Технология "Ситуация месяца"
материал (старшая группа)

Технология "Ситуация месяца" предоставляет детям возможностьпроживания различных социальных ролей с целью получения значимых образцов социального поведения. Технология направлена на воспитание у детей самостоятельности, ответственности, формирование дружеских отношений, уважительного отношения к окружающим, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания, формирование умения проявлять инициативу, умение планировать свои действия, оценивать их.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_situatsiya_mesyatsa.docx31.42 КБ

Предварительный просмотр:

       Основная цель ДОУ заложить основы полноценной социально успешной личности в период дошкольного детства. Самостоятельность и инициативность – это те качества, которые сегодня являются наиболее важными в развитии ребенка. На первый план в работе с дошкольниками выдвигается задача социально-коммуникативного развития. Инновационные технологии в направлении социально-коммуникативного развития предлагает Н.П. Гришаева. Это технология эффективной социализации дошкольников. Предлагаемая система социализации включает девять технологий, которые могут быть использованы как все вместе, так и отдельно. Безусловно, значимый эффект социализации достигается применением этих технологий всех вместе в течении 3-5 лет работы.

       Технология «Ситуация месяца» предоставляет детям возможность проживания различных социальных ролей с целью полученных значимых образцов социального поведения. Каждый месяц с детьми прорабатывается новая тема – это «Ситуация месяца». Каждую «Ситуацию» дети всех возрастных групп проживают в течение месяца. По завершению каждой «Ситуации месяца» проводится заключительный праздник.

Задачи педагогической технологии «Ситуация месяца»:

 1. Воспитывать у детей самостоятельность и ответственность;

2. Учить детей ориентироваться в пространстве и времени;

3. Воспитывать дружеские отношения, уважительное отношение к окружающим, с благодарностью относиться к помощи и знакам внимания;

4. Формировать умение проявлять инициативу; формировать умения планировать свои действия и оценивать их результаты.

      Содержание «Ситуации месяца» во многом зависит от региональных, национальных, возрастных особенностей детей, интересов конкретной группы.  Содержание «Ситуации месяца» не выходит за рамки образовательной программы, однако, новации являются в том, что весь материал дается детям в игровой форме. При выборе содержания «Ситуации месяца» приоритет отдается той, что в большей степени отвечает проблемам детей, интересу и готовности воспитателя и понимания значимости родителями.

Структура технологии «Ситуации месяца» :

  1. Определение уровня знаний детей по теме месяца
  2. Привлечение наглядного материала
  3. Активизации прошлого опыта
  4. Создание ППС
  5. Участие родителей

        Воспитателю в «Ситуации» отводиться роль организатора. Главные действующие лица ситуации – дети и родители. Воспитатель организует среду и побуждает детей действовать в ней. Дети самостоятельно ищут ответы на вопросы в книгах, ставят опыты, исследуют ситуацию в рефлексиях, привлекают свой жизненный опыт и опыт родителей. Ситуация считается состоявшейся, если 70% работы в ней сделали дети и родители.

        Технология «Ситуации месяца» предполагает создание проблемной ситуации и обсуждение ее в рефлексивной манере с каждым ребенком.  Ребенок учится самостоятельно добывать знания в темпе свойственном его индивидуальности. Он формирует в рефлексиях нравственную позицию, приобретает опыт, познавая себя и окружающих. У родителей возникает интерес к жизни ребенка, после совместной деятельности связано это с тем, что воспитатель ежедневно побуждает детей задавать родителям вопросы, которые в дальнейшем обсуждаются на групповой рефлексии.

         Каждую ситуацию месяца проживают дети в течение одного месяца. По завершении проводится заключительный праздник, на котором дети показывают лишь то, чему они научились.  Для детей – это возможность проявить спонтанную инициативу, показать и представить то, чему они научились в течение месяца, пообщаться не только со своими ровесниками, но и с детьми разного возраста; для педагогов – поделиться опытом, так как каждая ситуация развёртывается совершенно по-разному в каждой группе.

