Тренинг для педагогов ДОУ "Приглашение к творчеству"
методическая разработка

Харламова Людмила Леонидовна

Итальянский подход в образовании основателем, которого является Лорис Малагуцци, это именно философия воспитания детей, а не методика. Мне бы хотелось поделиться с коллегами, переосмыслением подхода к ребенку, показать педагогам возможность перехода от авторитарного стиля общения к гуманистически-оптимистическому подходу в развитии детей. Педагогам необходимо самим перестроить свое сознание, психологически разгрузиться, отбросить установки и убеждения, ребенок - это человек, а любой человек заслуживает уважения, в основе подхода лежит переход на новый уровень общения, вместе с детьми, наравне с детьми.

Историю своего развития реджио-подход берет с середины 20 века, возник он как послевоенная педагогика, в городе Реджио-Эмилии. Эта история о том, как родители вместе с педагогами объединились, для того, чтобы дети больше не знали войны, тоталитаризма.  Лорис Малагуцци психолог, педагог узнал о создании и присоединился, вдохновленный идеей, создав школу свободную от религии, как целостная система развития ребенка, как комплекс со своими принципами и идеями. В самом городке школы и детские сады могут называться именем Реджио - Эмилии, а все последователи Реджио-вдохновленными.

Основная цель реджио - подхода: сохранять и развивать всевозможные способы самовыражения у ребенка. Условиями являются, предоставление возможности само выражаться постоянно без каких-либо ограничений, так как обучение не заканчивается только занятием, они продолжаются в простой беседе за едой, во время прогулок.  Девизом реджио-подхода является «развитие всегда и везде». Есть безопасная среда и ребенок в ней свободен, это является основой всего, реджио-педагогику еще называют педагогикой пространства. Воспитатель реджио, помогает, как можно увидеть, как можно измерить, как можно посмотреть на предмет с другой стороны, с другого взгляда. Для воспитателя важно уметь задавать открытые вопросы, говорить «возможно», а «кто из вас расскажет свою историю об этом», никогда не говорить нет, не может быть. Вся работа с детьми выстроена на совместной выработке и соблюдений правил, а также в реджио пространстве, приветствуются конфликты, спорные ситуации, так как считается, что в споре рождается истина, или появляется какое-то новое правило.

Взрослый в реджио-педагогике это партнер, это друг, который умеет быть вместе с ребенком, рядом с ребенком, наравне с ребенком. Взрослые в Реджио верят: ребёнок вполне способен направлять и контролировать собственное обучение и развитие, а задача взрослого поддержать и направить ребенка. Дети хотят познавать мир на основе внутреннего интереса, а среда, где ребенок сможет взаимодействовать всеми органами чувств и подкрепляя свои знания эмоциональным интеллектом безусловно будет «третьим учителем».

Лорис Малагуцци построил свой подход на основе трудов Ж. Пиаже этапах развития детского интеллекта, Л.С Выготского и его теории о «зоне ближайшего развития», он говорил о том, что необходимо расширять эту зону, построенную на спонтанном интересе и личном опыте ребенка. И также на основе трудов 1983 года Говарда Гарднера его «Теории множественного интеллекта», у каждого человека как минимум 9 видов интеллекта, не зависящих один от другого и действующих в мозге, как самостоятельные системы или модули, каждый по своим правилам, как комплексная система разнообразных способностей, которые по-разному проявляются в различных условиях, а не как доминирование одной общей способности, а также на основе трудов Марии Монтессори.

Дети не изолированы в процессе обучения: они обязательно взаимодействуют со своей семьёй, другими детьми, учителями и обществом. Обучение в Реджио делает акцент на взаимодействии и сотрудничестве (поэтому важная форма работы в Реджио-садах — работа в малых группах).

