Тема : Животные и птицы зимой.
календарно-тематическое планирование (младшая группа)

 

 

 

 

Тема : Животные и птицы зимой.

 

 ПОНЕДЕЛЬНИК                                             Дата: 12.12.2022.

 

Совместная деятельность педагога с детьми

(групповая, подгрупповая, индивидуальная)

УТРО: приём детей,  включение  детей в общий ритм жизни, создание бодрого настроения,  дежурство, подготовка к образовательной деятельности

1.Индивидуальная работа

по воспитанию культурно-гигиенических навыков с подгруппой детей игровая ситуация «Полотенце пушистое». Задачи: формировать у детей привычку следить за своим внешним видом, умением пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо. Учить правильно пользоваться полотенцем.

 

2. Беседа (рассказ воспитателя, игра-ситуация, проблемная ситуация) по теме недели

Чтение рассказов и стихотворений о зиме; рассматривание пейзажных картин, заучивание зимних загадок, беседа о приметах зимнего периода; наблюдение за снегом; беседа, диких животных и птиц в зимний период.

Задачи: образовательные: закреплять у детей умение выделять существенные признаки зимнего периода, соотносить изменения в природе с жизнью растений, зверей и птиц, способами их приспособления.

3.Работа по ОБЖ/ПДД (проблемные ситуации, игры, беседы, рассматривание иллюстраций, моделирование)

 Углубление знаний детей по правилам дорожного движения и навыков их соблюдения.

Задачи :способствовать развитию реакции; воспитывать грамотного пешехода;

продолжать закреплять правила поведения на проезжей части.

 

                                       

4.Чтение художественной и познавательной литературы

 Чтение сказки «Теремок» в обработке Е. Чарушина. Задачи: учить детей внимательно слушать сказку, отвечать на вопросы по содержанию текста.

 

                                      ООД

Познавательное  развитие

09.00 – 09.15

Тема: «Зимующие птицы и животные». Интернет – ресурс.

Цель: рассказать детям о том, как зимуют дикие звери и птицы; формировать навыки связной речи, правильное лексическое и грамматическое оформление речевых высказываний, отвечать на вопросы полным предложением; воспитывать любовь к природе, доброе, заботливое отношение к зверям, птицам.

Бассейн                     11.10 – 11.30

По плану инструктора.

ПРОГУЛКА: снять напряжение, обеспечить тонус для физического и психического развития

1. Наблюдение  за неживой природой

за состоянием природы

Задачи:  учить видеть прекрасное, различать характерные при­меты зимы, узнавать их в литературных текстах, сти­хотворениях

2. Трудовая деятельность

 Засыпка корней деревьев снегом.

Задачи:  воспитывать желание оказывать помощь живым объектам.

3. Подвижные игры 

1). «Зайцы и волк». Задачи: учить внимательно слушать воспитателя, упражнять в прыжках с продвижением вперёд.

2). «Кто быстрее добежит до флажка». Задачи: учить выполнять действия строго по сигналу воспитателя.

4. Индивидуальная работа по развитию ОД (прыжки)

С подгруппой детей игра малой подвижности «Перепрыгни через препятствие». Задачи: учить детей перепрыгивать через препятствия, приземляясь на обе ноги.

ВЕЧЕР

1. Сюжетно – ролевая игра

Сюжетно – ролевая игра «Лиса». Задачи: развивать у детей способность принимать на себя роль животного.

2.Индивидуальная работа

С подгруппой детей пальчиковая игра «Ёлочка». Задачи: учить детей выполнять пальчиковую игру, развивать речь.

3.Беседы о художниках и картинах/ дидактические игры по изодеятельности

Художественно-развивающая игра «Угадай, кто что делает?»

Цель: подвести детей к пониманию того, как художник изображает движение, позу, жест животного и что они означают. Формировать художественное восприятие, умение в речи, лепке, пластикой движений передавать воспринятые графические образы животных.

