Консультация для педагогов Тема: «Методика проведения Организованной образовательной деятельности по изобразительной деятельности в средней группе»
консультация (средняя группа)

Шишова Ольга Владимировна

Консультация для педагогов

Тема:

«Методика проведения Организованной  образовательной деятельности по изобразительной деятельности в средней группе»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5»

группы общеразвивающей направленности для детей дошкольного возраста

Консультация для педагогов

Тема:

«Методика проведения Организованной  образовательной деятельности по изобразительной деятельности в средней группе»

                                                  Подготовила:

 Воспитатель: Шишова О.В.

г. Югорск

2018год

       Организованная образовательная деятельность  по изобразительной деятельности требует продуманной подготовки материалов, оборудования — от этого во многом зависит успешное выполнение работы с детьми. Различная организация повышает интерес к занятиям, помогает использовать разные материалы.                                                        

1. Организационный момент занятия

Когда все готово для  проведения ООД, педагог приглашает детей. Обычно ребята легко переключаются с игровой деятельности на учебную, если занятия проводятся всегда четко по режиму дня. Организационный момент воспитатель проводит по-разному в зависимости от занятия — не более 1—2 мин (чем меньше, тем лучше). Можно предложить всем посмотреть на то, что они потом будут изображать (предмет, иллюстрацию). Можно, подозвав к себе детей, предложить одному из них принести заранее подготовленный предмет. К этому надо привлекать малоактивных детей, чтобы заинтересовать их.

В зависимости от содержания ООД, намеченной методики и возраста детей продумываются варианты расстановки столов.  Различная организация повышает интерес к занятиям, помогает использовать разные материалы.

Специфика изобразительной деятельности требует создания на занятиях творческой атмосферы, способствующей проявлению у детей самостоятельности. Группа превращается то в скульптурную, то в живописную мастерскую. 

Структура ООД

ООД  делятся на три части:

1.Объяснение задания.

2.Процесс выполнения задания.

3.Совместный анализ выполненной работы.

Первая и третья части наиболее короткие по времени — 2—5 мин. Более длительно объяснение при новой программной задаче и менее длительно при закреплении знаний и умений.

В первой части  ООД  воспитатель сообщает детям, чем и как они будут заниматься. Объяснение должно носить эмоциональный характер, чтобы вызвать у детей интерес к занятию, создать творческую атмосферу. После объяснения дети садятся лицом к столу, воспитатель проверяет осанку детей и напоминает всем, с чего нужно начать работу.

Во второй части  ООД  воспитатель следит, чтобы все сразу приступили к выполнению задания. Если некоторые дети не решаются начать работу, показывает, что получается у их сверстников,— это обычно оказывает положительное влияние.

    Как и в младшей группе, воспитатель при рассматривании предмета пользуется обрисовывающим жестом и словесным объяснением.
Для детей, которые приобрели навыки в рисовании, этого жеста бывает достаточно, чтобы понять, с чего начать рисунок и в какой последовательности его выполнять.
Учитывая особенности четырехлетних детей, следует в различные приемы обучения включать игровые моменты. Например, кукла-неваляшка просит нарисовать ее портрет, при анализе работ она смотрит и оценивает рисунки. Игра всегда вносит оживление и радость в работу детей, что повышает их активность.
В средней группе для лучшего воспроизведения образа могут быть использованы картинка или рисунок воспитателя. Требования к их использованию остаются теми же, что и в младшей группе. Детей четырех лет еще нельзя знакомить с каким-либо приемом рисования на основе картины. Она здесь служит лишь средством оживления детских представлений о том или ином предмете. По содержанию используемые в средней группе картины, конечно, разнообразнее, чем в младшей группе, поскольку богаче сама тематика рисунков: кроме изображения отдельных предметов, здесь есть и несложные сюжетные сцены, соответствующие, заданиям сюжетного рисования.
Показ приемов рисования в средней группе продолжает занимать значительное место в обучении на тех занятиях, где дается новый программный материал: последовательность изображения частей предмета, понятие о ритме, узоре и т. д.
Например, тема рисования - снеговик. Воспитатель впервые предлагает детям передать правильные пропорциональные соотношения и последовательность изображения. Он показывает детям приемы рисования всех трех шаров, начиная с большого нижнего и параллельно задает ребятам вопросы: какой шар теперь рисовать? Где?
Мелкие детали (глаза, рот, нос, шапку) рисовать не надо, чтобы не затягивать объяснение и оставить возможность ребятам проявить инициативу и закончить рисунок.
При всех последующих занятиях с подобным же программным материалом, но на другие темы (неваляшка, матрешка, кукла) показ не нужен, его можно заменить рассматриванием предмета, картинки.
     
Если же на занятии требуется показать приемы изображения, то нужно не только подготовить материал для этого (бумагу, краски, уголь и т. д., но и потренировать накануне руку и глаз, рисуя данное изображение на бумаге нужного размера сначала на столе, а потом и в вертикальном положении, на мольберте, т. е. так, как надо будет это делать перед детьми. При показе всей группе детей следует заменить карандаш углем для художников, сангиной или пастелью, которые оставляют яркий, широкий след на бумаге. Если нужен образец (например, в декоративном рисовании, то его тоже следует сделать заранее, в том же материале, которым будут выполнять работы дети, но большего размера, чем детские, в пределах от 1,3 до 1,5 размера детской работы.

