План самообразвания
учебно-методический материал (средняя группа)

Шаяхметова Алия Халимовна

"Нетрадиөионные техники рисования как средство развития творческих способностей у детей дошколҗного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aktualnost_gotovyy.docx27.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 «Солнышко»

План по самообразованию воспитателя

Шаяхметовой Алии Халимовны

по теме:

«Нетрадиционные техники рисования как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

2019- 2023

Г.Нижнекамск

Актуальность.

Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс. Используя различные техники рисования, в том числе и нетрадиционные, мы прививаем любовь к изобразительному искусству, вызываем интерес к рисованию, желанию творить самому. Развиваем в детях уверенность в своих изобразительных способностях.

 В детском саду могут использоваться самые разнообразные способы и приемы нетрадиционного рисования. Обучение детей рисованию с использованием нетрадиционных техник - это интересно и увлекательно! Рисование нетрадиционными техниками раскрепощает  детей, позволяет им не бояться сделать что-то не так. Рисование  необычными  материалами  и  оригинальными  техниками  позволяет  детям ощутить  незабываемые положительные эмоции. Эмоции - это и процесс, и результат  практической  деятельности -  художественного творчества. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Нетрадиционные техники позволяют  осуществлять индивидуальный подход к детям, учитывать их желание, интерес. Нетрадиционные техники рисования – важнейшее дело эстетического воспитания, это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет.

Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.

Нетрадиционные техники рисования - это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности

Путь в творчество имеет для них множество дорог, известных и пока неизвестных. Творчество для детей  это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Творческий процесс - это настоящее чудо. "В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь".

Цель: 1.Повышение своего профессионального мастерства, теоретического уровня и компетентности изучаемой темы.

2.Развитие художественно-творческих способностей детей  дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники рисования.

Задачи:

Образовательные:

  •             Познакомить с различными способами и приемами нетрадиционных техник рисования с использованием различных изобразительных материалов. 
  •             Помочь детям овладеть различными техническими навыками при работе с нетрадиционными техниками.
  •             Побуждать воспитанников  самостоятельно  применять нетрадиционные техники рисования (монотипия, печатание листьями, рисование пальчиками, тиснение, тычкование и т.д.)
  •             Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования; стимулировать их совместное творчество с детьми.

Развивающие:

  •        Прививать интерес к рисованию нетрадиционными техниками.
  •        Закрепить и уточнять знания детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.
  •        Познакомить детей с нетрадиционным способом рисования «печатание листьями», рисование пальчиками. Закрепить умение пользоваться красками (гуашью).
  •        Создавать условия для развития творческой активности, фантазии, памяти, внимания, творческого воображения, мышления, речи, глазомера, познавательного интереса.
  •        Развивать у детей дошкольного возраста мелкую моторику рук и зрительно-моторную координацию.
  •        Учить красиво, во весь лист располагать изображение. Развивать чувство ритма, эстетическое восприятие.

Воспитательные:

  •         Воспитывать усидчивость, аккуратность, умение работать в коллективе и индивидуально
  •         Прививать интерес и любовь к изобразительному искусству как средству выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.

Предполагаемый результат:

Дети

-        Сформированность  у детей  знаний о нетрадиционных способах рисования;

-        Владение дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;

-        Умение воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования;

-        Развитие мелкой моторики пальцев рук, воображения, самостоятельности.

-        Проявление творческой активности детьми и развитие уверенности в себе.

Родители

-       Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники;

-        Приобретение родителями знаний и практических навыков при взаимодействии с ребенком.

-        Становление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.

Формы работы с детьми:

  •  Создание игровой ситуации, проговаривание последовательности работы, наблюдения, беседы с рассматриванием презентаций, чтение художественной литературы, совместная деятельность воспитателя и детей, самостоятельная деятельность детей. Проведение непосредственно образовательной деятельности по художественному творчеству, познанию.
  • Знакомство с техникой рисования (рисование пальчиком или ладошкой , рисование по сырому листу, прижми и отпечатай, тычком».
  • Дидактические игры «Осенняя палитра»,  «Составь узор», «На что похоже?», «Волшебные картинки».
  • Прослушивание аудиозаписи  музыкальных пьес и театральных шумов.
  • Чтение и заучивание стихотворений , пословиц и поговорок об осени, зиме, весне.
  • Организация выставки детских работ.
  • Подготовка и участие детей в итоговом развлечении.

Этапы реализации:

1 этап подготовительный

1. Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет – ресурсов по данной теме; подбор программно-методического обеспечения по данной теме; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала.

2. Разработка содержания проекта: «Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми ».

3. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.

4.Социалогический опрос родителей.

2 этап основной 

1.  Отбор наиболее доступных нетрадиционных техник рисования. Создание условий, способствующих стимулированию развития творческих способностей детей младшей группы.

2. Формирование навыков художественной деятельности детей , организация совместной деятельности педагога, детей и родителей.

3 этап заключительный

1. Организация фото отчетов, открытое занятие.

2. Участие в конкурсах, фестивалях (районных, краевых, международных)

Продукты проектной деятельности: рисунки, выставки.

Работа с родителями:

  • Родительское собрание  на тему: « Развитие творческих способностей детей среднего возраста в процессе рисования нетрадиционными техниками и живописными материалами».
  • Памятка для родителей «Нетрадиционные способы рисования»

Тематический план на 2019 – 2023гг

Сроки реализации

Индивидуальная работа

Работа с детьми

Работа с педагогами

Работа с родителями

сентябрь

2019 - 2023

Изучение и подборбор методической литературы

постановка проблемы;

определение целей и задач работы над темой

Знакомство с нетрадиционными техниками

Беседа с элементами практикума «Рисуя –играем»

Рисование гуашью, восковыми мелками.

