Информационно - исследовательский проект "Театр детям"
проект

Толстова Наталья

Театрализованная деятельность, как средство объединения педагога, детей и родителей в условиях детского сада.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВИДНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7

ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №39 «РОМАШКА»

Информационно – исследовательский проект «Театр детям»

Театрализованная деятельность, как средство объединения педагога, детей и родителей в условиях детского сада. Роль театрализованной деятельности в развитии воспитательного потенциала семьи.

(из опыта работы)

Авторы и исполнители проекта:                                                                  

                                                                                                                             Толстова Н.В. музыкальный руководитель

                                                                                                                                     Ситдикова Е. В. старший воспитатель

Координатор проекта:

                                                                                                                                     Ситдикова Е. В. старший воспитатель

ноябрь 2022

Актуальность


     Сегодня потенциальные возможности семьи, ее жизнедеятельность, ценностные ориентации и социальные установки, отношение к образованию и воспитанию детей претерпевают серьезные трансформации. Одним из ведущих условий изменения сложившейся ситуации является развитие конструктивного взаимодействия образовательного учреждения с семьей. На протяжении многих десятилетий взаимодействие педагога с родителями в современных детских садах часто носит формальный характер, имеет четко очерченные границы. Конструктивное взаимодействие, напротив, способно эффективно предупреждать возникновение проблемы «отцов и детей» помогает освоить продуктивные способы налаживания взаимоотношений в триаде «ребенок - родитель - педагог». Развитие такого взаимодействия стимулируется посредством организации на базе образовательного учреждения семейного клуба, семейных праздников, конкурсов, выставок, мастерских, обеспечивающих возможность совместного участия родителей и детей в их подготовке и проведении.
    Одним из источников углубления воздействия педагогов, родителей и детей может стать театрализованная деятельность. Это творческое объединение нескольких семей, педагогов и детей на базе детского сада, которое ориентировано на интеграцию традиций общественного и домашнего театра в целях взаимообогащения всех его участников, дальнейшего развития воспитательного потенциала семьи.
    Семейный театр является не только средством развития воспитательного потенциала семьи, ее приобщение к миру театра и другим художественным ценностям, но и специфической формой передачи опыта предшествующих поколений и вобравшим в себя накопленную веками народную мудрость способом создания определенного жизненного уклада семьи.
   Как известно, домашние театральные постановки на протяжении длительного времени были одной из ведущих форм проведения семейного досуга дворянства.  По свидетельству историков, искусствоведов,  педагогов,  в представлении участвовали все члены семьи: дети,  родители,  бабушки,  дедушки и другие родственники.
    Большой положительный опыт театральной педагогики, накопленный в разные годы ХХ в., позволяет утверждать: театр с самого раннего детства развивает в ребенке творческие задатки, стимулирует формирование психических процессов, совершенствует телесную пластичность, способствует гармонизации отношений в семье, сокращение «духовной пропасти» между взрослыми и детьми.
    К.С. Станиславский видел в театре большую притягательную силу. Он называл его «коллективным художником, соединяющим в одно гармоническое целое творческую работу поэтов, артистов, режиссеров, музыкантов, декораторов. Считал искусство театра собирательным, поскольку в нем одновременно используется творчество всех без исключения искусств: литературы, сцены, живописи, архитектуры, пластики, музыки, танца. Театральный педагог был убежден, что театр — лучшее средство для общения людей между собой, для вскрытия и понимания их сокровенных чувств.
    Семейный театр — конструктивная форма взаимодействия ДОУ с родителями, объединяющая всех членов семьи в целях повышения уровня их ответственности за воспитание ребенка при поддержке педагогов. Семейный театр, приобщая взрослых и в детей к театральному искусству, повышает уровень эстетического развития детей и взрослых, пробуждает интерес к истории и культуре малой Родины.
   В процессе театральной деятельности устанавливаются тесные отношения между родителями и педагогами, что является хорошим примером для детей. Для взрослых театральная деятельность – источник новых знаний, эмоциональных переживаний. Она способствует развитию адекватного восприятия действия ребенка, дает опыт совместного переживаний, способствует осознанию своего места в системе ролевых, деловых, межличностных связей, изменяет характер поведения, намерений, действий.
    Семейная театральная деятельность наименее разработанное направление в области взаимодействия детского сада с родителями, поскольку требует не малых материальных и духовных затрат.
    Мы уверены, что, привлекая родителей и подчеркивая успехи их детей, необходимо ненавязчиво способствовать возрождению давней традиции устройства домашнего театра. Педагоги могут помочь родителям в организации семейных театральных представлений. Как? Развивая опыт «артистической и театральной» деятельности детей в дошкольном учреждении и таким образом, повышая уровень самоуважения ребенка, который начинает осознавать свою значимость в семье, умелость, эрудицию, что благотворно сказывается на его развитии в целом. Рассматривая совместную театральную деятельность детей и взрослых, можно утверждать, что она позволяет преодолеть традиционный подход к режиму жизни в ДОУ, расширяет круг общения, создает полноценную среду развития, помогает каждому ребенку найти свое место в сообществе, стать его полноценным членом.

Гипотеза:

Если организовать педагогов, детей, родителей, для создания дружного коллектива, которых бы объединял интерес к театру, то:

дети – получили бы живое общение с родными людьми, опыт участия в совместных театральных постановках;

родители – получили бы определенные знания в области театральной педагогики, осознали ценность совместного театрального творчества;

педагоги - повысили заинтересованность и активность в совместной продуктивной, творческой деятельности с родителями.

Тип проекта: краткосрочный

Вид проекта: информационно – исследовательский

Участники проекта: педагоги, воспитанники театрального кружка и их родители.

Сроки реализации: 1октября - 17 ноября 2022г.

Цель проекта: развить воспитательный потенциал семьи дошкольника средствами театра в детском саду.

Задачи проекта:

 - расширить кругозор в области театрального искусства;

- развить интерес к театрально-игровой деятельности у всех участников театрального объединения;

- воспитать творческую активность участников процесса, ценящей в себе и других такие качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других;

- получить опыт совместных театральных постановок.

Основные принципы:

-принцип активности и самостоятельности (побуждение участников проекта к творчеству, сочинительству. Любое предложение должно быть зафиксировано и использовано в совместной деятельности);

-принцип партнерства (воспитанники должны чувствовать себя наравне со взрослыми, это объединяет, влияет на психологическую атмосферу);

-принцип систематичности и последовательности (предусматривает усложнение поставленных задач в течение осуществления проектной деятельности).

Этапы реализации проекта

  1. Организационно – исследовательский этап
  2. Поддерживающе - развивающий этап
  3. Конструктивно-рефлексивный этап.

                                                                   Этапы проекта

 На первом организационно – исследовательском этапе определили исходный уровень воспитательного потенциала семьи и взрослых (родителей и педагогов); выявили потребность и возможности семьи в подготовке и проведении театральной постановки; совместно обсудили возможности проекта «Театр детям».     Определили содержание, цель и задачи будущего проекта, обсуждали возможность последующего дополнения с учетом интересов семей. В ходе беседы были определены основные формы взаимодействия.
• Совместные репетиции детей, родителей педагогов, изготовление декораций, сценических костюмов, масок; организация театральных постановок в детском саду.
• Индивидуальные занятия - репетиции с детьми, родителями.
• Совместная исследовательская деятельность детей и взрослых.
    На встрече ее участники знакомились друг с другом, делились своим опытом общения детей к театру в играх и упражнениях.
На этом этапе ведущая роль принадлежала педагогу - музыканту, выполняющему обязанности художественного руководителя. Выделили основы успешной работы — интерес к театральному искусству, владение определенными знаниями в области театральной педагогики, осознание ценности совместного театрального творчества, стремление к благополучию в каждой семье, стимулирование развития ее воспитательного потенциала.
На этом этапе совместными усилиями педагогов и родителей, создали атрибутику театрального пространства.
• Музыкальный зал: сцена,  занавес,  декорации,  хорошее освещение. Оборудование (музыкальный центр, мультимедийный проектор, световые и звуковые эффекты и др.).
• Костюмерная: помещение с большим количеством разнообразных костюмов, париков, шляпок и т д;
• Фонд театральных кукол: би-ба-бо, ростовые, перчаточные и т д
• Хранилище: для декораций, атрибутов дизайна, ширм для кукольного театра.
• Фото и видео материалы об уже состоявшихся театральных постановках.

