Технология познавательного развития детей "Организация опытно-экспериментальной деятельности дошкольников"
методическая разработка (старшая группа)

Ребенок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детского поведения является любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий, впечатлений, стремление к экспериментированию и поиску новых сведений об окружающем мире. Исследования дают ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как» и «почему». Это направление выступает приоритетным в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Знания, полученные ребенком самостоятельно, во время проведения опытов и экспериментов запоминаются надолго. Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты, исследования, эксперименты, учился добывать знания и самостоятельно решать различные задачи.

Комплексная работа по изучению свойств различных веществ имеет большое значение для развития исследовательских способностей ребенка. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей даёт им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.

 Новизна заключается в сути самой идеи – использовать игры-эксперименты в интеграции с другими видами деятельности с учетом всех образовательных областей. Интеграция исследовательских задач в содержание познавательного, речевого, художественно-эстетического образования ребенка выступает новым направлением в работе педагога.

Результаты диагностики исследовательской активности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования (по методике Л.Н.Прохоровой, Т.И.Бабаевой, О.В.Киреевой) представлены в диаграмме.

 

В результате внедрения данной технологии у детей сформированы представления о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях; навыки экологически грамотного поведения в природе и в быту. Дети научились ставить проблему, находить пути решения, планировать, самостоятельно работать с информацией, проводить элементарные опыты, быть ответственными партнёрами, уважать мнение собеседника.

 С высоким уровнем развития - 67% - дети самостоятельно видят проблему. Выдвигают гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами. Самостоятельно планируют предстоящую деятельность. Осознанно выбирают предметы и материалы для самостоятельной деятельности в соответствии с их качествами, свойствами, назначением. Действуют планомерно. В диалоге со взрослым поясняют ход деятельности. Формулируют в речи: достигнут или нет результат, замечают неполное соответствие полученного результата гипотезе. Делают выводы.

Со средним уровнем 31% - в большинстве случаев дети проявляют активный познавательный интерес. Видят проблему иногда самостоятельно, иногда с небольшой подсказкой взрослого. Дети принимают задачу и разворачивают поисковые действия, но действуют непоследовательно, получают частичный результат. Аргументируют свои суждения и пользуются доказательствами с помощью взрослого.

С низким уровнем развития 2% - включаются в проблемную ситуацию, но активность быстро затухает, боятся проявить самостоятельность и инициативу в выборе способа действия, затрудняются выдвинуть гипотезу и обосновать ее.

Дошкольники действуют хаотично, переводят экспериментальную деятельность в игровую, то есть исследовательский поиск заменяется игровым манипулированием.

Работа с родителями помогла повысилась их компетентность в экологическом образовании дошкольников. Способствовала формированию доверительных детско-родительских взаимоотношений, привлечению родителей к взаимодействию с педагогом и ДОО, раскрытию творческого потенциала родителей и привлечению их к единому творческому процессу с детьми.

Помимо этого, обогатилась развивающая среда группы, появились новые методические разработки, необходимые в педагогической деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_s_peskom.docx0 байтов
Файл kartoteka_opytov.docx0 байтов
Файл rol_semi_v_razvitii_poiskovo.docx0 байтов
Файл tehnologiya_eksperimentirovaniya_1.docx0 байтов

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

О подготовке к педагогическому совету №3 по теме: "Познавательно - исследовательская и опытно - экспериментальная деятельность, как направление развития личности развития дошкольника в условиях внедрения ФГОС в образовательный процесс"

О подготовке к педагогическому совету №3 по теме: "Познавательно - исследовательская и опытно - экспериментальная деятельность, как направление развития личности развития дошкольника в условиях внедре...

Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие». Организация опытно экспериментальной деятельности Название: «Лаборатория» в подготовительной группе № 5

Технологическая картанепрерывной образовательной деятельностипо образовательной области «Познавательное развитие».Организация опытно экспериментальной деятельностиНазвание: «Ла...

НОД по познавательному развитию с опытно – экспериментальной деятельностью (удивительные свойства дерева) с использованием интеллект – карты в старшей группе.

Цель: повышать интерес у детей к опытно-экспериментальной деятельности. Развивать  память детей путем составления интеллект - карт.Задачи:Образовательная: Познакомить детей со свойствами дер...

Познавательное развитие» как основы интеллектуальной деятельности дошкольника»

Познавательная активность является одной из самых важных процессов жизнедеятельности детей, она воспитывает и развивает. Познавательная активность имеет большое значения для интелл...

Технология познавательного развития детей "Организация опытно-экспериментальной деятельности дошкольников"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"29390634","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]    [[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"2939...