В основе Реджио-подхода лежит проектная деятельность и уделяется особое внимание документированию проектов детей, к документированию относят комментарии детей, фразы, гипотезы, детскую речь, фото, видео и готовые работы детей бережно хранят, записывают. Все темы проектов в реджио среде очень жизненные, простые, в любом проекте, лежит основа взаимоотношения с природой, с техникой и т.д. начинать свою работу в реджио, необходимо с наблюдения за ребенком, исследуя его интерес, планировать примерный проект, создавать провокации от итальянского «провокации» - открытые исследования, после это происходит расширение знаний, обмен опытом детей, каждый шаг открытия за ребенком документируется и оформляется на говорящей стене детского сада. Ребенку предоставляются открытые материалы, он ведущий в процессе обучения, сам распоряжается, что с ними делать.

Создавая провокации - приглашения к творчеству, необходимо поговорить о границах, это тема, инструмент и техника. Если мы задаем все границы, то это закрытая провокация, не имеет смысла. Если мы предлагаем тему, то материалы и инструменты дети могут выбрать сами. Если мы предлагаем материал, то на первоначальном этапе даем познакомиться с его свойствами. Можем позже предложить материал и книги или репродукции картин, вдохновляющие на творчество. Провокация - это приглашение, а не приказ. Не существует не правильных провокаций, ребенок может не понять того, что вы хотели и воспользоваться материалом по своему интересу. Это может быть что-то простое, например, коробка карандашей, а может быть целое хорошо продуманное событие или особый подарок. Чаще всего провокация — это простая, но привлекательная композиция, которая появляется в среде — там, где ребёнок её заметит. Важно, чтобы она разжигала любопытство и желание действовать. Это приглашение к игре. И такая игра может как поддерживать текущие интересы ребёнка, так и направлять его по новому пути. Это приглашение к творчеству для педагога, потому что выдумывать такие провокации очень увлекательно. Провокация не требует объяснения. У педагога появляется время для наблюдения. А если ребёнок просит помощи, сначала расспросить о его собственных соображениях на этот счёт. Здорово, когда провокация открыта к любому развитию событий. Если ребёнок вдруг начинает делать совершенно не, то что ожидалось (например, идёт кормить кукол камушками из провокации «про счёт»), это все равно прекрасно! Кстати, заодно можно увидеть, что важно ребёнку прямо сейчас.

В моем опыте были организованы провокации, как приглашение к исследованию, творчество с детьми дошкольного возраста, проведено родительское собрание в таком формате, а теперь я решила пригласить и педагогов в формате тренинга «Приглашение к творчеству».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл redzhio_-pedagogika_harlamova_l.l.docx342.68 КБ
PDF icon prezentatsiya_microsoft_powerpoint.pdf1.33 МБ

Предварительный просмотр:

Психологический тренинг для педагогов

"Приглашение к творчеству"

Итальянский подход в образовании основателем, которого является Лорис Малагуцци, это именно философия воспитания детей, а не методика. Мне бы хотелось поделиться с коллегами, переосмыслением подхода к ребенку, показать педагогам возможность перехода от авторитарного стиля общения к гуманистически-оптимистическому подходу в развитии детей. Педагогам необходимо самим перестроить свое сознание, психологически разгрузиться, отбросить установки и убеждения, ребенок - это человек, а любой человек заслуживает уважения, в основе подхода лежит переход на новый уровень общения, вместе с детьми, наравне с детьми.

Историю своего развития реджио-подход берет с середины 20 века, возник он как послевоенная педагогика, в городе Реджио-Эмилии. Эта история о том, как родители вместе с педагогами объединились, для того, чтобы дети больше не знали войны, тоталитаризма.  Лорис Малагуцци психолог, педагог узнал о создании и присоединился, вдохновленный идеей, создав школу свободную от религии, как целостная система развития ребенка, как комплекс со своими принципами и идеями. В самом городке школы и детские сады могут называться именем Реджио - Эмилии, а все последователи Реджио-вдохновленными.