  На втором поддерживающее - развивающем этапе укреплялось стремление семьи больше узнать о театральном искусстве, получать новые сведения из истории и культуры родного края, знакомиться с новыми формами проведения досуга в семье. На этом этапе активно развиваются творческие способности всех участников семейного театра на систематических занятиях - репетициях с родителями и детьми согласно тематическому планированию.
    На занятиях мы использовали разнообразные формы взаимодействия с семьей, соответствующие уровню развития ее воспитательного потенциала, обучали членов семьи систематическому общению посредством театральных этюдов, игр, упражнений.
Педагог-музыкант стимулировал переход родителей от объектной позиции к субъектной, тем самым способствуя их переходу на позицию сотрудничества, а впоследствии — на позицию понимания, осознания и развития своих воспитательных способностей.


     На завершающем конструктивно-рефлексивном этапе семьи самостоятельно реализуют собственные творческие проекты (объединение нескольких семей, педагогов). Проводится анализ совместных достижений,  исследуется уровень развития воспитательного потенциала семей, оцениваются результаты взаимодействия ДОУ с родителями посредством совместной театральной деятельности.
    Все выше сказанное позволяет сделать вывод, что технология развития воспитательного потенциала семьи дошкольника средствами театра в детском саду способствует решению важных задач семейного воспитания:                                                                                                         - гармонизации детско-взрослых отношений на всех возрастных этапах;  - переходу родителей и ребенка от наблюдений за игровыми действиями педагога,  к прямому включению в процесс театральной деятельности в детском саду, а затем и в самостоятельную организацию домашних театральных постановок;                                                                                   - переходу родителей от переживания рядом с детьми к построению взаимоотношений, основанных на принципах уважения, доверия, открытости;                                                                                                          - переходу от отдельных театрализованных игр к совместным семейным праздникам в ДОУ и домашним театральным постановкам в кругу близких и родных;                                                                                              - сближению семей и развитию доверительных отношений с педагогами ДОУ, переходу от ситуативного воздействия на ребенка к систематическому содержательному, эмоционально наполненному досугу.

Итоговый продукт проекта: Театральная постановка «За тридевять земель»

Ожидаемый результат:

дети – получили живое общение с родными людьми, приобрели опыт участия в  театральных постановках вместе со своими педагогами и родителями;

родители – получили знания в области театральной педагогики, осознали ценность совместного театрального творчества;

педагоги - повысили заинтересованность и активность в совместной продуктивной, творческой деятельности с родителями.

ВЫВОД: Мы считаем, что в современный детский сад должен быть открыт для родителей, у них не должно возникать чувство тревожности за развитие своего ребенка. Родители должны доверять педагогу, видеть его работу «изнутри». В таком случае воспитание и развитие детей, их психологический комфорт достигают максимального эффекта. Совместная театрализованная деятельность помогает выполнить эту задачу.

Для детей опыт участия в театрализованных постановках, бесценен. Особенно много он дает детям, от природы застенчивым, закрытым. Постепенно, участвуя в спектаклях, создающихся на их глазах, при их непосредственном участии, при поддержке родителей, педагога и других детей, в дружественной атмосфере, раскрываются таланты детей. Уходит скованность и боязнь сцены, выступлений.  Этот опыт обязательно пригодится им в дальнейшей жизни, ведь даже ответ в классе у доски – это тоже выступление перед зрителями.

Таким образом, работая над реализацией основной цели «объединить педагога, детей и родителей в условиях детского сада через театрализованную деятельность», мы решаем педагогические задачи, направленные на успешное всестороннее развитие ребенка.

ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРОЕКТУ

Сценарий театрализованного представления «В тридевятом царстве»

Звучит музыка

                               ВЫХОДИТ Сказительница (она же Мамка) музыка№2

МАМКА: Расскажу я вам сказку как в тридевятом царстве, что в Российском государстве жил-был Царь Горох – деревянный лоб.

Просыпался он утром потягивался № 3

А потом делал зарядку, приседания №4

А после зарядке отправлялся проверить все ли в порядке в его царстве, Российском государстве №5

МАМКА: И был у царя сынишка Иванушка. Рос царевич не по дням, а по часам. На сдобных пирогах рос, на чистом сливочном масле, да на парном молоке.

Слышен громкий крик  ИванушкиМамка!Нянька!

Мамка:: Слышите? Зовет меня. Бегу, Ванятка, бегу, мой сладенький!

                                                Выходят Царь,Нянька прислушиваются №5

Голос Иванушки: Нянька! Сыра хочу!

Нянька: Ой, плачет, маленький! Сейчас принесу сыра заморского, сыра голландского

Царь Горох: Вырос Ванюша, да в толк не пошел.

Мамка: Да, погоди, царь, ведь он еще маленький.

Царь Горох: Вот-вот, маленький! Плечи в двери застревают, лоб в потолок упирается…Большой  вырос, а все ему что в лоб, что по лбу, только и знает, что на батюшку-царя с няньками покрикивать…

Голос Иванушки: Нянька-а! Нянька-а!

Нянька: Бегу! Бегу, родненький!(выносит из-за кулис поднос с едой)

Царь, Нянька и Мамка с песней несут лакомства в опочивальню Иванушки (за терем).№ 7

Вместе: Приятного аппетита Ванюша!

Голос Иванушки (из опочивальни летят назад лакомства): Не хочу! Сыр горький! Пряник твердый! Торт невкусный!

Иван(Выходит  Иванушка, лениво зевая, и уваливается на трон): Ску-учно…

Царь Горох: А мы развеселим. Женим тебя, Иванушка! Свадебку сыграем!

Мамка: Есть у нас Аленушка – очи сокольи, брови – собольи, а сзади коса – девичья краса.

Иванушка: Да на что она мне?

Царь Горох: Будешь ее обнимать, целовать

Иванушка: Еще чего!

Нянька: Не хочет, родимый? Тогда будешь Аленке пинков давать, да за косу ее длинную трепать.

Иванушка: Гы-ы-ы… Ладно, тогда  женюсь!

Царь Горох: Нянька! Мамка! Чего встали, как вкопанные? Скорее ведите Аленушку, пока Ванюша жениться не передумал.

Мамка и нянька с возгласами: «Свадьба!», «Царевич женится

Мамка и Нянька убегают за дверь № 7.

                               Звучит музыка  Царь и Царевич играют в ладушки №7.

Царь Горох: Ладушки-ладушки

Радость у Иванушки.

Иванушка: После свадьбы я таков

Надаю ей тумаков!

Появляются Нянька с Мамкой.

Нянька: Не велите казнить, ваше величество!

Мамка: Велите помиловать!

Нянька: Аленушку ночью унесла за тридевять земель Баба-Яга в ступе.

Царь Горох: Нянька! Мамка! Что стоите, рты поразевали? Плачьте! (Те воют, причитают.) А ты чего не ревешь? (обращается к Ивану)

Иванушка: Да что не хочется, батя!

Царь Горох: А я сейчас достану волшебный ремешок (расстегивает ремень), и мы твоими слезами еще и умоемся. Ревите все! Громко! (Все плачут) Ну, поплакали и будя. Ступай, Иванушка, отыщи Аленушку.

Иванушка: Так куда же я пойду, батя?

Царь Горох: За тридевять земель, в царство лесное, к Бабе-Яге.

Иванушка: Нет, батя. Я еще маленький. Мне нужно здоровое питание и отличное воспитание.

Царь Горох: Все! Кончилось мое терпение… Сейчас, сынок, займусь твоим воспитанием. (Замахивается ремешком) Хоть это и непедагогично, ну может будет какой толк.

Звучит музыка №7они бегают по залу выкрикивая Иван: «Батя, не надо!, а за ним Царь: надо Ваня, надо!(исчезают в опочивальне-за дверью.  Слышны крики Иванушки: «Я больше не буду!». Наконец, размазывая слезы и подтягивая штаны, выходит Иванушка. Царская голова выглядывает из окна.

Царь Горох: Вот тебе мое последнее слово: отправляйся-ка ты к Бабе-Яге, и пока Аленушку не отыщешь, домой ни ногой! (показывает ремень).

