Друдлы и воспитатели
методическая разработка

Ус Валентина Александровна

Современное общество предъявляет все больше требований к развитию личности, и все чаще звучит с этим слово «креативность». В широком смысле это умение мыслить творчески, видеть обычные вещи с неожиданного ракурса и находить оригинальные решения в типичной ситуации. Существует мнение, что креативность – способность, изначально присущая каждому человеку, однако по мере взросления она проявляется все меньше. Для ее сохранения и развития нужны специальные занятия, которые помогут в дальнейшем более полно использовать свой потенциал. Все это определяет актуальность формирования творческого мышления личности как одной из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Ну а как же развивать творческие способности и умение разносторонне мыслить? Над этим надо задумываться с ранних лет развития ребенка. И одна из технологий развития креативности, это игра «Друдлы».

Скачать:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное дошкольное учреждение

«Детский сад № 32 комбинированного вида»

ДРУДЛЫ

отдыхаем, играем, творим

Составил воспитатель I

квалификационной категории:

Ус Валентина Александровна

Г. Ухта, пгт. Ярега

2021 год

Введение

Развитие воображения, альтернативного мышления, творческих способностей детей  является важной задачей современного образования. Согласно психолого-педагогическим исследованиям, все дети так или иначе одарены от природы, а развивать их способности возможно, посредством различных технологий, где важен сам процесс, а не конечный результат и его оценка. По мнению многих авторов, такой вид деятельности считается одним из перспективных направлений в педагогической и социальной работе с детьми.

В процессе решения вышеупомянутой задачи, наше внимание привлек один из перспективных современных методов техника «Друдлы».

В 1953 г. художник Роджер Прайс изобрел картинки-друдлы. Название «droodle» происходит, как комбинация трех слов «doodle» (каракули), «drawing» (рисунок) и «riddle» (загадка).

Даже само название изобретения целиком отражает креативное мышление своих авторов.

Друдл представляет собой некую задачу, в которой требуется домыслить, что изображено на рисунке. Это незаконченная картинка, которую нужно додумать или дорисовать. Чаще всего друдл –это минималистичная картинка в квадратной рамке, на которой нарисованы абстрактные геометрические фигуры, волнистые, изогнутые, ломаные линии.

Смысл друдлов - придумать как можно больше вариантов видения картинки. Они заставляют мозг перелопатить массу информации, чтобы соотнести образ, с изображением на картинке. Самое главное в этой игре – правильного ответа просто не существует. Здесь считается правильным, самый оригинальный и необычный ответ.

Очень важно, что работая с технологией «Друдлы», вместе с детьми развиваются и сами педагоги. Ведь по большей части у нас всех сформировано мышление, которое подразумевает поиск одного единственно верного решения. В свою очередь и детей мы оцениваем соответственно: либо ты ответил правильно, либо ответ неверный.

А современная жизнь и вызовы социума требуют разнонаправленного, творческого мышления, т.е. чтобы мы могли осуществлять поиск множества решений для одной задачи.

 Друдлы укрепляют связь между воображением и  речью.

Многим  знакомо ощущение, когда слово вертится на языке, но мы  не можем вспомнить его, а придумывая названия для друдлов, мы развиваем навык актуализации пассивного словаря. 

Тренируют творческое   мышление.

Для Друдла нужно придумать несколько названий, поэтому в работу включается творческое или, так называемое, дивергентное мышление. Нужно посмотреть на рисунок под разными углами и сообразить, что же это тебе напоминает, включить в работу поиск альтернатив.

Друдлы заставляют задуматься о том, что возможно множество интерпретаций, и не нужно хвататься за первую попавшуюся.

Психолог Л.С. Сызранцева в своей работе, применяла друдлы, как средство развития образного мышления дошкольников. Она предлагала дорисовать друдлы на бумаге, или в своем воображении. Задача детей придумать, как можно больше ответов на стимульный материал, изображённый на рисунке. Целей может быть несколько:

 максимальное количество придуманных ответов каждым ребёнком;

 смешной вариант;

 самый оригинальный нестандартный ответ.

По её мнению, данная техника способствует развитию образного мышления детей; развивает воображение, креативное мышление; творческие способности детей и учит мыслить не стандартно.  

Цель моей работы:

Развитие гибкости мышления,   воображения и творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить детей с новой творческой формой работы – разнообразными играми-картинками «Друдлы».

Развивающие:

Создать условия для развития творческих способностей, креативного мышления, свободного общения.  

 Создать условия для развития  креативного воображения и образного мышления.

Воспитательные:

   Способствовать воспитанию  у детей творческой инициативы.

