фамилии, то обязательно добавляя обращение «господин», «госпожа», «сеньорита», «сеньор», «мадемуазель», «барышня», «молодой человек»: «С добрым утром, господин Никитин», «С добрым утром, мадемуазель Лена». Такое приветствие порой нравится детям, добавляя им улыбок и чувство собственной важности. Но ни в коем случае не стоит допускать обращение просто по фамилии – это невежливо, даже грубо. 

 

Приветствия от имени героев книг или действующих лиц проекта. Во время осуществления тематических проектов «Сказки», «Книжкина неделя» дети изготовляют для себя значки с изображением любимого литературного персонажа и носят эти значки на груди. В эти дни можно приветствовать друг друга, используя имена выбранных детьми героев. Например, «Здравствуй, дорогая Золушка», «Здравствуйте, рыбки и дельфинчики». В зависимости от темы недели (фактически от проекта группы-так как тема недели — это проект который реализуется): поздороваться овощами, грибами, ягодами, транспортом.

Приветствия с передачей предмета 

 

Перебрасываем, передаем мячик (надувной шар, клубок или мячик из губки, игрушку, камешек, веревку,) в руки тому, кто, в свою очередь, ответит приветствием. Приветствия заканчиваются, когда мячик вернётся к тому, кто первым его перекинул. 

 

Приветствия с именными карточками 

 

Разложите именные карточки (визитки, бейджи, фото) в центре круга. Дети снимают верхнюю карточку с колоды приветствуют человека, указанного на ней. Если ребята не умеют читать, то именные карточки могут быть оформлены рисунками или фотографиями. 

Приветствия с комплиментом 

 

  • Скажи соседу добрые слова.  
  • Сделай комплимент соседу. Каждый ребёнок, приветствуя другого, говорит ему комплимент (Доброе утро, Алёна, ты сегодня такая весёлая! Привет, Майя, мне очень нравится, как ты рисуешь кота.)  
  • Комплимент себе.  

Постарайтесь ориентировать детей на те комплименты, которые отражают то, что дети делают, чем они замечательны, интересны, а не то, во что они одеты. 

Приветствие детей по алфавиту, математическим примером.

Изменяя форму приветствия, педагоги могут добиться появления определенного оригинального ритуала. Дети могут сами создавать варианты приветствий тем самым привлекать их к сотрудничеству. Начать внедрять технологию группового сбора можно именно с утренних приветствий.

 

Игра 

 

Приходит время игры. Её основа – это весёлая (забавная, смешная) и вместе с тем полезная деятельность, в результате чего приобретается навык совместного нескучного времяпрепровождения. 

 

Каждый член группы может поучаствовать в различных видах деятельности – пении, играх, других упражнениях – быстрых, энергичных, зажигательных, но они не несут элемента соревновательности, а помогают кооперироваться в процессе совместной работы, уважать интересы и умения друг друга. Такие задания требуют умения сконцентрироваться, творчески мыслить, само выражаться. Совместные игры и задания помогают группе добиться успеха.

Групповой сбор должен проходить быстро, легко, по-деловому. Поэтому игры должны проводиться как игры, а не как учебные действия. Могут быть использованы любые игры, не требующие большой подвижности: 

 

– пальчиковые,  

 

– словесные,  

 

– игры-фантазии,  

 

– игры-цепочки,  

 

– игры-шутки.  

 

Если же это пение, слушание, то это должны быть мелодии, которые помогают детям чувствовать себя комфортно, легко и весело. (Это – не те песни, которые в группе обязаны разучить для ближайшего утренника или отрепетировать для театральной постановки.) Безусловно, и недавно выученная песня может прозвучать на утреннем круге, но только в том случае, если она сама просится на язык. 

 

Хорошо использовать загадки, скороговорки (как увлекательное для детей задание) и элементы тренинга, например, психогимнастику. Элементы психогимнастики помогают овладеть мимикой, жестами, интонацией. В этом действе участвуют все и свободно выражают мимикой и жестами своё видение «расстроенного зайца», «испуганной мыши», «гордого петуха» или «обиженной подушки». 