«Букет учителю»

Консультация на тему: «Важность приобщения детей к искусству» 

Провести мероприятие с педагогами подготовительных групп "1 сентября - День Знаний"

Папка – передвижка по теме: «Как приобщить ребенка к творчеству» 

Папка - передвижка "1 -сентября - День Знаний!"

октябрь

2019 -2023

Планирование работы по самообразованию;

составление плана работы с детьми и родителями.

Беседа "Народная игрушка - матрёшка"

Рассматривание альбома «Городетская роспись»

Рисование ватными палочками «Матрёшка»

Оформление уголка рисования «Я рисую»

 

Папка-передвижка

«Я рисую».

Буклет для родителей по теме: «Матрешка и её история» 

ноябрь

2019 -2023

Теоретическое изучение проблемы (знакомство с предметом,выборочное изучение, анализ и самооценка результатов)

Знакомство с русской печкой, с глиняной посудой, используемой на Руси. 

Лепка из глины «Горшочек каши»

Оформление картотеки  «Народные промыслы"

Консультация для педагогов "«Использование нетрадиционных техник рисования в развитии креативности детей»

Консультация на тему: «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей». 

Выставка детских рисунков «Моя  страна. Мой город».

декабрь

2019 -2023

Практическая деятельность: применение знаний, умений, навыков на практике: изготовление пособий и атрибутов, организация и проведение практической работы с детьми, родителями, педагогами, участие в мероприятиях, посвященных теме самообразования.

Познакомить с нетрадиционными техниками рисования, Развивать интерес к творчеству

Познакомить детей с материалами для рисования 

Мастер - класс "Рисование куклы - дорожницы"

Оформление картотеки  «Пальчиковая гимнастика» 

Папка передвижка

«Народный

костюм»

январь

2019 -2023

Изготовление мини музея "Русская изба"

Обновление и пополнение художественной литературы для детей по теме самообразования.

Познакомить детей с русской народной сказкой «Заюшкина избушка»

Пополнение уголков по изобразительной деятельности нетрадиционными материалами рисования (зубные щетки, ватные палочки, ватные диски, коктейльные трубочки, нитки, свечи, пробки)                                       

Консультация для родителей

«Как воспитать маленького гения»

февраль

2019 -2023

Организовать праздничное мероприятие, посвящённое 23 февраля. и Масленнице

Познакомить детей с русским народным праздником - Масленница.

Рисование «Что не блин, то солнышко!»

Мастер – класс для педагогов

«Изготовление поролонового тычка и способы рисования»

Фотоколлаж «Мой папа (дедушка) служил в армии». Развлечение «Неразлучные друзья-взрослые и дети».

март

2019 -2023

Представление материалов; использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы;

Беседа с детьми на тему «Необычное рисование штампами».

Консультация для педагогов Беседа с элементами практикума «Рисуя –играем»

Проведение праздника "8 - марта"

Выставка работ, выполненных бабушками и мамами воспитанников.

 

апрель

2019 -2023

Оформление результатов работы по теме самообразования;

Беседа с детьми на тему

«Мы первые в

космосе!»

Демонстрация

презентации на

тему «Космос»,«Пасха – светлое Воскресенье Христово». 

Выставка детских работ «Космос глазами

детей».

Провести конкурс "Космос глазами детей"

Консультация «Влияние русских народных сказок на творчество детей»

Консультация для родителей

Папка передвижка «День космонавтики»

май

2019 -2023

Подведение итогов;

распространение; самоанализ.

Экскурсия к мемориалу воинской славы, приуроченная ко Дню Победы.

Выставка рисунков и поделок «Салют – народу победителю»

Мастер- класс Рисование ладошками

«Тюльпаны»

Информация для родителей «Как рассказать ребёнку о войне?»

Выставка рисунков «Мой любимый город», «Моя родная Республика»

Список литературы:

 

1. Колдина Д.Н. Игровые занятия с детьми 4 – 5 лет. – М., 2010.

2. Рисование с детьми дошкольного возраста: нетрадиционные техники,    планирование, конспекты занятий.  Под ред. Р.Г. Казаковой. – М., 2007.

3. Белкина В.Н. и др. Дошкольник: обучение и развитие. – Ярославль, 1998. 

4. Янушко Е.А. Рисование с детьми раннего возраста. – М., 2010.

5. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая    группа. – М., 2010.

6. Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования // Дошкольное образование. – 2010. - №18

7. Шклярова О.В. Рисуйте в нетрадиционной форме // Дошкольное воспитание. – 1995. - №11

8. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий.  Под ред. Р. Г. Казаковой. – М.  ТЦ Сфера, 2005.

  9.Литвинова О.Э. Художественно-эстетическое развитие ребенка раннего дошкольного возраста (изобразительная деятельность). Планирование образовательной деятельности. - СПб. 2014.

10. Гончарова Д. Школа фатазеров.Уроки творчества. Рисуем. Для детей 3-4лет ООО «Хатбер-пресс»,2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразвание

Самообразование для средней группы на 2 уч. года...

Самообразвание

Самообразование на один учебный год...

Самообразвание

Программа самообразования «Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста»...

План по самообразванию 2018-2019 г

Тема: «Использование мнемотехники в работе с дошкольниками  по речевому развитию»Цель: Развитие речи и психических процессов, повышение уровня речевой активности детей с помощью элеме...

план самообразвания

план по воспитательной работе педагога...

Проект по самообразванию "Сказки многому нас учат"

Цель данного проекта: воспитание нравственных качеств у детей младшего дошкольного возраста посредством русских народных сказок с использованием приемов эйдетики.Результатом работы по данному проету п...