"Использование игр ТРИЗ в образовательной деятельности по экологическому воспитанию"
консультация

Головорушко Светлана Леонидовна

В методической разработке представлен теоретический и практический материал по внедрению в работу с дошкольниками игр ТРИЗ по экологическому воспитанию.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Консультация для воспитателей «Использование игр ТРИЗ в образовательной деятельности по экологическому воспитанию» дошкольников»

Слайд 2

Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач. Она возникла в нашей стране в 50-х годах усилиями выдающегося российского учёного, изобретателя, писателя – фантаста Генриха Сауловича Альтшуллера . ТРИЗ представляет собой уникальный инструмент для поиска оригинальных идей, развития творческой личности, доказательством того, что творчеству можно и нужно обучать.

Слайд 3

ТРИЗ представляет собой уникальный инструмент для поиска оригинальных идей, развития творческой личности, доказательством того, что творчеству можно и нужно обучать. Целью использования данной технологии в детском саду является развитие с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремление к новизне; речи и творческого воображения; подготовка личности ребенка к жизни в динамично изменяющемся мире. В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов и приемов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста.

Слайд 4

Метод противоречия (проблемные ситуации) Этот метод помогает увидеть в окружающей действительности противоречия, научиться их формулировать и решать. Решать проблемные ситуации, находить противоречия можно и с детьми младшего возраста, используя для этого варианты игры «Хорошо – плохо». Например, что хорошо, что плохо на примере природных явлений «Мороз – это хорошо, потому - что снег не тает, можно кататься на санках, коньках. Мороз - это плохо, потому – что руки мерзнут, нельзя долго гулять, можно заболеть и т.д.» Можно поделить детей на группы – одна группа говорит, что хорошо, а вторая – что плохо.

Слайд 5

В методе противоречий также можно использовать игры «Наоборот», как сопоставление и умение строить сложные предложения. На примере животных: • Волк злой, а лиса хитрая (повадки) • Волк серый, а лиса рыжая (внешность) • Олень большой, а заяц маленький (размер) • Собака живет в будке, а медведь в лесу (среда обитания) • Петух - птица, а кошка - животное (вид) В старших группах этот вариант игры используется для того, чтобы наделять животных обратными качествами. Например: «Заяц был трусливым, а стал храбрым; был маленьким, а стал большим». Так же один из вариантов решения противоречия - игра «Опасно не опасно», например: собака опасна, когда её дразнишь. Игра «Нравится - не нравится», например: нравится, что лось высокий, не нравится, что нельзя сесть и покататься.

Слайд 6

Метод мозгового штурма Это оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений, в том числе самых фантастичных. Отличительной особенностью метода является запрет на критику и оценку. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Этот метод используется для решения различных экологических проблем. Например: «Что будем делать, чтобы воздух был чище?», «Что нужно сделать, что бы на участке было красиво?» и т.д.

Слайд 7

Одной из разновидностей мозгового штурма, его усовершенствованной формой является - синектика . В основе метода синектика лежит использование различных аналогий: прямой, функциональной, фантастической. Так как аналогия - это сходство предметов и явлений по каким - либо свойствам и признакам, надо сначала научить детей определять свойства и признаки предметов, научить их сравнивать и классифицировать. Прием прямой аналогии используется начиная с младшего возраста. Прямая аналогия учит детей сравнивать животное с различными объектами. Игры «Кто на что похож?», «Узнай меня» (по внешнему виду). Например: на что похож еж? (на щетку, игольницу, клубок) и т.д.

Слайд 8

В старших группах эти сравнения усложняются. Прием функциональной аналогии Игра «На что похоже солнце?» (солнце светит, греет, радует и т.д. Похоже на лампочку, печку, игрушку и т.д.) Прием фантастическая аналогия Дети сравнивают животное (птицу) с его игрушечным, рисованным, сплетенным, глиняным и т.д. прототипом. Например: что общего и чем отличается кошка настоящая и игрушечная? Этот прием используют начиная со среднего возраста как часть занятия по познавательному развитию, рисованию, лепке, аппликации, в наблюдениях за живым объектом.

Слайд 9

Прием эмпатии Используют с младшего возраста. В основе этого метода лежит отождествление самого себя с кем - либо или чем - либо, и как следствие - умение сопереживать этому объекту. Игры эмпатии активизируют мыслительную деятельность детей, развивают их творческое воображение. Обучение этому объекту проводится поэтапно. Сначала рассказывается, что чувствую в роли того или иного объекта, рассказ могут дополнять дети. Потом дети сами рассказывают, что представили или почувствовали в роли объекта, воспитатель дополняет, уточняет и расширяет их представления. Итогом служит самостоятельное рассказывание, без помощи взрослого, о том, что представил или почувствовал ребенок в роли объекта. Ребенку трех лет проще почувствовать себя живым объектом и показать несложные действия и рассказать, что чувствует объект. Детям среднего возраста предлагают отождествить себя с рукотворным объектом и найти выход из проблемной ситуации. «Ты комнатный цветок. Тебя посадили в красивый горшочек и забыли полить. Что ты чувствуешь?».

