Сценарий образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию с детьми старшей группы
план-конспект занятия (старшая группа)

Анна Гудинова

Отличительной особенностью социального развития детей 5-6 лет является доминирование нормативной регуляции в качестве основного механизма общения. В силу особенностей развития мышления особое значение начинают приобретать процессы саморегуляции поведения; развитие основ произвольности психических процессов приводит к более устойчивым объединениям детей в разных видах деятельности, становление умений подчинять свои действия правилам снижает риск возникновения конфликтных ситуаций. Знания детей о разных видах социальной культуры приобретают дифференцированный характер и широко используются в разных видах продуктивной и творческой деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию

с детьми старшей группы №5

Разработала: воспитатель высшей квалификационной категории Гудинова Анна Олеговна.

Тема: "Если с другом вышел в путь"

Интеграция видов деятельности:

«Социально-коммуникативное развитие» - формирование представлений о дружеских взаимоотношениях, взаимопомощи  между сверстниками; развитие свободного общения со взрослыми и сверстниками;

«Развитие речи» - формирование умея вести диалог;  при рассказывании, выстраивать  полные развёрнутые предложения, пользуясь личным эмоциональным опытом.

«Художественно-эстетическое  развитие » - развитие детской инициативы в художественно-творческой деятельности, развитие воображения;                                                                                            

«Познавательное  развитие » – формирование умения  выдвигать собственные предположения и гипотезы, активизируя познавательный интерес,  закрепить знания о признаках времён года.                                  

«Физическое развитие»- формирование умения соотносить свои движения в новой игре, ориентируясь на задание или схему.                                             

Задачи:

Образовательные (направлены на формирование компетенций ребенка):

  • Формировать нравственные качества у воспитанников: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.

Развивающие (направлены на развитие психических процессов, в т.ч. речи):

  • Развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека; умение аргументировать свою точку зрения;  культуру речи. 

Воспитательные (направлены на воспитание личностных качеств и межличностных отношений):

  • Воспитывать культуру взаимоотношений, уважение к ровесникам и взрослым, продолжать воспитывать культуру общения. 

Планируемый результат:  в ходе ННОД у детей возник положительный эмоциональный отклик, желание решить проблему; сформированы представления о дружеских взаимоотношениях;

дети правильно используют лексико-грамматические категории в активной речи; проявляют инициативность и самостоятельность в общении, уверены в своих силах; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх; способны договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других; владеют разными формами и видами игры; умеют подчиняться разным правилам и социальным нормам, различать условную и реальную ситуации, в том числе игровую и образовательную;

у детей развита крупная и мелкая моторика, они могут контролировать свои движения и управлять ими.

Средства, оборудование, материалы: Музыкальный зал разделён на четыре цветовых сектора. По кругу в разных секторах расставлены стулья по количеству детей. Внутри секторов лежат на полу вперемежку птичьи следы четырёх цветов (по цвету секторов). На обратной стороне каждого сектора картинки из сказок "Серая шейка", "Дюймовочка", "Заюшкина избушка", "Гуси-лебеди". Музыкальный носитель с композициями "Если с другом вышел в путь", "В этом зале все друзья", "Друг в беде не бросит". Маски героев перечисленных сказок по количеству детей. Дерево с домиком для вороны. Любые предметы или игрушки по выбору детей. Книга в подарок детям. Цветные следы вороны для рефлексии в подарок детям.

 

Технологическая карта образовательной деятельности

Этап  образовательной деятельности

Ход  образовательной деятельности

Деятельность педагога

Деятельность детей

1.

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Игровая мотивация перед занятием (в группе): педагог предлагает детям отправиться в необычное путешествие (поход), предлагает детям взять с собой по одному предмету на усмотрение детей (что по их мнению может пригодиться в путешествии). 

Под песенку "Если с другом вышел в путь" дети парами вместе с педагогом входят в музыкальный зал.

Организационный момент

 - Дорогие друзья! Сегодня мы с вами собрались здесь не просто так! Посмотрите, как необычно выглядит сегодня наш музыкальный зал. А ещё мы с вами здесь сегодня не одни: к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с гостями и подарим им своё хорошее настроение.

- Спасибо нашим гостям за то, что поделились с нами своим хорошим настроением! А сейчас просьба: всем занять свои места. Наше необычное путешествие продолжается.

