Проект Фольклор для малышей
проект (младшая группа)

Каждый педагог хочет, чтобы речь его маленьких воспитанников была не только правильной, точной, но и живой, выразительной, чтобы воспитанники чувствовали красоту родного языка и умели пользоваться его богатствами! Ведь именно родной язык играет уникальную роль в установлении личности человека.

Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит необходимым условием воспитания и обучения, особенно в младшем дошкольном возрасте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_folklor.docx33.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №4 «Радуга»

Поспелихинского района, Алтайского края

Проект

Фольклор для малышей

муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №4 «Радуга» (корпус «Ракета»)

Выполнила: воспитатель

«Детский сад №4 «Радуга» (корпус «Ракета»)

 Мамон Светлана Александровна

С.Поспелиха

2019г.

Содержание:

  1. Пояснительная записка……………………………………………………2
  2. Актуальность………………………………………………………………3
  3. Цель………………………………………………………………………...4
  4. Задачи………………………………………………………………………4
  5. Продолжительность, участники………………………………………….4
  6. Формы, методы и приемы организации…………………………………5
  7. Планируемые результаты………………………………………………...5
  8. Этапы (подготовительный, основной, заключительный)………………5
  9. Комплексно – тематическое планирование……………………………..6
  10. Сотрудничество с родителями…………………………………………..9
  11. Результативность………………………………………………………….9
  12.  Список литературы………………………………………………………10

1. Пояснительная записка.

Речь является одним из важных источников познания окружающего мира, необходимым компонентом общения, в процессе которого она формируется. Для ребенка хорошая речь – залог успешного обучения и развития. Кому неизвестно, что дети с плохо развитой речью не редко оказываются неуспешными по многим предметам. Да и взаимоотношения со сверстниками у таких детей не складываются. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта и эмоций, подготавливают условия для успешного обучения в школе. Освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами, свободно вступать в речевое общение со сверстниками. Не все дети одинаково успешно овладевают фонетической, лексической, грамматической стороной речи. Но именно их взаимосвязь является важнейшим условием формирования связной речи. Проблемой развития речи занимались такие ученые А.А. Леонтьев, А.С. Рубинштейн, О.С. Ушакова. Л.С. Выгодский на основе длительного изучения мышления и речи пришел к выводу: «Есть фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование характера и эмоций находится в непосредственной зависимости от речи». Ведь своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте одно из условий нормального развития ребенка.

Детский фольклор – это особая часть народной культуры имеет важнейшее значение в становлении и развитии личности, каждого вновь появившегося на свет человека. Ценность детского фольклора заключается в том, что с помощью его взрослые легко устанавливают с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазий, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость, и в тоже время оказывают на ребенка воспитательное, развивающее воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме народные произведения таят в себе не малое богатство – смысловое, звуковое и речевое.

2.Актуальность:

Каждый педагог хочет, чтобы речь его маленьких воспитанников была не только правильной, точной, но и живой, выразительной, чтобы воспитанники чувствовали красоту родного языка и умели пользоваться его богатствами! Ведь именно родной язык играет уникальную роль в установлении личности человека.

Язык и речь традиционно рассматривались в психологии, философии и педагогике как узел, в котором сходятся различные линии психического развития: мышление, воображение, память, эмоции. Являясь важнейшим средством человеческого общения, познания действительности, язык служит необходимым условием воспитания и обучения, особенно в младшем дошкольном возрасте.

Особую значимость в развитии речи малыша с первых дней посещения ДОУ играет фольклор. Знакомство ребенка с художественной литературой начинается с произведений устного народного творчества – потешек, прибауток, песен, народных сказок. Особую значимость фольклор приобретает в период привыкания к новой обстановке детского сада, когда он скучает по дому, маме, еще не может общаться с взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции, симпатию к пока еще малознакомому человеку – воспитателю. Ведь многие народные произведения позволяют вставить любое имя, не изменяя содержания.

Язык произведений фольклора отличается образностью, выразительностью, он воздействует не только на мысли, но и на чувства ребенка. Именно ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. Ласковый говорок прибауток, потешек вызывает радость не только у малыша, но и у взрослого, использующего образный язык народного поэтического творчества для выражения своей заботы, нежности, веры в ребенка.

Произведения художественной литературы и устного народного творчества – важное средство формирования образности речи. Вслушиваясь в певучесть, образность народного языка, ребенок не только овладевает речью, но и приобщается к красоте и самобытности слова. Простота звучания потешек помогает детям запомнить их. Они начинают вводить народные потешки в свои игры. Осознавая роль художественной литературы как средства умственного воспитания, детей нужно знакомить с достоинствами разных жанров литературных произведений, устного народного творчества, развивать поэтический слух, умение чувствовать языковое богатство литературного языка.

