«Пересказ М.Пришвина «Золотой луг»
план-конспект занятия (подготовительная группа)

конспект по развитию речи в подготовительной группе.Пересказ М.Пришвина "Золотой луг"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_17.docx21.01 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации муниципального района Туймазинский район

Республики Башкортостан

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №25 г. Туймазы муниципального района Туймазинский

район Республики Башкортостан

Конспект

Организованной образовательной деятельности

Образовательная область «Развитие речи»

Раздел : Развитие речи

Тема: «Пересказ М.Пришвина «Золотой луг»

Возрастная группа: подготовительная

Выполнил: воспитатель

Валиева Регина Газимовна

Стаж в данной должности 18лет

Имеющаяся категория :первая

                                              г.Туймазы 2022

Цель: Развитие связной речи (диалогической и монологической форм) и свободного общения с взрослыми и детьми.

Задачи

Образовательные.

Формировать диалогическую и монологическую речь

 Формировать умение подбирать определения и сравнения; давать задания на согласование существительных и прилагательных в роде и числе;

Формировать умение  пересказывать рассказ

Познакомить с новыми словами

Развивающие.

 Развивать коммуникативные навыки взаимодействия со взрослыми и детьми (умение слушать и слышать окружающих);  

Развивать умение эмоционально откликаться на красоту природы и содержание литературного произведения;

Воспитательные.

 Воспитывать у детей чувство красоты окружающего мира

Методические приемы. Наглядный  – рассматривание картины

Словесный - беседа, загадывание загадок, рассказ по картине словарная работа

Словарная работа. Промысел, идти в пяту, фукать, забава

Средства реализации. Портрет писателя М.Пришвина. Книга М. Пришвина с рассказом «Золотой луг», проектор

Ход ООД:

Организационный момент:

Воспитатель. Дети, я сегодня принесла вам волшебную коробочку, а чтобы узнать, что в ней нужно отгадать загадку.

Горел в траве росистой

 Цветочек золотистый.

 Потом померк, потух.

И превратился в пух.

Дети. Одуванчик

Воспитатель.                                                                                                                     Одуванчик одним из первых появляется весной, словно желтое солнышко в молодой зеленой траве.
Утром на солнечной полянке без часов можно узнать время. В 5-6 часов встает солнышко, и одуванчики раскрываются. К вечеру желтые огоньки гаснут и закрываются. Одуванчик так любит солнышко, что не отводит от него взгляда – поворачивает вслед за ним свою головку-цветок.
Но не всегда одуванчики желтые, похожие на солнышко. Проходит время, и желтые лепестки сменяют белые пушинки.
Белые пушинки - это семена. Дует ветер, разлетаются семена далеко-далеко в разные стороны. Падают на землю и прорастают. Появляются новые цветы.
Одуванчик – лекарственное растение. Лекарственное растение - это такое растение, которое используют в медицине для лечения. Для лечения кашля и улучшения аппетита используют листья и корни одуванчика. А из цветков одуванчика люди варят очень вкусное варенье. И не только люди пользуются одуванчиками. Кто любит прилетать к одуванчикам?
Дети: К одуванчикам любят прилетать пчелы, шмели и бабочки. Они едят одуванчиковый сладкий нектар. А пчелы потом из него делают одуванчиковый мед – густой и ароматный.

Воспитатель. В какое время года цветет одуванчик?

- В каком месяце цветет одуванчик?

-Какого он цвета?

Кто прилетает на одуванчики?

Чем полезен одуванчик?

Воспитатель. Сейчас давайте поиграем в игру «Подбери слово»

-Придумайте определение к слову «одуванчик». Какой он?

Дети. Одуванчик может быть жёлтым, белым, пушистым, лёгким.

Воспитатель. С чем вы можете сравнить одуванчик?

Дети. Одуванчик похож на парашютик, на снежок, на пушинку, на солнышко

Воспитатель. Подберите определения к слову «цветы». 

Дети. Цветы могут быть душистыми, ароматными, нежными, хрупкими, маленькими, крупными.                                                                                                                                   Воспитатель. Цветы растут в поле, значит это

Дети. Полевые цветы.