 

Элементы ритмопластики способствуют совершенствованию речевого аппарата, стимулируют общение. 

Обмен новостями 

Часть группового сбора, пожалуй, наиболее насыщена содержанием. Вся наша жизнь – обмен информацией о чувствах, представлениях, желаниях, планах. Каждому воспитателю приходится сталкиваться со стремлением детей поделиться своими новостями – домашними событиями, удачами-неудачами, детскими обидами и достижениями. Обмен новостями на групповом сборе – время легитимного высказывания всего, что переполняет душу и просится на язык. 

 

В обмене новостями самым естественным образом формируются коммуникативные навыки, то, без чего нельзя успешно общаться и учиться: умение слушать и слышать, вести диалог, строить монолог, умение аргументировать своё суждение, выстраивать контраргументы и т. п. Может быть в формате новости ( использована технология «ухо, рот», когда дети в паре рассказывают новости друг другу, потом меняются карточками и рассказывает другой, педагог ходит рядом и слушает детей, фиксируя интересные дела, новости, в конце подводит итог и зачитывает), по желанию, задается тема, и игра может быть в формате рассуждалок, обсуждением по теме недели.

Технология программы «Продетей»:

Письменные новости:

  1. Новости дня.

Сегодня среда 21 октября 2020 года

Погода какая? Отметили знаками

Пойдем гулять не пойдем

Какая деятельность ждет впереди

Начиная со второй младшей группы, каждый день в виде знаков, рисунков, мы создали специально кодированную систему знаков для своей группы совместно с детьми, таким образом в определённо выделенное время на утреннем круге, после обозначения дня в линейном календаре, на специальной табличке ( или листе) формата а4 цветными маркерами, совместно с детьми, обсуждая план дня, записываются новости дня: определяется тема недели, краткие сведения о погоде, отмечаются занятия, дела и игры по порядку, в конце записи уход домой, и встреча с родителями.  Цвет тоже несёт определенные функции для запоминания, код цвета также разрабатывается для своей группы. В нашей группе определены три основных цвета: синий, зеленый, красный. Также очень важно, чтобы педагог проговаривал все очень четко, каждое слово. Сообщение должно быть кратким, емким и понятным.

 Необходимо также, чтобы в течении дня ребёнок мог обратится к плану дня, у нас план дня или информационный листок располагается в группе на стене на самом видном месте. Ощущение безопасности важнее всего для ребёнка, а также план, созданный совместно с воспитателем, старшим человеком в группе, говорит о том, что ребёнок принимает активное участие в группе, принимает решения.

  Так появились обозначения тем, если вдруг тема повторяется, то знак дети всегда помнят и могут воспроизвести, так появились знаки погоды: ветер, осадки, пойдем или не пойдем гулять, дела дня, и постоянная система знаков обозначения игр, центров, работа со специалистами, по мере взросления план становится более подробным. Очень часто в процессе дети обращались к плану дня, и напоминали о том, что сейчас у нас по плану то, или иное дело, сверялись соответствует ли план дню.

Также детям было важно самостоятельно записать план дня, и мы давали им такую возможность. Сначала это могут быть каракули, рисунки, но в последствии, когда ребенок понимает, что мысли в голове, складываются в слова появляется необходимость овладение буквами, написанием их, здесь на помощь должны прийти алфавиты, в виде постеров и плакатов. Которые у нас тоже на информационной стене есть.

Следующий этап. Презентация центров. Выбор деятельности.

Следующим шагом планирования на утреннем сборе будет презентация воспитателем центров активности (уголков) , или формат обсуждения какой-то ситуации, обсуждения загадки дня или планированием работы над проектом «паутинка», «Модель трех вопросов». Планированием деятельности на день.

Один из наиболее эффективных способов введения в тему связан с использованием модели «трех вопросов». Суть этой модели заключается в том, что воспитатель задает детям три вопроса:

• Что мы знаем?

• Что мы хотим узнать?