Нянька и Мамка снаряжают Иванушку в дорогу.

Нянька (причитает): Ох, Царь Горох – деревянный лоб. Родимого сына из дворца выгнал.

Мамка: На, Ванечка, на, сладенький, котомку тебе в дорогу. Да петушок на палочке, пососешь с горя.

Иванушка: Прощай, нянька! Прощай, мамка! Не поминайте лихом… Авось еще и увидимся.

                                            Звучит музыка Ваня идет круг по залу8

Иванушка: №9 Ох, притомился, сил больше нет. Сяду на пенек, пососу петушок. (Садится на пенек, достает из узелка леденец, лижет). Эх, кабы это взаправдашний петушок был…жареный. Да если бы и не петух вовсе, а поросенок целый с хреном да кашей гречневой…

Звучит музыка№10 из лесу появляется Медведь, тихонько присаживается к Иванушке на пенек, глядит на леденец, слюнки глотает. Иван его не замечает, сам с собой мечтает.

Иванушка: Да чего там мелочиться, когда не поросенок, а бык печеный, в брюхе чеснок толченый, да меда целая колода, да пряников печатных корзина!

Медведь: Хорошо! Вот бы…

Иванушка: Хорошо! Эх бы!..

Медведь: Вкуснота!

Иванушка: Вкуснотище!

Медведь: Дай лизнуть разочек, будь другом!

Иванушка (он наконец заметил Медведя. Увидел и заголосил, как резаный) А-а-а-а! Караул! Грабят! Не подходи, а то батюшке-царю скажу, он тебя-а…(грозит пальцем)

Иванушка кричит, вскочив от страха на пенек, но руку с леденцом все же не забыл как можно выше вытянуть. А Медведь от такого крика испугался не меньше Иванушки, закрыл лапами голову

Медведь: Ты чего кричишь на весь лес?

Иванушка: А ты чего меня пугаешь?

Медведь: Да я только леденчика у тебя кусочек попросить хотел. Уж больно аппетитно пахнет, прямо слюнки текут…

Иванушка: Так, значит, ты не на меня, а на леденчик нацелился? (прячет за спину)

Медведь: Ну… да… А ты испугался… 

Иванушка: Я испугался? Ха! (Хвастается)

Медведь: Ты уж будь другом, дай разочек лизнуть, давно сладкого не пробовал.

Иванушка: У тебя, я смотрю, губа не дура… Тебе раз лизнуть, что мне кило халвы стрескать. Иди ка ты медведь по добру по здорову. На всех петушков не напасешься. До свидания! Желаю счастья в личной жизни.

Медведь (загораживает Ивану дорогу): Вежливый, а жадный. Да нешто это по-людски: с пожилым медведем кусочком сладеньким не поделиться?

Иванушка: А ну, отойди с дороги…пожалуйста…

Медведь: Дорога в лесу, а тут я хозяин. Сейчас тебя вместо леденца схрумкаю.

Иванушка (струсил): Схрумкаете? Это как? Съедите, что ли? Вы, конечно, меня извините, но я совершенно невкусный.

Медведь: А вот я сейчас и попробую – вкусный ты или нет, жадина-говядина…

№11 Медведь наступает на Иванушку, а тот пытается увернуться.

Иванушка: Медведюшка не губи Иванушку. На, возьми себе петушок – это я просто так пошутил неудачно.

Медведь: Вот спасибо-расспасибо… (Сосет леденчик, причмокивает.) Эх, сладость, ух, радость! Друг ты мой ситцевый!

Иванушка: Прощай Медведюшка, смеркаться начинает, а я даже следа Аленушки не нашел. В какую сторону идти, где Бабу Ягу искать?

 Медведь: ступай себе прямо, никуда не сворачивай.

Иванушка: Прощайте, Михайла Потапыч! За доброту да за дружбу спасибо, а если обидел чем, то не поминайте лихом.

Медведь: Добром попомню, Иванушка! (Обнимаются.) какой добрый, какой вежливый стал!.. Провожу тебя до опушки.

Звучит музыка№13 Медведь и Иван идут один круг по залу, затем Медведь уходит из зала, Иван стоит один в середине зала.

     ЗВУЧИТ МУЗЫКА №12 В ЗАЛ ВБЕГАЕТ ЗАЯЦ , ПРОБЕГАЕТ ОДИН КРУГ И ЗАПЫХАВШИСЬ ОТСТАНАВЛИВАЕТСЯ ОКОЛО ИВАНА

Заяц: Ой-ой-ой… Помогите! Заиньку спасите! Меня Волк съесть хочет…

Иванушка (пугается): Волк?! (бежит по залу  и прячется в кусты)

 Заяц(подходит к кустам в которых спрятался Иван): Дяденька, слабым помогать нужно, дяденька!

Иванушка: Да какой я тебе дяденька? Иванушка я. Эх, была – не была. Волка бояться – в лес не ходить. Попробуем обхитрить его. Слушай.

О чем-то шепчутся, смеются и скрываются: Иванушка – в кустах, а Заяц – за деревом.

                        ЗВУЧИТ МУЗЫКА №14 ПОЯВЛЯЕТСЯ ВОЛК  (В кустах раздается шорох).

Волк: Ой! В кустах кто-то есть! (Кричит дрожащим голосом) Кто тут? ( над кустом вырастают заячьи уши.) Ага, косой, вот ты мне и попался! (Протянул в лапу в кусты и, словно ужаленный, отпрянул – показывает мощно перебинтованный палец.) Ого, кусается… Да я тебя… (И еще раз лапой в кусты, тянет заячьи ушки, а под ними вырастает мощная фигура Иванушки. Волк присвистнул от удивления.) Ты кто?

Иванушка: Я – Заяц-переросток. А ты?

Волк: А я Волк, царь лесов.

Иванушка: Да какой ты царь! Так, мелкий Волчишка…

Волк: Сейчас за нос укушу, чтоб не дразнился.

Иванушка: Едва знакомы, а ты уж кусаться. Давай так. Если ты от куста до того дерева первым добежишь – кусаешь меня за нос, а если  вторым – кусаю я. Идет?

Волк: . Идет.

Иванушка: Тогда бежим! № 15

Музыкальный фрагмент. Только Волк ринулся с места, Иванушка юркнул в кусты. Бежит волк, оглянулся – нет Зайца, наверно, отстал. Вперед глянул, а из-за дерева уже торчат заячьи ушки.

Заяц (из-за дерева): Проиграл, Волк. Щас ка-а-к укушу!

Волк: Это была разминка. Будем сейчас взаправду бежать – от дерева до куста. Вперед! № 15

Музыкальный фрагмент. Волк ринулся к кусту и обомлел – его уже дожидается Иванушка.

Иванушка (рычит и щелкает зубами): Ам-ам!

Волк: Попытка – не пытка. Еще одна попытка. К дереву – марш! №15

Музыкальный фрагмент. Изнеможденного Волка у дерева ожидают заячьи ушки.

Волк: Ах так? Да я тебя!.. (Размахивается, ударяет ногой, на секунду она задерживается за деревом, и вот уже Волк с загипсованной ногой) У-у-у… Инвалидом сделал, переросток!

Иванушка: Не плачь, Волчишка… Еще хочется зайчатинки?

Волк: Да, даже слюнки текут, как хочется.

Иванушка: Закрой глаза, открой пасть, похрустишь моим ухом. (Волк закрывает глаза, заяц кладет в пасть Волка сосновую шишку )Вот тебе и зайчатина. Вкусно?

Волк (чуть-чуть похрустев, пришептывает): Ой! Суб сломал!

Заяц (перевязывает пасть косынкой): Новые можно вставить, пойдем мы тебя к лекарю отведем.

Иванушка: Вот так Волк, теперь не будешь обижать слабых.

Волк: Я так больше не буду.№15 (ЗАЙЦ И ИВАН УВОДЯТ ВОЛКА ЗА КУЛИСЫ)

                        ЗВУЧИТ МУЗЫКА №16  ВЫБЕГАЮТ ГРИБЫ

I.​ – Мы семейка мухоморов –        

Сторожей лесного бора,

Шляпы красные у нас.

Тонкий слух и острый глаз!

II.​ – Мы лес дремучий охраняем,      

Нашей бабке помогаем.