3. Цели: Приобщение воспитанников младшего дошкольного возраста к культурным ценностям и народным традициям к народному фольклору.

4.Задачи:

1.Формировать представление младших дошкольников о культурных ценностях, и народных традициях средствами народного фольклора.

2. Познакомить воспитанников с народным фольклором, помочь им понять содержание, желание повторять и использовать самостоятельно в повседневной жизни.

3. Расширить и активизировать словарь воспитанников.

4. Прививать любовь к красоте и мудрости русской речи средствами народного фольклора.

5. Вид проекта: групповой

Тип проекта: познавательно - творческий

Срок реализации:01.11.2019 - 30.11.2019г.

Участники проекта: воспитанники, воспитатели, родители.

Предварительная работа:

Подбор фольклора: сказок, потешек, колыбельных песен, загадок, считалок, пальчиковых игр, прибауток в соответствии с возрастом детей. Подбор иллюстративного, наглядного, дидактического материала. Взаимодействие с родителями, рекомендации. Организация предметно-развивающей среды в группе.

6. Форма проведения:

- Непосредственно – образовательная деятельность: инсценеровка сказки, пересказ по вопросам, совместный пересказ ребёнка и педагога, хоровое проговаривание, игра-драматизация.

Продукт проекта:

Картотека потешек, загадок, считалок.

7.Планируемый результат:

Создать систему работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры, средствами народного фольклора развитие диалогической и монологической речи детей, использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок, колыбельных песен, установление партнёрских взаимоотношений педагога и родителей по вопросам патриотического воспитания детей.

I этап. Подготовительный

8.Задачи:

1.Проанализировать состояние воспитательно-образовательного процесса детского сада по использованию фольклора.

2. Подобрать литературу по фольклору.

3. Изучить программно-методическое обеспечение по развитию речи.

4.Обмениваться опытом работы с воспитателями по расширению знаний в использовании фольклора.

5. Оформление лэп-бука по теме «Фольклор для самых маленьких».

Создание предметно-развивающей среды для развития речи посредством фольклора

Жанры фольклора

Необходимый материал

Потешки и прибаутки

Игрушки: коза, петушок, кошка, заяц…

Куклы БИ-БА-БО: лиса, заяц, ворон…

Картины животных, птиц…

Маски: козы, кошки, мышки…

Музыкальные инструменты: дудочка, колокольчики, бубен…

Ширма

Колыбельные

Куклы, кроватки

Сказки

Настольный театр по сказкам: «Репка», «Теремок»…

Книжки со сказками

Пальчиковый театр по сказке «Репка»

Игрушки

Ширма

Пальчиковые игры

Картинки: сорока

Объемные модели ладони

Загадки

Игрушки животных, птиц

Картинки

2 этап:

9.Реализация проекта:

На данном этапе ведётся работа в образовательных областях: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие» через режимные моменты, организованную образовательную деятельность педагога с детьми, совместную деятельность педагога с детьми, самостоятельную детскую деятельность.

Дата

Вид деятельности

Результат

Предметно-развивающей среда

1 –я неделя

Разучивание потешек «Кисонька – Мурысенька»

Разучивание прибаутки «Кошка в лукошке»

Пальчиковая игра «Пальчик-пальчик, где ты был?»

Словесная игра «Ладушки , ладушки»

Закличка «Медведь топтучий»,

- н/п игра «Собери картинку»

Дети знают потешку и играют в пальчиковую игру.

Книги с потешками.

Картинки животных для игры

2 –я неделя

Беседа об особенностях зимы на тему «Зима не лето, в шубу одета»

Разучивание потешки «Идет коза рогатая»

Народные игры с движениями из серии «Говорушки»

Разучивание колыбельной «Ай-бай,бай, ты собачка не лай»

Пальчиковая игра «Этот пальчик хочет спать»

Чтение русской народной сказки «Снегурочка»

Инсценировка по сюжету литературного произведения «Сказка о глупой мыши»

- словесная игра «Расскажи сказку»

Дети знают признаки зимы и колыбельную песню.

Картинки: зима, лето.

Книга «Снегурочка».

Картинки, куклы для инсценировки сказки: Мама-мышка, мышонок, утка, жаба, лошадь, свинка, курица, щука, кошка.

3 –я неделя

Беседа на тему «Докучные сказки»

«Пришел медведь к броду, бултых в воду»

Пальчиковая игра «Моя семья»

Разучивание колыбельной«Котик серый, хвостик белый»

н/п игра «Вспомни сказку»,

театр на палочках

Дети знают пальчиковую игру «Моя семья»; колыбельную.

