Музыкальное воспитание детей в детском саду.
статья

Уткина Людмила Петровна

Музыкальное воспитание – важнейшее средство формирования духовного облика человека, его идеалов. Оно необходимо не только каждому человеку в отдельности, но и обществу в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_utkina_l.p.docx24.13 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыка  сопутствует человеку на протяжении всей его жизни, вызывает эмоциональный отклик, взволнованность, стремление к действию. Она способна вдохновить, зажечь человека, вселить в него дух бодрости и энергии. Характерной особенностью музыки является сильное, тонкое и глубокое воздействие на внутренний мир слушателя, оказываемое как на эмоциональную, так и на интеллектуальную стороны его личности.

 

         Насколько активно воспитатели детского сада участвуют в музыкальном воспитании детей? И все ли они осознают важность такого участия? Увы, нередко воспитатель считает своей обязанностью всего лишь присутствовать на музыкальном занятии — с целью поддержания дисциплины. А некоторые не считают нужным, даже и присутствовать — мол, за это время они смогут сделать какие-то дела в группе.

 

         Между тем, без активной помощи воспитателя продуктивность музыкальных занятий оказывается гораздо ниже возможной. Воспитывая ребенка средствами музыки, педагоги — «дошкольники» должны хорошо понимать ее значение в гармоничном развитии личности. Для этого надо ясно и отчетливо представлять, какими средствами, методическими приемами можно закладывать основы правильного восприятия музыки.

 

      Актуальность данной темы в том, что музыкальное воспитание является важным компонентом развития личности ребенка.

 

Цель реферата – выявить какое значение у воспитателя в музыкальном воспитании детей в ДОУ.    Задачи:

 

  1. Подобрать и изучить литературу по этой теме.
  2. Рассмотреть роль воспитателя в музыкальном воспитании.
  3. Рассмотреть роль воспитателя на музыкальном занятии.
  4. Выделить задачи, формы и методы музыкального воспитания в семье.

 

 

 

 

    1. Роль воспитателя в музыкальном воспитании детей

 

          Успехи в музыкальном развитии детей, эмоциональное восприятие ими музыки тесно связаны с работой воспитателя. Именно воспитатель, обладающий широким кругозором, определенной музыкальной культурой, понимающий задачи музыкального воспитания детей, является проводником музыки в повседневную жизнь детского сада. Хорошие деловые взаимоотношения музыкального руководителя и воспитателя благотворно влияют на детей, создают здоровую, дружественную атмосферу, одинаково необходимую как для взрослых, так и для детей.

 

         Основной формой музыкального воспитания и обучения ребенка в дошкольном учреждении является музыкальные занятия. В процессе занятий дети приобретают знания, умения, навыки по слушанию музыки, пению, музыкально - ритмическим движениям, игре на ДМИ. На занятиях осуществляется планомерное воспитание каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.

 

      Участие воспитателя в музыкальном занятии зависит от возрастной группы, музыкальной подготовленности детей и конкретных задач данного занятия. Особенно важно участвовать воспитателю в работе с младшими группами, где ему принадлежит главная роль в игре, пляске, песне. Чем младше дети, тем активнее приходится быть воспитателю – оказывать помощь каждому ребенку, следить, чтобы дети не отвлекались, были внимательными, наблюдать, кто и как проявляет себя на занятии. В старшей и подготовительной группах, детям предоставляется больше самостоятельности, но все же помощь воспитателя необходима. Он показывает движения упражнений вместе с музыкальным руководителем, исполняет пляску вместе с ребенком, у которого нет пары, осуществляет контроль за поведением детей, за качеством выполнения всего программного материала. Роль воспитателя меняется в зависимости от содержания музыкального занятия.

 

          Допускается и такой вариант: первый раз исполняет песню музыкальный руководитель, повторно – воспитатель. Воспитатель следит, все ли дети активно поют, правильно ли они передают мелодию песни, выговаривают слова. Когда дети мало высказываются по поводу услышанного, воспитатель помогает им наводящими вопросами. При проведении музыкально-ритмических движений с детьми младших групп, воспитатель играет с ними, показывает плясовые и имитационные фигуры. В старших группах он внимательно следит, правильно ли дети выполняют движения и кому из них надо помочь. Присутствуя на занятиях, активно участвуя в них, воспитатель не только помогает детям, но и сам усваивает материал. Необходимо, чтобы на занятиях поочередно присутствовали оба воспитателя. Зная репертуар, они могут включать те или иные песни, игры в повседневную жизнь детей.

