Круглый стол «Дети-волонтеры» как средство развития духовно-нравственного воспитания старших дошкольников»
консультация

Борщева Евгения Алексеевна

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deti-volontery.docx22.34 КБ

Предварительный просмотр:

Круглый стол

«Дети-волонтеры» как средство развития духовно-нравственного воспитания старших дошкольников»

Подготовила: старший воспитатель Борщева Е.А.

Цель: повышение уровня компетентности педагогов в вопросе использования педагогической  технологии «Дети-волонтёры».

 Задачи:

  • расширить знания участников круглого стола о педагогической технологии «Дети-волонтёры» и возможности вариативности её применения в работе с детьми;
  • формировать мотивацию к использованию  педагогической технологии «Дети-волонтёры» в работе с детьми.

В настоящее время современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости. Поэтому ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности  гражданина России.

Волонтёрская деятельность – это широкий круг деятельности, которая осуществляется добровольно на благо широкой общественности. Работа волонтёра сплачивает людей в стремлении делать добро, что способствует воспитанию духовно-нравственных качеств личности дошкольников.

Волонтёрство – это одна из новых, но уже показавшая свою жизнеспособность и эффективность активная форма общения в детской среде, при которой ребёнок становится инициативным и самостоятельным в выборе способов проявления своих интересов, что является одним из направлений ФГОС ДО.

Актуальность волонтерского движения в дошкольном учреждении, объединяющего родителей, педагогов и детей, деятельность которых продиктована доброй волей состоит в том, что оно приведет:

- к более эффективному формированию у дошкольников милосердия, ответственности, самостоятельности и инициативы;

- к оптимизации детско-родительских отношений и умению работать в команде;

- к повышению рейтинга образовательного учреждения.

Целью технологии «Дети-волонтёры» является воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Задачи педагогической технологии «Дети-волонтеры» следующие:

- развитие навыков общения в разновозрастном коллективе;

- развитие самостоятельности и ответственности;

- создание такой ситуации, при которой формирование игровой деятельности и передача игрового опыта происходит в естественной среде, а не по показу и рассказу воспитателя.

Организация практики волонтерства в детском саду осуществляется поэтапно.

Первый этап можно условно обозначить как подготовительный. Задача этого этапа - изучение теоретических аспектов детского волонтерства, проектирование организации культурной практики в ДОУ.

Второй этап – организационный, задачи которого заключаются в мотивировании детей на волонтерскую деятельность и организацию команды.

Важный момент в организации волонтерского движения –  это обучение волонтеров, ведь ребенок не может сразу взять и пойти учить других, не имея в запасе знаний и коммуникативных навыков. Можно  разработать план с детьми-волонтерами по проведению волонтерских акций, а также правила команды.

Следующий этап – практический. На этом этапе реализуются конкретные дела волонтерской команды. Активно внедряется в практику работы ДОУ проведение акций. Тематика их самая разнообразная, но необходимо соблюдать правило - она должна быть актуальна в данный момент для самих детей, их родителей, социума.

Например, можно организовать работу по оказанию посильной помощи детям младших групп. Утром – проведение и разучивание пальчиковых игр, днем – оказание помощи при одевании детей на прогулку, совместные игры на прогулке. Во второй половине дня – оказание помощи в одевании, умываний, закаливающих процедурах, совместная продуктивная деятельность, совместные сюжетно-ролевые игры и прочее.

Также можно, например, предложить детям-волонтерам изготовить подарки для малышей, которые первый раз пришли в детский сад и поздравить их, рассказать как здорово в нашем детском саду.

Обязательным условием данного этапа является обсуждение волонтерской деятельности после ее осуществления. Каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных целей, свою активность, эффективность работы, увлекательность и полезность.

Четвертый этап – диагностический. Диагностика помогает исследовать и определить эффективность применения технологии волонтерства на определённом временном отрезке.

Волонтерское движение в детском саду при активном участии педагогов, родителей – это уникальная возможность влиять на формирование и развитие личности ребенка, на развитие его нравственных качеств.

Внедрение технологии «Дети-волонтеры» в воспитательно-образовательный процесс ДОУ помогает детям освоить основную компетенцию, без которой человек не может жить – социально-коммуникативную.

Дошкольники учатся вступать в контакт, высказывать свою точку зрения, слушать, понимать и принимать точку зрения собеседника, вести дискуссию, они готовы решать социальные задачи, адекватно вести себя в различных жизненных ситуациях, в том числе и конфликтных. У детей развиваются коммуникативно-речевые умения и навыки.

