Народные сказки для развития коммуникативных навыков дошкольников
методическая разработка (средняя группа)

Миничева Лидия Андреевна

Статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

Народные сказки для развития коммуникативных навыков дошкольников

Дошкольное образование строится на реализации ФГОС ДО, основная цель которых развитие личности ребенка, что невозможно без формирования коммуникативных навыков.

Под коммуникативными навыками понимается способность передавать и получать информацию. Это подразумевает умение выражать свои мысли, улавливать смысл сказанного собеседником и правильно реагировать на чужие мысли.

Дошкольники осваивают коммуникативные умения в различных видах деятельности. Важно использование адекватных и эффективных возрасту и психологическим особенностям средств и методов, которые обеспечивают эффективное формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста, например, игровые, коррекционные и развивающие технологии.

Сказка – это одна из эффективных и современных технологий, направленных на развитие коммуникативных навыков дошкольников является. Народная сказка - это история или небылица, которую сочинили люди Именно сказка может служить не только целям обучения и воспитания, так как она  не несет в себе дидактики и нравоучений, присутствует образность и метафоричность языка, психологическая защищённость.

Сказка учит детей в жизненных ситуациях, понимать, как лучше поступить в той или иной жизненной ситуации. Дети воспринимают и усваивают причинно-следственные связи, существующие в реальном мире. Слушание рассказов и сказок помогает детям увидеть в них отголоски собственной жизни, накапливается положительный эмоциональный заряд, укрепляя свой социальный иммунитет.

В сказке речь идет о противоборстве добра и зла, всегда побеждают положительные герои, они наполнены приключениями, волшебством и умеющими разговаривать животными.

Сказка – прекрасный метод для формирования коммуникативных умений. Сказка оказывает огромное влияние на развитие и обогащение речи детей, учатся употреблять в процессе взаимоотношений со взрослыми и сверстниками слова и выражения. Дети, повторяя образные слова и выражения из сказки, начинают задумываться над их прямым и переносным значением.

Особенности народной сказки:

-язык ритмичен,

- слова зарифмованы,

- героям даны определения,

-герои интересны,

-приключения повышают интерес и вовлеченность детей.

Принципы работы со сказками:

1.Осознанность

Осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета; понимание роли каждого персонажа в развивающихся событиях.

Цель: показать воспитанникам, что одно событие плавно вытекает из другого, даже не смотря на то, что на первый взгляд незаметно. Важно понять место, закономерность появления и назначения каждого персонажа сказки.

2. Множественность

Понимание того, что одно и тоже событие, ситуация могут иметь несколько значений и смыслов.

Цель: показать одну и ту же сказочную ситуацию с нескольких сторон.

3. Связь с реальностью

Осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок.

Цель: кропотливо и терпеливо прорабатывать сказочные ситуации с позиции того, как сказочный урок будет нами использован в реальной жизни, в каких конкретно ситуациях.

В средней группе каждый месяц следует знакомить дошкольников с новой сказкой. Перед чтением сказки - соответствующая подготовка. В начале надо знакомить с новыми словами, давая им объяснения.

Позже с помощью упражнений необходимо выяснить, как дети понимают те или иные обороты речи, могут ли заменить слово синонимом. Например: сдуру - не подумав, бранится- ругается, насилу нашел - долго искал.

После предварительной словарной работы воспитатель сообщает детям, что новые слова, услышанные ими сегодня, живут в сказке, которую он сейчас расскажет. После прослушивания сказки желательно провести с детьми беседу по её содержанию. Можно задать несколько вопросов. Чтобы ещё раз подчеркнуть идею сказки, можно вторично рассказать сюжет, содержащий данную идею.

В средней группе следует учить детей правильно оценивать поступки героев, самостоятельно находить нужные слова и выражения.

При работе с сказкой важно учить не только понимать суть произведение, но и любить чтение и сами сказки, сопереживать героям, тогда и эффективность от прочитанного и работы над этим будет высокой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль народной сказки в развитии коммуникативных навыков детей дошкольного возраста

Блогодаря народных сказок, дети начинают более глубоко понимать себя и других людей, учатся ориентироваться в эмоциональной реальности....

Консультация для воспитателей «Развитие коммуникативных навыков дошкольников посредством русской народной сказки»

Консультация для воспитателей «Развитие коммуникативных навыков дошкольников посредством русской народной сказки»В век современных технологий взрослые очень мало уделяют внимания своим дет...

«Развитие коммуникативных навыков дошкольников посредством русской народной сказки». Консультация для родителей

Сказка – это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром человека, мощный инструмент развития коммуникативных навыков....

Консультация для родителей « Развитие коммуникативных навыков дошкольника посредством русских народных сказок»

Через восприятие народной сказки закладываются основы нравственного сознания ребенка. Происходит воспитание национального самосознания, сохранение народных традиций. Именно через сказку...

Роль народной сказки в развитии коммуникативных навыков детей дошкольного возраста

Народная сказка - это история или небылица, которую сочинили люди. Такое повествование не имеет конкретного автора, но оно отображает характер и ценности народа, который его сотворил....

Народные сказки для развития коммуникативных навыков дошкольников.

Сегодня стали незаслуженно забываться наиболее эффективные и проверенные способы и средства воспитания детей.Сказки представляют собой одно из самых древних средств нравственного, этического воспитани...