 

        Умения, полученные на занятиях, обязательно должны закрепляться и развиваться также вне их. В разнообразных играх, на прогулках, в часы, отведенные для самостоятельной деятельности, дети по собственной инициативе могут петь песни, водить хороводы, слушать музыку, подбирать простейшие мелодии на металлофоне.

 

         В повседневной жизни детского сада акцент делается на индивидуальной работе с детьми – развитии их музыкальных способностей, формировании чистой интонации, обучении детей игре на ДМИ. Ведущая роль здесь отводится воспитателю. Учитывая возраст детей, он определяет формы включения музыки в режим дня. Многие стороны жизни детского сада допускают связь с музыкой и приобретают от этого большую эмоциональную наполненность.

 

        Игра, безусловно, является основной деятельностью ребенка вне занятий. Включение музыки в игру делает ее более эмоциональной, интересной, привлекательной. Возможны различные варианты применения музыки в играх.

 

          Например, играя, дети поют колыбельную песню, празднуют новоселье, пляшут. В других случаях дети отражают в играх впечатления, полученные на музыкальных занятиях, праздниках. Проведение сюжетно-ролевых игр с музыкой требует очень осторожного и гибкого руководства воспитателя. Он, наблюдая ход игры, побуждает детей к пению, пляскам, игре на ДМИ. Многие сюжетно-ролевые игры возникают лишь тогда, когда детям дают игрушечный телевизор, пианино, театральную ширму. Дети начинают играть в «музыкальные занятия», «театр», выступать с концертами по «телевидению».

 

            Музыку целесообразно включать и на занятия по развитию речи, например,  при рассказывании сказки. Но при этом необходимо позаботиться, чтобы музыка не нарушала целостности сказочного образа, а наоборот дополняла его.         

 

           Музыка может быть использована и при проведении бесед на разные темы. (О временах года, наступающем празднике, о Родине и т.д.)

 

         Между музыкальным воспитанием и изобразительной деятельностью тоже легко наладить взаимосвязь. С одной стороны, музыка углубляет те впечатления, которые дети выразили в рисунке или лепке. С другой -  дает материал для ее проведения. Темой рисунков, лепки, аппликации может быть содержание хорошо знакомой песни или программного инструментального произведения. Таким образом, объединение музыкальной и изобразительной деятельности помогает ребенку в восприятии каждого вида искусств.

 

          Музыка, включаемая воспитателем в различные моменты повседневной жизни детей, вызывает у них положительные эмоции, радостные чувства, создает приподнятое настроение. Рекомендуется чаще использовать народные песни, прибаутки. Их тонкий юмор, яркая образность обладают гораздо большей силой воздействия на поведение ребенка, чем нравоучение или прямое указание.

      Музыкальное занятие - это основная организационная форма по осуществлению задач музыкального воспитания и развития детей.

 

Роль воспитателя, чередование его активного и пассивного участия, различны в зависимости от частей занятия и их задач.

 

Слушание музыки:

 

1. Личным примером воспитывает у детей умение внимательно слушать музыкальное произведение, выражает заинтересованность;

 

2. Следит за дисциплиной;

 

3. Оказывает помощь музыкальному руководителю в использовании наглядных пособий и другого методического материала.