ПРОГУЛКА: снять напряжение, обеспечить тонус для физического и психического развития

1. Трудовая деятельность

Расчистка от снега место для игр. Задачи: Учить детей проявлять самостоятельность, потребность в выполнении трудовых поручений.

2. Подвижные игры 

1) «Ловкая пара»

Задачи: развивать глазомер, достигая хорошего результата.

2) «Попади в цель»

Задачи: учить следить за направлением летящего предмета, рассчитать и выполнить движения.

3. Индивидуальная работа по математике

С подгруппой детей индивидуальная работа игра «Чудесный мешочек».

Цель: закреплять название геометрических фигур, умение определять их на ощупь.

Ход: у воспитателя мешочек с геометрическими фигурами. Дети находят на ощупь геометрическую фигуру, достают её рассказывают все об этой фигуре. Например:" Это квадрат. У него четыре угла, четыре стороны, он синего цвета и т. д. ".

 

 

 ВТОРНИК                                                 Дата: 13.12.2022.

Совместная деятельность педагога с детьми

(групповая, подгрупповая, индивидуальная)

УТРО: приём детей,  включение  детей в общий ритм жизни, создание бодрого настроения,  дежурство, подготовка к образовательной деятельности

1.Индивидуальная работа

С подгруппой детей дидактическая игра «Домик для медвежат». Задачи: развивать умение детей сравнивать два предмета по величине, активизировать в речи слова «большой», «маленький».

2. Игры на развитие эмоциональной сферы / воображения / восприятия

Игра «Что было бы, если бы.»

Цель: развивать способность распознавать и выражать различные эмоции.

Взрослый показывает детям сюжетную картинку, у героя (ев) которой отсутствует (ют) лицо (а). Детям предлагается назвать, какую эмоцию они считают подходящей к данному случаю и почему. После этого взрослый предлагает детям изменить эмоцию на лице героя. Что было бы, если бы он стал веселым (загрустил, разозлился и т. д.?

3. Игры-

эксперименты, исследовательская деятельность

Игра «Угадай, что звучит» — ребенок за ширмой выбирает предмет, которым затем издает звук, другие дети отгадывают. Они называют предмет, с помощью которого издан звук, и говорят, что услышали его ушами.

Цель: закрепить представления детей об органах чувств, их назначении (уши — слышать, узнавать различные звуки;

4. Чтение художественной и познавательной литературы

Чтение сказки «Лиса и журавль» ( в обработке М. Боголюбской). Задачи: Познакомить детей со сказкой «Кот, петух и лиса». Вызвать у детей желание послушать сказку ещё раз.

 

ООД

Аппликация  09.00 – 09.15

«Прилетели снегири» Интернет – ресурс.

Цель: Сформировать представление детей о жизни снегиря, их внешнем виде, месте обитания, особенностях поведения, питания. Учить детей создавать аппликацию из готовых шаблонов в виде птицы. Закреплять умение пользоваться клеем. Развивать внимание, мелкую моторику.

Бассейн 15.15

По планам инструктора.

 

ПРОГУЛКА: снять напряжение, обеспечить тонус для физического и психического развития

 

1. Наблюдение  за растительным миром

Наблюдение за деревьями. Задачи: формировать знания о жизни растений зимой, воспитывать бережное отношение к природе.

2. Трудовая деятельность

 Расчистка дорожки к дереву, украшение ее, утепление ство­ла у корней снежным покровом.

Задачи:  учить заботиться о растениях.

3. Подвижные игры 

1)  «Два мороза»

Задачи:  учить выполнять характерные движения по содержа­нию игры; развивать ловкость, быстроту.

2) « Птички летают» Задачи: учить детей быстро действовать по сигналу, бегать, не наталкиваясь друг на друга.

4. Индивидуальная работа по развитию ОД (бег)

С подгруппой детей  игра «Кто быстрее добежит до флажка».

Задачи: научить бегать быстро, легко и ритмично, с хорошей координацией движений рук и ног.