• Что мы узнали?

Воспитатель инициирует общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определенном предмете или явлении. По мере того, как дети отвечают на вопрос, воспитатель записывает их ответы на большом листе бумаги, чтобы группа могла их видеть. Нужно записывать ответы всех детей и указывать рядом их имена. Форма записи зависит от возможностей детей воспринимать письменный текст. Для младших детей это может быть запись в виде предметных картинок, условных знаков, печатных слов. Чем старше будут становиться дети, тем больше печатных или письменных слов нужно использовать. В конце концов, ребенок сам может записать свой ответ. Затем воспитатель задает вопрос: «Что мы хотим узнать о…?» Ответы детей определяют задачи и направления познавательной деятельности. Записываются все ответы детей, независимо от того, какими глупыми и нелогичными они могут показаться. Когда все дети выскажутся, воспитатель спрашивает: «Как нам найти ответы на наши вопросы?». Например, в обобщенном виде ответы детей могут выглядеть так (в виде картинок):

• Чтение книг.

• Просмотр видеофильмов.

• Задать вопросы родителям.

• Задать вопросы специалистам.

• Проведение экспериментов.

• Проведение экскурсий.

• Воссоздание предмета или события.

Заполненная воспитателем «модель трёх вопросов» вывешивается в приёмной, там, где её хорошо видят родители. В этом случае старшие невольно продолжат разговоры с детьми – будут удивляться их знаниям или вопросам, подсказывать, вместе посмотрят нужные книги или телепередачи. 

 Так естественно и просто взрослые будут включены в образовательную работу группы. У детей появятся новые стимулы, новая информация и ресурсы по теме. А воспитатели получат подкрепление как в определении содержания, так и в организации деятельности по теме. 

 Таким образом, воспитатель получает первичную информацию о базовом запасе знаний, представлений детей по теме, ориентируется сам и помогает ориентации детей в способах получения, уточнения знаний, в возможных формах предстоящей работы. 

Составление плана «Паутинки» 

Тема выбрана. На чистом, достаточно большом по размеру листе бумаги, примерно формата А-3, воспитатели заранее (до утреннего сбора) наносят разметку – названия центров активности. Эта форма называется «Паутинка», она является воспитательно-образовательной основой плана. Название плана «Паутинка» произошло от его образного подобия паутине или (одуванчик) так думает наш мозг ассоциациями– от центра темы расходятся «лучики» содержания, видов деятельности и конкретных действий, которые вписываются в план по принципу дополнения и постепенно реализуются на практике в разных Центрах активности. 

Начинается процесс планирования содержания и форм. Все идеи детей воспитатель, или помощник воспитателя, или присутствующие в группе родители записывают на «Паутинке» печатными буквами, обязательно указывая имя ребенка, например, центр искусства «нарисовать свой портрет. Ира», «нарисовать разных людей – больших и маленьких. Дима». 

Как и в чём будет реализована активность родителей.  

Какие именно материалы нужно приготовить на следующий день, как будет проведена презентация Центров на групповом сборе.  

В результате обсуждения начальная форма плана «Паутинка» дополняется инициативами взрослых. Предложения вписываются в общий план печатными буквами, тем цветом фломастера, который определен, с обязательным указанием автора идеи.  

На обороте плана, а возможно, и в отдельной тетради записываются индивидуальные задачи развития детей и ресурсы (материалы, необходимые для развёртывания проекта).  

Презентация центров

Следующим шагом планирования на утреннем сборе будет презентация воспитателем центров активности.

Итоговый сбор:

Предельно важна роль воспитателя в организации и активизации процесса рефлексии, в поддержке положительной самооценки детьми своих достижений и перспектив, их влияния на общую ситуацию в группе («Теперь наша группа будет украшена рисунками Иры и Серёжи».)

