Проект по самообразованию «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 3-5 лет».
проект (младшая группа)

Речь является одним из важных источников познания окружающего мира, необходимым компонентом общения, в процессе которого она формируется. Для ребенка хорошая речь – залог успешного обучения и развития. Кому неизвестно, что дети с плохо развитой речью не редко оказываются неуспешными по многим предметам. Да и взаимоотношения со сверстниками у таких детей не складываются. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта и эмоций, подготавливают условия для успешного обучения в школе.

Фольклор – одно из действенных и ярких средств, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношения к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Детский фольклор – это особая часть народной культуры имеет важнейшее значение в становлении и развитии личности, каждого вновь появившегося на свет человека. Ценность детского фольклора заключается в том, что с помощью его взрослые легко устанавливают с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение.. 

Интересное содержание, богатство фантазий, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость, и в тоже время оказывают на ребенка воспитательное, развивающее воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме народные произведения таят в себе не малое богатство – смысловое, звуковое и речевое.

Цель работы: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №4 «Радуга» (корпус «Ракета»)

Поспелихинского района, Алтайского края

План самообразования воспитателя младшей – средней 2 группы

на 2019 –2021 учебный год на тему «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 3-5 лет».

Выполнила: Мамон Светлана Александровна

Содержание:

  1. Пояснительная записка……………………………………………………3
  2. Актуальность………………………………………………………………4
  3. Цель………………………………………………………………………...5
  4. Задачи………………………………………………………………………5
  5. Продолжительность, участники………………………………………….6
  6. Формы, методы и приемы организации…………………………………6
  7. Планируемые результаты………………………………………………...7
  8. Этапы (подготовительный, основной, заключительный)………………8
  9. Комплексно – тематическое планирование……………………………..8
  10.  Сотрудничество с родителями………………………………………….10
  11.  Список литературы………………………………………………………10

           1.Пояснительная записка.

      Речь является одним из важных источников познания окружающего мира, необходимым компонентом общения, в процессе которого она формируется. Для ребенка хорошая речь – залог успешного обучения и развития. Кому неизвестно, что дети с плохо развитой речью не редко оказываются неуспешными по многим предметам. Да и взаимоотношения со сверстниками у таких детей не складываются. Обучая ребенка родной речи, взрослые способствуют развитию его интеллекта и эмоций, подготавливают условия для успешного обучения в школе. Освоение языка, его грамматического строя дает возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами, свободно вступать в речевое общение со сверстниками. Не все дети одинаково успешно овладевают фонетической, лексической, грамматической стороной речи. Но именно их взаимосвязь является важнейшим условием формирования связной речи. Проблемой развития речи занимались такие ученые А.А. Леонтьев, А.С. Рубинштейн, О.С. Ушакова. Л.С. Выгодский на основе длительного изучения мышления и речи пришел к выводу: «Есть фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование характера и эмоций находится в непосредственной зависимости от речи». Ведь своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном возрасте одно из условий нормального развития ребенка. В настоящее время наблюдается тенденция увеличения количества детей с речевыми отклонениями или нарушениями в результате воздействия какого-либо потенциального фактора. Это ухудшение состояния здоровья детей, существенное сужение объема «живого» общения, культуры в обществе, дисбаланс семейного воспитания в вопросах развития речи. Все эти отклонения сами по себе не исчезают и при отсутствии специально организованной коррекционной работы могут отрицательно сказаться на дальнейшее развитее ребенка, поэтому необходимо целенаправленной обучение речи и речевому общению.

Фольклор – одно из действенных и ярких средств, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащает чувства и речь малышей, формирует отношения к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Детский фольклор – это особая часть народной культуры имеет важнейшее значение в становлении и развитии личности, каждого вновь появившегося на свет человека. Ценность детского фольклора заключается в том, что с помощью его взрослые легко устанавливают с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазий, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость, и в тоже время оказывают на ребенка воспитательное, развивающее воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме народные произведения таят в себе не малое богатство – смысловое, звуковое и речевое.

Цель работы: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

2.Актуальность выбранной темы

 

        В каждом возрастном периоде дошкольного детства выдвигаются свои задачи речевого развития. Они постепенно усложняются в связи с тем, что с возрастом уровень восприятия литературных произведений повышается, у детей развивается поэтический слух.

 

Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка.

 

 Важнейшим источником  развития выразительности детской речи являются произведения  русского народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные, сказки).

 

 Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Возможность использования русского народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи  детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.

 

         Воспитанники хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям. В этом возрасте необходимо учить детей слушать сказки, рассказы, стихи, потешки, а также следить за развитием действия в сказке, сочувствовать положительным героям. Народные сказки дают образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка. Малыши легко и быстро запоминают такие образы как петушок – золотой гребешок, козлятушки - ребятушки и т. п. Повторение песенок действующих лиц народных сказок, имён героев закрепляет эти образные слова в сознании детей, они начинают использовать их в своих играх. Для чтения младшим дошкольникам нужно использовать и небольшие рассказы, стихотворения. Повторяя, их дети улавливают созвучность строк, музыкальность стиха, легко воспринимают, а потом запоминают всё стихотворение, тем самым обогащая свою речь.