Если в лес зайдет чужой

Мы проводим к ней домой.

III.​ – А бабка нас похвалит                  

И не съест и не зажарит

Потому, что братцы мы –

Ядовитые грибы!

(садятся по-турецки, из-за занавеса ПО МУЗЫКУ№17  появляется Баба-Яга, обращается к грибам)

Баба-Яга: - Я вам дам сейчас приказ:

Не спускать с дороги глаз!

Если в лес придет чужой,

Приводить ко мне домой!

Вон избушка видна!

Все понятно?

Мухоморы: - Да! Да! Да!

Мухомор: - А теперь пойдем, друзья!              

Оставаться здесь нельзя!

Надо за кустом сидеть

И во все глаза глядеть! (ЗВУЧИТ МУЗЫКА №16 УХОДЯТ)

Баба-Яга (№18считает яблоки на дереве): Одно, второе, третье… Все на месте. Яблочки волшебные. Память отшибают. Попробует Ванюша – и забудет свою Аленку, женится на моей дочке. (Принюхивается) Фу-фу-фу! Русским духом пахнет. Кто тут?

   ЗВУЧИТ МУЗЫКА № 19 ВХОДИТ ИВАН

Иванушка: Здравствуйте, бабушка.

Баба-Яга: Ась?

Иванушка (громче): Здравствуйте, бабушка.

Баба-Яга: Говори громче, я плохо слышу.

Иванушка (кричит): Здравствуйте, бабушка.

Баба-Яга: Чего кричишь, я не глухая. Ты кто?

Иванушка: Иванушка. Я пришел за своей Аленушкой, знаю что ты ее стащила, отпусти!

Баба-Яга (о чем-то смекнув): Чего же не отпустить? Отпущу. Только дай слово, что женишься на сей честной девице.

Иванушка: Даю честное слово

Баба яга пританцовывает№ 20 и периодически спрашивает : Точно женишься?

Баба-Яга (зовет): Красавица! Подьсюды. Царевич на тебе жениться будет.

№20 Появляется крепко сбитая фигура, скромно прикрывается платком.

Иванушка (бросается к ней): Аленушка! Счастье мое!

Фигура откидывает платок. Перед ним усатая Яга-дочка.

Иванушка: Ой! Да это же мужчина!

Баба-Яга: Какой мужик? Девица. Дочь моя.

Иванушка (хохочет): Ой, не могу-у! Ой, помру от смеха!

Яга-дочка: Мама , чего это он надомной смеется?

Иванушка: Ой, помру от смеха! Ой не выживу я!

Яга-дочка: Вот дурачек, чего ты смеешься то?

Иванушка: Да усы-то! Усы-то… Ой, господи, ну бывает же такое в природе. Как же ты замуж собралась?

Яга-дочка: Как все… (Встревожилась) А что?

Иванушка: А  усы?

Яга-дочка: А что усы, они мне не мешают. Наоборот, лучше чую.

Иванушка: Как же я на тебе жениться-то буду. Буду на свадьбе тебя целовать, а сам подумаю: «Не девушка, а генерал-майор какой-то».  Не буду я на тебе жениться на усатой!

Баба-Яга (строго): Ваня, ты слово царское дал жениться на ней. Сейчас и свадебку сыграем!

Яга –дочка: За тебя Ваня замуж пойду!

Будем кушать блины с пирогами.

Будем счастливо жить,

Ни о чем не тужить,

Щекотать буду Ваню усами!

Баба-Яга: Славный Ваня  будешь зять!

Для тебя  я буду как родная мать!

Заболеешь – полечу и на ступе прокачу!

Иванушка: Не буду жениться! Где моя Аленушка?

Яга-дочка: Мама, не отпускай Ивана. Люб он мне…ЗВУЧИТ ЗЛОВЕЩАЯ МУЗЫКА №21

Баба-Яга: (обращается к дочере) Молчи!..(ласково обр к Ване) Ступай, Ванюша дорогой, иди. Только к тебе просьба: достань старушке яблочко воон - то… А то высоко висит я никак не достану.

(Иванушка подпрыгивает. Достает яблоко, пытается отдать Бабы Яге, но Дочка выхватывает яблоко))

Яга-дочка: Я тоже хочу! (кусает яблоко звучит музыкальный фрагмент. Яга-дочка никого не узнает).

Яга-дочка(обращается к матери): Ты кто, ведьма?

Баба-Яга: Сама ведьма! Я мама твоя, доча.

Яга-дочка: Нет у меня мамани. Сирота я…А это кто? (обращает внимание на Ваню)

БАБА ЯГА: А это жених твой, Иван!

Яга-дочка : Не хочу за него замуж, не хочу!  (Топает ногой и убегает)

Баба-Яга: Доча! Подожди! Куда же ты?

Иванушка: Стой, Баба-Яга! Куда подевала Аленушку?

Баба-Яга: Надоел ты мне, одни неприятности от тебя. Превратила я ее в лягушку. Скачет где –то по болотам.

Иванушка: А как ее расколдовать?

Баба-Яга: Поцелуем! (убегает)№21

                        ЗВУЧИТ МУЗЫКА ГРУСТНЫЙ ИВАН УХОДИТ ЗА ДВЕРЬ

             РАЗДАЕТСЯ КВАКАНИЕ ЛЯГУШЕК №22 и №23, ВЫБИГАЮТДЕВОЧКИ - ЛЯГУШКИ ИСПОЛНЯЮТ ТАНЕЦ

                  После танца лягушки присаживаются, входит ИВАН № 24

Иванушка(Кричит):  Аленушка!(Отовсюду слышен хор лягушек и повсюду они – под ногами, под кустами) Лягушек вон сколько… Кто же из них Аленушка? Как узнать? Целовать всех?! (лягушки утвердительно квакают) А, наверно, вон та… Жалобно квакает, ласково… Лягушечка-квакушечка, иди сюда… (лягушка подпрыгивает поближе , Иван морщится, но целует поцелуй № 25Нет не она! Может быть вон та, глаза у нее уж больно грустные№25 (целует еще одну). И ты не Аленка? (Лягушка отрицательно мотает головой: «ква-а»). Всех лягушек перецеловать – так и Водяным можно стать. (Замечает лягушку в платочке на голове.  Ладно, последнюю целую – и баста! №25

Целует. Музыкальный фрагмент№ 26. Лягушка превращается в Аленушку.

Иванушка: Аленушка, счастье мое! Нашел тебя я (обнимаются)

ЗВУЧИТ МУЗЫКА №26 НА СЕРЕДИНУ ВЫХОДИТ ИВАН И АЛЕНКА, ВЫХОДИТ ЦАРЬ ГОРОХ И ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ

МАМАНЯ:: Привел Иванушка Аленушку домой, и – веселым пирком да за свадебку.

ВЫХОДЯТ ВСЕ УЧАСТНИКИ СПЕКТАКЛЯ И ИСПОЛНЯЮТ «СВАДЕБНУЮ ХОРОВОДНУЮ»№ 27

  1. Как у нашего Ивана

Да сапожки из сафьяна!

Ваня-Ваня, молодец,

 Раскрасавец, удалец!

  1. А как наша- та девица

Черноока, белолица!

Наша девица – краса,

 Словно смоль, черна коса!

  1. Свадьбу     мы сыграем дружно

Ведь поздравить нам их нужно

Наших милых, дорогих

Ребятишек молодых

НЯНЬКА: Вот и сказке конец. А кто слушал…

Вместе: Мо-ло-дец! (ЗВУЧИТ МУЗЫКА№27  ВСЕ КЛАНЯЮТСЯ И ПОД МУЗЫКУ УХОДЯТ)



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВИДНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №7

ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №39 «РОМАШКА»

Информационно – исследовательский проект «Театр детям»

Театрализованная деятельность, как средство объединения педагога, детей и родителей в условиях детского сада. Роль театрализованной деятельности в развитии воспитательного потенциала семьи.