Слайд 10

Типовые приемы фантазирования (ТПФ) («Что было бы, если бы.....?»). Например: что было бы, если бы не было воды? Этот прием широко использую в практике. И, конечно, он приносит свои результаты. Метод фокальных объектов Сущность данного метода в перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой. Он позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением. Метод фокальных объектов начинают использовать со средней группы, как и рекомендуется, т.к. дети уже знают характерные особенности, повадки животных и птиц; знают основные отличительные признаки диких и домашних животных, и птиц на основе этого можно создавать фантастический образ животного, птицы.

Слайд 11

Используют этот метод в игровой форме: предлагают детям выбрать 2-3 объекта, потом назвать их признаки (не менее 4 для каждого), воспитатель фиксирует, то что говорят дети. Потом предлагается перенести эти признаки или значения признаков поочередно на фокальный объект. Например: задуманное слово ВЕСНА (т.е фокальный объект). Называем еще два - три объекта, солнце, кошка. Называем признаки этих слов солнце - лучистое, яркое, теплое, светлое. Кошка - черная, мягкая, серая, гладкая. Теперь переносим эти признаки на фокальный объект: весна лучистая, весна черная, весна серая, весна теплая. Затем с детьми обсуждается каждое сочетание, лучше обыгрывать через игры «Хорошо - плохо», «Нравиться не нравиться», «Удобно - неудобно». Итогом можно организовать продуктивную деятельность: рисование, лепка, предмета с необычными свойствами или составление сказки.

Слайд 12

Метод «Системный анализ» Метод помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место объектов, и их взаимодействие по каждому элементу. Очень важно при ознакомлении детей с окружающим миром показать: все, что нас окружает, взаимосвязано, состоит из частей и частью чего - то является. Этот метод используют с младшей группы. В этом возрасте не обязательно строить перед детьми экраны, достаточно строить занятия, давая объект (систему) в целом. Для знакомства с детенышами животных можно использовать системный анализ по горизонтали: Зайчонок - заяц – зайчище ; Волчонок - волк – волчище. По вертикали, знакомить с частями тела животных и средой обитания. В старших группах используются все 9 экранов.

Слайд 13

Метод маленьких человечков Заключается в использовании ассоциативных рисунков для объяснения изучаемых объектов. Знакомить с этим методом детей рекомендуется со среднего возраста. С помощью этого метода дети составляли схемы воды в жидком, твердом, газообразном состоянии или сами становились этими человечками. С помощью метода маленьких человечков дети отображают переход объекта из одного состояния в другое, например: «сосулька или лед превращаются в воду, вода в пар». Опыт работы показал, что дети с большим интересом осваивают предложенные методы и приемы и успешно их применяют.

Слайд 14

После окончания таких игр дети не устают, они просто играли. Использованные на практике все выше изложенные методы помогают добиться определенных результатов: дети учатся свободно высказываться, думать вслух, нестандартно мыслить, рассуждать, делать простейшие выводы. Освоение методов и приемов технологии ТРИЗ должно проходить с помощью сказок, игр, проблемных ситуаций.

Слайд 15

Советы педагогам как вовлечь ребенка в творческий процесс познания: 1.Создавайте ребенку психологически безопасную базу. 2.Поддерживайте способности ребенка к творчеству. Избегайте неодобрительной оценки творческих идей ребенка. 3.Будьте терпимы к «странным» идеям, уважайте любопытство, вопросы и фантазии детей. 4.Помогайте ребенку учиться уважать себя и свои идеи наряду с идеями других детей (людей). 5.Проявляйте симпатию к его первым неуклюжим попыткам выразить свои идеи словами и делать их, таким образом, понятными для окружающих.