Основная цель реджио - подхода: сохранять и развивать всевозможные способы самовыражения у ребенка. Условиями являются, предоставление возможности само выражаться постоянно без каких-либо ограничений, так как обучение не заканчивается только занятием, они продолжаются в простой беседе за едой, во время прогулок.  Девизом реджио-подхода является «развитие всегда и везде». Есть безопасная среда и ребенок в ней свободен, это является основой всего, реджио-педагогику еще называют педагогикой пространства. Воспитатель реджио, помогает, как можно увидеть, как можно измерить, как можно посмотреть на предмет с другой стороны, с другого взгляда. Для воспитателя важно уметь задавать открытые вопросы, говорить «возможно», а «кто из вас расскажет свою историю об этом», никогда не говорить нет, не может быть. Вся работа с детьми выстроена на совместной выработке и соблюдений правил, а также в реджио пространстве, приветствуются конфликты, спорные ситуации, так как считается, что в споре рождается истина, или появляется какое-то новое правило.

Взрослый в реджио-педагогике это партнер, это друг, который умеет быть вместе с ребенком, рядом с ребенком, наравне с ребенком. Взрослые в Реджио верят: ребёнок вполне способен направлять и контролировать собственное обучение и развитие, а задача взрослого поддержать и направить ребенка. Дети хотят познавать мир на основе внутреннего интереса, а среда, где ребенок сможет взаимодействовать всеми органами чувств и подкрепляя свои знания эмоциональным интеллектом безусловно будет «третьим учителем».

Лорис Малагуцци построил свой подход на основе трудов Ж. Пиаже этапах развития детского интеллекта, Л.С Выготского и его теории о «зоне ближайшего развития», он говорил о том, что необходимо расширять эту зону, построенную на спонтанном интересе и личном опыте ребенка. И также на основе трудов 1983 года Говарда Гарднера его «Теории множественного интеллекта», у каждого человека как минимум 9 видов интеллекта, не зависящих один от другого и действующих в мозге, как самостоятельные системы или модули, каждый по своим правилам, как комплексная система разнообразных способностей, которые по-разному проявляются в различных условиях, а не как доминирование одной общей способности, а также на основе трудов Марии Монтессори.

Дети не изолированы в процессе обучения: они обязательно взаимодействуют со своей семьёй, другими детьми, учителями и обществом. Обучение в Реджио делает акцент на взаимодействии и сотрудничестве (поэтому важная форма работы в Реджио-садах — работа в малых группах).

В основе Реджио-подхода лежит проектная деятельность и уделяется особое внимание документированию проектов детей, к документированию относят комментарии детей, фразы, гипотезы, детскую речь, фото, видео и готовые работы детей бережно хранят, записывают. Все темы проектов в реджио среде очень жизненные, простые, в любом проекте, лежит основа взаимоотношения с природой, с техникой и т.д. начинать свою работу в реджио, необходимо с наблюдения за ребенком, исследуя его интерес, планировать примерный проект, создавать провокации от итальянского «провокации» - открытые исследования, после это происходит расширение знаний, обмен опытом детей, каждый шаг открытия за ребенком документируется и оформляется на говорящей стене детского сада. Ребенку предоставляются открытые материалы, он ведущий в процессе обучения, сам распоряжается, что с ними делать.

Создавая провокации - приглашения к творчеству, необходимо поговорить о границах, это тема, инструмент и техника. Если мы задаем все границы, то это закрытая провокация, не имеет смысла. Если мы предлагаем тему, то материалы и инструменты дети могут выбрать сами. Если мы предлагаем материал, то на первоначальном этапе даем познакомиться с его свойствами. Можем позже предложить материал и книги или репродукции картин, вдохновляющие на творчество. Провокация - это приглашение, а не приказ. Не существует не правильных провокаций, ребенок может не понять того, что вы хотели и воспользоваться материалом по своему интересу. Это может быть что-то простое, например, коробка карандашей, а может быть целое хорошо продуманное событие или особый подарок. Чаще всего провокация — это простая, но привлекательная композиция, которая появляется в среде — там, где ребёнок её заметит. Важно, чтобы она разжигала любопытство и желание действовать. Это приглашение к игре. И такая игра может как поддерживать текущие интересы ребёнка, так и направлять его по новому пути. Это приглашение к творчеству для педагога, потому что выдумывать такие провокации очень увлекательно. Провокация не требует объяснения. У педагога появляется время для наблюдения. А если ребёнок просит помощи, сначала расспросить о его собственных соображениях на этот счёт. Здорово, когда провокация открыта к любому развитию событий. Если ребёнок вдруг начинает делать совершенно не, то что ожидалось (например, идёт кормить кукол камушками из провокации «про счёт»), это все равно прекрасно! Кстати, заодно можно увидеть, что важно ребёнку прямо сейчас.