- Ребята, а как вы думаете, что самое главное нужно знать или уметь, когда идёшь в поход или отправляешься в путешествие?

-Ребята, я вижу, каждый из вас пришёл сюда не с пустыми руками. А что это за предметы вы с собой принесли?

- Замечательно! Я думаю, всё это нам обязательно пригодится в нашем путешествии, а пока давайте все наши запасы приберём, положим их под стульчик, на котором сидим и устроим привал, как в настоящем походе, посмотрим, где же это мы с вами оказались.

- Мне кажется, что это место похоже на лесную полянку, только вы правильно заметили, она какая-то необычная, разноцветная. А может быть, мы с вами на сказочную полянку попали?

 Посмотрите, что это такое перед нами (птичьи следы). Как вы думаете, кто это ходил тут? (какая-то птичка). Что необычного в этих следах? (они разноцветные).  Предлагаю рассмотреть их поближе, может быть мы разгадаем тайну этих следов. Возьмите себе каждый по одному следу и возвращайтесь на свои места.

- Вы что-то нашли? (иллюстрации из сказок). Давайте попробуем разобраться, из каких сказок эти иллюстрации. Только чтобы нам не запутаться и не поссориться, предлагаю вам делать это по очереди и сразу раскладывать сказки отдельно друг от друга. Давайте по-порядку: рассказывайте, какие сказки вы увидели у себя на картинках? и по очереди и раскладывайте картинки по группам.

- Итак, давайте, ещё раз правильно назовём сказки, которые вы разгадали.

- Ребята, а теперь переверните эти картинки. Что вы заметили? Как теперь лежат следы? (все следы в кучке одного цвета).

- Ура!!! Мы с вами решили первую таинственную загадку. Что же дальше?

После слов педагога дети в свободной форме здороваются с гостями и приглашают их в круг.

Проводится музыкальная игра "В этом зале все друзья".

Дети рассаживаются на стульчики.

Дети рассуждают.

Дети рассказывают, кто что взял с собой и почему.

Дети рассуждают, рассматривают место, в котором оказались, высказывают предположения.

Дети отвечают на вопросы педагога

Дети рассматривают следы, обнаруживают иллюстрации из сказок.

Дети классифицируют картинки по принципу "Угадай сказку".

Проблемная ситуация (или мотивация)  и постановка и принятие детьми цели образовательной деятельности

Неожиданно в зале появляется Ворона с криками: "Карр, карр!! Это всё моё! Моё! Никому не дам!! Сама играть буду!!" (у Вороны в руках маски сказочных героев по количеству детей ).

- Ребята, что это за нежданная гостья к нам пожаловала?

- А что у неё случилось, как вы думаете? Почему она так кричит?

Ворона перебивает детей, говорит, что они ничего не знают, ничего не понимают, только она самая умная птица, но вот только беда! с ней никто не хочет играть.

- Ребята, как вы думаете, почему с Вороной никто не хочет играть?

- А, может быть, она просто не умеет? Давайте её научим.

Дети отвечают: "Ворона!"

Дети рассуждают, высказывают предположения.

Дети рассуждают

2.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам  образовательной деятельности

- Ребята, а как мы будем это делать? Как мы будем учить Ворону играть?

- Дорогая ворона, а что это у тебя в руках?

Ворона: Это моё!! Не дам! Это мои картинки!

- Послушай, дорогая Ворона! Мы с ребятами здесь тоже нашли необычные картинки, кстати на птичьих следах. И если ты с нами поделишься своими картинками, то мы научим тебя играть с нами в интересную игру.

Ворона: Вот, еще!! Не буду я делиться!! Это всё моё!!!

- Странно! Ребята, наверное, у Вороны никогда не было друзей и она не знает, что с друзьями всегда нужно делиться, помогать, не обижать. Что же нам делать?

-Ну, как, дорогая Ворона! Понравилось тебе делиться с ребятами?

Ворона: Да, мне понравилось. Я так много нового узнала о предметах и о том, для чего они нужны. Только я не знаю, как мне теперь быть: предметов так много! Как же я одна смогу донести всё это до своего домика?

- Ребята, может быть, мы с вами что-нибудь придумаем и поможем Вороне.

Ворона: Хорошо, только сначала посмотрите внимательно и угадайте, где находится мой дом.

