Беседа: «Каждый ребенок особенный, все дети - равные»
учебно-методический материал (старшая группа)

Иванова Ольга Владимировна

Беседа о толерантном отношениии к детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_ovz.docx19.51 КБ
PDF icon tolerantnoe_otnoshenie.pdf2.06 МБ

Предварительный просмотр:

Беседа: «Каждый ребенок особенный, все дети - равные».

Составила учитель-логопед: Иванова О. В.

Возрастная группа: дети старшего и подготовительного дошкольного возраста.

Цели: развивать у детей терпимость к различиям между людьми, формировать толерантное, уважительное отношение друг к другу, развивать способность правильно взаимодействовать с людьми с ОВЗ.

Задачи :
1. Дать детям представление о людях с ОВЗ.
2. Расширить и закрепить представление детей о доброте и толерантном отношении к людям с ОВЗ.
3. Расширить представления детей о приспособлениях, которыми пользуются люди с ОВЗ.
4. Формировать представление о роли зрения, слуха, а также возможности ходить в жизни человека.
5. Расширить и закрепить знания о правилах общения с людьми с ОВЗ.
6. Воспитывать умение грамотно оказывать требуемую помощь.

Подготовительные материалы: меховые уши, 15 игрушек на полу, стул, мешок с игрушками, повязки на глаза.

Ход НОД

Педагог вместе с детьми:
Мы ногами топ- топ- топ
Мы руками хлоп- хлоп- хлоп
Мы глазами миг- миг- миг
Плечиками чик- чик- чик
Раз сюда- два туда, повернись вокруг себя
Раз присели, два привстали,
Руки кверху все подняли.
Раз- два, раз- два, заниматься нам пора.
Педагог: В нашем мире много 
разных людей. Он населён совершенно разными людьми. Нас окружают очень красивые люди, а некоторые наоборот- нам неприятны. Есть такие люди взрослые и дети, у которых плохое зрение, уши не слышат, ноги или руки болят. У таких людей слабое здоровье. У нас с вами много возможностей: мы видим, слышим, ходим, играем, и что- то умеем делать руками, например рисовать или собирать пазлы. А у этих людей таких возможностей нет. Они у них ограниченные. Это люди с ограниченными возможностями здоровья.
Но каждый человек мечтает иметь друзей и быть хоть кем-то любим.

Слайд 3. Иногда просто от усталости или для удовольствия мы зажмуриваем глаза или закрываем их ладошками. Ребята, закройте, пожалуйста, глаза. Что вы видите? Есть на свете люди, которые всегда видят только темноту. (Включить звук) Зато у этих людей очень хороший слух.

Слайд 4. Посмотрите на этих детей. Они так же как и вы любят гулять. Единственная проблема, что они вынуждены ограничивать свои движения.

Ребята, а как мы узнаем человека, который плохо видит? (трость, очки, собака- поводырь). Действительно. Человек, который плохо видит, носит очки, а который совсем не видит ходит с белой палочкой- тростью и нащупывает с помощью неё себе дорогу и предметы. Слепым людям помогают собаки –поводыри, которых специально обучают, как, например, перейти дорогу, или предупредить человека о едущей машине.

У ребят, которые плохо или совсем не видят и книги другие. Посмотрите, сможете ли вы прочитать такую книгу? Вам такая книга покажется не интересной, а ребята могут над ней и посмеяться и погрустить, так же как вы с обычными книгами. Что помогает нам читать книги? А чем читают книги те, кто очень плохо видит?

Они читают пальцами рук. Картинки в этих книгах рельефны и тактильны, мы можем их почувствовать. А непонятные для нас точки в этих книгах- это буквы, которые ребята изучают также, как и вы изучаете обычный алфавит.

Ребята, а сейчас мы попробуем понять, что чувствует человек, который плохо видит. Вам с завязанными глазами надо определить, что это за игрушка. (Педагог приглашает несколько детей, завязывает им глаза. Проводит упражнение, используя мешок с игрушками. По окончании упражнения последний ребенок не снимает платок с глаз!)

Ребята, Маша хочет сходить погулять. Как мы её пригласим на прогулку? (дети размышляют).

Это делается так. Мы подходим к Маше, представляемся, называя своё имя, например, это Ольга Владимировна, и далее говорим место, куда мы хотим её пригласить. Пусть будет парк. Маша здравствуй, это ОВ, хочешь сходить с нами в парк? (Маша отвечает, что хочет)

Слайд 5. И отсюда у нас будет 1 правило: Представиться, описать спутников и место, куда собираетесь.

Слайд 6. Мы видим неожиданную картинку. Нам хочется, поделиться этим необычным событием с каждым… Некоторые дети, люди, не могут рассказать об этом, так как не умеют говорить, хотя и не маленькие уже. Они не могут этому научиться, так как не слышат как это говорить. Закройте плотно уши, что вы слышите? В такой тишине живет живут 1000 людей. Но разве это причина, чтобы не общаться с этими людьми?