Волонтеры осознают свою важную миссию – считают себя старшими помощниками, готовыми прийти на помощь младшим во всех режимных моментах в течение дня. Тем самым они получают отличную возможность почувствовать себя взрослыми и нужными.

Дошкольники приходят к пониманию, что волонтер обязательно должен быть добрым, терпеливым и ответственным.

У детей формируется потребность в проявлении инициативы по выбору мероприятий и их количеству.

Участие дошкольников в волонтерском движении оставляет отпечаток в сознании у детей, как желание помогать другим людям безвозмездно.

Волонтерство - это прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение адаптироваться в социуме, жить среди людей и по возможности помогать им.

Главный ресурс технологии «Дети-волонтеры» - это создание оптимальной социальной ситуации развития дошкольника, при которой происходит передача опыта (игрового, познавательного, социального) от старших к младшим и развитие инициативы и самостоятельности детей в естественной среде.

Волонтерское движение - гарантия того, что наши дети вырастут открытыми, честными, в любую минуту готовыми на бескорыстную помощь ближнему.

В заключении хочу предложить вашему вниманию упражнение, которое помогает формировать такие качества как доброта, сострадание, сочувствие, чувствительность. Его можно использовать на  этапе мотивирования детей на волонтерскую деятельность.

Я предлагаю вам вырезать из цветной бумаги силуэт человека.

Ваша задача увидеть его характер, рассказать о нем, представить добрые или злые поступки, основываясь на цвете листа бумаги, который вы выберете.

Присаживайтесь за столы. Приступайте к работе.

……………………………………………………………

Итак, наши человечки готовы.  

Первой о своем человеке расскажу я:

мой человечек появился на свет из листа бумаги ярко-желтого цвета, он такой же жизнерадостный и яркий, самое главное его качество – это оптимизм и жизнелюбие, умение дарить тепло и добро другим.

А теперь давайте познакомимся с вашими героями...

……………………………………………………………

Последним дается описание человечка черного цвета:

а этот человечек появился на свет из листа бумаги черного цвета, он зол, проявляет агрессию к другим, ему трудно среди других, у него нет друзей, ему одиноко.

- Как вы думаете, мы должны помочь этому человечку?

- Что мы можем для него сделать?

Да, вы все правы, мы должны окружить его вниманием, заботой, добротой. Только вместе мы можем посеять росточки добра в его сердце.

Пожалуйста, возьмите своих человечков и с помощью клея, приклейте их к плакату, так, чтобы они крепко держали друг друга за руки, оберегая друг друга и окружая своей добротой черного человека.

………………………………………………………………..

Великий русский писатель Л.Н. Толстой сказал: «Чтобы поверить в добро, надо его делать». И давайте с этого момента делать только добро друг другу, и пусть это у вас войдет в привычку.

Пробуйте. И у вас все получится!

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка по теме "Развитие духовно - нравственных качеств личности старшего дошкольника в процессе взаимодействия его с окружающим миром"

Представлен примерный план семейного календаря, который поможет родителям планировать общение с ребёнком по привитию знаний по теме "Народные праздники и обычаи"...

Русская народная культура как средство развития духовной нравственности и патриотизма у дошкольников

Русская народная культура как средство развития  духовной нравственности и патриотизма у дошкольников...

Проект по духовно-нравственному,патриотическому воспитанию старших дошкольников "Мы - будущие защитники Родины"

формировать у детей знания о российской армии и представления о родах войск, военной технике;- воспитывать чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных российских вои...

Проект по духовно-нравственному,патриотическому воспитанию старших дошкольников "Мы - будущие защитники Родины"

формировать у детей знания о российской армии и представления о родах войск, военной технике;- воспитывать чувство гордости за свою армию и вызвать желание быть похожими на сильных российских вои...

Русская народная культура как средство развития духовной нравственности и патриотизма у дошкольников

Русская народная культура как средство развития  духовной нравственности и патриотизма у дошкольников...

"Дети-волонтеры как средство развития духовно-нравственного воспитания старших дошкольников"

Данный материал был подготовлен к консульльтации для воспитателей детского сада. Волонтерство как социокультурная практика необходима для применения в педагогической деятельности. В основе волонт...

круглый стол «Дидактические игры как средство развития индивидуальности и инициативности у дошкольников»

Выступление на круглом столе на тему: «Дидактические игры как средство развития индивидуальности и инициативности у дошкольников»...