В моем опыте были организованы провокации, как приглашение к исследованию, творчество с детьми дошкольного возраста, проведено родительское собрание в таком формате, а теперь я решила пригласить и педагогов в формате тренинга «Приглашение к творчеству».

Тренинг «Приглашение к творчеству»

Тренинг создан на основе реджио-подхода, в основе тренинга заложена работа с провокациями. В музыкальном зале заранее готовятся провокации в количестве 7 штук, предполагается, что каждый член группы сможет посетить 4-5 провокаций.

Цель: Формирование у педагогов умения саморегуляции, снятие эмоционального напряжения для укрепления психологического здоровья через приглашение к творчеству.

Задачи:

  • Ознакомить с философией реджио-подхода, и с возможностью дальнейшего использования в профессиональной деятельности.

•        создать атмосферу доверия, доброжелательности и принятия участниками тренинга друг друга.

•        сформировать навыки позитивного само восприятия;

•        научиться распределять свою психическую энергию, расширить диапазон способов эффективной само регуляции.

•        создать благоприятные условия для самовыражения;

•        совершенствовать развитие личностных качеств, стабилизируя внутреннюю душевную гармонию.

Оптимальная группа состоит из 12–17 человек.

Тренинг проводится в течение 2-2,5 часов в довольно просторном помещении с наличием стульев по числу участников.

Материалы и оборудование: столы-6 штук, музыкальное сопровождение: музыка для релакса, музыкальный центр, доска, маркеры, листы бумаги формата А3; ручки, цветные карандаши; Ножницы, ткани, пшено, иголки, нити, тесьма, аром масла, журналы, вырезки из журналов, клей карандаш, эбру краски, бумага а4, кисти, упаковка влажных салфеток, раскраски антистресс, цветные карандаши, тесто для лепки, материалы для лепки, ноутбук, видеоклипы живой природы, гирлянды на батарейках.

Ожидаемые результаты:

Повышение психологической защищенности каждого педагога, укрепление его психического здоровья.

Улучшение психологического микроклимата в педагогическом коллективе.

Сформированность начальных навыков рефлексии, саморегуляция негативных психоэмоциональных состояний.

Раскрытие внутренних потенциалов личности педагога.

Раскрытие творческого потенциала и возможностей участников.

Повышение мотивация педагогов к участию в работе тренинговых групп, как возможности самопознания и саморазвития. Перенос опыта использования реджио-подхода в реальной жизни.

Этапы тренинга:

Первый (вводный) направлен на создание атмосферы доверия, доброжелательности и принятия участниками тренинга друг друга

Второй (основной) направлен на знакомство и освоение навыков реджио-подхода, для раскрытия внутреннего потенциала педагогов.

Третий (заключительный) – направлен на формирование навыков позитивного само восприятия и рефлексии.

ПРОГРАММА ТРЕНИНГА

Этап

I этап. Вводный.

Цель: включение в работу, снятие накопившегося напряжения; сплочение, создание группового доверия и принятия.

Тест «Геометрический»

Психогеометрический тест Сьюзен Деллингер

Цель: развитие само рефлексии, предлагаемый тест позволяет мгновенно определить форму или тип личности, дать подробную характеристику личных качеств и особенностей поведения любого человека. Также тест определяет профессиональные предпочтения.

C:\Users\PC\Desktop\реджио\26c72cbb1f8e8f26f8a6ed58501de252.jpg

Инструкция:

Посмотрите на пять фигур (квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, зигзаг), изображенных на листе бумаги. Выберите из них ту, в отношении которой Вы можете сказать: это - Я!

Рефлексия упражнения.

Какие ощущения у вас вызвало это упражнение? Нашли ли вы сходство в своих профессиональных качествах.

Ознакомление с правилами работы в реджио-подходе        

Вводное слово психолога. 

