"Дети-волонтеры как средство развития духовно-нравственного воспитания старших дошкольников"
презентация к уроку (старшая, подготовительная группа)

Никоненко Татьяна Станиславовна

Данный материал был подготовлен к консульльтации для воспитателей детского сада. Волонтерство как социокультурная практика необходима для применения в педагогической деятельности. В основе волонтерской деятельности лежит принцип безвозмездности и солидарности, таким образом, его мотивы кроются не в материальном вознаграждении, а в удовлетворении социальных и духовных потребностей. Реализация технологии  «Дети-волонтеры» предполагает разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Дети-волонтеры как средство развития духовно-нравственного воспитания старших дошкольников» Подготовила ст.воспитатель Никоненко Т.С.

Слайд 2

«Чтобы поверить в добро, надо начать делать его» (Л.Н.Толстой)

Слайд 4

Технология «Дети-волонтеры»

Слайд 5

Волонтер – любой человек, который вносит свой вклад в развитие волонтерства , осуществляя волонтерскую деятельность. Волонтерская деятельность – широкий круг деятельности, включая традиционные формы взаимопомощи и самопомощи, официальное предоставление услуг и другие формы гражданского участия.

Слайд 6

Технология «Дети-волонтеры» Это развитие дошкольного волонтерского движения в ДОУ, главной целью которого является организация волонтерского движения через объединение активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей старшего дошкольного возраста и их участие в добровольческих мероприятиях.

Слайд 7

Цель технологии «Дети-волонтеры»: воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Слайд 8

Задачи педагогической технологии «Дети-волонтеры» развивать навыки общения в разновозрастном коллективе; развивать самостоятельность и ответственность; создать такую ситуацию, при которой формирование игровой деятельности и передача игрового опыта происходит в естественной среде, а не по показу и рассказу воспитателя.

Слайд 9

Этапы организации практики волонтерства Подготовительный - изучение теоретических аспектов детского волонтерства , проектирование организации культурной практики в ДОУ.; Организационный - мотивирование детей на волонтерскую деятельность и организацию команды; Практический - реализация конкретных дел волонтерской команды; Диагностический - определение эффективности применения технологии волонтерства на определённом временном отрезке.

Слайд 10

Волонтерская деятельность дошкольника: Оказание посильной помощи младшим дошкольникам; Совместная игровая деятельность; Активное участие в волонтерских акциях; Включение в образовательную деятельность.

Слайд 11

Эмблемы:

Слайд 12

Положительный эффект от волонтерской деятельности: Развитие коммуникативно-речевых умений и навыков; Предоставление отличной возможности почувствовать себя взрослыми и нужными; Понимание, что волонтер обязательно должен быть добрым, терпеливым и ответственным; Формирование потребности в проявлении инициативы по выбору мероприятий и их количеству; Формирование желания помогать другим людям безвозмездно.

Слайд 13

Упражнение для мотивирования на волонтерскую деятельность «Разноцветные человечки»



Предварительный просмотр:

МДОУ «Детский сад №105»

Семинар с элементами круглого стола «Дети-волонтеры как средство развития духовно-нравственного воспитания старших дошкольников».

Подготовила: старший воспитатель

Никоненко Татьяна Станиславовна

Ярославль, 2022 г.

Цель: повышение уровня компетентности педагогов в вопросе использования педагогической  технологии «Дети-волонтёры».

 Задачи:

  • расширить знания участников круглого стола о педагогической технологии «Дети-волонтёры» и возможности вариативности её применения в работе с детьми;
  • формировать мотивацию к использованию  педагогической технологии «Дети-волонтёры» в работе с детьми.

Слайд 2: Свое выступление я хочу начать с цитаты великого русского писателя Л.Н.Толстого «Чтобы поверить в добро, надо начать делать его». Действительно, если каждый человек станет чуть добрее, то мир сможет поменяться в лучшую сторону. Главное — поверить и начать делать добро.

Слайд 3: В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости. Поэтому ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности  гражданина России.

Многие родители боятся воспитывать детей добрыми и милосердными, особенно мальчиков. Им кажется, что, когда дети вырастут, им будет трудно, они не сумеют дать сдачи. Но опыт показывает, что добрым и милосердным легче жить, потому что их все любят.

