Методическая разработка "Заучивание стихотворений по модельным схемам, предметным картинкам в средних, старших группах"
методическая разработка (старшая группа)

Прокофьева Наталия Викторовна

Материал предназначен для воспитателей детского сада для  организации речевого развития детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx15.99 КБ

Предварительный просмотр:

Заучивание стихотворений по модельным  схемам, предметным картинкам в средних, старших группах.

«Читайте детям стихи, пусть ухо их приучится к гармонии                                                               русского слова, сердце преисполнится чувством изящного, пусть поэзия действует на них так же, как музыка.»

                                                              В.Г.Белинский

Начинать знакомство детей с поэтическими произведениями необходимо с раннего     возраста. Кроха ещё лежит в коляске, а мама уже декламирует ему ритмичные стихи         «Идёт бычок качается», «Наша Таня громко плачет». Стихи действуют на ребёнка            силой и обаянием ритма, мелодики; детей привлекает к себе мир звуков. Поэтому,            можно сказать, что материнское (семейное)общение играет большую роль в подготовке ребёнка к восприятию и воспроизведению художественных произведений.          Заучивание стихотворений для дошкольников по модельным схемам имеет огромную  пользу: расширяется кругозор, развивает память, зрительное и слуховое восприятие, решаются задачи формирования звуковой культуры речи, способствует          выработке чёткой дикции. помогает увидеть и выразить в словах впечатления от           многоцветного окружающего мира.

Заучивание стихов на разных возрастных этапах имеет свои особенности. Малыши быстро запоминают короткие стихи, в которых много глаголов, существительных, где есть динамика действия. «Первый вылез из землицы на проталинке. Он мороза не боится, хоть   и маленький.»  В старших группах дети запоминают значительно большие по объёму стихи. Например, гуляя с детьми весной на прогулке и натолкнувшись на пробившийся цветок из-под старого дерева, можно рассмотреть его и тут же прочесть стишок:                            «Из-под старого валежника, у сухого пня,                                                                                                                            Голубой  глазок подснежника смотрит на меня.»

Или, выйдя с детьми на прогулку после пронёсшийся грозы, как не обратить внимание на       лужи и не прочесть детям стихотворение Д.Хармса «Кораблик».                                                

«По реке плывёт кораблик,

он плывёт издалека.                                                                                

На кораблике четыре очень храбрых моряка…»

Таким образом из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что художественная литература  и в частности ,поэзия является источником средства обогащения образной речи ребёнка, развития его поэтического слуха, этических и нравственных понятий. Существование различных методик заучивания стихотворений в детском саду, не дозируется воспитателем, а наоборот, при выявлении общих, главных позиций позволяет придержи        ваться главных правил и рекомендаций для достижения наилучшего результата.

Часто на занятиях давала детям различные задания по развитию речи:

-- придумать несколько однокоренных слов (лес-лесок-лесник-лесовичок)

-- придумать слова синонимы ,антонимы ( богатый-денежный, добрый-злой)

-- срифмовать два слова ( купец-удалец)

-- составить достаточно длинное распространённое предложение в игре                                         «От каждого по словечку»

-- найти ласковые, сказочные ,красивые, грустные слова

-- сочинить самое смешное слово о любимом животном

-- объяснить происхождение слова «закоулочки»                                                                                 В результате проделанной работы, я овладела следующими технологиями:                                   * звуковая система обучения (алгоритмы, мнемотаблицы, схемы)                                                      *моделирование ;                              

 * ситуация «проживания»                                                        

 * проблемный метод обучения        

  * метод ассоциаций      

* метод аналогий                                

 * коммуникативные технологии (это диалоговое общение, ролевые инсценировки, игры -        драматизации, сюжетно- ролевые игры)

Время не стоит на месте, изменяется сама жизнь, окружающая нас действительность,                  поэтому важно совершенствовать методы и приёмы обучения и воспитания детей именно   сейчас в дошкольном возрасте.

                                                           Литература

Бородич А.М. Методика развития речи детей. М., 2014г.

Алексеева М.М.,Яшина В.И.Методика работы с художественной литературой  в       детском саду. М.,1998 г.

Фесюкова Л.Б. Работа со сказкой.2012 г.

Глухов В.П. Использование мнемотехники в развитии речи детей. 2017г.

Крупенчук О.И. Стихи для развития речи.2015г.

Дьяченко О.М .  Методика рассказывания.2014г.

Давыдов В.В. Речевое развитие в ДОУ. 1995г.

Корнев А.Н.,Старосельская Н.Е. Как научить ребёнка говорить,читать и думать.2018г.

Ушакова О.С.,Гавриш Н.В. Знакомим с литературой детей 5-7лет.Методические рекомендации. М.,2010г.

 Ушакова О.С.,Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного                    возраста. М., 2004г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие "перспективный план по теме эмоционально-личностное развитие ребенка средствами валеологических игр в младшей, средней, старшей группах детского сада" для воспитателей детского сада.

В учебно-методическом пособии опубликован материал для работы воспитателей с детьми младшей, средней и старшей группах по теме "здоровье", "безопасность" (развивающие, подвижные игры, игры-упражнения,...

Методические рекомендации по организации предметно-игровой среды в старшей группе ДОУ

Данные методические рекомендации посвящены вопросу организации предметно-игровой среды в старшей группе ДОУ. А.В.Занков отмечает: «Прежде чем начинать что-то делать с детьми, задайте себе два воп...

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по конструктивно – модельной деятельности и ФЭМП с детьми старшей группы на тему : Геометрические фигуры

Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности по конструктивно – модельной деятельности и ФЭМП с детьми старшей группы на тему : Геометрические фигуры...

Предметно-развивающая среда в старшей группе (выступление на методическом объединении).

В выступлении на методическом объединении подробно рассмотрены принципы организации ПРС в старшей группе согласно ФГОС и применение их на практике в нашей группе....