(из опыта работы)

Авторы и исполнители проекта:                                                                  

                                                                                                                             Толстова Н.В. музыкальный руководитель

                                                                                                                                     Ситдикова Е. В. старший воспитатель

Координатор проекта:

                                                                                                                                     Ситдикова Е. В. старший воспитатель

ноябрь 2022

Актуальность


     Сегодня потенциальные возможности семьи, ее жизнедеятельность, ценностные ориентации и социальные установки, отношение к образованию и воспитанию детей претерпевают серьезные трансформации. Одним из ведущих условий изменения сложившейся ситуации является развитие конструктивного взаимодействия образовательного учреждения с семьей. На протяжении многих десятилетий взаимодействие педагога с родителями в современных детских садах часто носит формальный характер, имеет четко очерченные границы. Конструктивное взаимодействие, напротив, способно эффективно предупреждать возникновение проблемы «отцов и детей» помогает освоить продуктивные способы налаживания взаимоотношений в триаде «ребенок - родитель - педагог». Развитие такого взаимодействия стимулируется посредством организации на базе образовательного учреждения семейного клуба, семейных праздников, конкурсов, выставок, мастерских, обеспечивающих возможность совместного участия родителей и детей в их подготовке и проведении.
    Одним из источников углубления воздействия педагогов, родителей и детей может стать театрализованная деятельность. Это творческое объединение нескольких семей, педагогов и детей на базе детского сада, которое ориентировано на интеграцию традиций общественного и домашнего театра в целях взаимообогащения всех его участников, дальнейшего развития воспитательного потенциала семьи.
    Семейный театр является не только средством развития воспитательного потенциала семьи, ее приобщение к миру театра и другим художественным ценностям, но и специфической формой передачи опыта предшествующих поколений и вобравшим в себя накопленную веками народную мудрость способом создания определенного жизненного уклада семьи.
   Как известно, домашние театральные постановки на протяжении длительного времени были одной из ведущих форм проведения семейного досуга дворянства.  По свидетельству историков, искусствоведов,  педагогов,  в представлении участвовали все члены семьи: дети,  родители,  бабушки,  дедушки и другие родственники.
    Большой положительный опыт театральной педагогики, накопленный в разные годы ХХ в., позволяет утверждать: театр с самого раннего детства развивает в ребенке творческие задатки, стимулирует формирование психических процессов, совершенствует телесную пластичность, способствует гармонизации отношений в семье, сокращение «духовной пропасти» между взрослыми и детьми.
    К.С. Станиславский видел в театре большую притягательную силу. Он называл его «коллективным художником, соединяющим в одно гармоническое целое творческую работу поэтов, артистов, режиссеров, музыкантов, декораторов. Считал искусство театра собирательным, поскольку в нем одновременно используется творчество всех без исключения искусств: литературы, сцены, живописи, архитектуры, пластики, музыки, танца. Театральный педагог был убежден, что театр — лучшее средство для общения людей между собой, для вскрытия и понимания их сокровенных чувств.
    Семейный театр — конструктивная форма взаимодействия ДОУ с родителями, объединяющая всех членов семьи в целях повышения уровня их ответственности за воспитание ребенка при поддержке педагогов. Семейный театр, приобщая взрослых и в детей к театральному искусству, повышает уровень эстетического развития детей и взрослых, пробуждает интерес к истории и культуре малой Родины.
   В процессе театральной деятельности устанавливаются тесные отношения между родителями и педагогами, что является хорошим примером для детей. Для взрослых театральная деятельность – источник новых знаний, эмоциональных переживаний. Она способствует развитию адекватного восприятия действия ребенка, дает опыт совместного переживаний, способствует осознанию своего места в системе ролевых, деловых, межличностных связей, изменяет характер поведения, намерений, действий.
    Семейная театральная деятельность наименее разработанное направление в области взаимодействия детского сада с родителями, поскольку требует не малых материальных и духовных затрат.
    Мы уверены, что, привлекая родителей и подчеркивая успехи их детей, необходимо ненавязчиво способствовать возрождению давней традиции устройства домашнего театра. Педагоги могут помочь родителям в организации семейных театральных представлений. Как? Развивая опыт «артистической и театральной» деятельности детей в дошкольном учреждении и таким образом, повышая уровень самоуважения ребенка, который начинает осознавать свою значимость в семье, умелость, эрудицию, что благотворно сказывается на его развитии в целом. Рассматривая совместную театральную деятельность детей и взрослых, можно утверждать, что она позволяет преодолеть традиционный подход к режиму жизни в ДОУ, расширяет круг общения, создает полноценную среду развития, помогает каждому ребенку найти свое место в сообществе, стать его полноценным членом.

Гипотеза:

Если организовать педагогов, детей, родителей, для создания дружного коллектива, которых бы объединял интерес к театру, то:

дети – получили бы живое общение с родными людьми, опыт участия в совместных театральных постановках;

родители – получили бы определенные знания в области театральной педагогики, осознали ценность совместного театрального творчества;

педагоги - повысили заинтересованность и активность в совместной продуктивной, творческой деятельности с родителями.

Тип проекта: краткосрочный

Вид проекта: информационно – исследовательский

Участники проекта: педагоги, воспитанники театрального кружка и их родители.

Сроки реализации: 1октября - 17 ноября 2022г.

Цель проекта: развить воспитательный потенциал семьи дошкольника средствами театра в детском саду.

Задачи проекта:

 - расширить кругозор в области театрального искусства;

- развить интерес к театрально-игровой деятельности у всех участников театрального объединения;

- воспитать творческую активность участников процесса, ценящей в себе и других такие качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других;

- получить опыт совместных театральных постановок.

Основные принципы:

-принцип активности и самостоятельности (побуждение участников проекта к творчеству, сочинительству. Любое предложение должно быть зафиксировано и использовано в совместной деятельности);

-принцип партнерства (воспитанники должны чувствовать себя наравне со взрослыми, это объединяет, влияет на психологическую атмосферу);

-принцип систематичности и последовательности (предусматривает усложнение поставленных задач в течение осуществления проектной деятельности).

Этапы реализации проекта

  1. Организационно – исследовательский этап
  2. Поддерживающе - развивающий этап
  3. Конструктивно-рефлексивный этап.

                                                                   Этапы проекта

 На первом организационно – исследовательском этапе определили исходный уровень воспитательного потенциала семьи и взрослых (родителей и педагогов); выявили потребность и возможности семьи в подготовке и проведении театральной постановки; совместно обсудили возможности проекта «Театр детям».     Определили содержание, цель и задачи будущего проекта, обсуждали возможность последующего дополнения с учетом интересов семей. В ходе беседы были определены основные формы взаимодействия.
• Совместные репетиции детей, родителей педагогов, изготовление декораций, сценических костюмов, масок; организация театральных постановок в детском саду.
• Индивидуальные занятия - репетиции с детьми, родителями.
• Совместная исследовательская деятельность детей и взрослых.
    На встрече ее участники знакомились друг с другом, делились своим опытом общения детей к театру в играх и упражнениях.
На этом этапе ведущая роль принадлежала педагогу - музыканту, выполняющему обязанности художественного руководителя. Выделили основы успешной работы — интерес к театральному искусству, владение определенными знаниями в области театральной педагогики, осознание ценности совместного театрального творчества, стремление к благополучию в каждой семье, стимулирование развития ее воспитательного потенциала.
На этом этапе совместными усилиями педагогов и родителей, создали атрибутику театрального пространства.
• Музыкальный зал: сцена,  занавес,  декорации,  хорошее освещение. Оборудование (музыкальный центр, мультимедийный проектор, световые и звуковые эффекты и др.).
• Костюмерная: помещение с большим количеством разнообразных костюмов, париков, шляпок и т д;
• Фонд театральных кукол: би-ба-бо, ростовые, перчаточные и т д
• Хранилище: для декораций, атрибутов дизайна, ширм для кукольного театра.
• Фото и видео материалы об уже состоявшихся театральных постановках.

  На втором поддерживающее - развивающем этапе укреплялось стремление семьи больше узнать о театральном искусстве, получать новые сведения из истории и культуры родного края, знакомиться с новыми формами проведения досуга в семье. На этом этапе активно развиваются творческие способности всех участников семейного театра на систематических занятиях - репетициях с родителями и детьми согласно тематическому планированию.
    На занятиях мы использовали разнообразные формы взаимодействия с семьей, соответствующие уровню развития ее воспитательного потенциала, обучали членов семьи систематическому общению посредством театральных этюдов, игр, упражнений.
Педагог-музыкант стимулировал переход родителей от объектной позиции к субъектной, тем самым способствуя их переходу на позицию сотрудничества, а впоследствии — на позицию понимания, осознания и развития своих воспитательных способностей.