Ребята, а давайте мы сейчас попробуем изобразить человека, который плохо слышит. Для этого у меня есть вот такие «ушки»! ( Один ребенок выходит, одевает наушники, отворачивается к окну).
Давайте представим ситуацию, когда мы хотим позвать Алису гулять. Как мы это сделаем? (Ребята предлагают свои варианты).
Конечно, мы можем похлопать Алису по плечу или помахать ей рукой. Отлично, вы быстро догадались! И отсюда у нас будет 2 правило: Если человек плохо слышит, надо помахать ему рукой или постучать по плечу.

Слайд 7. 2 правило.

Слайд 8. Ребята, а подскажите мне, пожалуйста, что - то я забыла, какими приспособлениями пользуются люди, которым тяжело ходить? (Костыли, ходунки, кресла).
Конечно, с их помощью люди могут передвигаться и доставать необходимые предметы.
Ребята, а давайте попробуем представить, что у нас болит одна нога. Мы будем прыгать на одной ноге и нам нужно будет расставить игрушки по своим местам. (Предварительно разложить на ковре 15 игрушек и поставить стул – для дальнейшего упражнения). Дети выполняют задание.
Ну как, трудно вам было? Так и людям с ограниченными возможностями тяжело делать те вещи, которые у нас получаются просто и быстро. А если я попрошу отнести стул на своё место, но только сделать это надо будет на одной ноге (педагог просит ребёнка отнести стул). Как вы думаете, получится? Я думаю, что это сложно. И как же нам быть? Мы можем ему помочь. Только сначала нам надо поинтересоваться у человека, требуется ли ему помощь. Никита, тебе нужна наша помощь? Чем я могу тебе помочь?
Отнести стул (педагог помогает отнести стул).
Вот мы вывели и 3 правило. Узнать, требуется ли помощь. Далее уточнить, что нужно сделать, как помочь.

Слайд 9. 3 правило.

Ребята, вы уже знаете, что некоторые люди с больными ногами пользуются колясками. А скажите, человек на коляске какого роста? (низкого, маленького роста). А давайте и мы станем маленького роста, а для этого вы сядете на коврик. (Педагог берёт стул, встаёт на него и спрашивает у детей, удобно ли им её слушать).
Вам удобно так со мной разговаривать и меня слушать?- (Дети отвечают, что нет)
Так вот, людям на колясках тоже неудобно с нами разговаривать, когда мы возвышаемся над ними. Поэтому нам надо присесть или сесть на стул напротив, посмотреть в глаза, и уже потом начать разговор.
Это и есть наше 4 правило. Общаться, смотря в глаза собеседнику.

Слайд 10. 4 правило.

Слайд 11. Ребята, а в какие игрушки можно играть с детьми с ОВЗ? (Обсуждение... В машины, куклы, строить постройки из конструктора, игры с музыкальными инструментами, жмурки, сломанный телефон, рисовать и пр.). Молодцы ребята! Теперь вы точно будете самыми лучшими друзьями!

Сегодня мы с вами познакомились с некоторыми правилами общения с детьми с особыми возможностями здоровья. Давайте вспомним, какие это правила?

1. Представиться, описать спутников и место, куда собираетесь.
2. Если человек плохо слышит, надо помахать ему рукой или постучать по плечу.
3. Узнать, требуется ли помощь. Далее уточнить, что нужно сделать, как помочь.
4. Общаться, смотря в глаза собеседнику.

А также сегодня мы смогли на себе прочувствовать, что значит иметь особые возможности здоровья, когда иногда невозможно или не удобно выполнить какое- либо действие. И, зная как правильно взаимодействовать, мы можем дружить, общаться, играть и развиваться вместе.

Запомните «Мир один на всех!»


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Каждый ребёнок особенный, все дети - равные.

Данная напосредственно образовательная деятельность по социально - коммуникативному развитию детей по программе "Детство" для дошкольнтков подготовительной группы....

Каждый ребенок особенный, все дети равные

Алгоритм сопровождения ребенка с ОВЗ в ДОУ...

Проект: Каждый ребенок особенный

Презентация проекта из серии "Я люблю Парус"...

Консультация "Каждый ребенок особенный,все дети-равные"

Консультация для педагогов на тему " Каждый ребёнок особенный,все дети-равные"...

Беседа с родителями «Особенности адаптации детей к дошкольному учреждению»

С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течение 9 и более часов, новые требования к поведению, постоянный к...

Каждый ребенок особенный

Консультация по работе с детьми...

Проект «Каждый ребенок «особенный», все дети - равные»

    Каждый ребенок, каким бы он ни был - это, прежде всего уникальная личность. И, несмотря на особенности развития, он имеет равные с другими детьми права. Одной из задач ФГОС ДО явл...