Сейчас во многих семьях беспроблемная жизнь и большинство детей не знает правды, что в мире есть не только здоровые и красивые люди, но и одинокие, пожилые и беспомощные, дети у которых нет родителей, ветераны, и все они очень нуждаются в нашем с вами внимании и сострадании.

Правильно ли, что милосердные дети растут только у милосердных родителей? В основном, да. А как же помочь другим детям?

Наверное, самым главным в данном воспитательном процессе является вдохновение и пример педагогов и родителей нашего детского сада.

Слайд 4: В детских садах можно реализовать технологию  «Дети-волонтеры», которая предполагает разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим. Педагоги помогают старшим дошкольникам научить малышей играть в различные игры, одеваться, лепить, рисовать и т. д.

Слайд 5: Слово "Волонтер" иностранное, переводится как «доброволец» или «желающий». Это люди, которые добровольно готовы потратить свои силы и время на пользу обществу или конкретному человеку. Само же волонтёрство пришло в Россию в начале 1990-х годов

Волонтёрская деятельность – это широкий круг деятельности, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности. Работа волонтёра сплочает людей в стремлении делать добро, что способствует воспитанию духовно-нравственных качеств личности дошкольников. Мы уже принимали участие в волонтерских акциях «Помоги животным» и «Добрые крышечки».

Волонтёрство – это одна из новых, но уже показавшая свою жизнеспособность и эффективность активная форма общения в детской среде, при которой ребёнок становится инициативным и самостоятельным в выборе способов проявления своих интересов, что является одним из направлений ФГОС ДО.

Слайд 6: Технология «Дети-волонтеры» это развитие дошкольного волонтерского движения в ДОУ, главной целью которого является организация волонтерского движения через объединение активных, творческих педагогов, заинтересованных родителей и детей старшего дошкольного возраста и их участие в добровольческих мероприятиях.

Слайд 7: Целью технологии «Дети-волонтёры» является воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Слайд 8: Задачи педагогической технологии «Дети-волонтеры» следующие:

- развитие навыков общения в разновозрастном коллективе;

- развитие самостоятельности и ответственности;

- создание такой ситуации, при которой формирование игровой деятельности и передача игрового опыта происходит в естественной среде, а не по показу и рассказу воспитателя.​​​​​​​

Слайд 9: Организация практики волонтерства в детском саду осуществляется поэтапно.

Первый этап можно условно обозначить как подготовительный. Задача этого этапа - изучение теоретических аспектов детского волонтерства, проектирование организации культурной практики в ДОУ.

Второй этап – организационный, задачи которого заключаются в мотивировании детей на волонтерскую деятельность и организацию команды.

Важный момент в организации волонтерского движения –  это обучение волонтеров, ведь ребенок не может сразу взять и пойти учить других, не имея в запасе знаний и коммуникативных навыков. Можно  разработать план с детьми-волонтерами по проведению волонтерских акций, а также правила команды.

Следующий этап – практический. На этом этапе реализуются конкретные дела волонтерской команды. Активно внедряется в практику работы ДОУ проведение акций. Тематика их самая разнообразная, но необходимо соблюдать правило - она должна быть актуальна в данный момент для самих детей, их родителей, социума.

Слайд 10: Например, можно организовать работу по оказанию посильной помощи детям младших групп. Утром – проведение и разучивание пальчиковых игр, днем – оказание помощи при одевании детей на прогулку, совместные игры на прогулке. Во второй половине дня – оказание помощи в одевании, умываний, закаливающих процедурах, совместная продуктивная деятельность, совместные сюжетно-ролевые игры и прочее.

Также можно, например, предложить детям-волонтерам изготовить подарки для малышей, которые первый раз пришли в детский сад и поздравить их, рассказать как здорово в нашем детском саду.

Необходимо составить ежедневный и еженедельный план посещения старшими детьми младших. Выделить группу детей, желающих играть с малышами.

Обязательным условием данного этапа является обсуждение волонтерской деятельности после ее осуществления. Каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных целей, свою активность, эффективность работы, увлекательность и полезность.

Слайд 11: Создание волонтёрского отряда можно начать с создания  эмблемы, например: много детских ладошек сложены в виде сердца, а так же галстука, всё это мотивировало к призыву «Хочу помочь!», символизирует суть волонтёрского движения.

 Совместно с воспитателем дети волонтеры разрабатывают правила команды:

-Приходя в группу поздоровайся со взрослыми и малышами.

-Доведи дело до конца.

-Обращайся к малышам спокойно, вежливо.