          В каждом ДОУ имеется возможность разработать индивидуальный план «ситуаций месяца», исходя из целей и задач образовательного процесса. Например, он может быть следующий:

Сентябрь. «Дружат в нашей группе мальчики и девочки».

Октябрь. «Осенних красок карнавал».

Ноябрь. «Загляните в семейный альбом».

Декабрь. «Волшебница зима».

Январь. «Зимние забавы».

Февраль. «Азбука безопасности».

Март. «Мамочку милую очень люблю».

Апрель. «Земля- наш общий дом».

Май. «Россия - родина моя».

В рамках работы по данной образовательной технологии в ДОУ проходят следующие мероприятия. В рамках, например ситуации «Осенних красок карнавал», - выставка поделок из природного материала. Итогом этой ситуации может быть осенний праздник «Неслышно осень подошла». Итогом ситуации «Загляните в семейный альбом» может стать квест–игра «Профессии наших родителей». Новогодние утренники завершают ситуацию «Зима волшебница». Итогом ситуации «Зимние забавы» может стать спортивное развлечение на улице «Интересное путешествие».

Преимущества данной технологии

1) Ребёнок учится самостоятельно добывать знания в таком темпе и в такой манере, которая свойственна его индивидуальности. Он формирует в рефлексиях осознанную нравственную и социальную позицию, приобретает эмоционально положительный опыт проживания в различных ролях, ситуациях, познавая себя, сверстников, взрослых, родителей!

2) У родителей возникает интерес к жизни ребёнка, его внутреннему миру, появляется поле совместной деятельности, раскрываются собственные творческие возможности.

3) Воспитатель, работающий по такой технологии, становится творческой личностью, так как в начале ситуации даются только её основные цели и результаты, к которым необходимо прийти в конце месяца.

 4) Меняется качество общения детей и взрослых, так как оно строится на принципах гуманистической педагогики. Определение, отражение и принятие чувств ребёнка; предоставление ребёнку во всех режимных моментах возможности выбора и самоопределения; разработка самими детьми правил жизни в группе и детском саду; разработка родителями правил для себя, дисциплинирование ребёнка методами гуманистической педагогики, что приводит к формированию у детей определённых социальных навыков.

При использовании в работе технологии «Ситуации месяца» у ребёнка формируются следующие установки:

 - «Ошибаться – не страшно»

- «Каждый имеет право на ошибку»

- «Трудности помогают мне стать сильнее, умнее...»

 - «Я имею право чего-то не знать, не уметь»

 - «Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает»

- «В затруднении содержится возможность»

 - «Я могу!» - «Я сумею!»

 - «Я хороший, умный, сильный!!!»

 - «Я заслуживаю уважения!»

 - «Меня принимают и любят таким, какой я есть».

Данная технология способствует интеграции образовательных областей в педагогическом процессе. Позволяет создавать коллективные проекты, связанные с «Ситуацией месяца». Дают возможность проявлять всему коллективу ДОУ инициативу и творчество.

В старшей группе мы попытались реализовать ситуацию месяца на тему «Спешите делать добро». Цель данной «Ситуации»:

  • Формирование таких нравственных понятий как доброта, вежливость.
  • Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на    анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
  • Воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека.
  • Работать над выработкой положительных черт характера.

Образовательная: обобщить и расширить знания детей о таких понятиях как “друг”, “дружба”, “честность”, “справедливость”. Активизировать словарь по данной теме. Добиваться усвоения детьми умений оценивать чувства и поступки сверстников в совместных играх и ситуациях, мотивировать, объяснять свои суждения.

Развивающая: развивать социальные чувства (эмоции): сочувствие, сопереживание к окружающим, осознанные доброжелательные отношения, мыслительную активность, культуру речи: ясно и грамотно излагать свои мысли. Развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека.

Воспитательная: воспитывать культуру общения, дружеские взаимоотношения, желание поддерживать друзей, заботиться о них.

Новое знание

«Особенные люди»

Какие понятия, способы действия необходимо актуализировать

Знания о людях инвалидах, о их значении в обществе. Актуализировать знания детей о том, кто нуждается в добрых поступках.

Причина затруднения

Не знаем, как трудно бывает детям инвалидам и чем мы можем им помочь.