Все показы приемов рисования следует вести неторопливо, точными, четкими движениями, сопровождать соответствующим пояснением. Ни в словах, ни в движениях не должно быть ничего лишнего.

Слова, с которыми воспитатель обратится к детям, должны быть просты и точны.

В ходе ООД  педагог следит, чтобы не было пауз, чтобы, закончив один этап, ребенок сразу же переходил к следующему. Паузы в работе сбивают с ритма — ООД  удлиняется, многие не успевают выполнить задание.

В течение всего ООД  детей приучают работать спокойно.

Самому педагогу необходимо следить за тем, кто из ребят испытывает какое-то затруднение, и вовремя приходить на помощь. Постепенно детей приучают преодолевать трудности, самостоятельно искать решения.

Примерно за 5 мин до конца занятия детей предупреждают о том, что следует заканчивать работу.

В средней группе  теме детям, кто закончил работу раньше других (если времени достаточно), педагог советует дополнить изображение деталями или подходящими по содержанию предметами. Если занятие идет к концу, он предлагает убрать свое рабочее место, сложить оборудование, материалы в ящик стола или отнести на стол для дежурных, поставить свою работу на стенд или на стол воспитателя. Затем ребенок возвращается на место, и педагог предлагает ему спокойно посидеть, отдохнуть, рассмотреть рисунки, лепку товарищей.

После того как воспитатель объявил об окончании занятия, дети прекращают работу. Если все-таки кто-то не успел довести ее до конца, педагог обязательно предоставляет ребенку возможность сделать это, но уже во второй половине дня.

Анализ детских работ входит в методику проведения занятия как один из важнейших ее компонентов. Просмотр созданных детьми изображений имеет большое воспитательное и учебное значение. Для правильного анализа необходимо выставлять все работы на стенде для рисования .

Организация обсуждения может быть различной, но основная форма такова: оставаясь на своих местах, дети рассматривают работы, размещенные на стенде. Педагог спрашивает их мнения, сам дает оценку рисункам.

После занятия воспитанникам предоставляют возможность еще раз посмотреть работы, поговорить о них.

Работы по рисованию выставляются для ознакомления родителей со следующей информацией: тема, программное содержание, дата выполнения работы, фамилия и инициалы воспитателя проводившего занятие, количество детей на занятии.

 

Модели ООД по рисованию

А). Традиционная модель проведения ООД  по изобразительной деятельности.

ООД  делится на 3 части.

I часть: объяснение задания.

- Воспитатель сообщает тему.

-Рассматривает и обследует предмет, который будут изображать.

-Дает показ и объяснение способа изображения.

-Закрепляет последовательность работы.

II часть: процесс выполнения задания.

Воспитатель следит за тем, чтобы дети приступили к выполнению задания, работали спокойно. Оказывает детям помощь, помогает преодолеть трудность, самостоятельно найти решение.

III часть: совместный анализ выполненной работы – важный компонент занятия. Для анализа выставляются все работы на стенде, дети их рассматривают. Воспитатель спрашивает их мнение, сам дает оценку работам.

 

Б). Игровая модель проведения ООД  по изобразительной деятельности.

ООД  делится на 4 части.

I часть: создание игровой мотивации, постановка игровой и обучающей задачи.

- Рассматривание предмета.

- Показ и объяснение способа изображения в игровой форме или предложение найти свой способ изображения.

II часть: руководство выполнением задания.

Воспитатель следит за тем, чтобы дети приступили к выполнению задания, работали спокойно. Оказывает детям помощь и предъявляет определенные требования в игровой форме. Анализ работ проводиться в игровой форме по мере выполнения.

III часть: Обыгрывание выполненного предмета с персонажем на столе или в игровом уголке. Воспитатель от имени персонажа предлагает выполнять детям те или иные игровые действия.

IV часть: Индивидуальные беседы с детьми (3-4 беседы). Тема беседы должны соответствовать игровому и учебному содержанию

занятия. Для стимулирования развития игры беседу желательно строить как разговор двух персонажей.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по изобразительной деятельности в средней группе "Цветы весной".

Конспект НОД для детей средней группы с использованием нетрадиционной техники рисования "тычок жёсткой кистью"....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по изобразительной деятельности в средней группе "Мишкин День Рождения"

Задачи:1.     Закрепить умение вырезать округлые формы из бумаги, сложенной вдвое. Продолжать учить разрезать квадрат по диагонали, получая треугольники; составлять узор из получен...

Конспект организованной образовательной деятельности по изобразительной деятельности в средней группе «Украсим деревце»

Конспект организованной  образовательной деятельности  по изобразительной деятельности  в средней группе «Украсим деревце»....

Конспект организованной образовательной деятельности по изобразительной деятельности в средней группе «Украсим деревце»

Конспект организованной  образовательной деятельности  по изобразительной деятельности  в средней группе «Украсим деревце»....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по изобразительной деятельности в средней группе на тему «Выставка бабочек»

Конспект непрерывной образовательной деятельности по изобразительной деятельности в средней группе на тему «Выставка бабочек» Интеграция образовательных областей:"Художественно-э...

План-программа организованной образовательной деятельности по изобразительной деятельности в средней группе на 2020 - 2021 учебный год.

ЯНВАРЬ ЗанятиеСовместная деятельностьСамостоятельная деятельностьПополнение развивающей среды3 НЕДЕЛЯЗима. Дикие животные.РисованиеТема: «Зайчик».Программное содержание: формировать у...