-Если не хочешь участвовать в волонтерской деятельности, можешь остаться в группе.

Четвертый этап – диагностический. Диагностика помогает исследовать и определить эффективность применения технологии волонтерства на определённом временном отрезке.

Волонтерское движение в детском саду при активном участии педагогов, родителей – это уникальная возможность влиять на формирование и развитие личности ребенка, на развитие его нравственных качеств.

Внедрение технологии «Дети-волонтеры» в воспитательно-образовательный процесс ДОУ помогает детям освоить основную компетенцию, без которой человек не может жить – социально-коммуникативную.

Слайд 12: Дошкольники учатся вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию, они готовы решать социальные задачи, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и конфликтных. У детей развиваются коммуникативно-речевые умения и навыки.

Волонтеры осознают свою важную миссию – считают себя старшими помощниками, готовыми прийти на помощь младшим во всех режимных моментах в течение дня. Тем самым они получают отличную возможность почувствовать себя взрослыми и нужными.

Дошкольники приходят к пониманию, что волонтер обязательно должен быть добрым, терпеливым и ответственным.

У детей формируется потребность в проявлении инициативы по выбору мероприятий и их количеству.

Участие дошкольников в волонтерском движении оставляет отпечаток в сознании у детей, как желание помогать другим людям безвозмездно.

Волонтерство - это прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение адаптироваться в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им.

Главный ресурс технологии «Дети-волонтеры» - это создание оптимальной социальной ситуации развития дошкольника, при которой происходит передача опыта (игрового, познавательного, социального) от старших к младшим и развитие инициативы и самостоятельности детей в естественной среде.

Волонтерское движение - гарантия того, что наши дети вырастут открытыми, честными, в любую минуту готовыми на бескорыстную помощь ближнему.

Слайд 13: В заключении хочу предложить вашему вниманию упражнение, которое помогает формировать такие качества как доброта, сострадание, сочувствие, чувствительность. Его можно использовать на  этапе мотивирования детей на волонтерскую деятельность.

Я предлагаю вам вырезать из цветной бумаги силуэт человека.

Ваша задача увидеть его характер, рассказать о нем, представить добрые или злые поступки, основываясь на цвете листа бумаги, который вы выберете.

Присаживайтесь за столы. Приступайте к работе.

Итак, наши человечки готовы.  

Первой о своем человеке расскажу я:

мой человечек появился на свет из листа бумаги ярко-желтого цвета, он такой же жизнерадостный и яркий, самое главное его качество – это оптимизм и жизнелюбие, умение дарить тепло и добро другим.

А теперь давайте познакомимся с вашими героями...

Последним дается описание человечка черного цвета:

а этот человечек появился на свет из листа бумаги черного цвета, он зол, проявляет агрессию к другим, ему трудно среди других, у него нет друзей, ему одиноко.

- Как вы думаете, мы должны помочь этому человечку?

Да, вы все правы, мы должны окружить его вниманием, заботой, добротой. Только вместе мы можем посеять росточки добра в его сердце.

Пожалуйста, возьмите своих человечков и с помощью клея, приклейте их к плакату, так, чтобы они крепко держали друг друга за руки, оберегая друг друга и окружая своей добротой черного человека.

Пробуйте. И у вас все получится!

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Волонтерство как социокультурная практика необходима для применения в педагогической деятельности. В основе волонтерской деятельности лежит принцип безвозмездности и солидарности, таким образом, его мотивы кроются не в материальном вознаграждении, а в удовлетворении социальных и духовных потребностей. Реализация технологии  «Дети-волонтеры» предполагает разновозрастное общение между детьми, помощь старших дошкольников младшим. Педагоги помогают старшим дошкольникам научить малышей играть в различные игры, одеваться, лепить, рисовать и т. д.

Участие дошкольников в волонтерском движении оставляет отпечаток в сознании у детей, как желание помогать другим людям безвозмездно.

Волонтерство - это прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение адаптироваться в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им.

Главный ресурс технологии «Дети-волонтеры» - это создание оптимальной социальной ситуации развития дошкольника, при которой происходит передача опыта (игрового, познавательного, социального) от старших к младшим и развитие инициативы и самостоятельности детей в естественной среде.