Работа с детьми:

  1. Чтение произведений с последующим обсуждением поступков героев: «Волшебное слово» В.Осеева, «Самое страшное» Е.Пермяк, «Просто старушка» В.Осеева, «Вовка – добрая душа» А.Барто, «Цветик-семицветик» В.Катаев
  2. Дидактические игры: «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?», «Мешок добрых дел», «Помогаем маме», «Добрые слова дедушке и бабушке»
  3. Рассматривание сюжетных картинок на тему «Добрые поступки»
  4. Путешествие по сказкам «Добрые поступки героев сказок и их последствия»
  5. Заучивание пословиц о добре, дружбе
  6.  Беседы: «Как и чем можно порадовать близких», «Наши добрые слова», «Как мы можем позаботиться о старших», «Что значит быть добрым?», «Мир спасет доброта», «Уроки добра», «Спешите делать добро», «Каких людей называют инвалидами?», «Параолимпийские игры», «Это трудно, это сложно, но иначе - невозможно» (как инвалиды, преодолевая трудности, делают невозможное), «Доброе слово лечит, а плохое калечит»
  7. Этюд «Скажи доброе слово, комплимент товарищу»
  8. Помогаем малышам: учить малышей одеваться на прогулку
  9. Организация «Копилки добрых дел»
  10. Проблемные ситуации: «Ты обидел друга…», «Плачет девочка…», «У тебя не получается застегнуть куртку…»
  11. Исследование объектов окружающего мира (предметный и природный мир): «Глухонемые»; «Угадай звук» (условия- уши открыты, закрыто одно ухо, два уха); «Чудесный мешочек»; «Водяной» (узнать товарища на ощупь), «Узнай на ощупь» (пластиковые буквы); «Магазин» (купить овощи и фрукты с завязанными глазами); «Рисование кистью зажатой между пальцами стопы»; «Лепка с закрытыми глазами».
  12. Прослушивание и разучивание песен: «Дорогою добра», «Улыбка», «Если добрый ты», «Волшебник».

Работа с родителями:

1. Анкетирование «Воспитание у ребенка толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья».

2. Создание альбома «Делаем добрые дела»

3. Выставка детских рисунков «Доброта спасет мир» совместно с родителями

4. Консультация для родителей «Как помочь ребёнку стать добрым?»

Итоговое мероприятие по данной теме:

Развлечение «Путешествие в город Доброты»

Дети становятся полукругом.

Воспитатель. Ребята, а что такое доброта? Что значит быть добрым? (Ответы детей)

Доброта – это наше ласковое слово, улыбка, подаренная людям, хорошие поступки, любовь к живой природе, настроение, любовь к своим близким, забота о них.

Хочется, чтобы добрых и вежливых людей было как можно больше. Вот поэтому я предлагаю вам отправиться в сказочное путешествие в страну вежливости и доброты.

Звучит музыка (Маленькая страна).

И сегодня в этот час я поведу с собою вас.

За полями, за горами есть Волшебная страна,

В ней много разных испытаний и чудес она полна.

Нас ждет город доброты. Закрывайте глазки и повторяйте все за мной:

Зонт волшебный покручу —

В Город доброты попасть я хочу!

Вот мы и на месте.

В городе доброты мы попали на площади «Хороших манер»

Хорошие манеры называют словом этикет.

Этикет — это правила поведения в обществе. По-настоящему воспитанный человек всегда поступает и даже думает вежливо. Он умеет сочувствовать и всегда поможет слабому. Человек с хорошими манерами ни с кем не разговаривает грубо. Он ведь знает, как это обидно, когда тебе грубят. Вежливый человек всегда сделает то, что пообещал, ведь он просто не может поступать иначе. Таких людей еще называют порядочными, надежными. А вы ребята, знакомы с хорошими манерами?

Дети с места читают отрывок стихотворение И. Горюновой «Этикет для карапузов. В детском саду».

1-й ребенок.  

В садик не бери конфетки,

Ведь другим обидно деткам.   

Маму провожай спокойно

И веди себя достойно.

2-й ребенок.  