Герои сказок на палочках.

4 –я неделя

Беседа о русской народной песне

Беседа о прибаутках

Разучивание пестушки «Потягушки, потягушки»

Дети знают пестушку «Потягушки, потягушки»

Аудио записи русских народных песен.

10. Результативность:

1.Сформировано представление младших дошкольников о культурных ценностях, и народных традициях средствами народного фольклора.

2.Воспитанники познакомились с народным фольклором, понимают содержание, повторяют и используют самостоятельно в повседневной жизни.

3.Расширился и активизировался словарь воспитанников.

4. Привита любовь к красоте и мудрости русской речи средствами народного фольклора.

5. Изучены программно-методическое обеспечение по развитию речи и литература по фольклору

6 .Организована и оформлена предметно – развивающая среда.

Оформлен, лэп-бук по теме «Фольклор для самых маленьких».

11. Сотрудничество с родителями:

-Подобраны методические рекомендаций для родительского уголка по использованию фольклора и народных игр в домашних условиях.

- Привлечены родители к изготовлению разных видов театра (на палочках, пальчиковый).

- Участие родителей совместно с детьми в подготовке выставки рисунков по сказкам.

12. Использованная литература:

1. Белая К.Ю. Педагогический совет в дошкольном образовательном учреждении: Подготовка и проведение. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 48с

2. Под. ред. Драгуновой О.В.Программа воспитания ребенка дошкольника.-Чебоксары: Чуваш.кн.изд-во, 1995.-231с.

3. Елецкая О.В., Вареница Е.Ю. День за днем говорим и растем: Пособие по развитию детей раннего возраста.-М.:ТЦ Сфера,2005.-224с.

4. Мельников М.Н. Русский детский фольклор: Учебное пособие для студентов педагогических институтов – М.: Просвещение, 1987. – 240с.

5. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников. – М.: Изд-во Институт Психотерапии, 2001. – 240с.

6. Федоренко Л.П., Фомичева Г. А., Лотарев В. К., Николаичева А.П. Методика развития речи детей дошкольного возраста: Учебное пособие для учащихся дошкольных педагогических училищ. – 2-е издание, доработанное – М.: Просвещение, 1984. – 240с.

7. Хрестоматия для маленьких.

8. Павлова Л.Н., Волосова Е.Б., Пилюгина Э.Г.Раннеедетство:познавательное развитие. Методическое пособие.-М.; Мозаика-

Синтез,2000.-152с.

9. Под. ред.Запорожца А.В. и Марковой Т.А. Воспитание и обучение в детском саду. -М.: «Педагогика»,1976.-560с.

10. Сохин Ф.А., Ушакова О.С., Арушанова А.Г. и др.Занятия по развитию речи в детском саду; Кн.для воспитателя детского сада.-М.: Просвещение,1993


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для малышей "Пальчиковая гимнастика для малышей"

Предлагаю вам мою подборку пальчиковой гимнастики, которую можно освоить в младшем дошкольном возрасте. Применение пальчиковой гимнастики в ежедневной работе поможет развить мелкую моторику рук, а так...

Пестование малыша. как инструмент для развития речи малыша. Опыт наших предков.

В древности детей пестовали. Это сейчас их воспитывают, взращивают, обучают и обихаживают…Пестование — это целый процесс настройки родителей на биоритмы ребенка и настройки ребенка на биополе Земли. О...

До-21.12.2015года-Страницы электронного альбома "Малыши о празднике победы" (рисунки моих малышей).

 Предшествующая работа - рассматривание картин и иллюстраций на тему о войне, чтение художественных произведений, просмотр видео о салюте в честь дня победы....

статья для познавательной газеты для малышей и их родителей «Малыш» с года до четырех лет, учебно-методический центр профессионального и дополнительного образования г. Нижнекамска, № 3 2014 год.

Статья для познавательной газеты для малышей и их родителей  «Малыш» с года до четырех лет, учебно-методический центр профессионального и дополнительного образования г. Нижнекамска, № 3 2014 год....

Конспект родительского собрания на тему "Здоровый малыш-счастливый малыш"

Данный материал разработан для группы компенсирующей направленности. Родителям была дана информация о здоровьесберегающих технологиях, которые мы применяем в своей работе, о средствах оздоровления и у...

Программа адаптации малышей "Ладошки малышей"

Программа адаптации малышей "Ладошки малышей"...

Краткосрочный проект во второй группе раннего возраста по формированию культуры здоровья «Здоровый малыш – счастливый малыш!»

Формирование культуры здоровья у детей  раннего возраста; сохранение и укрепление здоровья детей; приобщение детей и их родителей к здоровому образу жизни....