Слайд 16

Игра «Экологические цепочки» Детям предлагаются карточки, на которых изображено что-то одно: животное, растение, человек, неживая природа. 1вариант: Ребёнок, произвольно или целенаправленно, выбрав две-три карточки, может подумать и рассказать, как в жизни взаимосвязаны выбранные объекты. 2вариант: Выбрав карточки, ребёнок (или несколько детей) рассказать фантастический вариант взаимосвязи выбранных объектов. Вариант может быть по определению положительный или отрицательный. Вариант для младших или средних групп: Ребёнок вытаскивает карточку, на которой изображено растение или животное, называет, кем оно было раньше, как называлось, когда родилось, росло. Как усложнение можно назвать, кем или чем может быть в старости ( генетический системный подход). Например: Тучи – дождь – лужи. Семечко – росток – подсолнух. Семена – бутоны – цветы – букет. Или: Яблоня была семечком, сухая ветка – зелёной веткой, пень – деревом, болото – озером, бабочка – гусеницей, цыплёнок – яйцом и т.д. . Варианты игр ТРИЗ

Слайд 17

Игра «Природные связи» 1вариант: Предложить детям представить себе, что на Земле исчезли… Далее игра проводится по методу ступенчатого эвроритма . Приемы: «Нужный – ненужный» - вынесения. Дети выбирают карточку с изображением растений, разных видов животных. Называя выбранное, объясняют своё мнение, нужное это растение (животное) или нет. Например: комар – не нужен. Рассказывают, что будет с окружающей природой, если их не станет. Второй ребёнок начинает доказывать обратное, называя всё хорошее, почему комаров нельзя уничтожать совсем. Обратный вариант, если дети доказывают «нужность» этого растения (животного), но тогда он может распространиться везде и в большом количестве. Рассуждают, что произойдёт в этом случае Игра «Что с чем связано» Цель: Учить детей находить связи между предметами, даже если они связаны не на прямую, а через посредника. Учить делать выводы, что всё взаимосвязано. Например: Дерево – вода. ( Без воды дерево жить не может). Стол – ваза – вода. (Вазу с цветами ставят на стол, иногда пустую, как украшение). Рыбка–рука. ( Рыбку ловят сетью, а сеть забрасывают руками. Рыбу в аквариуме кормят рукой. Чистят рыбу руками).

Слайд 18

Игра «Где – кто, в чём – что» Цель: Развивать у детей логическое понятийное мышление. Учить сопоставлять выполненную работу с образцом, словесно аргументируя выполненное задание, доказывая верность данного сочетания. При фантастическом варианте игры, рассмотреть полученные варианты и дальнейшую жизнь полученной системы. Ход игры: Воспитатель (или ребёнок) располагает перед детьми парные карточки, принцип связи которых дети должны сопоставить с одним из образцов, лежащих на отдельном столе. Например : воспитатель показывает образец: грядка – огород. Дети подбирают карточки: дерево – сад, малина – ягода, капля – дождь и т.д. В конце можно предложить детям составить по карточкам коллективный рассказ.

Слайд 19

Игра «Дома: (экосистемы)» Предложить назвать любые природные дома, которые есть на земле, сказать, кто и почему в них живёт. Можно описать эти дома с точки зрения самого жителя ( эмпатия ), можно рассмотреть с двух точек зрения («хорошо – плохо» ли там жить). Рассмотреть с детьми почти фантастический вариант, как будет жить то или иное животное, если оно в силу каких - либо обстоятельств попадёт в другое жилище и будет вынуждено там жить. Например: Кот, попавший в лес… Лягушка в пустыне… Верблюд на Севере… Белка, поселившаяся в скворечнике… Рысь, медведь в квартире… Самый трудный вариант – предложить улучшить привычные для животных дома, придумать фантастический вариант и реальный, используя ресурсы окружающей среды.

Слайд 20

Игра «Да – нет-ка » Цель: воспитать в детях такие качества, как умение вычленить в объекте главное, отбросив второстепенное, не присущее именно этой системе, или меняющееся, умение чётко ставить конкретные вопросы и так же чётко на них отвечать. Правила игры: Ведущий, загадывает какой – либо природный объект, природную систему. Но вслух не называет её. Дети с помощью вопросов пытаются отгадать, какой именно объект загадал ведущий. Возможны ответы на вопросы только « да и нет » . Например: загадана « кошка » . -Это растение? – Нет! Это животное? – Да! -Это домашнее животное? – Да! -У него четыре лапы? – Да! -Оно даёт молоко? – Нет! -Оно живёт в сарае? – нет! -Оно живёт в доме? – Да! -Оно охотится? – И да и нет! -Оно ест мышей? – Да! -Это кошка?- Да!

Слайд 21

Игра «Смешной рассказ» Прочитав детям одно из смешных, «нелепых» высказываний детей, предложить продолжить его рассказ или придумать, сто было раньше, почему теперь так. Например: Цыплёнок вылупился из яйца, а как он в яйцо забрался… Шнурки на туфлях развязываются, значит, они живые… Кто их родители? Осенью исчезли мухи, значит, на юг улетели… Если петух носом клюёт, то чем же он нюхает…? Игра «Наоборот» Цель: З акрепить знания последовательности происходящих природных явлений. Воспитатель называет обратную последовательность природных явлений. Например : Стало вокруг мокро, сыро и пошёл дождь. Солнце спряталось, и появились тучи. Появилась на небе радуга, и засияло солнышко. Или: горячий – холодный, большой – маленький, чёрный – белый и т.д.