Кому подходят друдлы?

Детям от 4 лет, взрослым.

Где можно использовать друдлы в детском саду ?

  • в организованной образовательной деятельности.
  • в совместной деятельности педагога с детьми.
  • в самостоятельной деятельности.

Основной планируемый результат:

Развитие  у детей гибкости мышления,  умения подойти к      ситуации с разных сторон, развитие связной речи

Достигнутые результаты применения техники «Друдлы»:

Эффективность использования Друдлов в образовательной деятельности для развития гибкости и креативности мышления мы исследовали посредством психологической диагностики. Мы определяли уровень воображения у воспитанников средней группы  до применения друдлов (в начале учебного года)  и после (в конце учебного года). В диагностике использовались задания из методики Н.Н. Павлова, Л.Г. Руденко «Экспресс-диагностика в детском саду» и несколько, специально отобранных только для диагностики друдлов.  В результате проведенного исследования была получена очевидная положительная динамика в развитии  дивергентного мышления у детей.

  • Дети легко вспоминают и зарисовывают сюжеты из жизни и игр.
  • Самостоятельно придумывают разнообразные сюжеты в изобразительной деятельности.
  • Качественно и количественно обогатился словарный запас детей.
  • Сформирована способность к речевому описанию  сюжета.
  • Активизирована фантазия, воображение.

Содержание

Как использовать друдлы в работе с дошкольниками?

Технология Друдлы подходит для использования в  работе с разными детьми, как с одаренными, так и с задержкой психического развития.  

На основании проведенного анализа материала, составлена классификация друдлов по уровням сложности выполнения заданий:  простой, средний, сложный, то есть  выбор нужного уровня завит от индивидуальных особенностей детей. Для работы с детьми мы   используем  детский комплект друдлов,  разработанный мной, он  состоит  из 50 карточек, который можно разбить на темы: (животные, игрушки, мебель и другие), а можно использовать все вместе или  каждую карточку отдельно. 

                       Классификация друдлов по уровню сложности

1 уровень сложности

   

2 уровень сложности

3 уровень сложности

   

Этапы обучения

1.  «Дорисуй геометрическую фигуру»

Если отгадывание друдлов даётся с трудом, то можно начать с самых простых детских вариантов. Это приывание и превращения во что-либо геометрических фигур. Но  нужно придумать как можно больше вариантов.

2. «Что за зверь?»

Попробуем ограничить тему ответов, например, вопросом, а что это за зверь (мебель, еда, и т.д., можно использовать тематические наборы)? Сузив область поисков,  мы поможем ребёнку сосредоточиться. И ему будет проще увидеть в каракулях, например, разных зверей. При затруднении ребёнка предлагаем свои версии. Объясняем, почему вы решили, что картинка похожа на данный предмет. Если ребенок настаивает на одном только ответе, переворачиваем картинку вверх ногами  и фантазии ребенка продолжаются.

3.  «Дорисуй картинку».

 Перед ребёнком лежит лист с друдлом.  Ему необходимо дорисовать рисунок и дать ему название. Каждый ответ на вопрос «Что нарисовано на твоем рисунке?»   данный или услышанный ребёнком, развивает фантазию, творческое мышление, внимание, речь.

4. «Придумай и нарисуй друдл».

Предлагаем ребёнку нарисовать друдл, придумать название, воспитатель и другие дети пытаются отгадать, что задумал ребёнок. Это позволит развить у ребёнка не только воображение, но и умение вести диалог.


Друдлы желательно рисовать черным карандашом или черным фломастером на белой бумаге. Этот фон наиболее благоприятный для развития воображения и для полета фантазии

Еще варианты использования:

1. Придумайте 3-5 разных вариантов описания того, что изображено на рисунке.

На самом деле для каждого изображения возможно не менее 20-30 различных толкований.

2. Играть в компании. Смысл игры подобрать как можно больше версий. Игроки по очереди дают описание картинки. Описания недолжны повторяться. Кто не может придумать оригинальное описание – вылетает. Игра продолжается пока не останется один победитель.

3. Предложить  несколько друдлов, дети определяют,  что в них зашифровано и составляют небольшие рассказы.

В процессе работы с техникой «Друдл», дети нуждаются в сопровождении, а также, при необходимости – в направляющей, обучающей, разъясняющей помощи педагога.

Каждый ответ на вопрос «Что здесь нарисовано», сказанный или услышанный ребёнком, развивает фантазию, творческое мышление, внимание.

Друдлы –одна из тех игр, что объединяет детей и взрослых, помогает вместе думать, фантазировать и смеяться.

Как научить ребенка  придумывать интерпретации друдлов?