Не дерись и не ругайся.

Грубо ты не выражайся.

Воспитательницу слушай,

Без приказа спи и кушай.

3-й ребенок.  

Помоги тем, кто слабее,

Будь умнее и добрее.

Игра «Это я, это я, это все мои друзья!»

Дидактические задачи:

Знания   правил хороших манер в обществе.

Воспитатель.  Вижу, вы все отлично усвоили правила хороших манер.  Но чтобы еще лучше убедиться в этом, я загадаю вам загадки. Сразу хочу предупредить — мои загадки с секретом. Если загадка учит добру и вежливости, надо дружно говорить: «Это я, это я, это все мои друзья!» А если это вредная загадка, нужно просто промолчать. Будьте внимательны, это тоже хорошая манера.

Кто из вас, проснувшись бодро,

«С добрым утром!» скажет твердо?

Кто из вас, скажите, братцы.

Забывает умываться?

У кого из вас в порядке

Одежда, книжки и тетрадки?

Кто из вас в трамвае тесном

Уступает старшим место?

Кто из вас молчит, как рыба.

Вместо доброго «спасибо»?

Кто, скажите без затей.

Любит всех своих друзей?

Кто быть вежливым желает.

Малышей не обижает?

Да, ребята, я вижу, вы все понимаете: стать вежливым нелегко, но это очень важно.

Ведущий. Итак, мы побывали на площади хороших манер.
Зажмурь глаза и сделай шаг, теперь в ладоши хлопнем так,
Один хлопок, ещё хлопок.

Мы прибыли! Открой глаза, дружок!

Мы на улице “Волшебных слов”.

Дидактическая игра «Волшебные слова»

Дидактическая задача: Закреплять умение вежливо общаться со сверстниками и взрослыми

Ведущий: Для того, чтобы стать вежливыми, мы должны пользоваться “волшебными словами”, от которых становится теплее, радостнее.

Давайте поиграем в игру, которая называется «Волшебные слова».

Колокольчик озорной,

Ты ребят в кружок построй!

Собрались ребята в круг

Слева друг и справа друг.

Волшебные слова

  1. «Растает даже ледяная глыба от слова тёплого (Спасибо)
  1. Зазеленеет старый пень, когда услышит (Добрый день)
  2. Если больше есть не в силах, скажем маме мы… (Спасибо)
  1. Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь… (Здравствуйте)
  1. И во Франции, и в Дании на прощанье говорят (До свидания)

-Молодцы, ребята! Много вежливых и добрых слов вы знаете.

Игра «Паутинка добрых слов» Давайте поиграем с вами в игру «Паутинка добрых слов». У меня есть «клубочек дружбы», который я передам Одному из вас. Он обмотает 2 раза свободный конец нити вокруг ладони и покатит клубок в сторону одного из ребят, кому захочет, сопровождая движение клубочка добрыми пожеланиями или комплиментами, для этого ребёнка к кому катится клубок. Принявший клубок обмотает нитью свою ладонь и с добрыми словами так же передает клубок другому ребёнку, кому захочет и т.д. Будьте осторожны, не порежьте ниткой себе руку, нитку слегка обматывайте, так, чтобы было легко снять её с руки.

(дети друг другу передают клубок с пожеланиями)

-Молодцы, посмотрите, какая паутинка добрых слов у нас получилась.

Давайте постоим под этой паутинкой добра.

Замечательно, как много красивых комплементов вы произнесли друг другу

-Ребята, приятно вам было?

Физкультминутка музыкальная: «Друзья»

Дидактическая игра: «Особенные люди»

Дидактические задачи:

Формировать представления детей о людях инвалидах

Развивать сочувствие, сопереживание к окружающим, осознанные доброжелательные отношения.

 

Воспитатель: Какие вы молодцы, вы так хорошо танцевали. Но нам пора отправляться дальше в наше путешествие.

Зажмурь глаза и сделай шаг, теперь в ладоши хлопнем так,
один хлопок, ещё хлопок.

Мы прибыли! Открой глаза, дружок!

Мы на улице “Особенных людей”.