Воспитатель. Цветы растут в комнате, значит это…

Дети. Комнатные

Воспитатель. Цветы растут в саду, значит это…

Дети. Садовые

Воспитатель. Цветы растут на лугу, значит это

Дети. Луговые                                                                                                                                      Воспитатель. А как можно сказать про луг на котором растут цветы? Какой он?                                                                                                                                                        Дети. Цветущий, весёлый, яркий, весенний, золотой. 

Воспитатель. Дети сегодня нам предстоит знакомство с удивительным человеком. Больше всего любил он детей и природу. Взгляните на его портрет (показ). Это портрет писателя Михаила Пришвина. Я прочту вам рассказ писателя Михаила Пришвина, который называется «Золотой луг».

В рассказе вам встретятся незнакомые слова. Давайте сразу выясним, что они означают, чтобы все было вам понятно:

Промысел – добывание чего-нибудь. Каким промыслом могли занимать ребята в лесу, что могли добывать там?

Идти в пяту – идти друг за другом.

Фукать – дуть.

Зрительная гимнастика «Бабочка»

Спал цветок

(Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.)

И вдруг проснулся,

(Поморгать глазами.)

Больше спать не захотел,

(Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки.)

Встрепенулся, потянулся,

(Руки согнуты в стороны (выдох).

Взвился вверх и полетел.

(Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)

Чтение рассказа Михаила Пришвина «Золотой луг»

«У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними постоянная забава. Бывало, идем куда-нибудь на свой промысел - он впереди, я в пяту. "Сережа!" - позову я его деловито. Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, фукнет. И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие. Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь золотой от множества цветущих одуванчиков. Это было очень красиво. Все говорили: “Очень красиво! Луг - золотой”. Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зеленый. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошел, отыскал, одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как все равно, если бы у вас пальцы со стороны ладони были желтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы желтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони, и от этого луг становился опять золотым. С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали».

Вопросы по содержанию рассказа:

  1. Какая забава с одуванчиками была у братьев?

 2. Где жили братья?

 3. Каким был луг рано утром? В полдень? Вечером?

4. С чем автор сравнивает лепестки одуванчика?

5. Почему одуванчик стал для ребят интересным цветком?

6. Как, по-вашему, почему Михаил Пришвин назвал свой рассказ «Золотой луг»? А как еще можно было бы назвать этот рассказ?

                     Пересказ текста.

Воспитатель. Дети давайте поиграем на внимание Игра на внимание-«утро, день, вечер»

 По команде «утро» дети приседают, как одуванчики сжимают свои лепестки; по команде «день» встают, распускаются как одуванчики, а по команде

«вечер» опять приседают.

Итог.

-Чем вы сегодня занимались?

-Вам понравился рассказ?

-С каким писателем познакомились? Какой его рассказ читали?

-Кто герой рассказа?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия по развитию речи по теме "Пересказ рассказа М.Пришвина "Золотой луг"

Занятие по развитию речи по теме: "Пересказ рассказа М.Пришвина "Золотой луг".Представленный учебный материал можно использовать для работы с детьми старшего дошкольного возраста, в группах детей с на...

Пересказ рассказа М.М.Пришвина «Золотой луг»

Конспект занятия по методике развития детской речи и ознакомлению с окружающим в подготовительной к школе группе....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе Тема: пересказ рассказа М. Пришвина «Золотой луг».

                Программное содержание: Познакомить детей с писателем М. Пришвиным и его рассказом «Золотой луг»....

Пересказ рассказа М.Пришвина «Золотой луг»

Цель: Развитие связной речи (диалогической и монологической форм) и свободного общения со взрослыми и детьми.Задачи:учить детей пересказывать литературный текст;познакомить с новыми понятиями;развиват...

Михаил Пришвин «Золотой луг» (пересказ)

Учить детей пересказывать литературный текст, развивать умение эмоционально откликаться на красоту природы и содержание литературного произведения....

Конспект НОД по ЧХЛ "Пересказ рассказа М.Пришвина «Золотой луг»"

Цель: Развитие связной речи (диалогической и монологической форм) и свободного общения со взрослыми и детьми.Задачи:учить детей пересказывать литературный текст;познакомить с новыми понятиями;развиват...