 

ВЕЧЕР

1. Индивидуальная работа

по музыкальному воспитанию  (по журналу взаимодействия педагогов)

2.Отгадывание загадок

по теме недели.

Учить детей отгадывать загадки по сюжетным картинкам. Формировать связность и четкость высказывания. Развивать мышление, внимание, память на материале описательных загадок. Закреплять умение составлять рассказ-описание, развивать связную речь. Закрепить знания об изменениях, происходящих весной в природе. Заложить основы экологического воспитания.

3.Дидактические игры на развитие сенсорики и моторики

Игра «Разноцветные прищепки»

Цель: развивать мелкую моторику, воображение. Расширять знания об окружающем мире, Упражнять детей в умении считать и отсчитывать, закреплять знания о цвете. Учить правильно брать и открывать прищепки, находить местоположение по цвету. Воспитывать эмоциональное отношение к результатам своего труда, усидчивость, терпение.

ПРОГУЛКА: снять напряжение, обеспечить тонус для физического и психического развития

1. Трудовая деятельность

Сбор снега для постройки горки для куклы.

Задачи: учить работать сообща, добиваясь выполнения зада­ния общими усилиями.

 

2. Подвижные игры 

1) «Сокол и голуби» Задачи: упражнять детей в беге с увертыванием.

 2) «Самолеты» Задачи: учить детей медленному бегу, держать спину и голову прямо во время бега, соблюдать расстояние между друг другом, развивать ориентировку в пространстве.

3. Индивидуальная работа по экологии

С подгруппой детей игра по экологии.

«Как помочь зимующим птицам».

Дать первоначальное представление о лесе и жизни в нём диких животных (как передвигаются, чем питаются, как спасаются в зимних условиях, о запрещении охоты на диких животных). Помочь детям устанавливать зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе. Воспитывать любовь и заботу к животным.

 

 

СРЕДА                                                 Дата: 14.12.2022.

 

Совместная деятельность педагога с детьми

(групповая, подгрупповая, индивидуальная)

УТРО: приём детей,  включение  детей в общий ритм жизни, создание бодрого настроения,  дежурство, подготовка к образовательной деятельности

1.Индивидуальная работа

С подгруппой детей дидактическая игра «Мостики для зайчат». Задачи: развивать умение детей сравнивать два предмета по величине.

2.Дидактические игры математического содержания

«Длинный – короткий» Задачи: Учить детей различать предметы по длине, употреблять в речи длинный, короткий; длиннее – короче. Развивать воображение, мышление.

3. Работа в книжном уголке (беседа, рассматривание, ремонт книг)

Ремонт книг: «Книжная больница».

Задачи: Закреплять умения в уже знакомых видах деятельности:

перебирать книги и находить книги, требующие ремонта;

нарезать бумагу определенного размера;

готовить все необходимое для выполнения коллективного труда.

4. Беседа  патриотической, краеведческой / этической тематики

Беседа с детьми «Птицы зимой». Задачи: Воспитывать чувство сопереживания и желание помочь нуждающимся животным и птицам. Воспитывать бережное отношение к природе.

5. Чтение художественной и познавательной литературы

Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц» (в обработке В. Даля)

Продолжать знакомить детей с произведениями устного народного творчества, учить оценивать поступки героев, выражать свое отношение к ним.

 

ООД

Развитие речи

09.00 – 09.15

Чтение рассказа Л. Воронковой «Снег идёт». Чтение стихотворения А. Босевой «Трое». В. В. Гербова  стр 52.

Цель: Познакомить детей с рассказом Л. Воронковой «Снег идёт», оживив в памяти детей их собственные впечатления от обильного снегопада. Помочь запомнить стихотворение А. Босевой «Трое»  ( перевод с болгарского В. Викторовой).

Физкультура

9.30 – 9.45

 

По плану инструктора.

ПРОГУЛКА: снять напряжение, обеспечить тонус для физического и психического развития

1. Наблюдение  за животным миром

 

 За  птицами зимой

Задачи:  формировать представление о жизни птиц зимой; воспитывать желание заботиться о птицах, выделяя при­знаки живого.