- Замечательное решение! Тогда, дорогая Ворона, сейчас мы научим тебя играть ещё в одну игру. Эта игра командная. Называется она «Передай игрушку другу»

Ворона: Вот, спасибо вам, ребята! Вы настоящие друзья!

- То ли ещё будет! Ребята, а давайте пригласим Ворону с нами поиграть, чтобы она поняла, что вместе играть гораздо веселее, чем по одному.

Дети предлагают свои варианты действий

Дети рассуждают и сами или с помощью педагога находят выход, что можно поменяться с Вороной.

Обмен предметами: дети отдают Вороне тот предмет, что принесли с собой, рассказывая при этом о его назначении. Ворона отдаёт детям маски.

Дети ищут и находят в зале дерево, на котором висит домик Вороны и предлагают перенести туда все предметы.

Проводится подвижная эстафетная игра

«Передай игрушку другу»: дети делятся на две команды встают полукругом на расстоянии от места, где лежат игрушки и до гнезда Вороны и по команде по очереди передают игрушки друг другу, стараясь не уронить и не подвести свою команду.

«Открытие» детьми новых знаний, способа действий

- Друзья мои, посмотрите друг на друга: в кого вы превратились, когда Ворона подарила вам свои картинки?

- Давайте, научим Ворону играть в игру "Угадай сказку". Мы с вами сегодня уже играли в неё, когда распутывали птичьи следы. Только, дорогая Ворона, в каждой игре есть правила и их нужно соблюдать, чтобы игра была интересной и чтобы никто не поссорился. Ты согласна?

Ворона: Да, согласна. Карр!!

- А сказки ты знаешь?

Ворона: Да, знаю и очень люблю. У меня тоже была книга со сказками, которую я читала перед сном. Только вот сегодня утром с моей книгой случилась беда: я взяла её с собою на прогулку, поскользнулась, упала, и растеряла все странички, все мои самые любимые сказки перепутались. Я долго думала, как же их собрать, но у меня ничего не вышло, и поэтому я очень расстроилась.

- Ребята, а вам ничего не напомнил рассказ Вороны. Не попадались ли нам случайно странички из её любимой книги.

Ворона: Кар! Какие молодцы! Только странички-то перевёрнуты! Как же я теперь догадаюсь, где и какая сказка?

- Ну, для этого мы приглашаем тебя поиграть с нами ещё в одну замечательную игру, которая называется «Друзья». Только слушай внимательно правила. И вы, ребята слушайте: Под птичьими следами спрятана сказка (Ребята эту сказку уже отгадали). Теперь, дорогая Ворона твоя очередь!

Ворона: А, если я запутаюсь и не смогу угадать?

- Не, волнуйся, ведь у тебя теперь есть друзья и они тебе помогут.

Дети рассматривают маски, узнают сказочных героев.

Дети рассказывают Вороне, что странички из книги они уже нашли и даже сложили все картинки из сказок по порядку.

2.

Самостоятельное применение нового на практике,

либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы)

- Посмотрите ещё раз друг на друга: сейчас вы - сказочные герои. И вы уже угадали те сказки, которые спрятаны под следами. Теперь давайте поможем Вороне угадать эти сказки. Все мы знаем, что в сказках живут персонажи. И у каждого персонажа в сказке есть друзья, которые всегда приходят на помощь и выручают из беды. Ваша задача: найти своего сказочного друга, пригласить его к себе в кружок и вместе с другом найти персонаж, который вёл себя в сказке совсем не по-дружески, помириться с ним и уже всем вместе найти сказку, в которой живут эти персонажи.                                                      

Ворона: Ребята, большое вам спасибо! Вы собрали сказки из моей книжки, и теперь я снова смогу её читать! А знаете что? А хотите, я подарю эту книжку вам? Ведь вы же теперь мои самые лучшие друзья! Благодаря вам я научилась играть, поняла, что в игре надо соблюдать правила, а со своими друзьями обязательно нужно делиться игрушками.

Проводится подвижная речевая игра «Друзья»: выбирается персонаж среди детей. Он встаёт в круг и ищет своего «друга из сказки». Находит. Диалог:

- Ты мой друг?

- Я твой друг?

- Выходи скорее вкруг.

Далее «друзья» вместе находят третьего персонажа из сказки, который «не друг» и мирятся с ним.