Слайд 22

Игра «Полезное действие – вредное последствие» В этой игре надо попробовать определить, имеют ли какие – то вредные последствия для природы те действия, процессы, которые мы обычно считаем нужными, полезными, приятными. Например: Полезное действие – поливать растение, вредное последствие – если это кактус – он погибнет. И наоборот: Вредное действие – полезное последствие. Например: Выдернул мелкую морковь на грядке – остальная морковь вырастет крупной, большой. Игра «Самый наблюдательный» Цель : Проверить свою наблюдательность. Развивать память, внимание. Ход: Воспитатель предлагает детям найти в группе не менее 10 предметов, относящейся к одной надсистеме. Например : Предметы, названия которых начинается на одну и ту же букву. Все предметы круглой формы и т.д.

Слайд 23

Игра «Что произойдет» Цель: Развивать словесно – логическое мышление. Учить, правильно формулировать причины и выводить следствие. Развивать воображение. Ход: Дети делятся на две команды. Одна задаёт вопросы, другая на них отвечает. Воспитатель помогает в случае затруднения. Например : Что произойдёт, если дождь будет лить не переставая? Что произойдёт, если животные станут говорить человеческим голосом? И т.д. Игра «Без чего не бывает» Детям даются ряд картинок и карточка – которая их объединяет. Предлагается выбрать наиболее существенные два объекта, без чего не бывает того, что изображено на большой обобщающей картинке. Например: Сад (растение, садовник, собака, забор, земля) – ответ: растение, земля. Лес (лист, яблоня, охотник, дерево, кустарник) – ответ: дерево, кустарник.

Слайд 24

Игра «Угадай и назови» Детям предлагается найти объект, о котором можно сказать: Бурый, косолапый, неуклюжий. Продолговатый, зелёный, твёрдый, съедобный. Жёлтый, продолговатый, кислый. Холодный, белый, пушистый. Игра «Назови общие признаки» Цель: Учить детей, проанализировав каждое понятие в паре, выделять существенные признаки каждого понятия, сравнивать существенные признаки анализируемой пары понятий. Например: - яблока и арбуза, - ели и берёзы, - кошки и собаки, -ромашки и гвоздики.

Слайд 25

Игра «Раньше – позже» Цель: Знакомить детей с такими временными категориями, понятиями, как раньше и позже. Дать детям понятие о росте и старении растений. Ход: Детям предлагается серия карточек (3 – 4), на которых изображено какое – либо растение (предмет), в разные периоды своего роста и развития. Нужно разложить их в такой последовательности: сначала то, что было раньше, потом то, что было позже и чем закончилось. Дети раскладывают картинки в определённой последовательности, отражающий рост растений. Вариант игры : Находить по образцу аналогии, что именно необходимо подобрать в пару: сначала – потом или потом – сначала. Например: Свинья – поросёнок; курица -? (цыплёнок, яйцо). Птенец – птица, жеребёнок - ? (лошадь, молодой жеребец). Собака – щенок, кошка - ? (Мурка, котёнок). Ткань – платье, мясо - ? (суп, корова).

Слайд 26

Спасибо за внимание! Подготовила: старший методист С.Л. Головорушко


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Непосредственно-образовательной деятельности по экологическому воспитанию с использованием развивающих игр «Лучше нет родного края!»

КОНСПЕКТНепосредственно-образовательной деятельности по экологическому воспитанию с использованием развивающих игр «Лучше нет родного края!»...

Непосредственно-образовательная деятельность по экологическому воспитанию c использованием ЭОР Во второй младшей группы, на тему: «Колобок в осеннем лесу»

·        Уточнять знание детей о лесе и его обитателях; Закреплять представления о домашних животных (курица, петух, собака, кошка, бычок, конь) и диких осенью(зайца...

Собственная методическая разработка, Конспект по непрерывной непосредственной образовательной деятельности по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста «Волшебство осени» с использованием ИКТ.

В данной методической разработке изложен опыт интеграции образовательных областей позвательного развиия и художественно-эстетического развития в экологической направленности....

Собственная методическая разработка, конспект по непрерывной непосредственной образовательной деятельности по экологическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста «Волшебство осени» с использованием ИКТ.

В данной методической разработке изложен опыт интеграции образовательных областей позвательного развиия и художественно-эстетического развития в экологической направленности....

Проект Непосредственно образовательной деятельности по экологическому воспитанию Познание окружающего мира посредством экологического воспитания. «Деревья наши друзья»

Познание окружающего мира посредством экологического воспитания. «Деревья наши друзья»Экологическое образование детей дошкольного возраста чрезвычайно актуальная проблема настоящего времен...