На итоговый сбор детей собирает все тот же колокольчик (ритмичные хлопки или мелодия). Место проведения — ковёр с подушечками, тот самый, откуда и стартовал» утренний сбор. На итоговый сбор дошкольники приносят из Центров всё то, что они успели сделать — рисунки, поделки, карточки с выполненными заданиями, испечённый пирог или приготовленный салат(коктейль). На местах остаются только те виды работ, которые «не перенесут» транспортировки — например конструкции из крупного строительного материала, постройки из песка. Это вовсе не означает, что они останутся без внимания всей группы. Дети смогут обсудить и оценить плоды деятельности строителей после того, как будут рассмотрены материалы, доставленные на ковёр. Все работы раскладываются в центре ковра возле своих мастеров — им нужно будет представить то, что они сделали.

Вот несколько примеров интересных тем, для реализации в группах.

ДЕНЬ УЛЫБОК

Этот день в группе с самого утра начинается с рисования улыбок:

•маминой помадой на стекле;

•красками на воздушных шариках, бумажных втулках и стаканчиках.

В Центрах активности детям предлагается найти самую удивительную улыбку (для того понадобятся фотографии улыбающихся людей, животных; фотоаппарат фотосессии, зеркала для практики).

В Центре музыки самостоятельно или вместе с музыкальным руководителем можно послушать аудиозапись песенки или разучить её.

В Центре театрализации/книги — устроить весёлое представление.

В Центре игры — организовать любимые игры под музыку.

ДЕНЬ СТАРОГО МИШКИ

Пора вывести на прогулку старого любимого мишку? Детям предлагается прийти в группу вместе с игрушкой, порадовать мишку весёлыми играми, научили его:

•скатываться с горки,

•рисовать фломастерами,

•купаться в сухом бассейне,

•кататься на офисном кресле (это тоже весело!). ^

Можно устроить выставку игрушек-мишек и выставку мишек-скульптур.

В конце дня самым «отважным» мишкам выдаются дипломы смельчаков!

ДЕНЬ БАНТИКОВ

«Бантиком» складываются губки, бантики прикрепляются к косичкам и чёлкам, бантики даже на пальчиках и коленках!

В этот день детей ждут:

•моментальные фотографии «Чудо в бантиках»;

•выбор королевы и короля бантиков;

•бантики в подарок.

Предлагается прийти с утра непременно в бантиках!

В Центрах активности дети могут научиться многим полезным делам: завязывать бантиком шнурки и ленты вязать «на пальцах» (без спиц и крючка), плести макраме, украшать бантиками праздничную одежду Золушки.

ДЕНЬ САМОЙ БОЛЬШОЙ КАРТИНЫ

В этот день воспитатели готовят такой длинный лист бумаги, что его хватит на всех! Групповой сбор может быть посвящен планированию того, как будет использован

этот необычно длинны лист. Детям предлагается заполнить его рисунками, листами (дошкольники с удовольствием копируют СЛОЕ печатными буквами), коллажами. гот замечательно большой лист может быть впоследствии вывешен в длинном общем коридоре рядом с гой-инициатором. В этом случае дети данной групп- начнут его заполнять, а продолжат рисование картин ребята из других групп. Рисунки можно дополнять стихами и рассказами, записанными с помощью воспитателя.

ДЕНЬ «ПЕРЕУЧЁТА»

Пришёл день, когда нужно пересчитать всё, что есть групповой комнате:

• игрушки,

•шарики в бассейне,

•фломастеры в коробках.

Во время группового сбора эта работа будет спланирована и распределена между участниками. В конце дня самым усердным счетоводам выдаются дипломы. Подобная практика может быть распространена и весь детский сад.  показал, что дети с огромным удовольствием проводят переучёт игрушек в своих группах.

ДЕНЬ ФАНТИКОВ

Все конфеты съедены? Остались только воспоминания и фантики? Не беда!

Найдётся дело и для фантиков. Детям предлагается сделать из фантиков:

•гирлянду,

•игрушку для кошки,

•куколку,

•чудесную картинку.

Предусматривается возможность занятия не только под непосредственным

руководством взрослых, но и

самостоятельная работа. Для этого нужно подготовит книги, пооперационные карты,

схемы, образцы.