 

        Устное русское народное творчество - неоценимое богатство каждого    народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

При разработке проекта использовались документы:

- Федеральный закон РФ «Об образовании»от 29.12.2012 N 273-ФЗ

-Конвенция о правах ребенка;

-ФГОС дошкольного образования – Приказ Министерства образования науки № 1155 от 17.10.2013 г.;

Основная образовательная программа МКДОУ «Детский сад № 4 «Радуга»  (корпус «Ракета») 2019г

3.Цель работы: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности; объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора.

4.Задачи:

1. Приобщать детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами посредством театральной деятельности.

2.  Развивать творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.

3. Воспитывать эстетические чувства при знакомстве с образцами русского народного творчества.

4. Внедрение новых форм работы с использованием русского народного творчества для развития речи детей, создание соответствующей предметно-пространственной развивающей среды.

Срок работы над темой: сентябрь-май 2019-2021 учебного года.

6.Методы и приемы работы по ознакомлению детей с русским народным творчеством 

-Заучивание потешек, прибауток, закличек.

-Использование пословиц, загадок, поговорок.

-Чтение художественной литературы.

-Использование пальчиковых игр, русских народных песен и танцев.

-Проведение русских народных игр.

-Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.

-Применение игрушек и изделий народных промыслов.

-Представление кукольного театра.

-Разыгрывание сценок и эпизодов сказок.

-Рассказ о народных обычаях и традициях.

-Рассматривание иллюстраций о русском быте.

-Беседы, вопросы, разъяснения

7.Планируемый результат

  1. Повышение интереса к устному народному творчеству у детей.
  2. Развитие фантазии и воображения у детей 3 – 5 лет.
  3. Формирование у детей первоначальных представлений о средствах актерской выразительности и базовых знаний о театральном искусстве.
  4. Обогащение устной речи детей дошкольного возраста.
  5. Дети готовы к творческой деятельности в любой образовательной области.
  6. У родителей сформировались представления о создании благоприятного эмоционального и социально-психологического климата для полноценного развития ребенка.

Комплексно – тематическое планирование

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Работа с детьми

Сентябрь

Подготовка материала, учебной литературы по русскому народному творчеству.

Знакомство детей с устным русским народным творчеством через сказки.

 

Чтение русских народных сказок: «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба», «Маша и Медведь», «Лисичка со скалочкой» и др.

Октябрь

Отгадывание загадок. Приобрести в группу раскраски по русским народным сказкам.

Досуг «Вечер загадок». Изготовление атрибутов дидактических игр «Угадай сказку», «Из какой сказки герой»

 

Ноябрь

Знакомство с колыбельными песнями («Баюшки-баю», «Котик - Коток», «Ой - люли» и др.)

Создание картотеки колыбельных песен

Декабрь

Театрализованная постановка.

Инсценирование русской народной сказки «Теремок».

Январь

Разучивание считалок

 

Создание картотеки считалок для работы с детьми.

 

Февраль

Просмотр кукольного театра по русским народным сказкам, хороводы, подвижные игры.

 

Развлечение «Широкая Масленица».

Март

Пальчиковые игры на основе русских народных потешек.

Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками».

Создание картотеки пальчиковых игр.

Апрель

Знакомство с закличками, потешками о солнце.

Досуг «Солнышко, нарядись, красное, покажись!»

Создание картотеки потешек для работы с детьми.

Работа с семьёй

Октябрь- Ноябрь

Консультация для родителей «Роль загадки в воспитании дошкольников».

Изготовление папки-передвижки по теме «Роль загадки в воспитании дошкольников».

Январь-Февраль

Консультация: «Почитай мне мама сказку», или «С какими книжками лучше дружить».

Разучивание потешек, песенок, скороговорок, выступление для родителей.

 

«Посиделки» (творческий вечер с участием родителей)

Март

Совместное творчество детей и родителей на тему «Моя любимая сказка».

Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку»

Самореализация

Апрель

Консультация «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки»

Альбом с играми «Русские народные сказки»

Консультация для родителей «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет».

Май

Отчет о проделанной работе по теме самообразования

Оформление папки-передвижки для родителей «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет»

11.Изучение литературы по теме:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС) Д О.

2. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.- метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008.

3. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005

4. Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995.

5. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009.

6. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г.Науменко. М., 1998.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

самообразование : «Влияние устного народного творчества, на развитие речи детей младшего дошкольного возраста».

Цель: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устно...

План самообразования «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей »

Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, ...

План работы по самообразованию "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста"

Влияние устного народного творчества на развитие речи детей младшего дошкольного возраста...

Отчёт по теме самообразования "Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет"

Важнейшим  источником  развития выразительности детской речи являются произведения  устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, ...

план самообразования"Влияние устного народного творчества на развитие речи детей с тяжелыми нарушениями речи"

план самообразования направлен на повышение теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности педагога....

Влияние русского народного творчество на развитие речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

В статье описывается роль сказок,  потешек, пословиц и поговорок на развитие связной речи и ее звукопроизношения....