2. Трудовая деятельность

Заливка цветной водой горки для кукол.

Задачи:  формировать навыки работы в коллективе

3. Подвижные игры 

1) «Быстрей по местам»

Задачи:  Развивать ориентировку в пространстве, умение выполнять движения по сигналу. Упражнять в быстром беге, ходьбе, подпрыгивании.

2) «Угадай, кого поймали»

Задачи:  Развивать наблюдательность, активность, инициативу. Упражнять в беге, в прыжках.

4. Индивидуальная работа по развитию ОД (метание)

С подгруппой детей бросание снежков на дальность. Задачи: упражнять детей в бросании на дальность правой и левой рукой.

ВЕЧЕР

1. Индивидуальная работа

По рисованию с подгруппой детей «Маленькие и большие следы». Задачи: учить детей рисовать пальцем, ритмично наносить отпечаток на бумагу, передавать ритмом мазков следы, располагать их на бумаге в определённой последовательности.

2. Сюжетно – ролевая игра

 «Перелетные птицы.

Появление птенчиков в гнезде»

Задачи: Развитие у детей способности принять на себя роль птиц.

Закреплять умение детей драматизировать понравившиеся им сказки и истории.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Игровые действия: Птицы рады появлению птенцов, заботливо относятся к своему потомству. Оберегают их от неприятностей, кормят, учат летать.

Предварительная работа: Знакомство с отличительными признаками перелётных птиц по картинкам, иллюстрациям, чтение стихов и рассказов о птицах. Рассматривание иллюстраций по теме. Изготовление атрибутов к игре. Предметы-заместители, игрушки.

3.Музыкально-дидактические игры /беседы о муз. произведениях и композиторах/ Музыкально-хоровод-ные игры, игры с пением

На чем играю?

Задачи: : развивать тембровое чувство детей

 

ПРОГУЛКА: снять напряжение, обеспечить тонус для физического и психического развития

1. Трудовая деятельность

Очистка дорожек от льда и снега.

Задачи:  закреплять навыки работы с лопатой; воспитывать настойчивость, самостоятельность.

2. Подвижные игры 

1) « Ловишки с мячом» Задачи:  передавать мяч, точно согласуя движения с ритмом произносимых слов.

2)  «Кати в цель» Задачи:  развивать координацию движений.

3. Индивидуальная работа по развитию связной речи

С подгруппой детей игра по развитию речи «Четвёртый лишний».  Задачи: учить детей подбирать однокоренные слова. Развивать внимание, речь.

 

г

ЧЕТВЕРГ                                                 Дата: 15.12. 2022.

 

Совместная деятельность педагога с детьми

(групповая, подгрупповая, индивидуальная)

УТРО: приём детей,  включение  детей в общий ритм жизни, создание бодрого настроения,  дежурство, подготовка к образовательной деятельности

1.Индивидуальная работа

По воспитанию культурно гигиенических навыков с подгруппой детей ,игровая ситуация «Сухие рукава». Задачи: формировать у детей умение аккуратно мыть руки с мылом, закатывать рукава, не проливать воду на пол, насухо вытирать руки личным полотенцем.

2.Дидактические игры по развитию речи

Дидактическая игра «Громко – тихо». Задачи: учить детей менять силу голоса, говорить то тихо, то громко. Развивать внимание, речь.

3.Игры на развитие внимания /памяти/ мышлении

Дидактическая игра «Самый внимательный». Задачи: формировать у детей представления о количестве предметов «один и много», активизировать в речи детей один – много. Развивать внимание, мышление.

4. Чтение художественной и познавательной литературы

Чтение русской народной сказки «Рукавичка». Задачи: познакомить детей с русской народной сказкой «Рукавичка». развивать связную речь детей по средствам использования сказки «Рукавичка. Учить детей отвечать на вопросы по содержанию текста.

 

ОДД

Математика

09.00 – 09.15

Занятие №3 И. А. Помораева, В. А. Позина стр 21.