1.Подсказка рисунка

Следуйте подсказкам из рисунка. Они могут быть смешными, странными, невероятными или банальными. Используйте эти идеи для того, чтобы генерировать различные варианты. Если ребенок затрудняется, подскажите. Например,  зигзаг на картинке наводит на мысль о зубах, траве, заборе,  так изображают волосы, застежки-молнии, неровные поверхности и т.д. изогнутая линия наводит на мысль о веревочке. Бумажка на веревочке для кошки. Или машинка на веревочке для ребенка. А может, камень, обвязанный веревкой и используемый в качестве якоря?

2. Изменение  ракурса

Пусть ребенок попробует  представить себе рисунок с точки зрения смотрящего сверху, снизу, с необычного ракурса,  очень большим или очень маленьким, в необычной ситуации,  и т.д.

3.Случайный импульс

Возьмите произвольное слово (из журнала или книги, любой предмет в комнате или просто из головы) и каким-то образом привяжите его к картинке. Как угодно! Затем, то же самое попробуйте проделать с двумя, а потом тремя словами сразу – это поможет избавиться от навязчивых идей и двигаться дальше.

 Пример:

https://master-way.ru/upload/blog/6f4/6f477eabe0656e32a331b0670930480a.png

Например, слово "размытая". Первая мысль, которая  приходит в голову почти сразу - озеро с втекающим в него ручейком. Подумав еще, можно  додуматься до  заглушки в ванную на веревочке (ассоциативная связь через слово вода и мыться).
Посмотрев  на будильник - часы - маятник. Мысль: Маятник настенных часов во время землетрясения.
Посмотрев на телефон, подумать, что это, возможно, телефонный аппарат с проводом к трубке.

4.Три слова.
Использование не одного, а трех слов сразу. Позволяет избавиться от навязчивых идей и двигаться дальше. Увеличение слов до трех увеличивает возможное количество вариантов.

Опираясь на наш практический опыт с технологией Друдлы, мы можем сделать вывод о значительной эффективности методики и рекомендовать Друдлы коллегам к применению в профессиональной деятельности, так как при минимуме затрат (финансы, время, трудоемкость) они получат максимальный результат, выражающийся в уровне развития воспитанников ДОУ.



Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

 

«Использование техники Друдлы

для развития креативного мышления у дошкольников».

  

  Креативное мышление играет огромную роль в жизни человека, ведь все современные изобретения являются результатом нестандартного подхода к привычным вещам. Креативность задействуется во множестве сфер профессиональной деятельности: в области науки и техники, в искусстве и творчестве, в рекламе и маркетинге. Креативность – это противоположность шаблонного мышления.

 

  Развивать творческий потенциал, умение фантазировать надо начинать уже в детстве.    

  Безусловно, существует множество игр и специальных упражнений для развития креативного мышления. Моё внимание привлекла техника «Друдлы».

 

  С этой техникой знакомы все, даже если не слышали её название. Вспомните, как в детстве вы смотрели на небо и пытались угадать, что видится в причудливых формах облаков или ваше внимание привлекало отражение облаков в водной глади.  Возможно, рассматривали трещины на стенах или на асфальте. А кто-то даже рисовал кодированные записки для друзей.

 

  В произведении Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц» есть такие строчки: «Я много раздумывал о полной приключений жизни джунглей и тоже нарисовал цветным карандашом свою первую картинку. Это был мой рисунок № 1.

Вот что я нарисовал: https://documents.infourok.ru/1750ce06-8100-4c1a-9436-877c540082bd/0/image001.png

Я показал мое творение взрослым и спросил, не страшно ли им.

- Разве шляпа страшная? - возразили мне. А это была совсем не шляпа. Это был удав, который проглотил слона. Тогда я нарисовал удава, чтобы взрослым было понятнее. Им ведь всегда нужно все объяснять.

Вот мой рисунок № 2: https://documents.infourok.ru/1750ce06-8100-4c1a-9436-877c540082bd/0/image002.png

Взрослые посоветовали мне не рисовать змей ни снаружи, ни изнутри, а побольше интересоваться географией, историей, арифметикой и правописанием. Вот как случилось, что с шести лет я отказался от блестящей карьеры художника. Потерпев неудачу с рисунками № 1 и № 2, я утратил веру в себя. Взрослые никогда ничего не понимают сами, а для детей очень утомительно без конца им все объяснять и растолковывать».

 

  Научившись расшифровывать и создавать друдлы, ребёнок не только не утратит веру в себя, но и сможет смотреть на мир без ярлыков и подходить ко всему креативно.