Тренер приветствует собравшихся, и сообщает информацию о себе: своем опыте и деятельности. Коротко сообщает о целях тренинга, задачах, формах взаимодействия, организационную информацию.

Тренер:

Основателем Реджио-подхода считается Лорис Малагуцци – педагог и психолог, консультант итальянского правительства в вопросах образования, новатор и просто человек, который очень любил детей.  Его часто называют «педагогом-провокатором» за его неординарное видение ребенка как сильного и компетентного человека с рождения, способного самостоятельно контролировать свое обучение.

“Дети сильны, богаты и способны. Все дети обладают готовностью, потенциалом, любознательностью и интересом к формированию собственного обучения, они соотносятся со всем, что наблюдают вокруг себя.”

— Лорис Малагуцци

Лорис Малагуцци родился в Италии в 1920 году. Он вырос в фашистской Италии, был свидетелем ужасной войны. Еще во время войны он окончил курсы учителей, а потом поступил в Риме на первые послевоенные курсы психологов.

“Ребенок состоит из сотни. У ребенка сто языков, сто рук, сто мыслей, сто способов думать, играть и говорить. Сто, всегда сто способов слушать, восхищаться, любить. Сто радостных чувств, чтобы петь и понимать, сто миров, чтобы совершать открытия, сто миров, чтобы делать изобретения, сто миров, чтобы мечтать. У ребенка сто (и еще сто, сто, сто) языков, но у него крадут девяносто девять из них. Школа и культура отделяют голову от тела. Они учат думать без рук, делать без головы, слушать молча, понимать без радости, а любить и восторгаться только на Пасху и Рождество. Они учат открывать уже существующий мир, а девяносто девять из ста миров крадут. Они учат: игра и труд, реальность и фантазия, наука и воображение, небо и земля, разум и мечты — вещи, несовместимые друг с другом. В общем, учат, что нет никакой сотни. Ребенок говорит: сотня здесь.”

— Писал Л. Малагуцци в одном из своих стихотворений.

Также Лорис Малагуци стал автором манифеста о правах детей, учителей и родителей, который есть и соблюдается в каждом Реджио центре и школе. «У детей есть право считаться субъектами индивидуальных, гражданских и социальных прав; источниками и авторами своего собственного опыта. Таким образом, они становятся активными участниками в создании своей личности, возможностей и автономии через взаимоотношения и взаимодействие со сверстниками, взрослыми, идеями, предметами и с реальными или вымышленными событиями окружающего мира». Почему именно «подход» -позиция по отношению к ребенку. «Провокация» создаёт пространство для творчества и исследования. Это приглашение к игре и к совершению открытий. «Провокация» создаёт ребёнку пространство для творчества и исследования. Это приглашение к игре и к совершению открытий, к творчеству.

Творчество-это всегда выхождение за рамки. Творчество познание себя, надо быть вне рамок, чтобы вообще познать себя. В мире миллион способов себя само выражать. И в этом самовыражении, мы себя познаем. Познаем себя в деятельности.

Установление правил группы         доска, маркеры.        30 минут        

II этап. Основной

        Участники групп расходятся по провокациям, выполняют задания, психолог направляет, оказывает поддержку и создает безопасное пространство. Столы, материалы и оборудование                

Провокация «Антистресс»

Оборудование и материалы: Выбирают рисунок, раскрашивают        Стол, цветные карандаши, раскраски антистресс        10-15 минут. 

Погружаясь в состояние медитативного раскрашивания, человек уменьшает чувство тревожности, отвлекается от переживаний, активизирует творческое начало. Все это способствует выработке антистрессовых эффектов. Снижение уровня нервного напряжения также достигается за счет того, что в процессе раскрашивания активизируется мелкая моторика. Эффект от арт-терапевтических раскрасок весьма реален: благодаря им проходят головные боли, уменьшается ощущение напряжения, возникает чувство уверенности в своих возможностях и достигается гармонизация внутреннего психологического состояния.

Провокация «Ароматерапия» 

Оборудование и материалы: Стол, ароматические масла, таблицы ароматов.10-15 минут.

Выбирают ароматическое масло, отвечают на вопросы «Почему именно сейчас мне нравится этот запах, какие эмоции он вызывает, пробуют смешать свой аромат, находят определения своим поискам.