 

Распевание, пение:

 

1.   Не участвует во время быстрых опросных упражнений;

 

2.   В распевании не участвует, чтобы не сбивать детей;

 

3. Поет с детьми, разучивая новую песню, показывая правильную артикуляцию;

 

4. Поддерживает пением при исполнении знакомых песен, используя средства мимической и пантомимической выразительности;

 

5.   При совершенствовании разучивания песни подпевает в трудных местах;

 

6.   Не поет с детьми при самостоятельном эмоционально-выразительном

 

 пении (исключение — пение с детьми раннего и младшего возраста);

 

Музыкально-ритмические движения и игры:

 

1. Участвует в показе всех видов движений, давая соответствующие рекомендации детям;

 

2. Дает точные, четкие, эстетичные эталоны движений (исключение —

 

 упражнения на развитие творческой активности детей);

 

3. Принимает непосредственное участие в исполнении танцев, плясок, хороводов. В старшем дошкольном возрасте знакомые танцы, пляски дети исполняют самостоятельно;

 

4. Корректирует выполнение движений отдельными детьми во время танца

 

 или пляски;

 

5. Разъясняет и контролирует выполнение условий игры, способствуя формированию поведенческих навыков во время ее проведения;

 

6. Берет одну из ролей в сюжетной игре;

 

7. Наблюдает за дисциплиной на протяжении всего музыкального занятия.

 

         На музыкальных занятиях осуществляется разностороннее воспитание детей:

 

Умственное: Дети получают знания о различных сторонах  и явлениях окружающей действительности, т.е знания о временах года, о праздниках и трудовых буднях людей. Систематизируется жизненный  опыт.

 

Нравственное - волевоеВоспитывается чувство любви к матери, Родине, формируются навыки культурного поведения (в организационных моментах), воспитывается умение слушать, петь, плясать в коллективе. Целеустремленно  заниматься, умение доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности

 

Физическое:  В танцах и играх формируются определенные двигательные навыки, развивающие определенные группы мышц.

 

 Эстетические: Чтобы уметь слушать и понимать музыку, нужно  ее  чувствовать, познают прекрасное.

 

Певческие навыки:  Чистота интонирования, дыхание, дикция, слаженность певческих интонаций

 

        Воспитатель осуществляет в основном всю педагогическую работу в детском саду – следовательно, он не может оставаться в стороне и от музыкально – педагогического процесса.

 

             Наличие в детском саду двух педагогов – музыкального  руководителя и воспитателя, не всегда приводит к желаемым результатам.         Если  все  музыкальное воспитание сводится только к проведению  музыкальных занятий, а воспитатель при этом считает себя свободным от музыкального развития детей, то в  таком случае музыкальное воспитание  не является органической частью всей жизни детей: пляска, музыкальная игра не входит  в быт ребенка. Воспитатель, недооценивая значение музыкального воспитания в педагогической работе, не проявляет сам интереса к нему и не умеет вызвать интереса у детей.

 

          Ведущая роль на музыкальных занятиях принадлежит музыкальному руководителю, т.к. он может донести до детей особенности музыкальных произведений.

 

         Непонимание  воспитательных задач музыки воспитателем может  свести на «нет» все усилия музыкального руководителя. Там, где воспитатель любит музыку, любит петь там и дети с большим интересом относятся к музыкальным занятиям. Кроме того, в разделе «Движение», музыкальный руководитель скован инструментом и тут обязателен показ движений воспитателем.

 

        Ведущая роль музыкального руководителя ни в коей мере не  снижает активности воспитателя.

 

                                             Заключение

 

Музыкальное воспитание – важнейшее средство формирования духовного облика человека, его идеалов. Оно необходимо не только каждому человеку в отдельности, но и обществу в целом.

 

С помощью музыки осуществляется  эстетическое, нравственное воспитание, понимание ребёнком прекрасного и становление его духовности. Эмоциональная отзывчивость на музыку – одна из важнейших музыкальных способностей.

 

Активное пение или слушание музыки развивают эмоциональность и восприимчивость ребёнка. Восприятие – это исходная точка возникновения переживаний, в том числе и музыкальных. Если музыкальное восприятие сопровождается зрительными, осязательными и другими компонентами, то музыкальное переживание ребёнка становится глубже.

 

       Чем активнее воспитатель делает эту работу, тем больше нового дети могут узнать на музыкальных занятиях, в противном случае музыкальные занятия превращаются  в бесконечное повторение одного и того же, т.е. «топтание на месте»

 

       Успехи воспитателя в значительной мере зависят от интенсивности работы музыкального руководителя с ним. Чем  меньше подготовлен воспитатель, тем больше приходится музыкальному руководителю заниматься непосредственно  с детьми.