ДЕНЬ, КОГДА ВСЁ НАОБОРОТ

Детям предлагается потрудиться над путаницами, также:

•послушать «Путаницу» К.Чуковского в аудио записи или живом чтении;

•распутать «самую запутанную путаницу» (для это го используются любые

основы с отверстиями, шнурки тесьма или ленты);

•запутать её снова, чтобы было что распутывать другим детям.

Во время группового сбора воспитатели могут пред ложить игры с клубками,

словесные игры-перевёртыши а в Центрах активности детей будут ждать лабиринты танграмы, задания на сообразительность.

ВОЛШЕБНЫЙ АЛФАВИТ

Детям предлагается украсить «лучшую букву н свете» — букву, с которой

начинается имя! А для этого надо:

•научиться писать первую букву своего имени (очень просто или совершенно

необыкновенно);

•изготовить букву из самых разнообразных матери? материалов (соленого теста, песка, бумаги, пластилина, ткани);

•вылепить букву из сдобного или песочного теста, испечь и ...съесть её;

•украсить букву самыми интересными способами.

В этот день во всех Центрах активности должна быт!

предусмотрена разнообразная работа, связанная с буква ми и словами.

ДЕНЬ ЛЯГУШАТ

Настоящие лягушата живут в болоте, а в групповой комнате — в сухом бассейне!  Всего их... (любое количество игрушечных сухого бассейна). Детям предлагается: найти и собрать лягушат (фигурки-оригами, изображающие лягушек); добавить ещё одного (нарисовать, слепить, сделать способом оригами из бумаги); придумать имя хотя бы одному лягушонку, занять его «в паспорт»; нарисовать его портрет; послушать чтение русской народной сказки «Царевна-лягушка»; придумать и инсценировать сказку про лягушат.

Свет ФОНАРИКА

В этот день в группе и в зале детей ждут чудеса. Для Того чтобы их увидеть, нужно прийти (обязательно!) с фонариком: чудеса являются взору в свете фонариков и сам Свет фонариков становится чудом. В нем таинственно появляются знакомые и незнакомые предметы, оживают сказочные персонажи. Можно включать в число чудес спектакль теневого театра, игры с лучиками, релаксацию, рисование на столе с подсветкой.

ИЗ ДАЛЬНИХ СТРАНСТВИЙ

Детям и взрослым предлагается рассказать о путешествиях и событиях, а также: нарисовать свои приключения; изобразить приключения пантомимой или инсценировкой; искупаться в бассейне (как жаль, что он сухой);

подобрать (изготовить) рамку для любимых фотографий;

сделать фотоальбом, дополнить его рисунками, рассказами.

ДЕНЬ СКАЗКИ

В этот день с самого утра предстоит наряжаться и «превращаться» в различных сказочных персонажей, и значит и вести себя так, как это делал бы выбранный герой, говорить и действовать от его имени.

Творческое задание на группах:

Уважаемы педагоги, в рамках реализации проекта по индивидуализации дошкольного образования и соответствия образования ФГОС ДОО, просим вас провести с детьми, групповой сбор, выбрать тему исходя из интересов детей, составить модель трёх вопросов и сделать паутинку, наполнить центры(уголки) активности необходимым материалом, провести проект и подвести итог.

Несколько рекомендаций:

  1. Не делать все самим, делегируйте родителям (книги по теме, материалы, раскраски, распечатка, игры и пособия)
  2. Возьмите для начала несколько центров (уголков) 3-4 шт.
  3. Не бойтесь довериться детям в выборе того, что они будут делать, главное, чтобы это было в теме проекта.
  4. Таким образом, можно проследить интерес ребенка, появится время для наблюдения за детьми, можно будет увидеть какой из ваших уголков в группе не работает.

Предлагаю в качестве примера разработанная вместе с детьми неделя о лесных животных. 2-я младшая группа. Желаю удачи!!! Творческого вдохновения)))


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Технология группового сбора МБДОУ ДЕТСКИЙ САД № №31 « Радуга» Харламова Л.Л педагог-психолог

Слайд 2

Федеральный закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» Статья 48. Обязанности и ответственность педагогических работников 1. Педагогические работники обязаны: п.4 развивать у обучающихся познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию, способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни.