     На завершающем конструктивно-рефлексивном этапе семьи самостоятельно реализуют собственные творческие проекты (объединение нескольких семей, педагогов). Проводится анализ совместных достижений,  исследуется уровень развития воспитательного потенциала семей, оцениваются результаты взаимодействия ДОУ с родителями посредством совместной театральной деятельности.
    Все выше сказанное позволяет сделать вывод, что технология развития воспитательного потенциала семьи дошкольника средствами театра в детском саду способствует решению важных задач семейного воспитания:                                                                                                         - гармонизации детско-взрослых отношений на всех возрастных этапах;  - переходу родителей и ребенка от наблюдений за игровыми действиями педагога,  к прямому включению в процесс театральной деятельности в детском саду, а затем и в самостоятельную организацию домашних театральных постановок;                                                                                   - переходу родителей от переживания рядом с детьми к построению взаимоотношений, основанных на принципах уважения, доверия, открытости;                                                                                                          - переходу от отдельных театрализованных игр к совместным семейным праздникам в ДОУ и домашним театральным постановкам в кругу близких и родных;                                                                                              - сближению семей и развитию доверительных отношений с педагогами ДОУ, переходу от ситуативного воздействия на ребенка к систематическому содержательному, эмоционально наполненному досугу.

Итоговый продукт проекта: Театральная постановка «За тридевять земель»

Ожидаемый результат:

дети – получили живое общение с родными людьми, приобрели опыт участия в  театральных постановках вместе со своими педагогами и родителями;

родители – получили знания в области театральной педагогики, осознали ценность совместного театрального творчества;

педагоги - повысили заинтересованность и активность в совместной продуктивной, творческой деятельности с родителями.

ВЫВОД: Мы считаем, что в современный детский сад должен быть открыт для родителей, у них не должно возникать чувство тревожности за развитие своего ребенка. Родители должны доверять педагогу, видеть его работу «изнутри». В таком случае воспитание и развитие детей, их психологический комфорт достигают максимального эффекта. Совместная театрализованная деятельность помогает выполнить эту задачу.

Для детей опыт участия в театрализованных постановках, бесценен. Особенно много он дает детям, от природы застенчивым, закрытым. Постепенно, участвуя в спектаклях, создающихся на их глазах, при их непосредственном участии, при поддержке родителей, педагога и других детей, в дружественной атмосфере, раскрываются таланты детей. Уходит скованность и боязнь сцены, выступлений.  Этот опыт обязательно пригодится им в дальнейшей жизни, ведь даже ответ в классе у доски – это тоже выступление перед зрителями.

Таким образом, работая над реализацией основной цели «объединить педагога, детей и родителей в условиях детского сада через театрализованную деятельность», мы решаем педагогические задачи, направленные на успешное всестороннее развитие ребенка.

ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРОЕКТУ

Сценарий театрализованного представления «В тридевятом царстве»

Звучит музыка

                               ВЫХОДИТ Сказительница (она же Мамка) музыка№2

МАМКА: Расскажу я вам сказку как в тридевятом царстве, что в Российском государстве жил-был Царь Горох – деревянный лоб.

Просыпался он утром потягивался № 3

А потом делал зарядку, приседания №4

А после зарядке отправлялся проверить все ли в порядке в его царстве, Российском государстве №5

МАМКА: И был у царя сынишка Иванушка. Рос царевич не по дням, а по часам. На сдобных пирогах рос, на чистом сливочном масле, да на парном молоке.

Слышен громкий крик  ИванушкиМамка!Нянька!

Мамка:: Слышите? Зовет меня. Бегу, Ванятка, бегу, мой сладенький!

                                                Выходят Царь,Нянька прислушиваются №5

Голос Иванушки: Нянька! Сыра хочу!

Нянька: Ой, плачет, маленький! Сейчас принесу сыра заморского, сыра голландского

Царь Горох: Вырос Ванюша, да в толк не пошел.

Мамка: Да, погоди, царь, ведь он еще маленький.

Царь Горох: Вот-вот, маленький! Плечи в двери застревают, лоб в потолок упирается…Большой  вырос, а все ему что в лоб, что по лбу, только и знает, что на батюшку-царя с няньками покрикивать…

Голос Иванушки: Нянька-а! Нянька-а!

Нянька: Бегу! Бегу, родненький!(выносит из-за кулис поднос с едой)

Царь, Нянька и Мамка с песней несут лакомства в опочивальню Иванушки (за терем).№ 7

Вместе: Приятного аппетита Ванюша!

Голос Иванушки (из опочивальни летят назад лакомства): Не хочу! Сыр горький! Пряник твердый! Торт невкусный!

Иван(Выходит  Иванушка, лениво зевая, и уваливается на трон): Ску-учно…

Царь Горох: А мы развеселим. Женим тебя, Иванушка! Свадебку сыграем!

Мамка: Есть у нас Аленушка – очи сокольи, брови – собольи, а сзади коса – девичья краса.

Иванушка: Да на что она мне?

Царь Горох: Будешь ее обнимать, целовать

Иванушка: Еще чего!

Нянька: Не хочет, родимый? Тогда будешь Аленке пинков давать, да за косу ее длинную трепать.

Иванушка: Гы-ы-ы… Ладно, тогда  женюсь!

Царь Горох: Нянька! Мамка! Чего встали, как вкопанные? Скорее ведите Аленушку, пока Ванюша жениться не передумал.

Мамка и нянька с возгласами: «Свадьба!», «Царевич женится

Мамка и Нянька убегают за дверь № 7.

                               Звучит музыка  Царь и Царевич играют в ладушки №7.

Царь Горох: Ладушки-ладушки

Радость у Иванушки.

Иванушка: После свадьбы я таков

Надаю ей тумаков!

Появляются Нянька с Мамкой.

Нянька: Не велите казнить, ваше величество!

Мамка: Велите помиловать!

Нянька: Аленушку ночью унесла за тридевять земель Баба-Яга в ступе.

Царь Горох: Нянька! Мамка! Что стоите, рты поразевали? Плачьте! (Те воют, причитают.) А ты чего не ревешь? (обращается к Ивану)

Иванушка: Да что не хочется, батя!

Царь Горох: А я сейчас достану волшебный ремешок (расстегивает ремень), и мы твоими слезами еще и умоемся. Ревите все! Громко! (Все плачут) Ну, поплакали и будя. Ступай, Иванушка, отыщи Аленушку.

Иванушка: Так куда же я пойду, батя?

Царь Горох: За тридевять земель, в царство лесное, к Бабе-Яге.

Иванушка: Нет, батя. Я еще маленький. Мне нужно здоровое питание и отличное воспитание.

Царь Горох: Все! Кончилось мое терпение… Сейчас, сынок, займусь твоим воспитанием. (Замахивается ремешком) Хоть это и непедагогично, ну может будет какой толк.

Звучит музыка №7они бегают по залу выкрикивая Иван: «Батя, не надо!, а за ним Царь: надо Ваня, надо!(исчезают в опочивальне-за дверью.  Слышны крики Иванушки: «Я больше не буду!». Наконец, размазывая слезы и подтягивая штаны, выходит Иванушка. Царская голова выглядывает из окна.

Царь Горох: Вот тебе мое последнее слово: отправляйся-ка ты к Бабе-Яге, и пока Аленушку не отыщешь, домой ни ногой! (показывает ремень).

Нянька и Мамка снаряжают Иванушку в дорогу.

Нянька (причитает): Ох, Царь Горох – деревянный лоб. Родимого сына из дворца выгнал.

Мамка: На, Ванечка, на, сладенький, котомку тебе в дорогу. Да петушок на палочке, пососешь с горя.

Иванушка: Прощай, нянька! Прощай, мамка! Не поминайте лихом… Авось еще и увидимся.

                                            Звучит музыка Ваня идет круг по залу8

Иванушка: №9 Ох, притомился, сил больше нет. Сяду на пенек, пососу петушок. (Садится на пенек, достает из узелка леденец, лижет). Эх, кабы это взаправдашний петушок был…жареный. Да если бы и не петух вовсе, а поросенок целый с хреном да кашей гречневой…

Звучит музыка№10 из лесу появляется Медведь, тихонько присаживается к Иванушке на пенек, глядит на леденец, слюнки глотает. Иван его не замечает, сам с собой мечтает.

