Статьи
статья (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Настольно – печатная игра «Уьуйаан хонуута» по гендерному воспитанию детей старшего дошкольного возраста.
Бурнашева О.И
Воспитатель муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 28 «Кэнчээри» с. Танда» Усть – Алданского улуса
E – mail: IBoksana83@mail.ru
Аннотация. В статье обоснованы возможности настольно – печатной игры в воспитании гендерных представлений детей старшего дошкольного возраста. Автором рассматривается использование этнокультурного компонента в игре.
Игра является для детей дошкольного возраста самым необходимым средством обучения. В игре дети активны, изобретательны и приобретают практику нравственного поведения, усваивают традиции родного народа, приобретают универсальные психологические качества человека. В наших играх с этнокультурным колоритом дети приобщаются к духовным ценностям, осознают свои гендерные поведения [1, с. 129]
Разработанная нами настольно – печатная игра позволяет использовать разные виды детской деятельности, интегрировать компоненты образовательных областей. Содержание данной игры позволяет широко использовать инновационные технологии как, квест игры, электронные игры программе «SMART», адвент.
Этнокультурная колоритность данной игры позволяет решать следующие задачи:
- формирование и владение родной речью;
- приобщение к ценностям фольклора, быта, традиций, обычаев;
- воспитание гендерного самосознания у детей народа Саха.
По теме гендерного воспитания детей дошкольного возраста существует множество различных методов и приемов. Но самое актуальное решение по теме гендерного воспитания мы увидели в игре с этнокультурным колоритом. И с нашими родителями мы остановились на настольно – печатных играх и придумали для наших малышей игру под названием «Уьуйаан хонуута». Цель игры: формирование гендерных представлений и воспитание культуры взаимоотношения между мальчиками и девочками посредством использования принадлежности быта, обычаев, традиций народа Саха. Описание игры: игра бродилка с разделенным на две части полями (размер А3) для девочек и мальчиков с игральным кубиком с фишками и карточками с заданиями для мальчиков и девочек отдельно. Вместо фишек можно использовать пуговицы или мелкие игрушки. В ходе игры дети выполняют различные задания. (ситуации, ребусы, подвижные игры, головоломки, квест задания, блиц – вопросы). Например: если на кубике выпала цифра 4, то игрок делает четыре хода. Кружочки ходов разного цвета (в поле девочек), каждый цвет обозначает различные задания, например, зеленый цвет задания с подвижными играми, красный кружочек – загадки, кружок с изображение сюрприза – призовой и т .д. Если участник не справился с заданием, то вся команда делает один ход назад. Игра заканчивается, если все игроки дошли до финиша.
Задания для мальчиков могут быть, например, продолжи пословицу (Норуот кууьэ…, атас туьугар…, эдэртэн эрчимин…), подвижная игра догонялки «Куйуур», настольно – печатная игра «Булт тэриллэрэ» и т.д. Задания для девочек: сложи кубики «Туос иьиттэр», «Мас иьиттэр», «Кэрэчээнэни симээ» смарт игра на интерактивной доске (девочки должны наряжать Кэрээчэнэ в национальный костюм и украшения и правильно называть, игра «Оьуор утум» - девочки должны найти и назвать на картине «Кыыс хаппахчата» якутские узоры, «Угадай, как нас зовут?» На этих картинках изображены мальчики и девочки, имена которых зашифрованы в словах-картинках ребусах. Вам нужно определить первый звук в слове, а из первых звуков всех слов-картинок сложить имя (Туйаара – из предложенных картинок составить слово) и т.д.
Решение детьми проблемных заданий в игре «Уьуйаан хонуута» вызвало у них эмоциональный отклик и способствовало познанию мужской и женской роли.
Таким образом, использование настольно – печатных игр с этнокультурным колоритом в гендерном воспитании детей дошкольного возраста позволяет предвидеть перспективы возрождения сторон воспитательной обеспеченности подрастающего поколения народа Саха.
Литература
- «Этнопедагогические факторы духовно – нравственного развития личности детей» Материалы Всероссийской научно – практической конференции «Васильевские чтения» - 3» от 8 – 11 февраля 2018 г. с. 129
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СТАТЬЯ Статья Организация условий для экологической работы с детьми внутри дошкольного образовательного учреждения
Мир природы – это естественная среда обитания человека, обеспечивающая нормальное существование и жизнедеятельность людейВ дошкольном детстве закладываются основы личности и в том числе позитивное отн...

Идеальный отец « Отцом может стать каждый, но только настоящий мужчина способен стать Папой »
Он всегда готов поддержать и помочь Он понимает, что ребенок не должен быть точной его копией Он - оплот дисциплины...

Статья на тему:Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста на основе произведений устного народного творчества. Статья на тему: Конструктивное взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.
«Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов...

Статья на тему:"Обучение детей управлению куклами на ширме" ( статья ориентирована на младший и средний возраст)
Знакомясь с куклами,детям необходимо объяснить основные приемы кукловождения. Когда игрушки "разговаривают",то слегка двигаются,другая внимательно слушает....

статья в сборнике научно - практических и научно - методических статей
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822887","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"349","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6822913","at...

СТАТЬЯ Статья по театрализованной деятельности (младший дошкольный возраст) по теме: "Значение театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста"
ldquo;Театр – это волшебный мир.Он дает уроки красоты, моралии нравственности.А чем они богаче, тем успешнееидет развитие духовного мирадетей…”(Б. М. Теплов)Театр, как известно, лю...

Статья "Чтобы стать дубовым росточком..."
Нашей младшей группе полгода. Наряду с командообразованием, у нас активно идет процесс формирования круга чтения. Причем, по моим наблюдениям, они связаны: чем сплоченнее группа, тем интереснее происх...