Слайд 3

1.4. Основные принципы дошкольного образования : 2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее - индивидуализация, дошкольного образования); 3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; 4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; Федеральный государственный образовательный стандарт 1.6. Стандарт направлен на решение следующих задач: 4 ) создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; 6) формирования общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств , инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;

Слайд 4

2.4. Программа формируется как программа психолого-педагогической поддержки позитивной социализации и индивидуализации , развития личности детей дошкольного возраста 2.5. Программа направлена на: – создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности – на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.

Слайд 5

2.7 Содержание работы в образовательных областях направлено так же на поддержку детской инициативы. Социально-коммуникативное развитие становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий ; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками , формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; Познавательное развитие формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения, творческой активности Речевое развитие владение речью как средством общения и культуры развитие речевого творчества Художественно-эстетическое развитие реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.). Физическое развитие становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере

Слайд 6

3.2.1. Для успешной реализации Программы должны быть обеспечены следующие психолого-педагогические условия: 5) поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности; 3.2.5. Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей 1 ) обеспечение эмоционального благополучия через: - непосредственное общение с каждым ребенком; - уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям; 2) поддержку индивидуальности и инициативы детей через: - создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; - создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; - недирективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т.д.).

Слайд 7

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования - ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; - ребёнок способен к волевым усилиям , может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; - ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать; - ребёнок способен к принятию собственных решений , опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Слайд 8

Через какие основные виды деятельности, ребенок может проявлять себя и развивать себя как личность? Инициативность проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего - в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании.

Слайд 9

Инициативная личность развивается в деятельности! Первая младшая группа (2-3 года) Приоритетная сфера проявления детской инициативы: - исследовательская деятельность с предметами, материалами, веществами; - обогащение собственного сенсорного опыта восприятия окружающего мира. Вторая младшая группа (3-4 года) Приоритетная сфера проявления детской инициативы: -игровая деятельность; -продуктивная деятельность. Средняя группа (4-5 лет) Приоритетная сфера проявления детской инициативы: -познавательная деятельность, -расширение информационного кругозора, -игровая деятельность со сверстниками. Старшая группа (5-6 лет) Приоритетная сфера проявления детской инициативы: - внеситуативно – личностное общение со взрослыми и сверстниками, -информационно познавательная инициатива. Подготовительная группа (6-7 лет) Приоритетная сфера проявления детской инициативы: -расширение сфер собственной компетентности в различных областях практической предметности, в том числе орудийной деятельности, -информационная познавательная деятельность.

Слайд 10

Как создать условия для развития детской инициативности и самостоятельности? воспитание его в условиях развивающего, не авторитарного общения взаимоуважение, понимание, терпимость и упорядоченность деятельности полноценное развитие его с позиции позитивной социализации и самостоятельности ребенка .

Слайд 11

Технология группового сбора

Слайд 12

Ключевые компетентности: коммуникативная – в играх, в общении, в обмене новостями; социальная – в выборе места для действия, в выборе партнёра для совместной деятельности (сверстника, воспитателя, другого взрослого); информационная – в обращении к различным источникам информации при обсуждении новостей, тем и содержания проектов, способов действий; деятельностная – в выборе и планировании дела для себя и своих друзей на текущий день или на перспективу. здоровъесберегающая – в самостоятельном регулировании активно- сти : отдыха, свободного выбора позы, длительности и скорости вы- полнения конкретного дела.