Базовый принцип ароматерапии – принцип одобрения аромата. Иначе говоря, нам нравится то, что больше всего необходимо нашему организму и психике на данный момент. На этом строятся различные диагностические методы, которые широко применяются в профессиональной ароматерапии. Например, человек в состоянии стресса сочтет наиболее приятным для себя эфирное масло, обладающее адаптогенными свойствами, как-то масла пихты, лимона, бергамота, душицы. Итак, то что нам нравится, то и нужно применять в настоящий момент.        

Провокация «Осенняя мандала»

Оборудование и материалы: Стол, материалы для лепки. 10-15 минут.

Выбирают, материал, создают композицию из природных материалов. Мандала-терапия – это, прежде всего, терапия (с греческого – лечение, оздоровление). Поэтому, мандала-терапия – это инструмент для оздоровления и исцеления нашей психики. При создании мандалы мы переносим наши внутренние состояния, наши эмоции и переживания из внутреннего мира наружу – в виде художественного образа. Поэтому то, что у вас внутри, то и будет в мандале. Это как зеркало, отражающее происходящее внутри. И рисуя мандалу, вы волны эмоций, которые бушуют у вас внутри, трансформируете в материальную частицу через цвет, форму и линию. В этом, наверное, и заключается один из важных терапевтических моментов – материализация, возможность выразить эмоции при этом в социально приемлемом формате. Это удивительная возможность увидеть цвет и форму того, что вы переживаете на уровне эмоциональной волны и придать энергии материальную форму.

Провокация «Мой идеальный мир»

Оборудование и материалы: Создание коллажа. Стол, клей-карандаши, ножницы, вырезки из журналов. 10-15 минут.

Коллаж – это инструмент, который помогает понять себя, войти в контакт со своим «Я», понять истинные цели и желания, и их отражение в материальном мире, научиться строить свою реальность, раскрыться и обнаружить свои внутренние затруднения. Создавая коллаж человек, размышляет о жизни, целях которые желает достичь, понимая, что важно для него. Во время работы с коллажем происходит упорядочивание мыслей, релаксация, человек настраивается на лучшее в своей жизни, актуализируются внутренние ресурсы личности.

Провокация «Игрушка антистресс»

Оборудование и материалы: Стол, иглы, нитки, фетр, ткань, пшено. 10-15 минут. Изготовление игрушки антистресса.

Психологические возможности рукоделия:

  • Повышение самооценки.  В процессе рукоделия женщина выступает как дизайнер, творец, а создание чего – то нового красивого своими руками повышает самооценку – «Я могу, я сделала, это красиво!»
  • Уравновешенность и спокойствие. Современные научные исследования подтвердили догадки и наблюдения людей о положительном влиянии ручного труда на эмоциональное состояние, а развитие мелкой моторики еще способствует развитию определенных отделов мозга.

  • Ощущение собственной уникальности. И еще раз вернемся к самооценке и затронем ее, с другой стороны. Женщина создает шедевр в единственном экземпляре, и что бы это ни было, такого больше нет, он один и только у нее. «Я сделала это и это произведение мое, оно эксклюзивно и дышит индивидуальностью, оно в единственном экземпляре и только у меня». И что же она чувствует, как себя ощущает?…
  • Положительные эмоции – радость, восторг, удовольствие. При создании нового активизируются творческие способности, креативность, а это в свою очередь несет поток положительных эмоций разной амплитуды.
  • Женственность. Рукодельничая каждая женщина осознает, что она «женщина», уходят качества присущие мужчине – активность, напористость, стремление к цели, а на их место приходит нежность и спокойствие.
  • Активизация личностных ресурсов. Ваши личностные ресурсы, так необходимые женщине активизирует рукоделие.        

Провокация Эбру-рисование

Оборудование и материалы: Эбру краски, кисти, бумага.10-15 минут. Искусство Эбру - это прекрасный способ укрепления душевных сил, снятия ежедневного стресса и напряжения. Создание произведений в технике Эбру способствует раскрытию творческого потенциала человека в любом возрасте. Создание картин, с обращением к своему я «Что я сейчас хочу, что для меня важно, что мне сейчас интересно?»         