Иванушка: Да чего там мелочиться, когда не поросенок, а бык печеный, в брюхе чеснок толченый, да меда целая колода, да пряников печатных корзина!

Медведь: Хорошо! Вот бы…

Иванушка: Хорошо! Эх бы!..

Медведь: Вкуснота!

Иванушка: Вкуснотище!

Медведь: Дай лизнуть разочек, будь другом!

Иванушка (он наконец заметил Медведя. Увидел и заголосил, как резаный) А-а-а-а! Караул! Грабят! Не подходи, а то батюшке-царю скажу, он тебя-а…(грозит пальцем)

Иванушка кричит, вскочив от страха на пенек, но руку с леденцом все же не забыл как можно выше вытянуть. А Медведь от такого крика испугался не меньше Иванушки, закрыл лапами голову

Медведь: Ты чего кричишь на весь лес?

Иванушка: А ты чего меня пугаешь?

Медведь: Да я только леденчика у тебя кусочек попросить хотел. Уж больно аппетитно пахнет, прямо слюнки текут…

Иванушка: Так, значит, ты не на меня, а на леденчик нацелился? (прячет за спину)

Медведь: Ну… да… А ты испугался… 

Иванушка: Я испугался? Ха! (Хвастается)

Медведь: Ты уж будь другом, дай разочек лизнуть, давно сладкого не пробовал.

Иванушка: У тебя, я смотрю, губа не дура… Тебе раз лизнуть, что мне кило халвы стрескать. Иди ка ты медведь по добру по здорову. На всех петушков не напасешься. До свидания! Желаю счастья в личной жизни.

Медведь (загораживает Ивану дорогу): Вежливый, а жадный. Да нешто это по-людски: с пожилым медведем кусочком сладеньким не поделиться?

Иванушка: А ну, отойди с дороги…пожалуйста…

Медведь: Дорога в лесу, а тут я хозяин. Сейчас тебя вместо леденца схрумкаю.

Иванушка (струсил): Схрумкаете? Это как? Съедите, что ли? Вы, конечно, меня извините, но я совершенно невкусный.

Медведь: А вот я сейчас и попробую – вкусный ты или нет, жадина-говядина…

№11 Медведь наступает на Иванушку, а тот пытается увернуться.

Иванушка: Медведюшка не губи Иванушку. На, возьми себе петушок – это я просто так пошутил неудачно.

Медведь: Вот спасибо-расспасибо… (Сосет леденчик, причмокивает.) Эх, сладость, ух, радость! Друг ты мой ситцевый!

Иванушка: Прощай Медведюшка, смеркаться начинает, а я даже следа Аленушки не нашел. В какую сторону идти, где Бабу Ягу искать?

 Медведь: ступай себе прямо, никуда не сворачивай.

Иванушка: Прощайте, Михайла Потапыч! За доброту да за дружбу спасибо, а если обидел чем, то не поминайте лихом.

Медведь: Добром попомню, Иванушка! (Обнимаются.) какой добрый, какой вежливый стал!.. Провожу тебя до опушки.

Звучит музыка№13 Медведь и Иван идут один круг по залу, затем Медведь уходит из зала, Иван стоит один в середине зала.

     ЗВУЧИТ МУЗЫКА №12 В ЗАЛ ВБЕГАЕТ ЗАЯЦ , ПРОБЕГАЕТ ОДИН КРУГ И ЗАПЫХАВШИСЬ ОТСТАНАВЛИВАЕТСЯ ОКОЛО ИВАНА

Заяц: Ой-ой-ой… Помогите! Заиньку спасите! Меня Волк съесть хочет…

Иванушка (пугается): Волк?! (бежит по залу  и прячется в кусты)

 Заяц(подходит к кустам в которых спрятался Иван): Дяденька, слабым помогать нужно, дяденька!

Иванушка: Да какой я тебе дяденька? Иванушка я. Эх, была – не была. Волка бояться – в лес не ходить. Попробуем обхитрить его. Слушай.

О чем-то шепчутся, смеются и скрываются: Иванушка – в кустах, а Заяц – за деревом.

                        ЗВУЧИТ МУЗЫКА №14 ПОЯВЛЯЕТСЯ ВОЛК  (В кустах раздается шорох).

Волк: Ой! В кустах кто-то есть! (Кричит дрожащим голосом) Кто тут? ( над кустом вырастают заячьи уши.) Ага, косой, вот ты мне и попался! (Протянул в лапу в кусты и, словно ужаленный, отпрянул – показывает мощно перебинтованный палец.) Ого, кусается… Да я тебя… (И еще раз лапой в кусты, тянет заячьи ушки, а под ними вырастает мощная фигура Иванушки. Волк присвистнул от удивления.) Ты кто?

Иванушка: Я – Заяц-переросток. А ты?

Волк: А я Волк, царь лесов.

Иванушка: Да какой ты царь! Так, мелкий Волчишка…

Волк: Сейчас за нос укушу, чтоб не дразнился.

Иванушка: Едва знакомы, а ты уж кусаться. Давай так. Если ты от куста до того дерева первым добежишь – кусаешь меня за нос, а если  вторым – кусаю я. Идет?

Волк: . Идет.

Иванушка: Тогда бежим! № 15

Музыкальный фрагмент. Только Волк ринулся с места, Иванушка юркнул в кусты. Бежит волк, оглянулся – нет Зайца, наверно, отстал. Вперед глянул, а из-за дерева уже торчат заячьи ушки.

Заяц (из-за дерева): Проиграл, Волк. Щас ка-а-к укушу!

Волк: Это была разминка. Будем сейчас взаправду бежать – от дерева до куста. Вперед! № 15

Музыкальный фрагмент. Волк ринулся к кусту и обомлел – его уже дожидается Иванушка.

Иванушка (рычит и щелкает зубами): Ам-ам!

Волк: Попытка – не пытка. Еще одна попытка. К дереву – марш! №15

Музыкальный фрагмент. Изнеможденного Волка у дерева ожидают заячьи ушки.

Волк: Ах так? Да я тебя!.. (Размахивается, ударяет ногой, на секунду она задерживается за деревом, и вот уже Волк с загипсованной ногой) У-у-у… Инвалидом сделал, переросток!

Иванушка: Не плачь, Волчишка… Еще хочется зайчатинки?

Волк: Да, даже слюнки текут, как хочется.

Иванушка: Закрой глаза, открой пасть, похрустишь моим ухом. (Волк закрывает глаза, заяц кладет в пасть Волка сосновую шишку )Вот тебе и зайчатина. Вкусно?

Волк (чуть-чуть похрустев, пришептывает): Ой! Суб сломал!

Заяц (перевязывает пасть косынкой): Новые можно вставить, пойдем мы тебя к лекарю отведем.

Иванушка: Вот так Волк, теперь не будешь обижать слабых.

Волк: Я так больше не буду.№15 (ЗАЙЦ И ИВАН УВОДЯТ ВОЛКА ЗА КУЛИСЫ)

                        ЗВУЧИТ МУЗЫКА №16  ВЫБЕГАЮТ ГРИБЫ

I.​ – Мы семейка мухоморов –        

Сторожей лесного бора,

Шляпы красные у нас.

Тонкий слух и острый глаз!

II.​ – Мы лес дремучий охраняем,      

Нашей бабке помогаем.

Если в лес зайдет чужой

Мы проводим к ней домой.

III.​ – А бабка нас похвалит                  

И не съест и не зажарит

Потому, что братцы мы –

Ядовитые грибы!

(садятся по-турецки, из-за занавеса ПО МУЗЫКУ№17  появляется Баба-Яга, обращается к грибам)

Баба-Яга: - Я вам дам сейчас приказ:

Не спускать с дороги глаз!

Если в лес придет чужой,

Приводить ко мне домой!

Вон избушка видна!

Все понятно?

Мухоморы: - Да! Да! Да!

Мухомор: - А теперь пойдем, друзья!              

Оставаться здесь нельзя!