Слайд 13

овладение методикой организации и ведения утреннего сбора по разным сценариям; овладение навыками вовлечения детей и родителей в планирование воспитательно-образовательной работы; овладение методами ведения наблюдения и использования результатов; овладение способами ненасильственного руководства детьми. ПРОБЛЕМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ГРУППОВОГО СБОРА:

Слайд 14

НАЗНАЧЕНИЕ ГРУППОВОГО СБОРА СОСТОИТ: в создании общности детей и взрослых; в воспитании уважения и интереса к личности каждого члена группы, к его индивидуальным особенностям; в умении распознавать, определять словом и корректировать эмоциональное состояние своё и других людей, выбирать адекватные стратегии для поддержки друг друга; в совершенствовании навыков и культуры общения (умение использовать различные формы приветствий, комплиментов и т. п.); в создании эмоционального настроя (позитивного, делового); в развитии речи и коммуникативных умений: высказывать суждения, аргументировать свои идеи, отстаивать свою точку зрения; выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично, внимательно слушать и проявлять конструктивное отношение к мнению других; в развитии способностей выбирать, планировать собственную деятельность, договариваться с другими о совместной деятельности, распределять роли и обязанности, то есть, в целом, в развитии у детей ключевых компетентностей.

Слайд 15

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ ГРУППОВОГО СБОРА: «задать тон»; обеспечить условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых; активизировать навыки детей, касающиеся коммуникации, планирования и организации собственной деятельности; выбрать совместно с детьми тему нового проекта; разработать план реализации нового проекта; подвести итоги проекта; развивать эмпатию ; прививать навыки культуры общения (приветствия, комплименты и т. п.); учить: – формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения; – выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично; – внимательно слушать, проявлять конструктивное отношение к высказываниям других; – объяснять словами своё эмоциональное состояние и корректировать его; – делать выбор; – планировать собственную деятельность; -поддерживать стремление договариваться о совместной деятельности.

Слайд 16

Например (для малышей): учиться делать выбор и принимать решения (я хочу рисовать, играть); учиться ставить цель (я буду строить дом); учиться определять словами свои чувства, желания (мне весело , я обиделся, я хочу отдохнуть); учиться говорить предложениями; учиться различать и называть признаки предметов (цвет, форма, величина, пространственное положение); учиться устанавливать и поддерживать отношения с разными людьми (младшими, сверстниками, старшими, взрослыми). Задачи для ребенка:

Слайд 17

СТРУКТУРА ГРУППОВОГО СБОРА 1. Приветствие (вариант: пожелания, комплименты, подарки) 1–3 мин 2. Игра (вариант: элементы тренинга, психогимнастика , пение, слушание)...2–5 мин 3. Обмен новостями ... 2–10 мин 4. Планирование дня (выбор темы проекта, планирование содержания , форм и видов деятельности на весь проект); презентация Центров активности (взрослыми и детьми) ……5–12 мин

Слайд 18

Что вы знаете о ……? Что хотите узнать? Где можно узнать ? Как узнать? ( содержание-это дети уже знают) План-тема проекта ( Источники-новых знаний) Модель «Три вопроса» Тема недели : «….» Выход( творческий продукт):…. »

Слайд 19

Системная паутинка по проекту Конструирование Познавательно-исследовательская деятельность Изобразительная деятельность Коммуникативная деятельность Двигательная деятельность Игровая деятельность Музыкальная деятельность Восприятие художественной литературы и фольклора


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Групповой сбор по теме "Давайте вместе поиграем!"

Планирование работы на неделю вво 2 младшей группе....

Развитие у детей ключевых компетенций посредством группового сбора.

Поэтапно-творческий план по теме самообразования  на 2012-2013 учебный год....

Доклад " Организация образовательного процесса с применением технологии группового сбора"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДетский сад № 4 «Лебедушка» общеразвивающего видагородского округа Стрежевой (МБДОУ ДС № 4 «Лебёдушка») 636782, Российская Феде...

Консультация для педагогов ДОУ "Технология группового сбора". Педагог Соловьева Наталья Петровна

Групповой сбор в детском саду –время и местообмена опытом, применения знаний, планирования практических дей-ствий, осмысления и оценки результатов, себя самого и других по ихсловам и делам. Иным...

Конспект утреннего группового сбора

Конспект утреннего группового сбора в старшей группе...