  С помощью друдлов можно заставить работать мозг, потренировать воображение, расширить словарный запас, развить мелкую моторику, умение вести диалог и получить эмоциональный эффект.

  Друдлы – это интересное изобретение американского автора-юмориста Роджера Прайса и креативного продюсера Леонарда Стерна, предложенное ими в 1950-х годах.

Название droodle происходит, как комбинация трех слов: «doodle» (каракули), «drawing» (рисунок), «riddle» (загадка). Даже само название изобретения целиком отражает креативное мышление своих авторов.

 

  Однако, еще в 16 веке друдлы, или загадочные рисунки, были известны человечеству, но под другим названием. В эпоху Ренессанса их именовали индовинелийской графикой (indovinelli graphic, итал.)Итальянский живописец и гравёр Агостино Карраччи изобразил слепого нищего на углу улицы. Сейчас эту головоломку считают самой древней.

 

 Также друдлы часто используют в рекламных целях, например, как идею разработки логотипа.

 

  Смысл друдлов -  как можно больше придумать вариантов видения картинки. Ответы могут быть смешными, странными, невероятными или банальными. Отличительная особенность техники – в друдлах правильного ответа просто не существует. Здесь отмечается самый оригинальный и необычный ответ. Друдлы заставляют мозг переработать большой объём  информации, чтобы соотнести образ с абстрактными рисунками.

  Такие визуальные загадки можно использовать в индивидуальной, парной или групповой деятельности

     Стоит отметить, что друдлы желательно рисовать чёрным карандашом или чёрным фломастером на белой бумаге. Этот фон наиболее благоприятный для развития воображения и для полёта фантазии.

 

Возможные варианты использования друдлов.

 

                       На свете всё на всё похоже:

                       Змея - на ремешок из кожи,

                       Луна – на круглый глаз огромный,

                       Журавль – на тощий кран подъемный.

 

Упражнение «Это кто? Это что?»

  Ребёнку даётся картинка и предлагается подумать, на что похоже изображение.

Чтобы придумать больше интерпретаций, необходимо составить ассоциативные ряды, смотреть на рисунок под разными углами, некоторые части рисунка делать объёмными, соотносить с абстрактным рисунком привычные объекты и наделять их невероятными способностями. За каждое название даётся фишка. Побеждает тот, у кого будет больше фишек.

 

  Вариант игры: придумать смешное название картинке.

  Для развития речевой активности, можно поставить условие: обязательно объяснить свой вариант ответа.   Важно для взрослого: не подавлять точку зрения ребёнка     своим «правильным» мнением.

 

Упражнение «Зоопарк».

  Ребёнок получает готовую головоломку, но варианты ответов конкретизируем, например, вопросом: что это за животное? Сузив область поисков, мы поможем ребёнку сосредоточиться. И ему будет проще увидеть в каракулях разных зверей.

  При затруднении ребёнку предлагайте свои версии. Объясняйте, почему вы решили, что картинка похожа на данное животное. Если малыш настаивает на единственном правильном ответе – предложите повернуть картинку, например, на 90 или 180 градусов.

 

Упражнение «Поможем Незнайке».

  Детям даются друдлы со словами: «Незнайка решил нарисовать картинки в подарок своим друзьям, но как всегда спешил и не успел закончить работу. Давайте попробуем вместе с вами завершить эти рисунки. Но надо очень постараться, чтобы все рисунки получились разными и не повторялись». Ничего страшного, если нет особого художественного таланта, важно быстро придумать несколько оригинальных идей, а качество их исполнения второстепенно.

 

https://documents.infourok.ru/1750ce06-8100-4c1a-9436-877c540082bd/0/image003.jpg               https://documents.infourok.ru/1750ce06-8100-4c1a-9436-877c540082bd/0/image004.jpg

 

Упражнение «Что я нарисовала?».

  Создайте абстрактный рисунок непосредственно перед ребёнком и предложите ему угадать, какое название вы придумали для этого рисунка.

  Ребёнок учится узнавать в неопределённых графических формах различные знакомые предметы.

 

Упражнение «Чего на свете не бывает?»

  Предложите ребёнку нарисовать друдл, придумать название, но сразу вам его не говорить. А вы постарайтесь отгадать, что задумал ребёнок.

  Упражнение не только развивает фантазию, но и способствует умению вести диалог.

 

Упражнение «Ты - мне, я – тебе».

Предложите детям нарисовать друдлы. Тема может быть определённая или по собственному замыслу. Затем дети обмениваются рисунками и добавляют некоторые элементы. А позже снова обмениваются и дают свои варианты названий.

  Упражнение развивает гибкость мышления - способность выражать широкое многообразие идей.