А теперь я предлагаю вам упражнение, которое называется "Пять добрых слов":

Каждый педагог берет шаблон «ладошки »и на ладошке пишет свое имя. Потом этот листок передается соседу справа, а сам учащийся получает "ладошку" от соседа. В одном из "пальчиков" полученной "ладошки" ученик пишет какое-нибудь привлекательное, на его взгляд, качество ее обладателя. Другой учащийся делает запись на другом пальчике и т.д., пока "ладошка" не вернется к владельцу. Когда все надписи будут сделаны, зачитываются "комплименты".

Если плохое настроение настигнет вас, достаньте "ладошку" и прочитайте, что думают о вас ваши коллегии. Быть может не все так плохо, как вам кажется.

 «Разноцветные человечки»

Упражнение, которое помогает формировать такие качества как доброта, сострадание, сочувствие, чувствительность. Его можно использовать на  этапе мотивирования детей на волонтерскую деятельность.

Я предлагаю вам вырезать из цветной бумаги силуэт человека.

Ваша задача увидеть его характер, рассказать о нем, представить добрые поступки, основываясь на цвете листа бумаги, который вы выберете.

Итак, наши человечки готовы.  

Первой о своем человеке расскажу я:

мой человечек появился на свет из листа бумаги ярко-желтого цвета, он такой же жизнерадостный и яркий, самое главное его качество – это оптимизм и жизнелюбие, умение дарить тепло и добро другим.

А теперь давайте познакомимся с вашими героями...

Последним дается описание человечка черного цвета:

а этот человечек появился на свет из листа бумаги черного цвета, он зол, проявляет агрессию к другим, ему трудно среди других, у него нет друзей, ему одиноко.

Да, вы все правы, мы должны окружить его вниманием, заботой, добротой. Только вместе мы можем посеять росточки добра в его сердце.

«Сделай день добрее»

На столе лежат белые кружочки. Сейчас каждый возьмет себе один из них и напишет какое-либо доброе пожелание. Далее мы сложим ваши кружочки в мешочек и каждый участник возьмет себе по одному пожеланию.

Игры для детей:

«Копилка добрых дел»

Вырежьте из цветной бумаги кружочки или сердечки. В конце каждого дня предложите ребенку положить в «копилку» столько кружочков, сколько добрых дел он сегодня совершил. Если малыш затрудняется, помогите ему найти это доброе дело даже в малейших положительных поступках. Такая игра будет стимулом у крохи совершать что-то хорошее.

«Комплименты»

Предложите детям сесть в круг лицом и взяться за руки. Каждый ребенок должен сказать что-то доброе и приятное своему соседу, сидящему рядом. Тот, кому предназначена похвала, говорит: «Спасибо, мне очень приятно». И дальше он говорит комплимент следующему ребенку. Когда малыш затрудняется что-то сказать, взрослый должен ему помочь найти нужные слова.

«Паутинка» (дети передают клубок со словами благодарности или пожелания чего-то доброго и обматывают нить клубка вокруг пальца, образуя паутинку)

«Ласковые имена»

«Волшебные очки» (ребенок одевает волшебные очки, которые отображают у другого ребенка только хорошие качества и называет их как можно больше)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка по теме "Развитие духовно - нравственных качеств личности старшего дошкольника в процессе взаимодействия его с окружающим миром"

Представлен примерный план семейного календаря, который поможет родителям планировать общение с ребёнком по привитию знаний по теме "Народные праздники и обычаи"...

Русская народная культура как средство развития духовной нравственности и патриотизма у дошкольников

Русская народная культура как средство развития  духовной нравственности и патриотизма у дошкольников...

Проект по духовно-нравственному,патриотическому воспитанию старших дошкольников "Мы - будущие защитники Родины"

формировать у детей знания о российской армии и представления о родах войск, военной технике;- воспитывать чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных российских вои...

Проект по духовно-нравственному,патриотическому воспитанию старших дошкольников "Мы - будущие защитники Родины"

формировать у детей знания о российской армии и представления о родах войск, военной технике;- воспитывать чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных российских вои...

Консультация для воспитателей «Дети – волонтеры как средство развития духовно-нравственного воспитания дошкольников»

Многие родители боятся воспитывать детей добрыми и милосердными, особенно мальчиков. Им кажется, что, когда дети вырастут, им будет трудно, они не сумеют дать сдачи. Но опыт показывает, что добрым и м...

Русская народная культура как средство развития духовной нравственности и патриотизма у дошкольников

Русская народная культура как средство развития  духовной нравственности и патриотизма у дошкольников...