А вы знаете, что есть такие дети, которые мечтали бы научиться танцевать так как вы, но они не умеют даже ходить, потому, что они не такие как все. Они –особенные дети. Особенные дети – это те же люди, только самые ранимые, самые чувствительные, самые слабые и самые беспомощные. Некоторые из них ездят в инвалидных колясках, мама кормит их и одевает. Без мамы, папы, братьев и сестрёнок они ничего не могут сделать.

Давайте мы посмотрим на фото таких детей «Мы просто другие». (Просмотр слайдовой презентации о особенных детях)

-Ребята почему этих людей называют особенными?

Доброта - это важное человеческое качество. Даже есть пословица: «Людям забота как воздух нужна, стать всем добрее поможет она».

       Дидактическая игра: «Помоги человеку»

       Дидактические задачи:

Обыгрывание ситуации:

Воспитатель: Как называют людей, которые плохо видят? Их называют слабовидящими. Какие трудности они испытывают?

Обыгрывание ситуации: ребенку завязать глаза, подвести к нему другого ребенка. Первый должен угадать на ощупь, кто перед ним. Играть

2-3 раза.

Игра «Угадай на ощупь". Представьте, слепому человеку нужно сходить в магазин и купить фрукты и овощи. Дети играют в игру с завязанными глазами

Фиксация затруднения

- Вы можете помочь слепому человеку? Как вы это сделаете?

 

Решение затруднения

(Ответы детей, как правильно поступить)

Воспитатель: Мы обыграли ситуацию, в которой человек ничего не видит. Теперь вы представляете себе, как трудно приходится слепому человеку, и такие люди очень нуждаются в вашей помощи.

Воспитатель: Если человек лишен слуха, как его называют? Некоторые люди лишены и речи. Таких людей называют глухонемыми. Вы видели, как общаются такие люди? При помощи жестов, мимики. Есть даже специальная азбука и книги для глухонемых. Детям, у которых не действуют ноги, передвигаются на инвалидной коляске. На ней можно выехать из дома, погулять, заняться спортом.

Воспитатель: Мы, ребята, должны всячески помогать преодолевать трудности людям, которые нуждаются в нашей помощи, и в наших силах эту помощь оказать.

Доброта - это важное человеческое качество. Даже есть пословица: «Людям забота как воздух нужна, стать всем добрее поможет она».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексы пальчиковой гимнастики по месяцам (для воспитанников старшей группы, месяц - октябрь)

Весьма интересная и полезная разработка пальчиковой гимнастики по месяцам....

Консультация для родителей подготовительной группы "Весна месяц - за месяцем".

данная консультация направленна  на оказание педагогической  помощи родителям...

Комплексное планирование на октябрь месяц в младшей группе по СОД Тема месяца «Осень золотая»

Образовательные задачи:    •        Расширять представления  детей  об осени, о сезонных изменениях: день укорачивается, становится холоднее...

Тематический план непрерывно образовательной работы на СЕНТЯБРЬ месяц - Тема месяца: ОСЕНЬ

Тематический план непрерывно образовательной работы на   СЕНТЯБРЬ месяцТема месяца:  ОСЕНЬ...

Тематический план непрерывно образовательной работы на ОКТЯБРЬ месяц Тема месяца: ОСЕНЬ

Тематический план непрерывно образовательной работы на   ОКТЯБРЬ месяцТема месяца:  ОСЕНЬ...

Консультация для родителей подготовительной группы"Весна-месяц за месяцем"

Цель:Создание условий оказания педагогической помощи родителям по формированию у детей представлений о весКонсультация для родителей подготовительной группы "Весна месяц - за месяцем".Тема:...

Планирование воспитательно-образовательной работы в первой группе раннего возраста На январь 2020г (0-3 месяцев, 3-6 месяцев, 6-9 месяцев, 9-12 месяцев). Тема: «Мои любимые игрушки» «Машина»

Планирование воспитательно-образовательной работы  в первой группе раннего возрастаНа январь 2020г (0-3 месяцев, 3-6 месяцев, 6-9 месяцев, 9-12 месяцев).Тема:  «Мои любимые игрушки&raq...