 

 

Упражнение «Пещерный рисунок».

  Сказать детям, что в пещере темно и ничего не видно. Можно закрыть глаза или надеть лёгкую повязку. Предложить нарисовать, например, какое-нибудь животное. Затем дети открывают глаза, рассматривают рисунки и высказывают свои предположения, кто на них изображён.

  Не забываем, что в упражнениях и заданиях по развитию качеств креативного мышления не существует «неправильных ответов».

 

Упражнение «Сказочники».

  Дать детям несколько готовых друдлов или предложить самим выбрать из картотеки. Задание: придумать сказку по иллюстрациям - друдлам.

Приветствуется нестандартный подход к решению задачи.

 

С помощью друдлов можно закреплять с детьми понятия: звук, слог, слово, предложение.

       Ребёнок дорисовывает картинку, определяет, в какой части слова находится звук и выкладывает на схеме.

Например, картинка «кошка» - звук «Ш» находится в середине слова.

   Можно учиться проводить звуковой состав слова.

Например, разобрать слова «зонт» или «гриб».

        Ребёнок, проговаривая название картинки, делит слово на слоги, отстукивает каждый слог и считает, сколько слогов в этом слове.

Например, в слове «кот» - 1 слог, в слове «по-ро-сё-нок» 4 слога.

        Из дорисованных друдлов составляем и анализируем предложения.

Например: «Мама поливает цветы», «Щука дружит с лягушкой».

Считаем столько в предложении слов. Проговариваем, какой величины слова, обозначаем длинными полосками длинные слова, а короткими полосками короткие слова. Затем дети рисуют эту схему.

        Для организационного момента перед занятием по речевому развитию «Придумывание сказки на тему «Как ежик выручил зайца», я показала детям друдлы и предложила подумать, на что они похожи.

Были предположения: шапка с помпоном, ободок со звёздочкой, открытая консервная банка, ёжик за пенёчком…

Другой друдл, по мнению детей, был похож на зайчика, миску для собачьего корма, оставшиеся лепестки цветика-семицветика… Так как и на одной и на другой картинке дети увидели зверей, мы стали  придумывать сказку с участием этих животных, описывать внешний вид персонажей, их повадки, переживания; оценивать рассказы друг друга.

        Перед составлением рассказа на тему «Моя любимая игрушка» предложила детям друдлы, которые надо было дорисовать. Тему объявила сразу, сузив область поиска ассоциаций.  Когда дети справились с этим заданием, стали учиться полно, связно и выразительно рассказывать о своей игрушке, отмечая факты из личного опыта.

        Друдлы помогут и на занятиях по изобразительной деятельности. Психолог Лев Семёнович Выготский считал, что «рисование есть своеобразная графическая речь, графический рассказ о чём - либо».

Например, можно учиться рисовать или вырезать образ сказочной птицы на основе незаконченного рисунка.

  Друдл – это не только занимательная головоломка для ребёнка, но и весёлое занятие для всей семьи, увлекательный конкурс на праздники для дружной компании.  Это удивительная методика обеспечивает фактически неограниченный полёт фантазии для генерации креативных идей, развития образности речи, гибкого мышления и творческих способностей. Она, безусловно, объединяет детей и взрослых. 

 

  В заключение, мне хочется призвать вас: «Учитесь сами видеть необычное в обычном и учите этому детей».

 

Если кого-то заинтересовала эта тема, я предлагаю вам буклеты для ознакомления.

 

Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Играем в ДРУДЛЫ

Развитие воображения с помощью друдлов....

Мастер – класс: «Развитие речи и творческих способностей у детей через технику друдлы»

Что такое друдл?Друдл – это незаконченная картинка, вырванная из какого-либо контекста. Вы можете дорисовать ее вживую или в своем воображении. Ваша задача придумать как можно больше ответов, что изоб...

Играем в друдлы - развиваем воображение

Психолог Л.С. Выготский отмечал, что «творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно будет ли это созданное творческой деятельностью какой-ниб...

Мастер – класс для старших дошкольников «Развитие речи и творческих способностей у детей через технику друдлы»

Мастер – класс для старших дошкольников «Развитие речи и творческих способностей у детей через технику друдлы»...

Мастер -класс "Развитие речи и творческих способностей через технику друдлы"

знакомство педагогов с техникой «друдлы», как способом развития речи и творческих способностей дошкольников;- повышение профессиональной компетенции педагогов в области речевого разви...

Семинар-практикум для воспитателей "Инновационные технологии речевого развития дошкольников. Друдлы"

quot;Инновационные технологии речевого развития дошкольников. Друдлы"...