- В сказке ты не стал нам другом

  И остался ты за кругом.

  Если хочешь подружиться,

  С нами надо помириться.

  Ты мирись, мирись, мирись,

  С нами крепко подружись!

Далее дети переворачивают картинки, находят свою сказку и, обращаясь к Вороне говорят: «Ну, Ворона, не зевай, нашу сказку отгадай».

Ворона угадывает сказку. Игра продолжается.

3

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Итог образовательной деятельности. Систематизация знаний.

-Ребята, а вы что-нибудь новое узнали сегодня о дружбе?

- Какие чувства вы испытывали, когда к вам пришла капризная Ворона?                                                                                                

- Хотелось ли вам помочь ей?

- Как вы это сделали?

- А какой вывод мы можем сделать для себя, что важно знать о дружбе?

Дети рассказывают о том, что они испытывали, предпринимали, придумывали в ходе занятия.

Дети самостоятельно или с помощью педагога делают вывод:

"Дружба  важна для каждого человека, как ребёнка, так и взрослого. О том, что без дружбы грустно и тяжело в одиночестве, дружбой надо дорожить и не обижать своих друзей, но для того что бы иметь хороших друзей нужно самому научиться быть хорошим другом!"

Рефлексия

- Ну, что же, нам пора возвращаться в группу, наше необычное путешествие заканчивается.

Ворона: Ой, а мне так не хочется с вами расставаться. А можно я вам на память подарю отпечатки своих лапок. Они разноцветные.  Вы подумайте и сами выберите себе цветную лапку: красную выбирает тот - кому было очень интересно, жёлтую - кто бы хотел рассказать мама и папе, чем мы сегодня занимались, синюю - кто хотел бы ещё узнать что-то новое про дружбу,  фиолетовую - кому было скучно и не интересно у меня в гостях. А это - мой обещанный подарок - книга с новыми интересными сказками для вас, мои дорогие друзья! Спасибо вам! Давайте будем беречь нашу дружбу! До новых встреч! 

Под песенку "Друг в беде не бросит" дети возвращаются в свою группу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно - эстетическому развитию с детьми старшей группы на тему: «Происшествие в «Дино - городе».

В дошкольной педагогике детское конструирование рассматривается как средство всестороннего развития ребенка. Конструирование – прежде всего важное средство умственного воспитания детей. В ...

Методическая разработка непосредственно образовательной деятельности «Путешествие Улыбки и Удивлялки» с детьми старшей группы с интеграцией образовательной области «Социально-коммуникативная». (С использованием технологии ТРИЗ)

Формировать у детей старшего дошкольного возраста интегративное качество эмоциональный, отзывчивый. Воспитывать дображелательное отношение к окружающим. Развивать речь детей....

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности «Поступки и характер человека» с детьми старшей группы с интеграцией образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие» «Познавательное развитие» «Речевое развитие» (с использо

Задачи. Образовательная:- учить проводить связь между характером и поступками человека (уточнить понятия детей о том, что характер человека определяется по его поступкам).2. Развивающая:- учить состав...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно - эстетическому развитию с детьми старшей группы

В этой деятельности ребёнок закрепляет свои представления о домашних животных, об особенностях их внешнего вида. Ребёнок знакомиться  с материалом холодный фарфор и техникой лепки из него; р...

КОНСПЕКТ Непосредственно образовательной деятельности по художественно - эстетическому развитию с детьми старшей группы на тему: «Происшествие в «Дино - городе».

                    КОНСПЕКТНепосредственно образовательной деятельности по художественно - эстетическому развитию с детьми старшей группы...

Методическая разработка Конспект непрерывной образовательной деятельности в области познавательного развития с детьми старшей группы компенсирующей направленности На тему: «Весна. Признаки весны» с использованием ИКТ, оздоровительной и игровой технологий

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности в области позновательного развития с детьми старшей группы компенсирующей направленности. На тему: "Весна. Признаки весны". И...

Конспект образовательной деятельности по художественно эстетическому развитию с детьми старшей группы. Тема: «Краски разложила зимушка-зима. Деревья в инее».

Конспект образовательной деятельности похудожественно эстетическому развитию с детьми старшей группы.Тема: «Краски разложила зимушка-зима. Деревья в инее».Цель: Развивать эстетическое восп...