 

Литература

  1. Кабалевский Д.Б. Как рассказать детям о музыке. – М.: «Современный композитор», 1982.
  2. Матонис В.П. Музыкально-эстетическое воспитание личности. – М.: «Академия», 1988.
  3. Михайловская Н.М. Музыка и дети. – М.: «Современный композитор», 1977.

Рекомендации для воспитателей

 

Педагогу-воспитателю необходимо:

1. Знать все программные требования по музыкальному воспитанию.

 2. Знать музыкальный репертуар своей группы, быть активным помощником музыкальному руководителю на музыкальных занятиях.

 3. Оказывать помощь музыкальному руководителю в освоении детьми программного музыкального репертуара, показывать образцы точного выполнения движений.

 4. Проводить регулярные музыкальные занятия с детьми группы в случае отсутствия музыкального руководителя.

 5. Разучивать движения с отстающими детьми.

 6. Углублять музыкальные впечатления детей путем прослушивания музыкальных произведений в группе с помощью технических средств.

7. Развивать музыкальные умения и навыки детей (мелодический слух, чувство ритма) в процессе проведения дидактических игр.

 8. Владеть элементарными навыками игры на детских музыкальных инструментах (металлофоне, тембровых колокольчиках, деревянных ложках и др.).

 9. Осуществлять музыкальное развитие детей, используя все разделы работы: пение, слушание музыки, музыкально-ритмические движения, игру на ДМИ, музыкально-дидактические игры.

 10. Учитывать индивидуальные возможности и способности каждого ребенка.

 11. Развивать самостоятельность, инициативу детей в использовании знакомых песен, хороводов, музыкальных игр на занятиях, прогулке, утренней гимнастике, в самостоятельной художественной деятельности.

 12. Создавать проблемные ситуации, активизирующие детей для самостоятельных творческих проявлений.

 13. Привлекать детей к творческим играм, включающим в себя знакомые песни, движения, пляски.

 14. Использовать имеющиеся у детей музыкальные умения и навыки на занятиях по другим видам деятельности.

 15. Включать музыкальное сопровождение в организацию занятий и режимных моментов.

 16. Принимать непосредственное участие в диагностическом обследовании своих воспитанников по выявлению музыкальных умений и навыков, индивидуальных возможностей каждого ребенка.

 17. Принимать активное участие в подготовке и проведении праздников, развлечений, музыкальных досугов, кукольных спектаклей.

 18. Готовить тематические подборки поэтического материала к развлечениям и музыкальным утренникам.

 19. Оказывать помощь в изготовлении атрибутов, оформлении музыкального зала для праздников и развлечений.

 20. Быть артистичным, изобретательным, эмоционально мобильным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности музыкального воспитания в логопедическом детском саду

Особенности музыкального воспитания в работе с детьми имеющими общее недоразвитие речи (ОНР)...

Музыкальное воспитание в логопедическом детском саду.

В работе рассматриваются особенности развития детей с тяжелыми нарушениями речи. Представлены цель и задачи музыкального воспитания в речевом саду. Описаны особенности работы по всем видам музыкальной...

Задачи музыкального воспитания детей в детском саду.

Задачи музыкального воспитания детей  в детском саду.                                        ...

Доклад на тему: Формы и методы музыкального воспитания детей в детском саду.

Предоставленные в докладе материал полностью расткрывает формы и методы, которые использует музыкальный руководитель на музыкальных занятиях в ДОУ...

Рекомендации родителям по музыкальному воспитанию детей в детском саду.

Рекомендации родителям по музыкальному воспитанию детей старшего  и младшего дошкольного возраста....

Значение и задачи музыкального воспитания детей в детском саду.

Разные виды искусства обладают специфическими средствами воздействия на человека. Музыка же имеет возможность воздействовать не только на взрослого, но и на ребенка на самых ранних этапах его развития...

Музыкальное воспитание детей в детском саду

  Работа музыкального руководителя в дошкольном образовательном учреждении на современном этапе наполняется новым содержанием – растить человека, способного к самостоятельному т...