Цель: учить сравнивать две равные группы предметов способом наложения, понимать значения слов по многу, поровну. Упражнять в ориентировании на собственном теле, различать правую и левую руку.

Музыка

09.25 – 09 40

По  планам музыкального руководителя.

 

ПРОГУЛКА: снять напряжение, обеспечить тонус для физического и психического развития

1. Наблюдение  за явлениями общественной жизни и трудом взрослых

за работой дворника

Задачи:  продолжать наблюдение за работой дворника; совершенствовать словарный запас;

формировать стремление к порядку и чистоте; прививать любовь к природе, бережливое и заботливое отношение к окружающей среде.

2. Трудовая деятельность

Сгребание снега на участке под деревья.

Задачи:  воспитывать бережное отношение к природе.

3. Подвижные игры 

1)  «Снежная карусель»

Задачи:  упражнять в ориентировке на местности.

2)  «Совушка»

Задачи:  учить выполнять движения по сигналу

4. Индивидуальная работа по развитию ОД (бросание, ловля)

С подгруппой детей бросание снежков. Задачи:Упражнять детей в бросании на дальность правой и левой рукой.

 

ВЕЧЕР

1. Индивидуальная работа

С подгруппой детей дидактическая игра «Назови одним словом».

Цель: учить обогащать предметы одним словом, обогащать словарный запас.

 

2. Предварительная работа к сюжетно-ролевой игре

 Сюжетно-ролевая

3. Строительные игры

 «Построим дом»

 

ПРОГУЛКА: снять напряжение, обеспечить тонус для физического и психического развития

1. Трудовая деятельность

Уборка участка от снега.

Задачи:  учить собирать снег на носилки, ссыпать в опреде­ленное место. 

2. Подвижные игры 

1) «Горелки».

Задачи: учить соблюдать правила игры, действовать по сигналу воспитателя.

2) «Бездомный заяц»

Задачи:  упражнять в умении бегать, не наталкиваясь друг на друга; воспитывать ловкость и выносливость.

3. Индивидуальная работа по развитию словаря и грамматики

С  подгруппой детей дидактическая игра «Бывает – не бывает»

Задачи: Расширение объема словаря, уточнение представлений о признаках предметов, их частей, местоположении, функциях.

Содержание: Взрослый говорит предложение, содержащее в себе верное или ошибочное суждение. Дети, в случае необходимости, исправляют ошибку.

 

 

ПЯТНИЦА                                                 Дата: 16.12.2022.

Совместная деятельность педагога с детьми

(групповая, подгрупповая, индивидуальная)

УТРО: приём детей,  включение  детей в общий ритм жизни, создание бодрого настроения,  дежурство, подготовка к образовательной деятельности

1.Индивидуальная работа

С подгруппой детей игра малой подвижности «Хорошо – плохо»

 Цель: расширение словаря, знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи, воображения ловкости.

2.Дидактические игры по ознакомлению с окружающим / природным миром/ Просмотр фильмов, презентаций познавательного характера

«Похож – не похож»

Задачи:  Учить детей сравнивать предметы, замечать признаки сходства по цвету, форме, величине, материалу; развивать наблюдательность, мышление, речь.

 

 

3. Рассматривание альбомов, иллюстраций по теме недели

 

 Рассматривание иллюстраций с изображением зимующих птиц. Задачи: Уточнять представления детей о зимующих птицах, их внешнем виде. Развивать умение соотносить изменения в природе с жизнью птиц зимой.

 

 

4. Чтение художественной и познавательной литературы

Чтение русской народной сказки «Лиса и журавль» ( в обработке А..Афанасьевой ). Задачи: напомнить детям известные им русские народные сказки, помочь правильно воспроизвести начало и конец сказки.

 

ООД

Рисование

09.00 – 09.15.

«Заяц на снегу». Д. Н. Колдина стр 38.