Надо за кустом сидеть

И во все глаза глядеть! (ЗВУЧИТ МУЗЫКА №16 УХОДЯТ)

Баба-Яга (№18считает яблоки на дереве): Одно, второе, третье… Все на месте. Яблочки волшебные. Память отшибают. Попробует Ванюша – и забудет свою Аленку, женится на моей дочке. (Принюхивается) Фу-фу-фу! Русским духом пахнет. Кто тут?

   ЗВУЧИТ МУЗЫКА № 19 ВХОДИТ ИВАН

Иванушка: Здравствуйте, бабушка.

Баба-Яга: Ась?

Иванушка (громче): Здравствуйте, бабушка.

Баба-Яга: Говори громче, я плохо слышу.

Иванушка (кричит): Здравствуйте, бабушка.

Баба-Яга: Чего кричишь, я не глухая. Ты кто?

Иванушка: Иванушка. Я пришел за своей Аленушкой, знаю что ты ее стащила, отпусти!

Баба-Яга (о чем-то смекнув): Чего же не отпустить? Отпущу. Только дай слово, что женишься на сей честной девице.

Иванушка: Даю честное слово

Баба яга пританцовывает№ 20 и периодически спрашивает : Точно женишься?

Баба-Яга (зовет): Красавица! Подьсюды. Царевич на тебе жениться будет.

№20 Появляется крепко сбитая фигура, скромно прикрывается платком.

Иванушка (бросается к ней): Аленушка! Счастье мое!

Фигура откидывает платок. Перед ним усатая Яга-дочка.

Иванушка: Ой! Да это же мужчина!

Баба-Яга: Какой мужик? Девица. Дочь моя.

Иванушка (хохочет): Ой, не могу-у! Ой, помру от смеха!

Яга-дочка: Мама , чего это он надомной смеется?

Иванушка: Ой, помру от смеха! Ой не выживу я!

Яга-дочка: Вот дурачек, чего ты смеешься то?

Иванушка: Да усы-то! Усы-то… Ой, господи, ну бывает же такое в природе. Как же ты замуж собралась?

Яга-дочка: Как все… (Встревожилась) А что?

Иванушка: А  усы?

Яга-дочка: А что усы, они мне не мешают. Наоборот, лучше чую.

Иванушка: Как же я на тебе жениться-то буду. Буду на свадьбе тебя целовать, а сам подумаю: «Не девушка, а генерал-майор какой-то».  Не буду я на тебе жениться на усатой!

Баба-Яга (строго): Ваня, ты слово царское дал жениться на ней. Сейчас и свадебку сыграем!

Яга –дочка: За тебя Ваня замуж пойду!

Будем кушать блины с пирогами.

Будем счастливо жить,

Ни о чем не тужить,

Щекотать буду Ваню усами!

Баба-Яга: Славный Ваня  будешь зять!

Для тебя  я буду как родная мать!

Заболеешь – полечу и на ступе прокачу!

Иванушка: Не буду жениться! Где моя Аленушка?

Яга-дочка: Мама, не отпускай Ивана. Люб он мне…ЗВУЧИТ ЗЛОВЕЩАЯ МУЗЫКА №21

Баба-Яга: (обращается к дочере) Молчи!..(ласково обр к Ване) Ступай, Ванюша дорогой, иди. Только к тебе просьба: достань старушке яблочко воон - то… А то высоко висит я никак не достану.

(Иванушка подпрыгивает. Достает яблоко, пытается отдать Бабы Яге, но Дочка выхватывает яблоко))

Яга-дочка: Я тоже хочу! (кусает яблоко звучит музыкальный фрагмент. Яга-дочка никого не узнает).

Яга-дочка(обращается к матери): Ты кто, ведьма?

Баба-Яга: Сама ведьма! Я мама твоя, доча.

Яга-дочка: Нет у меня мамани. Сирота я…А это кто? (обращает внимание на Ваню)

БАБА ЯГА: А это жених твой, Иван!

Яга-дочка : Не хочу за него замуж, не хочу!  (Топает ногой и убегает)

Баба-Яга: Доча! Подожди! Куда же ты?

Иванушка: Стой, Баба-Яга! Куда подевала Аленушку?

Баба-Яга: Надоел ты мне, одни неприятности от тебя. Превратила я ее в лягушку. Скачет где –то по болотам.

Иванушка: А как ее расколдовать?

Баба-Яга: Поцелуем! (убегает)№21

                        ЗВУЧИТ МУЗЫКА ГРУСТНЫЙ ИВАН УХОДИТ ЗА ДВЕРЬ

             РАЗДАЕТСЯ КВАКАНИЕ ЛЯГУШЕК №22 и №23, ВЫБИГАЮТДЕВОЧКИ - ЛЯГУШКИ ИСПОЛНЯЮТ ТАНЕЦ

                  После танца лягушки присаживаются, входит ИВАН № 24

Иванушка(Кричит):  Аленушка!(Отовсюду слышен хор лягушек и повсюду они – под ногами, под кустами) Лягушек вон сколько… Кто же из них Аленушка? Как узнать? Целовать всех?! (лягушки утвердительно квакают) А, наверно, вон та… Жалобно квакает, ласково… Лягушечка-квакушечка, иди сюда… (лягушка подпрыгивает поближе , Иван морщится, но целует поцелуй № 25Нет не она! Может быть вон та, глаза у нее уж больно грустные№25 (целует еще одну). И ты не Аленка? (Лягушка отрицательно мотает головой: «ква-а»). Всех лягушек перецеловать – так и Водяным можно стать. (Замечает лягушку в платочке на голове.  Ладно, последнюю целую – и баста! №25

Целует. Музыкальный фрагмент№ 26. Лягушка превращается в Аленушку.

Иванушка: Аленушка, счастье мое! Нашел тебя я (обнимаются)

ЗВУЧИТ МУЗЫКА №26 НА СЕРЕДИНУ ВЫХОДИТ ИВАН И АЛЕНКА, ВЫХОДИТ ЦАРЬ ГОРОХ И ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ

МАМАНЯ:: Привел Иванушка Аленушку домой, и – веселым пирком да за свадебку.

ВЫХОДЯТ ВСЕ УЧАСТНИКИ СПЕКТАКЛЯ И ИСПОЛНЯЮТ «СВАДЕБНУЮ ХОРОВОДНУЮ»№ 27

  1. Как у нашего Ивана

Да сапожки из сафьяна!

Ваня-Ваня, молодец,

 Раскрасавец, удалец!

  1. А как наша- та девица

Черноока, белолица!

Наша девица – краса,

 Словно смоль, черна коса!

  1. Свадьбу     мы сыграем дружно

Ведь поздравить нам их нужно

Наших милых, дорогих

Ребятишек молодых

НЯНЬКА: Вот и сказке конец. А кто слушал…

Вместе: Мо-ло-дец! (ЗВУЧИТ МУЗЫКА№27  ВСЕ КЛАНЯЮТСЯ И ПОД МУЗЫКУ УХОДЯТ)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационно-исследовательский проект в группе детей младшего возраста "Птицы"

Исследовательская деятельность в младшем дошкольном возрасте....

Информационно-исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста "Наш Бажов"

Трудно найти человека, который не знал бы и не любил сказы П.П.Бажова. Сказы Павла Петровича являются сокровищем русской литературы.Но, к сожалению, очень редко мы можем услышать их по радио, увидеть ...

Информационно-исследовательский проект по пожарной безопасности для детей старшей группы «Пожару – НЕТ!»

Проект посвящен актуальной проблеме: формированию у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности. Желание пос...

"Мой ласковый и нежный зверь" информационно-исследовательский проект для детей дошкольного возраста

Цель проекта :Знакомство детей с ролью кошки   в жизни человека.Домашнее животное в семье - это мощный воспитательный фактор. Ребёнок учиться заботиться, ухаживать за...

Информационно-исследовательский проект "Дети на дороге"

Проект по изучению и закреплению правил поведения на дороге...

Информационно-исследовательский проект для детей старшего дошкольного возраста "Осенняя ярмарка"

Дошкольное детство – это начальный этап формирования человеческой личности. Воспитание любви к природе должно идти через практическое применение знаний о ней. На протяжении дошкольного детства  р...

Информационно-исследовательский проект «Информационно-коммуникационные технологии – средство для всестороннего развития старших дошкольников».

Проблема информатизации на сегодняшний день – это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике. Сегодня применение информационно- коммуникативных технологий можно счи...