  • творческий процесс рисования как освобождение от внутренних эмоций;
  • успокаивающее для психики взаимодействие с водой;
  • обретение внутреннего ритма и спокойствия в творческом процессе;
  • полученный рисунок-узор как руководство для практикующего психолога;
  • уникальность узора в технике эбру как дополнительный стимулирующий и терапевтический эффект. 
  •  Результат: Рассматривали получившиеся рисунки, угадывали и называли, что говорит нам наше бессознательное, кто-то попытался переложить послание на язык метафоры.

III Этап.

Заключительный.

Техника «Синквейн»

Оборудование и материалы: Листы бумаги и ручки.(10 минут).

Цель: осознание и коррекция эмоционального состояния; поиск, прояснение глубинных ценностей и ресурсов самосовершенствования.

Задачи:

• отреагирование аффекта;

• развитие мыслительных операций (синтез, анализ и т.д.), критического мышления;

• развития навыка рефлексии;

• творческое самовыражение.

Инвентарь: бумага, ручка.

Время работы: составление до 15 минут.

Инструкция:

1. Вспомните состояние (эмоцию, ощущение), которое Вы бы хотели: осмыслить, проанализировать, научиться изменять или от которого бы хотели избавиться.

2. Назовите это состояние одним словом, например: страх, злость, беспомощность и т.д. Это слово и будет названием синквейна, его началом (болезни, соматические состояия не могут быть названиями синквейна).

Техника составления:

1 строка: понятие или тема (имя сущ.)

2 строка: описание понятие (два прилагательных)

3 строка: действие (три глагола),

4 строка: предложение из 4 слов/афоризм/фраза, отражающая отношение к теме

5 строка: итог (имя существительное, может быть повторение первой строки.

Пример:

Сиквейн,

Мудрый и иносказательный,

Делает ясным, помогает понять, приносит открытия.

Это - важная часть процесса, который приносит исцеление, наделяет ресурсами, позволяет познать себя,

Психотерапия.

Осень

Весёлая, разноцветная.

Украшает, удивляет, танцует.

Прекрасное и яркое время года.

Красавица!

Установление обратной связи, анализ полученного в группе.        

Рефлексия, 5 минут.        

Чувствую…

Думаю, …

Ощущаю…

Желаю….


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа тренинга для педагогов на тему: "Какими бывают тренинги?"

Программа тренинга для педагогов на тему: "Какими бывают тренинги?"Структура тренинга:1.    Притча2.    Понятие «тренинг»3.    Какими бывают тренинги...

Тренинг с педагогами ДОУ №4 Тема: Тренинг коммуникативной компетентности для педагогов

ЦЕЛЬ:  Повышение коммуникативной компетентности педагогов....

Конспект игрового тренинга с педагогами " Роль устного народного творчества в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников

Целью данной работы являются: мотивация к нестандартности, самоанализу и самообразованию по духовно-нравтвенному воспитанию; освоение практических способов взаимодействия с детьми по нравственно-...

Тренинг для педагогов "Мастерская речевого творчества"

Материал предназначен для старших воспитателей ДОО. Полезен при подготовке педагогических советов , семинаров для воспитателей по развитию речевого творчества дошкольников....

КОНСПЕКТ консультации с элементами тренинга для педагогов ДОУ «Развитие творчества и креативности»

Цель: осознание креативности в себе и её развитие.Задачи:Актуализировать представления педагогов, связанные с понятиями «творчество», «креативность»; с характеристиками данных ...

Тренинг для педагогов "Психологические игры и упражнения с элементами тренинга"

Цель: самораскрытие участников тренинга, создание условий для творческой, профессиональной и личностной индивидуальности....

Тренинг для педагогов. Психологический тренинг как эффективный метод гармонизации взаимоотношений в педагогическом коллективе.

Психологический тренинг как эффективный метод гармонизации взаимоотношений в педагогическом коллективе  В ходе такого обучения, выступающего в единстве с творческим решением сложных ситуаций...