Цель: учить детей делать тычки жёсткой полусухой кистью внутри контура, дать представления о жизни зайца в лесу зимой. Продолжать учить рисовать красками.

 

Физкультура 09.30 -  09.45

 

По планам физкультурного руководителя.

ПРОГУЛКА: снять напряжение, обеспечить тонус для физического и психического развития

1. Наблюдение  за сезонными изменениями/ целевые прогулки и экскурсии

за  сезонными изменениями

Задачи:  формировать представления об изменениях в природе в начале зимы (ночь растет, а день убывает);  учить различать характерные приметы начала зимы, узнавать их приметы в стихотворениях.

2. Трудовая деятельность

Расчистка участка и дорожек от снега .

Задачи:  воспитывать трудолюбие, желание доводить нача­тое дело до конца.

3. Подвижные игры 

1)  «Зайка беленький сидит»

Задачи: приучать детей слушать текст и выполнять движение с текстом, учить их подпрыгивать, хлопать в ладоши, убегать, услышав последние слова текста.

2) «Сделай фигуру»

Задачи:  учить выполнять действия по сигналу, не наталкиваясь друг на друга.

4. Индивидуальная работа по развитию ОД (ходьба, лазанье)

С подгруппой детей  ходьба по глубокому снегу.

Задачи: Учить детей правильно дышать Учить детей энергично размахивать руками Отрабатывать легкость походки и координацию движения.

ВЕЧЕР

1. Индивидуальная работа

по физическому воспитанию (по журналу взаимодействия педагогов)

2. Хозяйственно-бытовой труд

«Помогаем няне»

Цель: Учить застилать постельное белье приучать детей оказывать посильную помощь взрослым. Развивать трудолюбие, желание помогать взрослым. Воспитывать уважение к труду взрослых.

 

3.Культурно-досуговые мероприятия: (праздники, развлечения, театрализованные представления и др.) / Театрализованные игры

«Дикие  животные зимой» Задачи: Познакомить детей с особенностями диких  животных. Научить различать и называть взрослых животных и  их детенышей Формировать представление о значении животных в природе и жизни человека

 

ПРОГУЛКА: снять напряжение, обеспечить тонус для физического и психического развития

1. Трудовая деятельность

Сгребание снега в определенное место для постройки ле­дяных фигур.

Задачи:  учить работать сообща, добиваться цели общими уси­лиями.

2. Подвижные игры 

1)  «Снежинки и ветер»

Задачи: учить действовать по сигналу.

2) «Кто сделает меньше прыжков?»

Задачи:  продолжать учить прыгать гигантскими шагами; начинать игру по сигналу воспитателя .

3. Индивидуальная работа (развитие внимания,  памяти, мышления)

С подгруппой детей игра «Рассказываем сказки».

Цель: развитие слуховой памяти, объема запоминания.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Колендарно-тематическое планирование на тему "Животные и птицы зимой"

Планирование воспитательно-образовательной работы в подготовительной группе Период: 12 – 16 декабря 2017г....

Планирование работы на неделю. Тема : "Животные и птицы зимой".

Планирование работы на неделю. Тема : "Животные и птицы зимой...

Календарный план по лексической теме"Животные нашего края, зимующие птицы и животные жарких стран" для детей от 5 до 6 лет группа "Золотой ключик" .

Календарный план разработан с учетом возрастных особенностей детей от 5 до 6 лет, а так предусматривает учет индивидуального маршрута с каждым ребенком....

Календарно -тематическое планирование по теме: Животные и птицы зимой»

Тема недели: Животные и птицы зимой» Цель: Совершенствовать у детей умения различать и узнавать по внешним признакам: отличать птицу от зверя; Систематизировать представления дете...

Тема: Животные и птицы зимой

Конспект подгруппового логопедического занятия старшей группы компенсирующей направленности...

Календарно тематическое планирование по теме: "Животные и птицы зимой"

Цель:  Знакомить детей  с понятием « дикие»  животные, птицы,  расширять знания  о диких животных.  Знакомить с некоторыми   особенностями поведения...